ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 22 (213) - 11 июня 2003 г.
Оглавление выпуска:
Слово
к читателям
Кирилл Мошков9 июня в Москве прошла презентация первого альбома саксофониста Игоря Бутмана на мэйджор-лейбле - "Prophecy", выпущенного российским отделением Universal. 
Игорь Бутман, Борис Ивашкевич На дневной пресс-конференции в "Союзе" на Ленинском (вечером был еще концерт в "Ле Клубе") Бутман и продюсер этого проекта со стороны Universal - Борис Ивашкевич (на фото справа) много и осторожно говорили о том, что СМИ должны помочь распространению альбома, потому что он - "пристрелочный". Если он успешно "пойдет", джазовая серия на Universal будет продолжена; если он провалится в продаже, то после него г-н Ивашкевич попробует выпустить еще один "пристрелочный" - он надеется, что это будет запись биг-бэнда Игоря Бутмана... Хотя такое развитие возможных событий, конечно, не нравится никому. 
В общем, на альбом возлагаются надежды. Ведь предыдущая попытка запустить джазовую серию на "мэйджоре" - правда, не международном, а сугубо российском - относится аж к 1996-97 г., когда такую серию массированно и в неоправданно больших тиражах запускал "Союз". За прошедшие шесть лет джаз в России выпускали только небольшие независимые компании.
А мне подумалось, что успех этого альбома - квартет Игоря Бутмана, "Prophecy" - зависит в том числе и от вас, дорогие наши читатели. Альбом-то действительно хороший. Кстати, во второй половине июня он появится в CD-магазине портала "Джаз.Ру". Не пропустите.

Редактор

Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем известного американского джазового музыканта, преподавателя одной из крупнейших нью-йоркских джазовых школ, который вот уже несколько лет ведет благородную просветительскую деятельность в одной из стран постсоветского пространства, давая продолжительные циклы мастер-классов в столичной консерватории этой страны. Речь идет о нью-йоркском пианисте Армене Донеляне, преподавателе джазовой программы Университета Новой Школы, который регулярно приезжает с мастер-классами в Ереван...>>>>
Технологии

Сегодняшний материал нашей новейшей рубрики, представленный компанией  МьюТек, эксклюзивным дистрибьютором Roland в России, начинает новую большую тему: он рассказывает об электронных барабанах...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Первый материал нашей "внемосковской" рубрики пришел из Санкт-Петербурга: едва город отошел от своего "зоолетия", как в нем одно за другим начали случаться джазовые события. Их обзор - в материале нашего собкора в северной столице Елены Насоновой...>>>>

Ростов: битва биг-бэндов

Ростов-на-Дону - город биг-бэндов. Так, по крайней мере, значится в некоторых изданиях, посвященных ростовскому джазу, которые при этом насчитывают в городе до десяти больших оркестров. Достоверность этой цифры, впрочем, вызывает сомнения. На сегодняшний момент у нас в городе два постоянно функционирующих джаз-оркестра. Это муниципальный оркестр им. Кима Назаретова и детский биг-бэнд джазовой школы им. К.Назаретова. Есть, конечно, оркестр джазовой кафедры Ростовской консерватории, которым руководит Аркадий Олейников, и оркестр эстрадного отделения Ростовского училища искусств, под руководством Михаила Радинского. Но эти два коллектива, несмотря на весьма достойный исполнительский уровень, скорее следует классифицировать как учебные, поскольку они выступают не так уж часто - обычно либо с отчетными концертами, либо на общегородских мероприятиях. Есть еще оркестр Исаина Вазгенова, специализирующийся на эстрадном репертуаре и лишь отчасти - на джазовой музыке. Любительским этот коллектив не назовешь, ведь в его составе работают профессиональные музыканты, а художественный руководитель - знаменитый Михаил Радинский. Но нельзя определить его и как постоянно действующий бэнд, слишком уж редки выступления. Есть еще милитари-оркестры: оркестр штаба Северокавказского военного округа под руководством Виктора Бударина и оркестр МВД, чьи выступления - отдельная история, и для гражданской публики случаются не чаще одного раза в год. 
Андрей МачневКонцерт детского и взрослого биг-бэндов им. Кима Назаретова, под названием "Джаз тандем", прошедший 22 мая в Ростовском киноконцертном зале "Россия", имеет вполне символичный характер. Дело в том, что не так давно произошло объединение муниципального джазового центра им. К.Назаретова (расположенного в кинотеатре "Россия") и уникальной детской джазовой школы, также носящей имя Кима Аведиковича. Теперь это единое образовательно-концертное предприятие, генеральным директором которого является Арам Рустамянц. О таком объединении мечтал прежний директор муниципального центра - покойный Яков Аршакович Кюльян. Прямая эстафета поколений - скорее всего, многие участники детского биг-бэнда продолжат свое профессиональное музыкальное развитие и станут сотрудниками взрослого оркестра. 
Первое отделение концерта, посвященное выступлению детского коллектива, свидетельствовало о немалой профессиональности юных исполнителей. Профессиональности не будущей, в перспективе, а настоящей. Идеальная сыгранность духовых, зрелые импровизации солистов, мощная ритм-секция, в результате - джазовое шоу и абсолютно "взрослый" драйв, без всяких скидок на молодой возраст. Нет нужды представлять биг-бэнд, которому рукоплескали многочисленные всероссийские и международные фестивали. Оркестр был образован в 1997 году и уже успел сменить одно поколение юных джазменов. Некоторые музыканты из первого выпуска уже стали лауреатами всероссийских и международных конкурсов. Так, саксофонист Алексей Некрасов взял Гран-при IV всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей, а сейчас учится в Америке на джазовой программе Денверского университета. Роберт Галстян - тоже выпускник джазовой школы, тоже лауреат Четвертого конкурса, так же как и состоявшегося в апреле этого года Пятого всероссийского конкурса. 
Андрей Мачнев и его оркестрантыА на этом концерте блистали солисты, чьи имена следует обязательно упомянуть, ведь это будущее ростовского джаза, и несомненно - потенциальные лауреаты грядущих конкурсов. Замечательный тромбонист Иван Никулин просто поразил красотой и чистотой интонаций в пьесе "Нашептывая". Артистично солировал Карен Саргисян в композиции Барни Кессела "Бразильский бит". Весьма по-взрослому играла Лия Григорян в пьесе Нила Хефти "Girl Talk". Порадовала юная звезда джазового вокала Алина Енгибарян, очень эффектно и темпераментно исполняя "Alabama bond" и композицию руководителя оркестра Андрея Мачнева "Ануш". Радует, что в оркестре на духовых инструментах играют и девочки - на тенор-саксофоне солировала Надежда Коробка, а Каринэ Челокян играла на таком традиционно мужском инструменте, как тромбон. Нельзя не отметить работу ритм-секции. Заводной барабанщик Тима Чернов на протяжении всего выступления выдавал мощный пульс вместе с басистом Юрой Барановым и, наверное, самым молодым оркестрантом - Самвелом Саркисяном, который играл на перкуссии. Замечательные соло на барабанах от Тимофея и мощные фанковые грувы Юрия имели ошеломляющий успех у публики. Особое впечатление оставил солист оркестра, саксофонист Евгений Ринг, который исполнял с оркестром две последние пьесы - "Speak Low" и "Мэкки-нож" Курта Вайля. Выпускник школы играл на уровне студента консерватории. Осознано, зрело, красиво и артистично. Все солисты абсолютно свободно и непринужденно чувствовали себя на сцене. Было видно, что они просто получают огромное удовольствие от процесса выступления. При этом не рискну определить процент спонтанности импровизаций. Да, конечно, у всех были так называемые заготовки для соло, но скучно не было. Руководитель оркестра и аранжировщик Андрей Мачнев был на сцене источником энергии для своих питомцев. Он не просто дирижировал, он делал шоу, заводил не только оркестр, но и публику в зале. Сорок пять минут первого отделения пролетели на одном дыхании. В перерыве возникли мысли о том, что старшим коллегам придется полностью выложиться, чтобы выглядеть достойно. 
Выступление муниципального биг-бэнда не было разочарованием. Весьма оригинальные аранжировки саксофониста Андрея Мачнева (по совместительству - руководителя детского бэеда!) и пианиста Арама Рустамянца. Стабильная игра солистов, среди которых ветераны ростовской джазовой школы - заслуженный артист России, альт-саксофонист Владимир Попов и его однофамилец, тенор-саксофонист Виктор Попов, трубачи - Евгений Медведев и Юрий Ушаков. Лауреаты многочисленных всероссийских и международных джазовых фестивалей "New Centropezn Quartet" - саксофонист Андрей Мачнев, пианист Арам Рустамянц, басист Виталий Перов, ударник Григорий Дерацуев - входят в состав оркестра, что можно считать его несомненным плюсом. В состав оркестра также входят студенты и выпускники джазовой кафедры Ростовской консерватории. Среди них много лауреатов Всероссийского конкурса. Это трубач Евгений Речкалов, тромбонист Евгений Беллин, гитарист Ара Родица, пианистка Екатерина Яновская и певица Лиза Кабоева. На этом концерте Лиза дебютировала в составе оркестра. Исполненные ею баллада "My Funny Valentine" и блюз "Walking" были по достоинству отмечены аплодисментами зала. Солистка детского оркестра Алина Енгибарян тоже пела во втором отделении. Оркестр аккомпанировал ей песню Фрэнка Фостера "Shiny Stokings". Из инструментальных композиций наибольшее впечатление произвели "Ярмарка" Андрея Мачнева, "Giant Steps" Джона Колтрейна и "Softly As In A Morning Sunrise" в аранжировке Рустамянца - Мачнева. Последняя (Softly) - это оригинальный микс с темой Майлса Девиса "Tutu". Завершился концерт известной оркестровой темой "In The Mood". Весь сюрприз состоял в том, что ее исполняли оба биг-бэнда. Впечатление от действа - потрясающе эффектное. 
Хочется лишь пожелать публике большей активности, такие концерты достойны аншлагов. Тем более, что уровень рекламы джазовых мероприятий, происходящих в центре Кима Назаретова, последнее время заметно возрос. Еще хочется, чтобы сбылись пожелания Мурада Кажлаева, который совсем недавно проводил творческий вечер в этом же зале и помечтал о том, что, может, появится когда-нибудь нормальная сцена, достойная звуковая аппаратура, новые кресла. Будем оптимистами! 

Константин Новожилов,
корреспондент "Полного джаза" в Ростове-на-Дону

Следующий материал пришел из Томска: в старинном сибирском университетском городе впервые после 11-летнего перерыва прошел крупный джазовый фестиваль. О впечатлениях - наш корреспондент в Томске Валерий Рыбаков...>>>>

Что намечается: московские анонсы
Гонсало Рубалькаба1-3 июля в "Ле Клубе" играет выдающийся кубинский джазовый пианист Гонсало Рубалькаба. Легенда кубинского джаза уже давно живет в США. В Москве он выступит с собственным квартетом, в состав которого входит еще один выдающийся представитель латиноамериканского направления в современном джазе - пуэрториканский саксофонист Давид Санчес ("Полный джаз" публиковал интервью с этим незаурядным молодым музыкантом в #9-2000). Кроме Рубалькабы и Санчеса, в составе квартета - басист Армандо Хола и барабанщик Игнасио Берроа. 
Гонсало Рубалькаба - одно их самых значительных "импортных приобретений" Америки 1990-х: пианист феноменальной техники и исключительного чувства гармонии, он вышел на большую американскую джазовую сцену в начале прошлого десятилетия и сразу занял видное место среди так называемых "молодых львов" - поколения 30-40-летних музыкантов, что ныне на наших глазах меняет облик джазовой музыки. Вундеркинд, выросший в музыкальной семье, Рубалькаба поражал своими первыми записями всякого, кто слушал их больше минуты. Перед одаренностью и напором кубинского музыканта не устояли ни великий Диззи Гиллеспи, (ему Рубалькаба впоследствии посвятил пластинку "Diz"), ни такие блестящие музыканты, как Чарли Хэйден и Пол Мотиан, которые сделали все от них зависящее, чтобы талант молодого пианиста был доступен как можно большему количеству слушателей.
Гонсало родился на Кубе 27 мая 1963 года: отцом его был знаменитый пианист Гильермо Рубалькаба (которого, в частности, можно слышать на недавней пластинке саксофонистки Джейн Баннет "Cuban Odyssey"), а дед служил тромбонистом в Президентском оркестре в Гаване в середине 10-х гг. прошлого века (его трогательную мелодию "El Cadete Constitucional" Гонсало записал в своей интерпретации на альбоме 2001 г. "Supernova"). На фортепиано Гонсало учился играть с восьми лет, что немного поздно для вундеркинда. Однако он занимался настолько уверенно для ребенка, что его все же считали чудом. Последующие двенадцать лет он совершенствовал свою технику, выступая по ночным клубам Гаваны. Первым его учителем был отец, позже Гонсало обучался в консерватории Амадео Ролдана и в Гаванском институте искусств - по курсам композиции и, как ни странно, перкуссии (хотя почему странно? Ритмические структуры афрокубинской музыки, отличающие ее от других музыкальных направлений Латинской Америки, как раз удобнее всего постигать через перкуссию). Классическое образование, тем не менее, дало ему ясное представление о том, до чего большинство джазовых музыкантов прежних поколений доходили интуитивно - а именно представление о гармонии, не ограничивающейся рамками народных стилей. Когда именно Гонсало сделал первые свои записи в качестве пианиста, ныне сказать не так просто по той причине, что все эти записи остались на социалистической Кубе, где, как известно, господствуют весьма оригинальные представления об авторских правах. С 1983 по 1985 год он гастролировал по Африке и Франции в составе знаменитого кубинского оркестра Orquestra Aragon, работавшего с такими легендами кубинской музыки, как Перес Прадо и Бени Море; в 1985 году он собрал свой собственный состав, Grupo Projecto, и в том же году был услышан знаменитым пропагандистом и неустанным посланником латино-джаза - Диззи Гиллеспи. Спустя год на Гаванском джазовом фестивале Рубалькаба выступал в сопровождении контрабасиста Чарли Хэйдена и ударника Пола Мотиана, известных многим в качестве как весьма оригинальных лидеров собственных проектов, так и частых участников ритм-секции Кита Джаррета (Мотиан же - еще и как один из немногих ударников, не просто игравших с пианистом Биллом Эвансом, но и понимавших его музыкальные концепции); затем на фестивале в Монтре он буквально "украл" у Хэйдена его сет, сорвав большую часть аплодисментов. В 1987 году Рубалькаба выпустил первый в официальной дискографии студийный релиз под собственным именем - при поддержке Grupo Projecto - "Mi Gran Pasion": музыкальные издания писали о рождении новой звезды. 
В 1990 году Рубалькаба заключил контракт с Blue Note. Первой пластинкой на легендарном лейбле стала его концертная запись, так и названная "Открытие" ("Discovery: Live At Montreux"); спустя год последовал фантастический студийный дебют на Blue Note под названием "The Blessing". Тогдашнюю игру пианиста характеризовали крайняя гармоническая насыщенность материала и исключительная виртуозность, никогда, однако, не становящаяся самоцелью благодаря редкой ясности музыкального мышления Рубалькабы, всегда точно знавшего, что он хочет в данный момент сказать. Между тем, в силу американских законов, пианист не имел права давать концерты на территории родины джаза еще в течение трех лет: только в 1993 году все ограничения на него как на иммигранта были сняты. В течение 90-х он записал семь пластинок для Blue Note и появился на многочисленных релизах других музыкантов первого эшелона - как американских, так и кубинских. Исполнительский его стиль за время пребывания в Америке претерпел определенную эволюцию: если ранние его записи легко и безоговорочно относятся к афро-кубинскому джазу, то ныне он чаще исполняет более традиционные для места его пребывания разновидности хард-бопа и пост-бопа. Это, впрочем, не означает, что Рубалькаба стал сколько-нибудь менее интересен, либо что он отказался от своих корней. Достаточно вспомнить, что в 1998 году музыкант записал весьма своеобразную пластинку "Antigua", на которой смешал звучание электронных клавишных инструментов с традиционными для Карибского бассейна гармониями, в позапрошлом же году принял участие в проекте Чарли Хэйдена "Nocturne", на котором за основы композиций были взяты традиционные кубинские и мексиканские песенные и танцевальные формы. По-прежнему игру пианиста отличают невероятная эффектность пассажей, гармоническая изобретательность и безупречное чувство меры: недаром его ставят в один ряд с величайшими джазовыми исполнителями с его острова - вплоть до сравнения его с пианистом Хесусом "Чучо" Вальдесом, который на Кубе имеет поистине легендарный статус.

В материале использован пресс-релиз Артема Рондарева для Gala Records
Новые альбомы
В продаже 
с 10 июня (США)
  • Cannonball Adderley: Julian Cannonball Adderley and Strings - переиздание, Verve 830381 
  • Ralph Alessi: This Against That, RKM Music 3 
  • Ralph Alessi: Vice & Virtue, RKM Music 2 
  • Attila & Dave Project: Illuminated, A1s 37123 
  • Claude Bolling: Victory Concert - переиздание, Fremeaux & Associes 450 
  • Claude Bolling/Jean-Bernard Pommier: Sonate Pour Deux Pianistes, Fremeaux & Associes 9505 
  • Claude Bolling Big Band: Live at the Meridien Paris, Fremeaux & Associes 5042 
  • Claude Bolling: First Class - переиздание, Fremeaux & Associes 451 
  • Claude Bolling: Rolling With Bolling 1973-1983, Fremeaux & Associes 5029 
  • Claude Bolling & Jean-Pierre Rampal: Suite for Flute and Jazz Piano Trio - переиздание, Fremeaux & Associes 443 
  • Claude Bolling: Concerto for Classical Guitar & Jazz Piano - переиздание, Fremeaux & Associes 444 
  • Cab Calloway: Vol. 2: 1935-1940 - переиздание, JSP 914 
  • David Darling: Tao of Cello - переиздание, Hearts Of Space 11410 
  • Miles Davis: Love Songs, Vol. 2, Sony 90337 
  • Diane Delin: Talking Stick - переиздание, Rhombus 5001 
  • Mark Deutsch: Bazantar/Sitar - переиздание, A1s 800001 
  • Miles Donahue: Stranger in Paradise, Amerigo 33711 
  • Miles Donahue: Embraceable You, Amerigo 33714 
  • Miles Donahue: Polkadots and Moonbeams, Amerigo 33712 
  • Miles Donahue: Someone to Watch Over Me, Amerigo 33713 
  • Freeform Arkestra: Metamorphosis, Straight Ahead 26 
  • Kenny G.: Ultimate Kenny G - переиздание, Arista 50997 
  • David Hart & Amum Ra: Dedication to David Bowie, A1s 71220 
  • Ted Heath: Pop Hits from the Classics/Great Film Hits, Dutton Vocalion 4170 
  • Ted Heath: Hits I Missed/Al Jolson Classics, Dutton Vocalion 4168 
  • Jonas Hellborg & Shawn Lane: Time Is the Enemy - переиздание, Bardo 137 
  • Jonas Hellborg: Aram of 2 Rivers: Live in Syria - переиздание, Bardo 138 
  • D.D. Jackson: Suite for New York, Justin Time 188 
  • Henrik Jespersen: Silent Flute, A1s 79894 
  • Scott Joplin: Entertainer [Sony], Sony 30155 
  • Scott Joplin: King of Ragtime Writers [Sony], Sony 30159 
  • Scott Joplin: Elite Syncopations [Sony], Sony 30156 
  • Kick the Cat: Weirdo, Rhombus 5004 
  • John Klemmer: Involvement - переиздание, Verve 0026402 
  • Lee Konitz: Motion, Verve 065510 
  • The L.A. 4: Two by Four, Concord Jazz 2176 
  • Fapy Lafertin Quintet & Tim Kliphouse: Fine and Dandy, Iris 3001865 
  • Byard Lancaster: It's Not up to Us - переиздание, Water 115 
  • Marian McPartland: Contrasts, Jazz Alliance 12044 
  • Steve Million Trio: Poetic Necessities, Rhombus 5003 
  • Billy Mitchell: This Is Billy Mitchell Featuring Bobby Hutcherson - переиздание, Verve 065507 
  • Barak Moffitt: Consumers All, A1s 59152 
  • Tisziji Munoz: Divine Radiance, Dreyfus 36706 
  • Network: Refusal to Comply, Wenlock 4 
  • Network: Precisely the Opposite, Wenlock 5 
  • Mark O'Connor: Mirage, Rhombus 5002 
  • Greg Osby: St. Louis Shoes, Blue Note 81699 
  • Sun Ra and His Arkestra: Live at Montreux - переиздание, Universe 75 
  • Laskar Reese Quintet: Laksar Reese Quintet - переиздание, Emphasis 3002 
  • Gonzalo Rubalcaba: Soneros de Verdad Present Rubalcaba Pasado y Prese, Universal Latino 360569 
  • Maria Schneider Orchestra: Allegresse - переиздание, Enja Justin Time 3306 
  • Louis Sclavis: Chine/Chamber Music, Label Bleu 6656/57 
  • Dan Siegel: Hemispheres [Bonus Track] - переиздание, Varese 066471 
  • Sonny Stitt: New York Jazz - переиздание, Verve 517050 
  • Kevin Toney: Sweet Spot, Shanachie 5101 
  • Urban Knights: Urban Knights V, Narada 80488 
  • Various Artists: Greatest Ragtime of the Century: Classic... - переиздание, Sony 30160 
  • Randy Waldman: Music of the Carpenters, Liquid 8 120999

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2003
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Валерий Рыбаков,
Елена Насонова,
Константин Новожилов,
Армен Манукян,
Илья Сандалов,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
Blue Note PR,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service