ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 16-17
2003

О привычке курить сигары, беспутстве и глухоте
Для начала представьте себе, что в каком-нибудь джазовом журнале появляется такой текст: 
"История доказала: сигара- это не только философия, это прямое руководство к обновлению жизни. Сигара и джаз - неразлучны; не случайно по-английски семейство растений, к которому принадлежит табак, по-английски называется nightshade - прямой намек на ночные клубы. Сигара и джаз- порождение Нового света, брат Новый Орлеан и сестра Гавана - близнецы, в роковом 1837 году (когда на дуэли был убит русский поэт Пушкин - примечания Д.У. и В.Ф.) одна содержательница гаванского секс-клуба придумала, что табачный лист удобно раскуривать целиком, скручивая из него сигары ловким движением руки по обнаженному бедру - этот сексуальный жест, позаимствованный у жриц культа на набережной Трокадеро, по своей смелости сравним с музыкой Диззи Гиллеспи и однорукого Уинги Манона. Последний потерял руку во время знаменитого Бостонского чаепития, и вместо игры на трубе для заработка был вынужден оставшейся рукой скручивать сигары. Однажды Манон подарил начинающему Диззи гаванскую сигару собственного изготовления, и с этого времени Диззи навсегда влюбился в запах кубинских женщин. Но за время полета из Майами на Кубу он не успевал выкурить свою сигару, и вместе с гениальным без примесей скрипачом Чарли Паркером придумал сигарильос - маленькие сигары в форме саксофона, которые раскуривались гораздо быстрее и даже были для удобства снабжены мундштуками, как у корнет-а-пистона. Этим изобретением в стиле cool был потрясен швейцарско-ливанский гражданин по имени Латиф аль Мачито. Однажды, по пути в Россию для выступления в Театре на Таганке, аль Мачито так накурился сигарильос, подаренных команданте Раулем Кастро Рус, что у него поехала крыша. Он возомнил себя сигарным гуру, автором песни Берта Кемпферта "Странники в ночи", другом довольно известного киноактера и антикиллера Фрэнка Синатры, а также первооткрывателем эры фри-джаза. И вот главное, что объединяет джаз и сигары (кроме, конечно, того, что и то и другое - признаки империализма как высшей стадии капитализма): для исполнения фри-джаза все музыкальные инструменты -как и сигары марки "52nd Street" - перед употреблением слегка обжаривают в специальном фритюре из пальмового масла. Но это уже совсем другая история..."
Если у вас, друзья, хватило терпения дочитать этот текст до конца, то, поверьте, мы почти ничего не придумали! Взяли статью некоего Сергея Крюкова "Гражданин государства Джаз", олпубликованную в журнале "Hecho A Mano" #7 (9) под рубрикой "Джаз и сигара" - оказывается, есть такой журнал, для любителей табака. Как говаривал Ганс Христиан Андерсен, лучшие сказки - это те, что придумывает сама жизнь. В нашем тексте сигары имеют примерно такое же отношение к реальности, как у Крюкова - джазовые.
Вся статья Крюкова- полный абзац. Да что там абзац, каждое предложение, даже не имеющее отношения к джазу, - бред. Вот смотрите:
"Город-миф переместился в легенды". (Как это миф может переместиться в легенду?) 
"Обладатель широты вкусов и обаятельной улыбки".
"Паркер - гений без примесей". (А что значит "гений с примесями"?).
"Его образ рассыпался бриллиантами во все модные музыкальные стили".
"Любая новаторская музыка однажды становится устаревшей и уходит в тень времени. От этого кому-то становится плохо, а кому-то наоборот. Но только такая устрашающая гармония производила и производит красивую жизнь".
Ах вот оно в чем дело - сигары, сигареты Parliament, коньяк Hennessy... в общем, "красивая жизнь".
Что ж, исторически так сложилось., что джаз и здоровый образ жизни - это не одно и то же. Хотя, между прочим, у старшего современника Шекспира - композитора сэра Тобиаса Юма (Hume) есть до сих пор популярный романс "Tobacco, Tobacco (Is Like Love)". И это не другая, а та же самая "история".
После этих перлов и "неба в алмазах" собственно джазовые ляпы Крюкова могут показаться не такими уж крутыми, но мы не можем отказать себе в удовольствии их перечислить.
"Со времен Эллингтона, никто кроме него (Гиллеспи - Д.У.В.Ф.), не мог так удачно сочетать в своих аранжировках основную тему и импровизации исполнителей". 
А Стрейхорн, а Гил Эванс? Да и много ли Гиллеспи аранжировал сам?
"В 1917 году под давлением командования ВМС США власти запретили в Новом Орлеане секс и джазклубы...В том же роковом году родились Джон (Диззи) Гиллеспи и пианист Телониус Монк".
Надо ли напоминать, что джазклубов (орфография Крюкова) в современном понимании тогда не было. Да и секс-клубы тогда назывались как-то иначе... Почему 1917- "роковой" год? Если верить мифу-легенде, то - наоборот- даже хорошо: джаз распространился по всем США. Или имеется в виду "ВОСР"?
"Отец его обожал нью-орлеанских (в предыдущем абзаце "новоорлеанские") королей Бенни Гудмена и Каунта Бейси". Без комментариев.
(Редактор, робко: Д.П. и В.Б, можно я от себя все-таки прокомментирую? Вся незадача в том, что ни Гудмен, ни Бэйси к Нью-Орлеану не имеют ни малейшего отношения).
"У него было одно слабое место - он не играл ничего, кроме би-флэта, и ничего за музыку не признавал". Ну если "би-флэт" -это музыка, то тогда понятно, как можно в ней (в нем?) хоть что-то признавать? (B flat = си-бемоль - ред.)
"В 1939 году благодаря Minton's Playhouse он находит себе работу сначала в Calloway, а затем в Cab Band". Комментарии излишни.
(Да не излишни! Cab Calloway - это один человек, и бэнд у него тоже был один - ред.)
"Однажды во время репетиции... в Кози Кола полетели теннисные шарики". Какие теннисные шарики во время репетиции оркестра? Речь идет о шариках из жеваной бумаги (кажется, наши школьники называют их "слюнь"). Ну, и конечно, Диззи плевался ими не в несчастного Кози Коула, (который, будучи барабанщиком, еще и сидел позади трубача Диззи - ред.), а в самого Calloway, который Cab.
"Диззи... увлекся экспериментами с высоким и низким звучанием тромбона". Ума не приложим, откуда взялся тромбон?
"Паркер - беспутная жизнь, невоздержанность в пороках, наркотики и безвременная смерть в расцвете сил". 
Интересно, как автор представляет себе "воздержанность в пороках"? И чем жизнь Паркера была беспутнее жизни того же Гиллеспи? И разве он умер в расцвете сил? Совсем наоборот: организм саксофониста был настолько истощен, что патологоанатом, производивший вскрытие, определил его возраст как "за 50", хотя Паркеру на самом деле было только 34.
"Лишь однажды он позволил себе отвлечься от творчества - потерять голову и влюбиться на всю жизнь". Гиллеспи так сильно любил свою Лоррейн, что у него даже родилась дочь на стороне - теперь это довольно известная джазовая певица. 
"Музыкальная Америка перед Второй мировой войной находилась в состоянии стагнации". Понятно, что Крюков списал это из истории свинга, но при чем тут вся "Музыкальная Америка"? А великие бродвейские мюзиклы, а эпохальные эксперименты Джона Кейджа с подготовленным роялем? А то, что в это время там худо-бедно творили великие эмигранты из Европы - от Рахманинова до Шенберга и Белы Бартока?
"1942-й стал годом рождения новой эры...Идею импровизации как художественного принципа мог защищать только Дюк Эллингтон...Тогда-то появились и первые джем-сейшены...Солировать стала ритм-секция, и это привело к полиметрии". Блин, все наоборот: именно тогда Эллингтон начал полностью выписывать в нотах своих композиции. Надо ли уточнять, что "джем-сейшены" появились намного раньше - документальный пример: на концерте 1939 года "Spiritual to Swing" в Карнеги-холле их даже записали на пластинки. Ритм-секция "солирует" - это как ?
"Луи Армстронг, как и Вуди Херман...был на стороне традиций". Вуди Херман, заказавший Игорю Стравинскому и сыгравший авангардный "Ebony-Concerto"?
"Обладатель широты вкусов и обаятельной улыбки, Сатчмо был страшно консервативен". Любопытно, как "широта вкусов" сочетается со "страшной консервативностью"?
"Ритмы a tempo, с кусочками импровизаций, которые чем-то напоминали тему, стали проникать в самые отдаленные уголки Америки со скоростью чумы". Ну прямо, жизнь побеждает смерть, в общем посильнее Фауста Гете! И что значит ритмы a tempo- "ритмы в темпе". Или это что-то сексуально-медицинское?
"До 1959 года, когда Майлз Девис и Джон Колтрейн открыли новую эру - эру фри-джаза".
"Девис" открыл эру фри-джаза???
"После этого вместе с Джимми Картером они спели песенку "Salt Peanuts", причем президент был явно растерян".
Ничего себе песенка - "Salt Peanuts"! Конечно, президентами просто так не становятся, но, все-таки, если человек "явно растерян", как он может петь - пусть даже "песенку Salt Peanuts"?
Надо ли продолжать? Надо ли говорить о том,что автор статьи и про сигары-то ничего путного не сказал? И про то, что Гиллеспи был у нас, выступал, и какой презабавный инцидент случился во время его выступления в зале "Россия", и что ведущий концерта "забыл" назвать имя саксофониста Пакито д'Ривера - быть может, потому, что д'Ривера незадолго до этого сбежал с острова Свободы?
Но это, конечно, совсем другая история, как любит говаривать автор статьи про "джаз и сигары".
Ладно, скажете вы, мало ли благоглупостей пишут про джаз, бывает и хуже и в более влиятельных печатных органах. 
То-то и оно: их читатель может, и разберется. А вот любитель сигар и впрямь поверит, что (как пишет Крюков в подписи к фотографии) "великому трубачу было вполне по силам заворожить своей игрой смертельно опасную кобру". Но кобры, как известно, абсолютно глухи - они реагируют только на дрожание дудочки и движение пальцев.
Глухи - как автор статьи "Гражданин государства джаз", некто Сергей Крюков.

Дмитрий Ухов,
Владимир Фейертаг

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service