ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 16-17
2003

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Weather Reportl
-
"Live and Unreleased"

Columbia/Legacy, 2002

CD 1 - 61:06
CD 2 - 70:21

* * * *

Удивительно, сколько в архивах давно не существующей "Сводки погоды" - ведущего джаз-рокового коллектива 70-х и первой половины 80-х - сохранилось отличных концертных записей, которые, тем не менее, ранее не публиковались! Хватило более чем на два часа, причем версии самых известных пьес из репертуара Weather Report не повторяются и взяты - почти все - из разных концертов. Хотя этот альбом продюсировал только один из двух солидеров группы, пианист и клавишник из Австрии Йозеф Завинуль (живший с конца 50-х в Америке, где он стал известен как Джо Завинул), в нем в избытке пьес и второго солидера - саксофониста Уэйна Шортера, с которым вместе Завинул играл у Майлса Дэйвиса еще в конце 60-х. Есть пьесы и других участников группы, в первую очередь - великого бас-гитариста Джако Пасториуса. Почти все эти вещи хорошо известны по "номерным" альбомам группы, которые ее поклонники, по образцу альбомов рок-групп, трек за треком выучивали наизусть. Однако здесь они предстают временами в довольно неожиданных вариантах. Например, от коронного номера Пасториуса - "Portrait of Tracy" - остался только неясный намек на тему в самом конце записанной на концерте в Мичигане (1977) версии, остальное представляет собой довольно свободное, временами почти атональное музицирование великого басиста. Другие пьесы идут в измененных по сравнению с каноническими версиями темпах, в довольно свободных формах. Вообще заметен (и вряд ли это входило в планы Завинула как продюсера этого альбома) определенный крен в сторону чистого техницизма, разливанного моря скоростного звукоизвлечения, которого Weather Report в "номерных" записях вообще-то довольно удачно избегали. Видимо, таково уж неотъемлемое свойство джаз-рока как жанра: как только контроль за формой ослабляется (а в концертных условиях он ослабляется неизбежно: увеличивается количество отводимых на индивидуальные соло квадратов, "забалтываются" столь лаконично излагавшиеся в студии идеи и т.п.), раскрытие собственно музыкальных идей отступает на второй план, отдавая пространство эгоцентризму бесконечно самовыражающихся солистов. Если еще при этом (как это и случается в джаз-роке, взявшем от роковой своей составляющей огромную звуковую мощь) солисты легко поддаются гипнозу этой мощи - получается могучее, обильное, неудержимое, но очень впечатляющее "поливалово", в данном случае - самое высококачественное в своем роде. Несомненное достоинство этой коллекции - то, что исходные записи делались на многодорожечную технику и были для издания не перемастерены, а заново сведены, причем делал это не только даровитый сын Джо Завинула - Иван, но и такой великолепный мастер, как легендарный звукорежиссер Джим Андерсон.


Jason Moran
-
"Modernistic"

Blue Note, 2002

42:41

* * * * *

С момента своего дебюта в грамзаписи в 1999 г. Джейсон Моран пока не сделал ни одного слабого хода: все говорит о том, что в лице молодого темнокожего бруклинца мы имеем одно из ярчайших новых имен в деле джазового пианизма. Его четвертый сольный альбом - первый по-настоящему сольный: Моран взялся за непростую задачу записать полнометражный альбом сольной фортепианной импровизации - и опять победил. Вся продолжительность стандартного LP слушается на едином дыхании, потому что музыкант не только использовал всевозможные технические и тембровые приемы ("лупы", "подготовленное фортепиано" - видимо, проложенное листом бумаги? - короткие выстрелы рояля, запущенного задом наперед, звук слегка неточно настроенного "домашнего" пианино и т.п.) и огромное стилевое разнообразие, от архаичного досвингового страйда до хип-хопа (в 9-м треке Джейсон продолжает серию своих "Гангстеризмов" с предыдущих альбомов - на этот раз имитируя дружный топот самодеятельных рэперов в школьном кафетерии дерганием руками за струны рояля), от Роберта Шумана (впечатляющая версия "Auf Einer Burg") до совершенно свободной импровизации в новейших кластерных созвучиях - он умудрился объединить все это эклектичное, разношерстное множество выразительных средств в единое полотно, заставил все это множество звуков работать друг на друга и на общую идею альбома ("Ты должен быть модернистом!" - заглавие славной старинной, жизнерадностной, манерной темки Джеймса Пи Джонсона, открывающей эту запись). Молодой пианист взял непростую вершину: он не демонстрирует школу - он создает музыку, он не показывает себя - он углубляется в свой жизненный опыт, заставляя служить ему все, чем он овладел как пианист и как музыкальный мыслитель. И очень современный мыслитель. Действительно - модернист.

Константин ВолковКонстантин Волков

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service