ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 22
2003

Армен Донелян: "Я бы хотел, чтобы джаз стал по-настоящему популярным в Армении"
Армен ДонелянАрмен Донелян - личность хорошо известная в армянском музыкальном мире. Еще больше он известен в джазовом мире Америки и Европы. Донелян - пианист, композитор, аранжировщик и педагог. Приехав однажды в Армению с концертами, он теперь приезжает почти каждый год, но уже не играть, а учить джазу.
Армен Грант Донелян родился в Нью-Йорке в 1950 году. Родня отца попала в Америку из Турции, матери из Сирии. Дома иногда говорили между собой по-армянски, но в основном - по-английски. Сегодня Армен очень сожалеет о том, что он так и не научился говорить на языке предков, хотя несколько раз, в последние годы, и предпринимал такие попытки. Сейчас ему бы это очень пригодилось.
Серьезно Армен начал заниматься музыкой в шесть лет. В 11 отец ему подарил старенький "Стейнвей" (он до сих пор стоит у него дома), и пошло-поехало. Не счесть количества молодежных ансамблей, в которых играл Донелян. Обладая классическим музыкальным образованием - консерватория и Колумбийский университет - он одинаково хорошо играл джаз, классику, рок и блюз. Но постепенно джаз вытеснил все остальное. 
Кстати, пристрастился он к джазу благодаря старшему брату, игравшему на кларнете в диксиленде. В 1964 году Армен присоединятся к этому диксиленду и играет свой первый джазовый концерт в качестве пианиста джаз-оркестра Артура Раерсона. Армену Донеляну тогда было всего 14 лет.
В 1972 г. он закончил Колумбийский университет, получив степень бакалавра музыки. Он часами сидит в библиотеке Линкольн-центра, слушает записи Майлса Дэйвиса, Хэрби Хэнкока и других корифеев джаза. Он устраивается в ресторане в качестве тапера, создает джаз-рок группу, учится играть на гитаре и даже выступает в качестве блюз-гитариста...
В 1975 году Армен получает место в октете знаменитого афро-кубинского перкуссиониста Монго Сантамария. Вместе они записали четыре альбома. Это были напряженные годы - концерты, репетиции, запись на пластинки... После того как Армен расстался с Сантамарией, ему посчастливилось играть с такими суперзвездами джаза, как Чет Бейкер, Лайонел Хэмптон, Тед Карсон, и даже с самим колоссом джазового саксофона - Сонни Роллинзом. Потом была работа с группой Night Ark (Ара Динкджян - уд, Марк Джонсон - бас, Арто Тунчбояджан - перкуссия и вокал) - многочисленные выступления, разъезды по всему свету (именно в составе этой группы Армен впервые приехал в Армению), запись трех альбомов. В конце 90-х начинается совместная работа с Татевик Оганесян над альбомом "Прислушайся к биению моего сердца". Альбом составлен целиком из джазовых обработок армянских народных песен в великолепном исполнении Татевик. Все аранжировки выполнены Арменом. Продюсером альбома выступил легендарный Джордж Авакян. В записи альбома принимали участие Пакито Д'Ривера, Фрэнк Уэсс, Бен Райли, Клаудио Родити.
Конечно, есть у Армена и свои собственные проекты - сегодня на его счету пять альбомов: "A Reverie", "Secrets", "The Way Farer", "Trio'87", "Wave". Презентация последнего, шестого по счету, состоялась месяц назад. Уже записан, но еще не вышел официально седьмой. Но в последние годы Армен все больше внимания уделяет обучению подрастающего поколения джазменов. Пишет книги по теории и практике джаза, проводит семинары, участвует во многочисленных конференциях и преподает в New School University Jazz Program (см. наш рассказ о джазовой программе Университета Новой Школы в #11-2002 и #12-2002 - ред.). Это все в США. А последние несколько лет господин Донелян получает гранты Фонда Фулбрайта на осуществление своей программы "Джаз в Армении", которая заключается в том, что по согласованию с ректоратом Ереванской консерватории он приезжает давать мастер-классы и учить джазу молодых армянских музыкантов, имеющих склонность и хотя бы начальные навыки в этом жанре.

Армен, вот уже несколько лет подряд ты приезжаешь в Ереван. Замечаешь ли ты изменения?

- Конечно. Город становится краше, люди спокойнее, увереннее. Я надеюсь, что это не результат разовых успехов, а тенденции.

Как дела, на твой взгляд, в армянском джазе?

- Ну, мне трудно говорить о джазе в целом. Я могу лишь сказать о молодежи, с которой я занимался и буду заниматься. Так вот, те, кто ходил на мои мастер-классы в прошлые годы достаточно регулярно, сейчас уже показывают хорошие результаты.

А какой контингент ходит на твои занятия?

- Постоянно в классе присутствует 30-40 человек. Достаточно много. Но, чтобы картина была ясна, я бы разбил этих посетителей на три группы. Те, кто что-то уже знает и хочет узнать больше. Вторые - это те, не знает пока ничего, но хочет знать. И, наконец, просто любопытствующие. Приходят даже не только студенты консерватории, но и люди, не имеющие музыкального образования, так просто - любители джаза.

А зачем тебе этот "балласт"? Не лучше ли собрать человек десять действительно интересующихся джазом и работать с ними?

- Не совсем так. Ведь моя задача - не только дать какие-то конкретные знания нескольким избранным студентам. Я бы хотел, чтобы джаз стал по-настоящему популярным в Армении. И поэтому, если мои занятия хотя бы натолкнут кого-то на мысль послушать дома джаз, то можно считать, что я добился успеха.

В последнее время много пишут о том, что старый традиционный джаз вымирает. Даже в Америке. На авансцену выходит целый ряд новых направлений - этноджаз, cross-over, smooth-jazz.... Радиостанции передают в основном сладенькую музыку, с легким привкусом джаза, награды "Грэмми" вручают смазливым девицам, поющим попсовые песни в околоджазовой аранжировке. И вообще, утверждается, что традиционный джаз больше не популярен.

- Что значит популярен или нет? Ведь и радиостанции, и "Грэмми", и студии грамзаписи - это звенья одной цепи шоу-бизнеса. Чаще всего принадлежат они одним и тем же людям, определяющим политику бизнеса. И зависит эта политика от целей этого самого бизнеса. А музыкальный бизнес напрямую зависит от спонсоров и рекламодателей. Поэтому, грубо говоря, если для продажи скажем, нового крема для бритья нужно, чтобы звучала эта композиция, или альбом, или целое направление, то это будет звучать столько, пока не продадут упомянутый крем. А потом по плэй-листам радиостанций составляют рейтинги и вручают награды. И все, круг замыкается. Так что доверять этим сведениям не очень-то и стоит. Хотя, конечно, надо признать, что серьезный джаз слушает гораздо меньше людей, чем припопсованный. Но это во всех сферах искусства. Ведь серьезные классические произведения тоже слушают меньше любителей музыки, чем скажем вальсы Штрауса и ноктюрны Шопена.

На своих занятиях ты преподаешь технику и теорию классического джаза. Но, насколько я в курсе, в Ереване молодежь в основном увлекается современными стилями джаза. Может быть, лучше преподнести им этот курс?

- Видишь ли, прежде, чем играть что-либо, надо выучить ноты. Как и для того, чтобы прочесть книгу, причем любого жанра, нужно сначала выучить буквы. А потом уже решать, что ты будешь читать или играть. Так же и в джазе. Прежде надо изучить основы, традицию, а потом переходить к современности, авангарду и различным ответвлениям основного направления. Вот поэтому я и уделяю так много внимая основе.

Ты можешь научить джазу любого музыканта вне зависимости от его корней, национальности, традиций?

- Ты не совсем правильно поставил вопрос. Не я могу научить, а студент может выучиться. Ведь главное - это желание учиться. Если оно есть, то да, любой человек может научиться играть джаз. Я понимаю, ты имеешь в виду, что можно ли, скажем, армянина, родившегося и живущего в Ереване, научить играть джаз также, как и афроамериканца, проживающего в Америке. Так вот, заявляю - можно. Я встречал массу американских музыкантов, не умеющих свинговать (а это, ты знаешь, главное в джазе). В то же время я встречал много европейских джазменов, играющих на голову лучше, чем американские музыканты. Так, что цвет кожи и национальность не имеют никакого значения. Надо много заниматься, слушать, практиковаться и общаться с хорошими музыкантами У армянских музыкантов есть все возможности для этого процесса, за исключением, пожалуй, лишь личных контактов с зарубежными звездами. Концерты гастролеров у вас редкое явление. Это минус процессу обучения. А все остальное, более или менее, устраивает.

Армен привез в подарок библиотеке консерватории больше сотни лазерных альбомов с записями корифеев мирового джаза и массу книг по истории и теории джаза. Вместе с теми, что он привез в прошлый раз, они составят солидный аудиовизуальный учебный фонд для людей, пытающихся проникнуть в секреты большого джаза.

Очень много споров вызывает этно-джаз. Ты играл его и с Татевик Оганесян и с группой Ngiht Ark. Пуристы от джаза его собственно, джазом не считают. Как ты к нему относишься?

- Я приветствую любое новаторство, если оно хорошо сделано и имеет под собой обоснованную эстетическую платформу. К сожалению, очень много музыкантов сейчас спекулируют на интересе слушателей к народным инструментам и мелодиям. Эти горе-музыканты насильно склеивают фольклорные мелодии и новые ритмы, абсолютно неоправданно вводят в группу европейских инструментов народные и уверяют, что они играют этно-джаз. Но это не то. Это, чаще всего, китч, жалкие потуги, а не искусство. А если введение фольклорной основы и инструментов оправданно идеей, самой тканью произведения, все это действительно гармонично переплетается и сделано талантливо, то это, конечно, имеет право на существование. Ведь не надо забывать, что собственно джаз и появился в результате слияния европейской и африканской музыки. Т.е. уже изначально, эта музыка могла называться этно-джазом, так как имела в своей основе музыкальные традиции нескольких народов. В принципе, я - "за".

Армен Донелян - великолепный собеседник, много знает, много видел и всегда с удовольствием делится своими знаниями. Мы могли бы проговорить с ним еще пару часов, но у него была назначена встреча, и мне пришлось закругляться. Напоследок, уже спускаясь по лестнице, я узнал, что в конце курса оркестр, составленный из посещавших мастер-классы студентов, даст выпускной концерт. А может быть, мы услышим и самого Донеляна в сольном концерте. Но пока это только планы. Подождем немного.

Армен Манукян,
корреспондент "Полного джаза" в Ереване

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service