ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 16-17
2003

Ростов, V Всероссийский конкурс молодых джазовых исполнителей: как это было
Минувшие несколько дней - с 24 по 28 апреля - посвящены была давно ожидавшемуся ростовчанами событию, V Всероссийскому конкурсу молодых джазовых исполнителей, который традиционно каждые три года проходит в нашем городе. 
Открытие конкурса состоялось 24 апреля в зале Ростовского училища искусств. Выступление ростовского оркестра Михаила Радинского создавало непринужденное праздничное настроение. Не обошлось без традиционных вступительных слов чиновников министерства культуры и администрации города и области. Потом на сцене появились члены жюри - именитые деятели российского джаза: народный артист, профессор Игорь Бриль, заслуженный артист и тоже пофессор - Александр Осейчук, а также Михаил Ковалевский, известный джазовый критик из Санкт-Петербурга Владимир Фейертаг и, конечно же, представители ростовской джазовой школы - Владимир Попов, Юрий Кинус, Петр Назаретов, Михаил Радинский, Адам Терацуян и самый молодой из членов жюри - Арам Рустамянц, который в самом первом Всероссийском джазовом конкурсе выступал как конкурсант, а теперь уже является генеральным директором Муниципального образовательно-концертного центра им. Кима Назаретова. 
После напутственного слова председатель жюри Игоря Бриля состоялась презентация фильма "Созвездие Кима". Многие явления джазовой жизни Ростова-на-Дону неразрывно связаны с именем Кима Аведиковича Назаретова. Это биг-бэнд им. К.Назаретова, детская джазовая школа, муниципальный концертный центр. V всероссийскому конкурсу также решили присвоить имя Кима Назаретова. 
История конкурса началась в 1974 г. с момента открытия в двадцати училищах Советского Союза профессионального джазового образования. Авторитет ростовской школы джаза утвердился настолько, что позволил ее лидеру и основателю - Киму Назаретову - совместно с Ростовским отделением Всероссийского музыкального общества выйти с инициативой в Министерство культуры РСФР об учреждении Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей. Первый конкурс состоялся в 1990 году и стал частью большого Международного фестиваля, проходившего в последних числах апреля. Первые лауреаты того памятного конкурса сегодня уже сами участвуют в воспитании нового поколения джазменов. 
II Всероссийский конкурс джазовых исполнителей состоялся через четыре года - в 1994 году. В составе жюри были все те же видные деятели российского джаза: Игорь Бриль, Михаил Ковалевский, Александр Осейчук, Виктор Кутов. Но, к сожалению, с ними уже не было Кима Назаретова. Второй конкурс был посвящен его памяти. 
III Всероссийский конкурс джазовых исполнителей был проведен в апреле 1997 г., и на нем Ростов-на-Дону был утвержден местом его постоянного проведения. IV конкурс состоялся в мае 2000 года и значительно расширил географию его участников, приехавших из самых разных регионов страны. 
На нынешний, пятый по счету, конкурс поступило более 150 заявок. В заключительном туре участие принимали около 80 конкурсантов со всей России, однако можно было предположить, что наиболее жаркой борьба за призовые места будет между Ростовом и Москвой.
Завершился первый конкурсный день жеребьевкой участников и репетициями участников.

25 апреля

Первый день конкурса традиционно посвящен прослушиванию пианистов и саксофонистов. Пожалуй, самый жаркий день - неизвестно, чего ожидать от того или иного музыканта, слушатели, еще не успевшие утомиться, внимательно отслеживают все, что происходит на сцене. Недаром на эмблеме всего конкурса изображены саксофон и фортепиано. Кроме того, в первый день можно внимательно слушать и ритм-группы - басистов и барабанщиков в частности. 
10:00-13:00 Фортепиано.
Первые двое участников не исполняют чего-либо выдающегося. Можно сослаться на то, что Марине Макаровой - конкурсантке из Архангельска под номером два - не повезло: во время выступления сломалась педаль на рояле; но, скорее, дело не в педали, на конкурсе такого рода недостаточно просто играть. Конечно, замечателен уже сам факт, что в Ростов едут исполнители из самых разных городов, однако борьба за первенство до сих пор наиболее ощутима между двумя джазовыми столицами - Москвой и Ростовом. Как будто умышленно жребий выпадает так, что в самом начале не играют наиболее сильные. 
А вот исполнитель под номером три, Константин Горбатенко из московской Академии им. Гнесиных - это очень серьезный претендент на победу в номинации "фортепиано". Зрелый музыкант, очень яркий и эмоциональный. Его авторская пьеса "опус 3." - это современный мэйнстрим, она прозвучала весьма динамично и рельефно, казалось - вот кульминация, но мысль развивается дальше, трансформируется. Вторая пьеса - тема Боба Минтцера "Спасайся кто может" - была не менее показательна; особенно хочется отметить точное взаимодействие солиста с ритм-секцией. В музыке - ощущение паники, а на сцене ни намека на суету, музыканты создавали впечатление четко работающей машины, вернее - единого организма. 
Четвертый участник Владимир Нестеренко - тоже из Москвы. Первая пьеса тоже авторская, "Посвящение"; тот же аккомпанирующий состав, что и у предыдущего участника - контрабасист Андрей Дудченко, барабанщик Петр Ившин, на трубе - Артем Ковальчук. Владимир, может быть, показал не так много эмоций, как его коллега, но исполнение не менее жаркое, а владение инструментом - такое же свободное. Подтверждение - вторая пьеса, сольное исполнение версии на тему Гершвина "Чарующий ритм".
Михаилу Валееву из Ростовской консерватории, видимо, было очень непросто выступать после таких "зубастых" конкурентов, но он очень уверенно и весомо исполнил паркеровскую "Yardbird Suite" в собственной оригинальной аранжировке, и особенно запомнилась очень колоритная сольная композиция "Чингисхан", просто наполненная образами, чему способствовали нечетные размеры. восточные лады и такие колористические приемы, как "скрэтчи" и "мьюты" на струнах рояля. Михаил своим исполнением от начала до конца удерживал внимание слушателей. В результате - заслуженная овация. 
Конкурсант под номером шесть - Евгений Севцов (Московская область) выглядел весьма достойно, но, на мой взгляд, не так ярко, как предыдущие. Может быть, это и субъективное впечатление, но похоже, что за пианизмом и виртуозностью терялась общая музыкальность. Сольная версия "All Blues" несколько утомила перегруженностью бурлящими тремолирующими приемами. А пьеса Бреккера "I Hear A Rapsody" прозвучала неудачно из-за плохого взаимодействия солиста с ритм-группой. 
Молодой участник номер семь Илья Филиппов (Ростов-на-Дону) представил две авторские работы. Первая лирично-романтическая пьеса "Вальс" прозвучала довольно робко, видимо - сказывается нехватка опыта выступления на конкурсах подобного уровня. Ему не удалось проявить себя лидером. Однако музыка очень красивая, во многом опирающаяся на тематизм. Вторая пьеса, в стиле фьюжн-рок, наоборот, прозвучала очень задорно и энергично. Ее название "Excuse Me" - видимо, намек на то что она не совсем в "формате" джаза. Тем не менее - бурная овация зала. Только вот вопрос - как это выступление оценят джазовые авторитеты? 
Екатерина Яновская - выпускница Ростовской консерватории этого года - тоже подала весомую заявку на одно из призовых мест в номинации "фортепиано". Очень зрелое и осознанное выступление. Интеллектуальное и бережное отношение к музыкальному материалу в сольной версии "Infant Eyes " Уэйна Шортера и мощное, уверенное исполнение "Slings And Arrows" Майкла Бреккера, пьесы весьма сложной по импровизационному мышлению. Очень качественно Екатерине аккомпанировали басист Виталий Перов и барабанщик Григорий Дерацуев - лауреаты Первого всероссийского и различных международных конкурсов. 
Последний, девятый участник, Илья Ефимов обе пьесы исполнял соло, но слушать его было не менее интересно, чем остальных. Благодаря очень качественной артикуляции возникло ощущение, что в зале подменили рояль. Пьеса "Мишель" прозвучала как истинное посвящение Петруччиани. Обе композиции очень запоминающиеся и романтически-красивые.

14:00-17:00 саксофоны 
Распределение сил также концентрируется между Москвой и Ростовом, причем с большим перевесом в пользу москвичей. Подозреваю, что меня захотят упрекнуть в предвзятости по отношению к участникам из других городов. На это я могу ответить, что, да, возможно, мое мнение субъективно, и самое неблагодарное занятие - делать прогнозы в музыкальных конкурсах, ведь это не спорт, слишком уж много противоречивых факторов приходится учитывать. Остается дожидаться результатов оценки выступлений, когда будут именно факты, хотя могу предположить, что и тогда найдутся недовольные, готовые молчаливо или громко оспаривать решение компетентного жюри. 
Первым выступал конкурсант из Белгорода - тенорист Илья Хорев. Сразу возникло ощущение что пьесы просто "снятые", при этом исполнение не блестящее, как у солиста, так и у всего коллектива. Особенно вторая пьеса - "Armageddon Blues" Гарри Виллиса - произвела удручающее впечатление недозрелости и некоторой сумбурности в исполнении. Осмелюсь предположить, что либо исполнитель, либо весь коллектив будут отмечены "утешительно-поощрительным" дипломом, но не более. 
Вторым выступал ростовский тенорист из училища - Станислав Должков. Довольно перспективный музыкант, в будущем... а пока сказывается нехватка опыта: соло на одном громком нюансе, прямолинейное исполнение выученных фраз, не проявлял себя как солист, чувствовалось, что его "ведут" опытные, грамотные аккомпаниаторы. 
Альтист из московского училища им.Гнесиных Андрей Красильников: немного более высокий исполнительский уровень, но его выступление также сложно назвать выдающимся, это скорее проба собственных сил. 
Как говорил на открытии конкурса председатель жюри Игорь Бриль, сейчас немало джазовых конкурсов и фестивалей, но этот конкурс продолжает оставаться самым весомым. Поэтому уместно ожидать более интересных выступлений.
Олег Остапчук из Москвы (Академия им.Гнесиных) как раз и показал совершенно другой качественный уровень, "взрослый" тембр, владение нюансировкой. Не так скованно, как его предшественники, держался на сцене, заставлял себя слушать. "Реквием" Брэндфорда Марсалиса прозвучал довольно убедительно, и это не было слепым копированием. Вторая композиция также прозвучала очень уверенно, напористо. Естественно, выступление Олега - это не первое, а возможно - и не второе место, но заявка на лауреатство. 
Еще интереснее было выступление пятого участника. Алексей Гордеев также представлял Гнесинскую академию. На мой взгляд, самый главный претендент на первую премию из всех до этого выступивших. Очень рельефно и динамично, образно, порой экспрессивно. Замечательно использовал низкий регистр альт-саксофона, поэтому не возникло утомляющей иногда альтовой пронзительности. С другой стороны, порой возникало ощущение некоторой "стерильности" в соло, что говорит о серьезной подготовке к выступлению, но хотелось бы послушать Алексея на джем-сейшене, так сказать - в "боевом" режиме. 
Небольшое лирическое отступление хотелось бы посвятить московским пианистам Константину Горбатенко и Владимиру Нестеренко, которые блестяще аккомпанировали московским саксофонистам, играли соло - не менее интересные и яркие, чем в собственных конкурсных программах, тем самым подтверждая свои претензии на первые места. 
Шестой участник - Олег Кудрявцев из Северодвинска - не запомнился мне ровным счетом ничем, поэтому воздержусь от комментариев, хотя это - тоже комментарий. 
Андрей Мулюкин, тенорист из Ростовской консерватории играл довольно стабильно, но, конечно, его выступление не претендует на первую премию. Насколько мне было известно, Андрей должен был выступать в воскресенье с ростовскими барабанщиками, и факт его выступлений тоже будет принят во внимание. Пока что воздержусь от каких-либо прогнозов на его счет. 
Бывают на конкурсе и откровенно ученические выступления. Так было и в случае восьмого участника: Сергей Сорокин из Ростовского училища искусств совершенно не соответствовал уровню всероссийского конкурса, но не будем чрезмерно строгими, молодым тоже необходимо окунуться в конкурсную атмосферу и почувствовать всю ответственность выступления на подобного рода мероприятии. 
Самир Камбаров, представитель Ростовской консерватории, выступал девятым и был отмечен симпатиями зала. Ярко и артистично. Возможно, члены жюри сочтут его эмоциональность чрезмерной для высокого звания, но предполагаю, что обязательно отметят его выступление. На мой взгляд, первая пьеса "I'll Catch You" Джона Скофилда была не совсем выигрышной, но композиция "Инь-Янь" собственного сочинения прозвучала очень свежо и оригинально. 
И последний, десятый участник в номинации "саксофон" - Николай Моисеенко. Альт-саксофонист, выпускник московской академии имени Гнесиных. Безусловный фаворит этой номинации. Исполнял авторскую пьесу "Kennya" и "Wayne's Thang" Кенни Гаррета. По составу программы читатели, возможно, предположили пристрастия музыканта, но смею заверить - не было и намека на тупое, ученическое копирование. Николай - зрелый музыкант, обладающий собственной манерой исполнения, индивидуальностью и артистизмом. Если не гран-при, то первая премия. 

26 апреля

10:00-12:30 Контрабас, бас-гитара 
В этой номинации лично у меня сразу возникли некоторые сомнения: как будут оценивать эти инструменты - родственные, но имеющие принципиальные различия? Безусловно, мэйнстрим лучше, характернее прозвучит на контрабасе, но у некоторых бас-гитаристов обязательно будут композиции в стиле фанк и фьюжн, и можно сделать вывод, что они будут "не в формате". Скорее всего, предпочтения будут отданы контрабасистам.
Первым выступал Роман Стрельцов - бас-гитарист из института культуры Белгорода. Первая пьеса (Alain Caron "Ballad") не произвела какого-либо впечатления, поэтому затрудняюсь комментировать. Композиция Гарри Виллиса "Армагеддон Блюз" уже звучала в исполнении Романа в конкурсной программе белгородского саксофониста Ильи Хорева. Неудачная идея - дублировать композиции. Само исполнение мало чем отличалось от первого раза, все так же невнятно и скомкано. К сожалению, второго исполнителя не удалось послушать, более-менее ярких отзывов о нем я не также не услышал. Третьим играл контрабасист Юрий Подкользин. Довольно перспективный молодой музыкант из Ростовского училища искусств. Пусть не все его соло были виртуозны, но не возникло сомнения, что все импровизации спонтанны. При этом он играл весьма мелодично, просто, зато уверенно. Примерно на том же уровне выступал Александр Осипенко - контрабасист из Ростовской консерватории. Самый молодой среди контрабасистов играл интонационно очень чисто, правда - довольно скованно, чувствовалось большее количество "выписанных соло". Оба музыканта показали стабильный качественный уровень исполнения. Это если не претенденты в лауреаты, то уж наверняка будущие дипломанты V Всероссийского конкурса в номинации "контрабас". 
Участника номер пять, а это был Иван Пашков (бас-гитара, Ростов), мне также не удалось послушать, но получилось услышать несколько единогласных мнений, которые сводились к тому, что Иван выступил довольно уверенно, хотя не блестяще. Зная, что Пашков - опытный бас-гитарист, участвует во многих джазовых коллективах Ростова и уже не первый раз выступает на этом конкурсе, я подумал, что, может быть, на этот раз он станет лауреатом. 
Очень понравилось, как преподнес свою конкурсную программу контрабасист Антон Чумаченко, который также учится в Ростовской консерватории. Качественный звук инструмента, интеллигентное исполнение, хорошо продуманные, композиционно выстроенные соло. Нужно отметить, что не было "снятых" соло, были исключительно собственные мысли. Замечательная версия Паркеровской темы "Yardbird Suite". 
Дмитрий Фомин как раз-таки и был не совсем "в формате". Яркая версия "Summertime" со всеми характерными для бас-виртуозов приемами: тэппинг, слэппинг, дабл-тамбинг, трипл-плаккинг и многие другие "фишки" из арсенала Виктора Вутена или Рея Рэндоу. Очень точное, эффектное исполнение, впечатление такое, что Дима играл под драм-машину, хотя на самом деле это было сольное исполнение. Если бы вторая пьеса была традиционной, а не авторской, но увы - это запоминающееся выступление в лучшем случае отметят дипломом. Впрочем, дело не в местах, и не в денежных вознаграждениях. Сам факт причастности к такому событию вдохновляет. 
Восьмой конкурсант - Денис Шушков (Архангельск) - тоже бас-гитарист, он, правда, играл в рамках традиции. Исполнил балладу Бенни Голсона "I Remember Clifford" и "Solar" Майлса Дэйвиса. Обе пьесы прозвучали очень уверенно и качественно, но не более того. Казалось, что присутствуешь на выпускном экзамене басиста из училища. Не могу поручиться, что соло "снятые", а вот что они выученные - это точно. От этого и неинтересно. 
Выступления последнего контрабасиста все ждали с немалым интересом. Андрей Дудченко очень профессионально аккомпанировал всем московским пианистам и саксофонистам. Уже в первый день никто не сомневался, что это главный претендент на победу в номинации "контрабас, бас-гитара". И вот Андрей выступил в роли солиста. Исполнялись "Красный крест" Чарли Паркера и "Я возвращаюсь домой" Т.Белла. Очень высокий, профессиональный уровень. Разве необходимы другие комментарии?

13:30-15:00 Гитара 
Среди гитаристов наблюдался очень большой разрыв по исполнительскому уровню. Были и очень слабые участники, иногда на уровне самодеятельности, были также довольно достойные претенденты. Однако, на мой взгляд, не было стопроцентных претендентов на первое место. Еще раз подчеркиваю, что мои субъективные мнения - это всего лишь взгляд со стороны. Расставить все точки и распределить места - дело жюри. Я же в этом обзоре позволю себе не описывать все выступления, а коснуться наиболее интересных. 
Ростовский гитарист Родион Марченко выступал первым и сыграл свою программу весьма уверенно и выразительно. Заслуживает внимания его авторская пьеса "Маятник". В ней он наиболее ярко проявил себя как импровизатор, и лидер ансамбля. Возможно, громковато прозвучала эта заводная тема, но при этом музыкально. Сам материал интересен и с композиционной точки зрения. Первая пьеса (Джон Аберкромби "Little Swing"), которую исполнял Родион, была, по-моему, менее показательна. 
Молодой гитарист, из ростовского училища искусств Анатолий Романенко отыграл свою программу не очень ровно. Можно найти немало погрешностей в его исполнении, но что понравилось - это его соло: осмысленные, довольно музыкальные, самое главное - импровизационные, а не снятые или выписанные, что говорит о перспективности. 
Наибольшего внимания заслуживает Александр Папий из Москвы. Лично у меня этот гитарист вызвал весьма противоречивые впечатления. При яркой игре, очень качественной и экспрессивной подаче материала, он строил неописуемые гримасы, отчего создавалось неприятное ощущение неконтролируемых эмоций. Сложнейшая версия пьесы Джимми Мак-Хью "На солнечной стороне улицы", которую он исполнял сольно, на акустической гитаре прозвучала бы замечательно, если бы не было такой нервозной подачи. Вторая пьеса ("Nothing Personal") была несколько затянута, и, мне кажется, многие слушатели достаточно утомились. В целом самое яркое, хоть и противоречивое выступление.
Была среди гитаристов девушка - Вячеслава Золотова (Омск). Играла весьма сложные пьесы: "Moment's Notice" Джона Колтрейна и "Better Days Ahead" Пэта Метини. Хотя, конечно, качество оставляет желать лучшего, подозреваю, что это выступление будет каким- то образом отмечено членами жюри. 
Возможно, следует отметить и выступление Алима Настаева из Ростовской консерватории. В целом играл неплохо, но мне кажется, что у него не совсем удачно была подобрана конкурсная программа. И еще он слегка злоупотребил звуковыми обработками. 
На предыдущих, третьем и четвертом всероссийских конкурсах, лауреаты первых премий (Ара Родица, Константин Соколовский) производили более уверенное впечатление, чем нынешние участники, о некоторых из них я постарался тактично промолчать. 

15:00-17:00 Труба, тромбон. 
Как обычно, присутствовал некоторый дефицит участников номинации "медные духовые" - всего четыре трубача и два тромбониста. Все музыканты показали очень приличный исполнительский уровень своих конкурсных программ. Трудно будет ошибиться в прогнозах, поэтому позволю себе прокомментировать их выступления не в порядке очередности, а по уровню игры. 
Претендент номер один среди трубачей - Артем Ковальчук из Москвы - немало успел показать себя, выступая со своими соратниками. Кроме того, Артем - лауреат предыдущего всероссийского конкурса, никто не сомневался что его выступление будет блестящим. Сформировавшийся музыкант, зрелое, яркое и уверенное исполнение конкурсной программы. Чувствуется богатый опыт и стаж. 
Не менее интересно выступил ростовчанин Евгений Речкалов. Собственная выразительная манера - иногда, правда, возникала мысль о подражании Майлсу Дэйвису, но у многих наших трубачей нет этого "грешка", и кому, как не Майлсу, будешь подражать, играя дэйвисовский "Solar". Весьма оригинально прозвучала версия известной фронтовой песни "Темная ночь" Никиты Богословского. 
Юсуф Сабитов (Ростов-на-Дону) выглядел тоже вполне достойно звания лауреата, пусть и не первой премии - в конце концов, дело не в местах. Главное - играть красивую музыку, что Юра и делал в пьесе Мишеля Леграна "How Do You Keep The Music Playing". Хотелось просто слушать, получать удовольствие от музыки. Вторая пьеса - "Computer G" Кенни Гарретта - прозвучала также вполне убедительно, мне только показалось, что немного скованно. 
Выступление на конкурсе белгородского трубача Павла Вдовина пусть менее конкурентоспособно, но тоже заслуживает внимания. Скорее всего, его исполнение будет отмечено дипломом конкурса, что тоже весомо, учитывая масштабы этого мероприятия. 
Тромбонисты - самый малочисленный класс среди солистов конкурса. Оба - весьма достойные претенденты. Если выступление Михаила Жижина (Москва) было более ярким и напористым, то у ростовчанина Евгения Белина мне очень импонировало интеллигентное отношение к звуку. Очень красивый тембр, музыкальные, очень логичные фразы в балладе и довольно уверенные соло в пьесе Хораса Силвера "Nutville". 

27 апреля 

10:00- 12:30 ударные инструменты 
На третий день конкурса уже можно было заранее предполагать основных претендентов и делать прогнозы относительно выступлений того или иного участника, ведь большинство из них аккомпанировали конкурсантам в других номинациях. 
Первым выступал ростовский барабанщик Алексей Кравцов. Играл уверенно, внятно и при этом очень музыкально и внимательно к солистам, несмотря на то, что это его сольное выступление. 
Вячеслав Холодионов (Санкт-Петербург) практически не проявил себя как солист. Может быть, я чего-то не понимаю, но, по-моему, недостаточно для сольной программы просто качественно аккомпанировать вальс и поиграть соло "по восемь" в снятой c альбома Дейва Векла версии "Softly As In A Morning Sunrise". Да, возможно, трудно играть с приглашенными иллюстраторами после одной-двух репетиций, но тогда лучше везти на конкурс хотя бы одну сольную пьесу. 
Роберт Галстян уже принимал участие во всероссийском конкурсе и получил диплом лауреата третьей степени. На тот момент он учился в детской джазовой школе им. К.Назаретова. А теперь, когда Роберт уже студент Ростовской консерватории, лично я ожидал от него большей исполнительской зрелости. Разочаровало меня несколько пренебрежительное отношение к солистам. Уже не работает принцип "такой молодой, а так технично, громко и артистично играет". Правда, этого у него не отнять, выступал Роберт очень эффектно. "Open Solo" Бадди Рича прозвучало логичным вступлением в собственной композиции Галстяна "Orient Night", наполненной восточным колоритом и сыгранной с действительно восточным, точнее - южным темпераментом. Третья пьеса - блюз Майка Стерна - была мало показательной, с довольно стандартным набором технических приемов, похоже на простой показ собственных возможностей. Вот такое сложилось яркое, но противоречивое впечатление. 
Выступление следующего ростовского участника - Зураба Беркаева - не вызвало каких-либо ярких эмоций. Возможно, мое мнение будет расходиться с мнением других слушателей и жюри, но мне все показалось мало музыкально и по-ученически прямолинейно. Соло в обеих пьесах звучали довольно традиционно и стандартно. 
Выход на сцену участника номер пять, ростовчанина Максима Кабальскиса, сопровождался очень шумными аплодисментами. Максим - очень опытный и известный ударник, который переиграл со многими различными ростовскими командами и достаточно часто появлялся на сцене конкурса в два предыдущие дня, аккомпанируя солистам. Первая пьеса, "Swingin At The Heaven" Марсалиса, звучала очень импульсивно. Эдакий жесткий свинг, технично, иногда навязчиво и громко, иногда выразительно тихо и музыкально. Название второго произведения - "Solo MIX" - мало о чем говорит, это нужно услышать. Интересная работа со звуком, свидетельство того, что барабаны - музыкальный инструмент. Шаманское безумие полиметрии и полиритмии, практически безграничные возможности координации. Жаль, что всего две руки, но ведь можно взять в одну руку две палочки. Выдающееся исполнение, наполненное первобытной, колдовской энергетикой. 
Шестой участник - Олег Иванов (Белгород) Показал себя как неплохой музыкант, правда, подводила ритм- группа и присутствовало характерное ученическое стремление сыграть неоправданно много, свойственное молодым исполнителям. Но в целом неплохо, и вполне качественно. 
Может быть, сказывалась усталость - слушать седьмого барабанщика на третий день конкурса, но Юрий Андреев из города Чебоксары не оставил никакого впечатления. Представляю, как тяжело приходится членам высокого жюри, необходимо немалое внимание и сосредоточенность, чтобы проявить объективность, но при этом учесть и "политические моменты", ведь необходимо поощрить участников из других городов к участию в последующих конкурсах. 
Последний номинант "ударных" - Петр Ившин (Москва) - как участник ансамбля проявил себя в предыдущие два дня. Аккомпанируя всем московским конкурсантам, он успел уверенно заявить себя претендентом на победу. В собственной программе четко, блестяще исполнил сольную авторскую пьесу "Этническая фантазия". Интересная, эффектная композиция, с ярко выраженной формой, виртуозно и динамично сыгранная. Плюс мощная заводящая энергия артиста. Утомление от прослушивания предыдущих участников у меня как рукой сняло. Во второй, уже ансамблевой пьесе Петр удачно показал себя как лидер, но при этом не подавлял солистов. 
Самый "громкий" раздел конкурсных прослушиваний завершился, а после перерыва оставался самый женственный этап - джазовый вокал. 

14:00-16:00 вокал
Номинация "джазовый вокал" для меня была самой противоречивой и сложной с точки зрения комментариев. Не могу поручится за достоверность, но до меня дошли слухи, что в жюри все выступления сначала разделили на два списка - которые имеет смысл обсуждать, и те, о которых даже говорить не стоит. Были и откровенно слабые, не вписывающиеся в рамки джазового конкурса выступления. Были весьма интересные участницы, были и такие номера, что возникало ощущение - это не джазовый конкурс, а соревнование пародий. Постараюсь тактично, но при этом максимально точно поделиться впечатлениями. 
Итак, первой выступала конкурсантка из Белгорода Марина Лукьянова. Сильный голос, довольно широкий диапазон, неплохие данные, и... и ничего более. Претензии к манере держаться на сцене, претензии к английскому произношению и еще большие претензии к произношению и артикуляции в песне на русском языке (вообще слова были малопонятны). Можно списывать неразборчивость на плохой микрофон и работу звукорежиссера, но все находились в равных условиях. 
Вторая участница- Анастасия Нудьга (Санкт-Петербург) - вообще "удивила". Давно я не слышал подобного даже на менее серьезных мероприятиях. Печально и комично. 
Наталья Гузиненко выступала как представительница Ростова. Пела "My Baby Don't Care For Me" и "Teach Me Tonight". На джазовом конкурсе самый большой минус - это петь под "минус" (простите за каламбур). Естественно, нет и намека на импровизацию, "заученность" и - опять пародия. 
Четвертой выступала ростовчанка, студентка Училища искусств Инна Антошкина. По громким аплодисментам стало ясно, что в зале много ее поклонников. Показалось, что первая пьеса "All Of Me" идет в слишком низкой тональности даже для такого красивого низкого голоса как у Инны. Может быть, поэтому певица вела себя немного скованно. Но ко второй песне ("Don't Explain" Билли Холидей) она почувствовала себя заметно увереннее. Правда, не понравилось вибрато, которое слушалось как-то неорганично, неестественно. "Love For Sale" была мало показательной, не присутствовало собственного отношения певицы, возможно - тоже попытка имитировать, кажется - Дайану Ривз.
Настасья Бондарь (Ростовское училище искусств), видимо, все песни для конкурсной программы подбирала из репертуара Ди Ди Бриджуотер. Откровенная попытка имитации вплоть до мимики с произношением. Да, она хорошо пела, очень похоже, но лично я лучше послушаю оригинал.(И неужели можно рассчитывать на то, что члены жюри не слышали Ди Ди?) 
Шестая конкурсантка Оксана Серенчук выступала от какой-то из музыкальных школ Ростова. Факт ее прохода через отборочный тур для меня - тайна. Впечатление? - как будто красивая девочка, каких, нужно признаться, очень много в Ростове, поет на смотре художественной самодеятельности или в караоке-баре. (Может быть, я чересчур категоричен?) 
Далее выступала Лиза Кабоева. Мне известно, что у этой певицы немалый стаж выступлений как солистки Владикавказского биг-бэнда, а с недавних пор Лиза поет в муниципальном оркестре им. К.Назаретова. Естественно, она участвовала в конкурсе как представительница Ростова. Довольно успешное выступление. Очень оригинальная версия "My Favorite Things" в дуэте с пианисткой Екатериной Яновской, логично выстроенные соло, свежо и интересно, особенно на фоне некоторых других участниц. "Love For Sale" если и напомнила о Дайане Ривз, то при этом не было ощущения копирования; несомненна спонтанность импровизаций, что является безусловным плюсом. По некоторым сведениям, члены комиссии главным минусом отметили моменты малоконтролируемых эмоций, которые повлекли за собой пару случаев неустойчивой интонации. В целом успешно, об этом свидетельствует и то, что зал очень живо реагировал на это выступление. 
Екатерина Чалмаева из Сочи не произвела на меня особо яркого впечатления, хотя нужно отметить неплохой голос певицы, приличное произношение. Возможно, программа была не очень удачно подобрана.
Одной из наиболее выдающихся, на мой взгляд, конкурсанток была Елена Моисеева (Нижний Новгород). Пела в ярко выраженной инструментальной манере. Собственные оригинальные версии "Joy Spring" Клиффорда Брауна и паркеровская "Indiana-Donna Lee" - очень серьезная заявка на победу. Поразила больше всего точная скэтовая артикуляция. Чувствуется немалый исполнительский опыт, сложившаяся манера пения. Настоящий импровизационный джаз.
Последней выступала московская певица Ангелина Новикова. При всей уверенности поведения на сцене и безукоризненно выученной программе, мне она совершенно не понравилась. Попробую аргументировать: Вы слышали Рэйчел Фаррел? Великолепная певица. Но попытки от первой до последней ноты скопировать подряд две пьесы с одного ее альбома, при этом подражая и мимике, и жестам, дают в результате пародию. а я не люблю пародистов, даже высокого пошиба. Кто не знаком с творчеством Фаррел - были в восторге от пения Ангелины. Но джаз подразумевает творческое участие, а не вторичность. Весьма показательным был бы в этом плане джэм-сейшн - если бы тоже оценивался. 
Вот такой "цветник".

28 апреля 

18:00, муниципальный концертный центр им.К.Назаретова (к/т "Россия"). Закрытие Пятого всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей. 
Если открытие конкурса было предвкушением праздника, то гала-концерт - это настоящий праздник. В начале праздничной программы выступал биг-бэнд детской джазовой школы К.Назаретова. Как всегда, задорно и эффектно, уровнем не ниже, чем взрослый биг-бэнд, где играют ветераны ростовского джаза. Получилась эдакая эстафета поколений. После коротких выступлений детского и взрослого оркестров ответственный секретарь жюри Владимир Гелас и председатель жюри Игорь Михайлович Бриль объявили лауреатов. Были вручены дипломы, премии и памятные подарки от спонсоров. Игорь Бриль отметил, что исполнительский уровень конкурсантов невероятно вырос по сравнению с предыдущими конкурсами, следовательно - у джаза в России есть будущее. Председатель жюри также сделал акцент на том, что музыканты приехали в этот раз из самых различных городов. Это, несомненно, радует. 
Итак, вот уже не мои впечатления и предположения, а результаты совещания жюри. 

Первые премии:

фортепиано - поделили Константин Горбатенко и Андрей Нестеренко (Москва)
саксофон - Алексей Гордеев и Николай Моисеенко (Москва)
медные духовые - трубач Артем Ковальчук и тромбонист Михаил Жижин (Москва)
гитара - первая премия не присуждена
контрабас - Андрей Дудченко (Москва) 
ударные - Петр Ившин (Москва) и Роберт Галстян (Ростов-на-Дону)
вокал -первая премия не присуждена

Вторые премии: 

фортепиано - Михаил Валеев (Ростов-на-Дону)
саксофон - Тимур Некрасов (Москва), Андрей Мулюкин (Ростов-на-Дону)
медные духовые - трубач Евгений Речкалов и тромбонист Евгений Белин (Ростов-на-Дону)
гитара - Александр Папий (Москва), Алим Настаев (Ростов-на-Дону)
контрабас - Антон Чумаченко (Ростов-на-Дону)
ударные - Максим Кабальскис и Алексей Кравцов (Ростов-на-Дону)
вокал - Елена Моисеева (Н.Новгород) и Ангелина Новикова (Москва)

Третьи премии:

фортепиано - Илья Ефимов (Н.Новгород), Екатерина Яновская (Ростов-на-Дону)
саксофон - Андрей Красильников (Москва), Самир Камбаров (Ростов-на-Дону), Олег Остапчук (Москва)
медные духовые - Юсуф Сабитов (Ростов-на-Дону)
гитара - Родион Марченко (Ростов-на-Дону)
контрабас - Юрий Подкользин (Ростов-на-Дону) Александр Осипенко (Ростов-на-Дону) Иван Пашков (Ростов-на-Дону, бас-гитара)
ударные - Зураб Беркаев (Ростов-на-Дону)
вокал - Лиза Кабоева и Инна Антошкина (Ростов-на-Дону)

Специальные дипломы:

"Лучшая ритм группа" - К.Горбатенко, А.Дудченко, П.Ившин (Москва)
"Лучшая авторская композиция" - "Чингисхан" пианиста Михаила Валеева (Ростов)
"Самый молодой участник" - Сергей Богдан 
Дипломами за участие награждены ансамбли Белгорода и Архангельска 

Дипломанты конкурса:

Павел Вдовин (труба) Белгород
Евгений Севцов (фортепиано) московская одласть
Вячеслава Золотова (гитара) Омск 
Анатолий Романенко (гитара) Ростов-на-Дону
Должков Станислав (саксофон) Ростов-на-Дону
Денис Шушков (бас-гитара) 
Дмитрий Фомин (бас-гитара) Ростов-на-Дону
Настасья Бондарь (вокал) Ростов-на-Дону
Юрий Андреев (ударные) г.Чебоксары 
Олег Иванов (ударные) г.Белгород
Вячеслав Холодионов (ударные) Санкт-Петербург 

Гала-концерт участников мне показался немного затянутым и уже не таким интересным, как конкурсные выступления, но те, кто не слушал всех исполнителей, а пришли только на гала-концерт, уверен, получили немалое удовольствие. 
После концерта состоялись банкет, где было "море пива" от одного из спонсоров - компании "Балтика", и джем-сейшн с морем музыки от участников. Все закончилось далеко за полночь.

Константин Новожилов,
Ростов-на-Дону

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service