ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 18
2003

V детский фестиваль-конкурс "Джаз-Парнас": о меде и дегте
В первых числах мая в стенах санкт-петербургской Филармонии джазовой музыки прошел V Международный детский фестиваль-конкурс "Джаз-Парнас".
2-4 мая в его программе было прослушивание конкурсных программ, 5-го - гала-концерт.
Членам жюри - Владимиру Борисовичу Фейертагу, Олегу Григорьевичу Кувайцеву (Санкт-Петербург), Петру Кимовичу Назаретову (Ростов-на-Дону), Петру Петровичу Петрухину (Москва), Ульриху Адомайте (Германия) предстояло прослушать 75 конкурсных программ, после чего, все еще оставаясь в здравом уме, определить победителей.
Следует отметить, что поменялась геополитическая ситуация. Ростовчан, в прежние годы однозначно лидировавших на конкурсе, прижали ребята с Урала (из Екатеринбурга и Магнитогорска) и москвичи, step by step вышли на конкурентоспособный уровень петербуржцы. Не совсем было ясно, в качестве кого (то ли гостя, то ли конкурсанта) выступал лауреат прошлогоднего конкурса кларнетист Константин Хазанович, однако его участие обозначало уже совсем другие горизонты.
Словом, непросто было выбрать лучших, но премии тем не менее распределились. 

Дипломами III степени были награждены: 

  • "Джаз-бэнд" ДШИ г. Старая Русса Новгородской области, руководитель Валентин Иванович Никитин;
  • "Беби-тинейджер-джаз" из Средней специальной школы при Магнитогорской консерватории, отделение "Музыкальное искусство эстрады", руководитель Павел Владимирович Трофимов;
  • ансамбль ДШИ №6 им. С.В.Рахманинова, руководитель Николай Степанович Парфенов.

Солисты: 

  • Сергей Харин (гитара) - ТШИ г. Тосно; 
  • Андрей Севастьяник (гитара), Антон Савченко (саксофон) - д. Нурма Тосненского района; 
  • Илья Гусаров (флейта, блок-флейта, альт) - ДШИ им. В.В.Андреева (С-Пб);
  • Дмитрий Семенов (тенор-саксофон), Мария Артеменко (альт-саксофон) - ДШИ №6 им. С.В.Рахманинова (С-Пб);
  • Никита Гапоко (гитара), Саша Илюхов (гитара) - г. Арзамас Нижегородской области; 
  • Михаил Сметанин (саксофон) - Череповец Вологодской области; 
  • Леонид Никонов (ударные) - Саратовское областное училище искусств; 
  • Артем Третьяков (ф-но) - Специальная школа при Магнитогорской Государственной Консерватории; 
  • Демид Рогачев (вокал) - Джазовая школа им. Кима Назаретова, Ростов-на-Дону.

Дипломы II степени получили: 

  • Джаз-оркестр "Белые ночи" ДШИ №7 им. М.Л.Ростроповича, руководитель Владимир Родионович Фомин;
  • вокальный квартет "Фортуна-Алания" из Владикавказа;

солисты: 

  • Сергей Баранов (гитара), Дина Синеглазова (ф-но), Вика Демко (вокал, перкуссия) - д. Нурма Тосненского района; 
  • Анатолий Гребенцов (тенор-саксофон) - ДШИ №7 им. М.Л.Ростроповича; 
  • Катя Яшнова (вокал) - Арзамас; 
  • Евгений Грачев (ударные), Александр Булатов (бас-гитара) - Екатеринбург, ДШИ №11; 
  • Юрий Шаповалов (ф-но), Семен Мазурок (тенор-саксофон), Анатолий Корчагин (ф-но), Евгений Куликов (ф-но) - Специальная школа при Магнитогорской Государственной Консерватории; 
  • Карен Сарксян (альт-саксофон) - Джазовая школа им. Кима Назаретова, Ростов-на-Дону.

Наконец, дипломами I степени были удостоены: 

  • квартет саксофонов - Джазовая школа им. Кима Назаретова, Ростов-на-Дону, руководитель Андрей Владимирович Мачнев;
  • ансамбль "OPEN SOUND" - Екатеринбург, ДШИ №11, руководители: Владимир Зиновьевич Хлевнер, Виталий Вадимович Владимиров, Сергей Петрович Амелькин, Юрий Иванович Ковалевский;
  • ансамбль флейт - ТШИ г. Тосно, руководитель Владимир Анатольевич Ушаков;

солисты: 

  • Лисун Елисеев (ф-но), Роман Сысоев (баритон-саксофон) - Джазовая школа им. Кима Назаретова, Ростов-на-Дону; 
  • Алексей Чернаков (ф-но), Маргарита Петрова (вокал) - Москва, ДМШ №28, эстрадно-джазовое отделение; 
  • Франц Бдоян (баритон-саксофон) - ДШИ №7 им. М.Л.Ростроповича; 
  • Владик Синеглазов (ударные) - д. Нурма Тосненского района; 
  • Матиас Мюллер (труба), Питер Кломанн (тенор-саксофон) - Германия, г. Монтабаур, Земская музыкальная гимназия.

Я не была столь же самоотверженна, как члены жюри, и моего терпения не хватало на всех участников фестиваля. Все же отмечу, что хороши были саксофонисты из Ростова-на-Дону, особенно ансамбль; уважение вызывали не прибегавшие к помощи взрослых и обходившиеся собственными силами уральцы - и из Екатеринбурга, и из Магнитогорска; понравился ансамбль из Старой Руссы - коллектив из 12 детей в возрасте 11-17 лет, с диксилендовым составом инструментов, каждый из которых, как и полагается, выполнял свою функцию, и все вместе звучало очень бодро; порадовали петербуржцы - воспитанники Владимира Родионовича Фомина, обратил на себя внимание "Креш-бэнд" - старшая группа из Саратова, младшая из Энгельса Саратовской области во главе с Еленой Вячеславовной Поповой; участие вокального ансамбля из Литвы "Tix", не претендовавшего ни на какие места, но чистого, светлого и очень обаятельного, и двух коллективов из Германии ("Blue Noise Jazztet" и "Jazz-Matz-Band") оправдывало международный статус фестиваля. Самое же яркое впечатление на меня произвели екатеринбуржцы Александр Булатов (бас-гитара) и Евгений Грачев (ударные), составлявшие уже совсем по-взрослому сильную ритм-секция ансамбля "OPEN SOUND".
Теперь попробуем абстрагироваться от оценок и помечтать. Как хотелось бы, чтобы когда-нибудь детский джазовый фестиваль все-таки стал детским. На свежем воздухе, под открытым небом и палящим солнцем, с воздушными шарами, мороженым, карнавалом, парадом участников и музыкой! Чтобы детский фестиваль был праздником, праздником, а не конкурсом с допинговыми тестами, ошибками судей и травмами участников.
А теперь совсем о грустном. Ни для кого не секрет, что организация - слабое место фестиваля-конкурса "Джаз-Парнас". Казалось бы, количество (фестиваль уже пятый) должно переходить в качество. Я понимаю, что это трудно, ведь такое количество участников! Но есть вещи элементарные, о которых я, не собираясь выносить сор из избы, намеревалась спросить на заявленной пресс-конференции. Но пресс-конференции не было. Она оказалась блефом, как и многое другое. 
Итак, пресс- конференции не было, а вопросы остались:
Почему участники - дети, преодолевшие сотни километров, порой совсем домашние, должны жить в оскорбляющих человеческое достоинство условиях? 
Почему группе из 14 человек предлагают питаться в маленьком кафе на три столика, два из которых заняты, один зарезервирован? 
Почему единственная экскурсия - пешая прогулка под питерским дождем? 
Другой вопрос заключается в следующем: чудесно, что такому большому количеству участников удалось-таки собраться в одном месте. И ведь есть чему друг у друга поучиться, руководителям - о чем пообщаться. Где? В фойе? В перерывах между выступлениями конкурсантов? А ведь до чего можно было бы договориться, например: до учреждения джазового лагеря с названием, скажем, "Новый Орлеан", где-нибудь на берегу Черного моря... Да, простите, замечталась, ведь педагоги даже не были друг другу представлены.
В общем, досадно, что приходится терпеть такой уровень организации, а порой и обыкновенное хамство - да еще в городе, претендующем на звание культурной столицы. 

Елена НасоноваЕлена Насонова
собкор "Полного джаза" в Санкт-Петербурге

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service