ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 12
2003

Одесские новости: от конкурса до премьеры
Памяти джазового музыканта

Конкурс памяти Ростислава Кобанченко прошел 22 марта в Большом зале Одесского училища искусств и культуры им. К.Ф.Данькевича. В четвертый раз эстрадно-джазовый отдел училища - более 60 молодых конкурсантов - отдали дань памяти одесского музыканта, который стоял у самых истоков джазового образования в нашем городе. Хорошей традицией этого события стало также присутствие в зале близких родственников и друзей Ростислава Кобанченко, который ушел из жизни в 38 лет, оставив на своих учеников специальный класс гитары, а студентам - десятки новых переложений сложностей музыки для биг-бэнда и высокие награды за выступления ансамблей его класса на различных конкурсах и фестивалях.
Детищем Ростислава Кобанченко - джазовым оркестром младших курсов - ныне руководит выпускник отдела Никита Литовко. Его выступление открывало конкурсную программу и было удостоено дипломом и специальным призом радиостанции "Гармония мира" - "За продолжение и развитие джазовых традиций". 
Четырехчасовый конкурсный марафон объединил различные исполнительские стили, жанры, известные джазовые и эстрадные темы с авторскими композициями, нотные варианты - с оригинальными аранжировками. На сцене выступали совсем молодые дебютанты, студенты эстрадно-джазового отдела, выпускники консерватории.
Жюри конкурса (по традиции оно включало ведущих одесских джазовых профессионалов) разделило конкурсантов на две возрастные группы и в определении почетных званий руководствовалось оригинальностью исполнения, владением средствами джазового языка, убедительностью и эмоциональностью исполнения.
Дипломантами джазового конкурса стали юные пианисты Георгий Посуховский и Тарас Кузнецов, дуэт "Summer Wind" - Настя Долженко и Кристина Темченко, саксофонист Андрей Драло (город Южный), певицы Анина Диасамидзе и Юлия Кацнельсон, рок-джаз квартет Дениса Донцова, скрипач Роман Яцый.
Лауреатами конкурса стали "старожилы" - Наталья Оцабрик (1 премия), которая в третий раз принимала в нем участие (впервые - еще в шестилетнем возрасте!), и ансамбль "Акцент" Романа Василенко (город Южный, 2 премия), участник всех четырех конкурсов. В старшей группе жюри выделило выступления ансамблей студентов училища: Paskal-Band (2 премия), Александр Мельничук из "Jazz-Inside" (1 премия).
В торжественной обстановке были вручены также специальные призы управления культуры облгосадминистрации, Клуба Высокой музыки, фирмы Кодак-Тема, "Джаз-клуба" радиостанции "Гармония мира".
В заключение председатель жюри Николай Голощапов сказал: "Мы понимаем, что наш конкурс далек от совершенства, но при этом он стал хорошей традицией, привлекает к участию совсем юных музыкантов, новые творческие идеи студентов училища, консерватории и позволяет сохранить память о хорошем музыканте, энергичном человеке, талантливом педагоге. Надеемся, что через два года на пятом конкурсе памяти Ростислава Кобанченко появятся новые имена джазового поколения нового века."

Новый джазовый проект Сергея Терентьева

29 марта в зале Одесской филармонии выступил квартет Сергея Терентьева. Новый состав ансамбля включал саксофониста Сергея Матвиенко, басиста Игоря Небогу, гостем программы стала певица Аза Бережная.
Функции лидирующего голоса рояль Терентьева разделил с саксофонами Сергея Матвиенко. Его альт-саксофон чаще был настроен на лирику, а тенор-саксофон - на более напряженный характер звучания и хард-боповый стиль импровизаций. Несомненным украшением квартета стал басист Игорь Небога, безупречный в ритме и корректный в звучании. В сольных эпизодах он зал заслуженно награждал его овациями, а в конце концерта - и букетом цветов. В новом составе более органично и убедительно звучали импровизации Александра Омельченко на ударных.
Надежный ритм и достойный саунд позволили самому Сергею Терентьеву по-настоящему комфортно чувствовать себя за роялем. В его исполнении сочеталась филигранная точность в выборе штрихов и фактуры аккомпанемента со свободными широкими импровизациями. "Стейнвей" звучал замечательно, чутко улавливая мысль солиста: то хрупко и нежно, разливаясь бисером виртуозных пассажей, то грустно и печально в балладных пьесах, то остро и напористо в авторских сочинениях в джаз-роке.
Программу концерта составили оригинальные аранжировки известных джазовых тем Брубека, Монка, Маллигана, Керна. Кульминацией концерта стало сольное исполнение лирико-философской композиции Билла Эванса, которого называют "Шопеном джазового фортепиано". Здесь буквально каждый звук обладал особым содержанием и душевной наполненностью; рояль звучал вдохновенно и трепетно под пальцами одесского джазового Шопена.
Вокальная часть с Азой Бережной была более "нотной" и несколько выпадала из импровизационной стилистики программы квартета, хотя недостаток вокальных импровизаций восполнили инструменталисты.
- Я удовлетворен, - сказал после окончания концерта лидер ансамбля Сергей Терентьев. - Удалось за очень короткий срок поднять довольно сложную и интересную программу. Мне кажется, что удалось главное - создать настроение, а шероховатости всегда имеют место. С этими музыкантами я играл впервые, о будущем ансамбля пока говорить не буду, т.к. оно зависит от некоторых жизненных обстоятельств.

С удовольствием слушая игру ансамбля, публика, к сожалению, вторично была огорчена досадной оплошностью организаторов в выборе формы ведения концерта. Уже давно признано, что джаз обладает особыми и содержанием, и формой, имеет свои традиции исполнения. Не принято на джазовых концертах объявлять каждый номер, и уж вовсе нонсенс - зачитывать биографическую справку.
Концертная программа Сергея Терентьева достойна высокой профессиональной оценки, выступления не только в Одессе, но и крупных джазовых центрах Европы и, разумеется, на профессиональном уровне должна быть и представлена.

Елена ШевченкоЕлена Шевченко,
Радио "Гармония мира", Одесса

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service