ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 16-17
2003

Самара, Бутман-Баркер: привкус коньяка
Hennessy Tour, Самара, 20.04.03

Состав:
Игорь Бутман (саксофон)
Гай Баркер (труба)
Эдуард Зизак (ударные)
Виталий Соломонов (контрабас)
Антон Баронин (рояль)


Гай БаркерКак говорят знатоки, хороший коньяк пьют маленькими глотками, согревая его в бокале. На концерте, прошедшем 20 апреля в Самаре в рамках "Хеннесси-тура", собралось множество любителей этого напитка, как выяснилось в диалоге Игоря Бутмана с аудиторией. Но до этого трубач Гай Баркер и контрабасист Виталий Соломонов разогрели публику не хуже хорошего коньяка: долгожданный концерт начался с мелодичной баллады. Надо заметить, что с первых нот Баркера стало ясно, какого уровня музыкант приехал в Самару. Что говорить, в его послужном списке сотрудничество с такими звездами, как Кларк Терри, Диззи Гиллеспи, Джордж Бенсон, Стинг, Куинси Джонс, а также запись на ECM с Карлой Блэй, Джоном Серманом, Душко Гойковичем. Такое сотрудничество не могло пройти незамеченным, и в 1995 он заключает контракт с Verve и выпускает на этом лейбле альбом "Into the Blue", который был номинирован на самую престижную британскую премию - Mercury Awards. А в 1996 году Гая Баркера признают самым лучшим трубачом Великобритании. Поэтому Игорь Бутман правильно заметил, что перед зрителями стоит "народный артист Великобритании".
Звучание трубы Баркера, а лучше сказать, стиль его игры - интеллигентный, по-английски чопорный, что, в общем-то, наверное, присуще любому человеку с туманного Альбиона. Сложность пассажей и диапазон игры впечатляли и захватывали с первых минут. Иногда казалось, что инструмент "захлебнется" от недостатка воздуха, но Гай Баркер настолько удачно чувствовал "опасные зоны" своей трубы, в которых она может только шипеть и задыхаться, что позволял себе еще и играть на этом "звуковом пределе", тихо бурча и сбиваясь на хрипотцу, похожую на старческую брань при игре в нижнем регистре. Но как же легко он оживлял инструмент, давая ему "второе дыхание", которому не было конца и края! Складывалось впечатление, что музыкант хотел забрать воздух у всех присутствующих на концерте - тогда он характерно привставал на цыпочки, чтобы потом донести мягкий пронизывающий звук его трубы до всех и каждого. И ему это удавалось.
Британская интеллигентность и сдержанность в импровизациях Гая Баркера хорошо сочетались с хулиганской и озорной манерой исполнения Игоря Бутмана, который заводил публику бесконечными темповыми квадратами босса-новы и самбы Тони Вильямса. Ну, а квартетную часть программы Игорь начал с долгого вступления, переполненного различными известными темами советской эпохи (одной из них была "Колыбельная Умки"), плавно перетекшего в авторскую "Ностальгию". 
Находкам в импровизации Игоря Бутмана можно только удивляться и порадоваться. Только недавно в одной из передач "Джазофрении" он беседовал со своим гостем - Анатолием Кроллом - о прекрасных джазовых темах всеми любимого мультика "Ну, погоди", а теперь уже удивляет самарскую публику основной темой этого мультфильма. Причем сыграна она была с участием Баркера, который в собственной манере продвигал "музыкальный продукт" советской эпохи из прошлого в настоящее... В этом ему помогали и ударник Эдуард Зизак, который не уступал коллегам в экспрессивности, и пианист Антон Баронин, украшавший каждую ноту, и Виталий Соломонов, безусловно задающий основы ритма любого произведения.
Энергетика этой пятерки настолько зарядила публику, что о планируемом окончании концерта музыкантом пришлось временно забыть и сыграть еще одну вещь на бис... В любом случае, публике оставили надежду на то, что это не последняя встреча. Что ж, как всегда - спасибо спонсорам, и до следующего "Хеннесси-тура"! 

В качестве примечания... 
Мало кто из самарских джазменов упустил возможность попасть на этот концерт. Находящееся на стадии становления джаз-кафе благоразумно отменило свою собственную программу, которая конкуренции с Бутманом, разумеется, не выдержала бы ни в коем случае. Даже убеленные сединами ветераны, которые часто говорят, что собственного музицирования им уже вполне достаточно, чтобы насытиться джазом, а слушать следует только (!) классическую музыку, не устояли перед искушением. Когда-то, когда Игорь Бутман еще только возвращался в Россию и был известен в Самаре разве что как "саксофонист на подхвате у Гребенщикова", эти люди организовывали здесь его первые концерты. Сегодня же менеджер Марат Гарипов вынужден довольно серьезно хлопотать, чтобы организовать им вход; но так или иначе, уже на следующее утро они ловят за пуговицу знакомых и с мальчишеским восторгом рассказывают, "как это было".

Слава Кузнецов,
Самара

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service