ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #11

Naked Spirit

"Naked Spirit"
Своим новым, вышедшим в конце 1998 г. CD "Naked Spirit" (Amiata Records), невозможный, пятиоктавный голос тувинской вокалистки Саинхо Намчылак прокладывает звуковой "шелковый путь" меж священными и мирскими звуками. На альбоме ее сопровождает ансамбль, в составе которого - исполнитель на дудуке Дживан Гаспарян и пианист Роберто Каччьяпалья. Она скользит от эпического титульного трека к звучащему по-южноазиатски "Valley Of Shadows" и дальше - к инспирированному Биллом Эвансом импрессионизму в "Midnight Blue".
Но попробуйте проинтервьюировать ее по поводу альбома, и вам, скорее всего, откажут. "Она, главное, не любит говорить с журналистами", - улыбаясь, говорит ее итальянский продюсер Маттео Сильва. - "Ей кажется, что в прошлом она дала так много интервью, но люди все равно рассматривают ее как экзотику, интересуясь ей в основном потому, что она тувинка и имеет опыт шаманизма, а не из-за ее музыки. Она не очень любит разговаривать, даже со мной!".
Саинхо - одна из немногих женщин, владеющих древним, имеющим тысячелетнюю историю искусством тувинского горлового пения. Ее вокальные аккорды, извлекаемые посредством этой техники, делают ее немой на следующие два дня после исполнения. По словам Сильвы, это одна из причин, почему она не любит давать интервью. "Ее концерты для нее самой очень тяжелы", - говорит Сильва. - "Многие сравнивают ее с уникальной Имой Сумак, перуанской певицей 50-х гг., а другие, кто раньше ее не слышал, подозревают, что ее голос - это какие-то электронные трюки".
Кроме того, Саинхо испытывает критику в свой адрес от своих соотечественников за свои политические взгляды и за то, что она выносит народное искусство в широкий мир. "У Саинхо много проблем в Туве", - говорит Сильва. - "Когда она там выступает, она очень открыта и общается с людьми. А многие традиционалисты, связанные с народной тувинской музыкой, считают, что она "слишком современна" - это обычное дело в закрытых обществах".
Хотя Саинхо уже давно не работает с государственным фольклорным ансамблем Тувы "Савани", а в ее биографии есть работа в московском авангардном коллективе "Три О", певица, которой сейчас 40 с лишним и которая давно живет главным образом в Вене, Амстердаме и Милане, до сих пор воспринимается как представитель Тува на Западе (так считают главным образом журналисты).
Имея в активе свыше 17 записей как лидер и приглашенный вокалист (включая ее шедевр 1993 г. - "Out Of Tuva"), Саинхо работала с ведущими музыкантами, включая Неда Ротемберга (с которым она записала "Amulet") и Иваном Паркером (с которым она работала на "Mars Song"). Ее вокальные концепции и элементы джазовой импровизации, которые она использует, приближают ее к тому сплаву культур, который был предсказан Дюком Эллингтоном три десятилетия назад в его классическом альбоме "Afro-Eurasian Eclipse". "Мир становится все меньше и меньше", - говорит продюсер Сильва, - "а в музыке это давно стало реальностью. Мы работаем на сцене, где смешано множество культур, и Саинхо на этой сцене - мост между Востоком и Западом".

Юджин Холли

На первую страницу номера