ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 14
2003

Ни дня без открытий: Файн играл fine
Григорий ФайнНесколько впечатлений после посещения концерта трио пианиста Григория Файна в Государственном музее музыкальной культуры им. Глинки 11 апреля: стыдно сказать, но про г-на Файна до концерта я ничего не знал. Так, фамилия как-то мелькала мимо ушей - и все. Так что до начала концерта у меня не было никакого предубеждения, равно как и предрасположенности.
Музыкант оказался феноменальным. На его сайте говорится, что он играет в русле Оскара Питерсона. В основном это так, но Питерсон играл, так сказать, всего тремя руками, а г-н Файн обычно начинает пьесу с игры четырьмя руками, а по мере развития темы достает откуда-то пятую и работает ею также. Беглость игры фантастическая: иногда ноты сливаются настолько, что рояль звучит как некий духовой инструмент. Эта необычная техника отнюдь не отменяет музыкального содержания: игра г-на Файна очень внятная. Я не большой поклонник мэйнстрима, но звучала, безусловно, музыка, которую можно слушать многократно.
Следует отметить элегантность игры пианиста. Он упорно делает вид, что его фантастические пассажи - дело самое обычное. Притом он получает явное удовольствие от исполняемой музыки.
Г-н Файн выступал в основном в составе трио. Барабанщик был чрезмерно громкий, а контрабас - вообще никакой: его не было слышно совсем. Но это - беда зала музея им. Глинки: он хотя и маленький, но неважный по акустике.
Весь концерт звучали джазовые стандарты в бешеных ритмах. Была объявлена одна баллада ("Tenderly"), но исполнялась она в темпе, типичном скорее для Чарли Паркера. Впрочем, прозвучала и одна пьеса самого Паркера - можете себе представить скоростной паркеровский темп, ускоренный пропорционально. В целом одноообразие темпов не способствовало разнообразию музыки и концентрации слушательского внимания.
В конце концерта на сцену вышла певица Ольга Олейникова и решительно взяла в руки микрофон. Это была явная заявка на дурной звук, так как звуковое оборудование в зале - крайне низкого качества. Вероятно, пела она хорошо: ее вокальная манера посильно копировала стиль Кармен Макрэй - очень достойный образец для подражания. Но это лишь гипотеза: я пытался слушать только аккомпанирующего пианиста.
Но настоящий сюрприз был исполнен на бис. Г-н Файн рассказал, что сейчас готовится к выпуску диск его песен (музыка и слова - его, поет г-жа Олейникова). И они исполнили одну из песен будущего альбома. Несмотря на то, что звук усилителей лучше не стал, зал (все 30 присутствующих слушателей) слушал завороженно. Очень необычная тема (медленный вальс, по настоящему медленный: кто бы мог подумать - техника г-на Файна прекрасно сочетается и с балладой), хорошие слова на хорошем русском языке. Все-таки по-настоящему песни нужно слушать на своем языке. 
Вообще говоря, принадлежность т.н. джазового вокала к собственно джазу часто сомнительна. Под англоязычным джазовым вокалом слишком часто понимается обычный поп-вокал с некоторым джазовым привкусом. При этом существует очень мало русскоязычных джазово-ориентированных песен. Судя по тому, что я слышал, будущий альбом г-на Файна будет относиться к этому "золотому фонду".
Через пару дней после концерта, не дожидаясь будущего альбома, я заказал альбом Григория Файна в интернет-магазине "Джаз.Ру".

Владимир ГоловачВладимир Головач
технический писатель

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service