ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 22
2003

Международный Jazz-Марафон в Томске
(2 - 4 июня 2003 г.)
На томскую землю вновь пришел большой праздник джаза. 11 лет, после последнего международного джазового фестиваля "Джаз на берегах Томи" в апреле 1992 года, у нас не было фестивальной суеты. Сейчас другое время, другое государство, новые лица...
Конечно, джазовая жизнь в Томске продолжала идти. Отдельные волны джазовых проектов время от времени накатывались на томских любителей джаза. В 1996 году основным "возмутителем спокойствия" стал известный томский продюсер и музыкант Асхат Сайфуллин. Благодаря бескорыстной помощи местных спонсоров появилась возможность приглашать российских и зарубежных джазовых звезд. С 1998 года постоянной площадкой крупных джазовых мероприятий стал областной драматический театр.
Приобретенный опыт организации концертов подвигнул неутомимого Асхата на нынешний международный фестиваль.
Думаю, стоило ждать больше десятка лет, чтобы вновь окунуться в ни с чем не сравнимую атмосферу праздника джазовых дней. Представьте - какую массу людей объединило на все три дня неувядающее искусство Джаза! Зал театра, как всегд,а был полным и жаждущим слушать джаз.
Открыла фестиваль прочно утвердившаяся на джазовой сцене России молодая вокалистка Анна Бутурлина. Томичи не забыли прошлый приезд Анны и тепло встретили ее появление на сцене. Певица работает с "вечным" песенным материалом и пока ему не изменяет, шлифует свою манеру исполнения от концерта к концерту, опираясь на богатейший опыт великих американских джазовых дам, но не подражает им впрямую, а использует свои находки в прочтении знакомых тем, возможности своих голосовых данных, свою интонацию. Не стоит на сцене, судорожно сжимая микрофон, как часто бывает у других певиц (не только молодых), а легко и пластично двигается по сцене, одаряя и музыкантов, и слушателей своей неповторимой лучезарной улыбкой. Плюс безукоризненное владение языком первоисточника, не заученным по бумажке текстом, а проникновением в суть исполняемого произведения. Это тоже выделяет ее среди других российских певиц, даже слишком знаменитых на российской эстраде, но зачем-то вернувшихся в джаз. Анна не загадывает далеко вперед. Возможно, со временем она изменит и стиль пения, и репертуар, но пока ей все удается, и любители джаза наслаждаются "Tuxedo Junction", "A Foggy Day In London Town", "Don't Get Around Much Anymore" ... в интерпретации Анны.
Поддерживал Бутурлину междугородно-международный биг-бэнд "Фанаты джаза" в составе:
трубы - Андрей Лобанов (Германия), Владимир Лобанов (Новосибирск), Геннадий Калинин (Нижневартовск), Виктор Косулин (Томск), Виктор Ермаков (Томск);
тромбоны - Егор Быков, Валерий Кинев, Артем Федосеев, Алексей Красушкин (все томичи);
саксофоны - Владимир Панфилов (Нижневартовск), Александр Стародубцев (Томск), Николай Панченко (Новосибирск), Игорь Новицкий (Томск), Норберт Эммингер (Германия);
фортепиано - Алексей Подымкин; контрабас - Дмитрий Аверченков; барабаны - Артем Федотов (весь состав ритм-группы из Новосибирска). Управлял звучанием оркестра известный томский музыкант и дирижер Владимир Писанко.
Только профессионализм всех музыкантов оркестра позволил за короткое репетиционное время создать прекрасный фестивальный состав. Оркестр отыграл и несколько инструментальных пьес с великолепными и запоминающимися соло Геннадия Калинина, Андрея Лобанова, Егора Быкова, Владимира Панфилова и Николая Панченко.
Отзвучали последние мощные аккорды оркестра, а на сцене под гром аплодисментов появился живущий в Америке, но принципиально остающийся россиянином наш старый и добрый знакомый, контрабасист Виктор Двоскин. Вместе с ним вышли два американских гиганта (и, как оказалось, не только по росту, но и по музыкантским качествам) - пианист Стив Рудольф и барабанщик Билл Гудвин. В зале зазвучал бибоп в мягком и лиричном исполнении этого "Вашингтонского трио". Программа выступления состояла из произведений Стива и Виктора, а также "свитка" баллад, проникнутого по исполнению духом Билла Эванса. Все было выверено, безупречно по стилю и по настроению. Интеллигентность, высочайшее мастерство, мелодическая изысканность, взаимное чувство партнерства, идеальное знание материала царили на сцене. Пианист и седой барабанщик с почти запорожскими усами - выше всяких похвал. А о Викторе и говорить нечего: женская часть зала постоянно выкрикивала ему комплементы и одаривала цветами. В заключении трио выдало такой "кондовый" блюз, что публика просто обмерла.
После лирики и спокойствия на сцену вихрем ворвался израильский пианист Леон Пташка (когда-то - бакинец и москвич Леонид Пташко) с его ударным стилем игры. Казалось, что Леон одновременно лупит по всем клавишам инструмента, не давая отдыха ни роялю, ни слушателям. Даже его мелодичный "Поезд" в любую минуту мог сорваться "с рельсов и взлететь". Конечно, была и национальная музыка, сыгранная с таким же темпераментом и мощью. Партнерствовали с Пташкой контрабасист Дмитрий Аверченков и превосходный немецкий барабанщик Йенс Либау, еле успевавшие за ходом музыкальных мыслей Леона. Было просто громоподобное завершение первого вечера. Публика не хотела отпускать пианиста, но "мавр сделал свое дело" и удалился. 
Второй день фестиваля открыл американский пианист Дейв Кикоски. Из его биографии явствует, что он принадлежит к представителям современного джазового пианизма, где-то близко к Хэрби Хэнкоку, Киту Джаретту. На сцену вышел 44-летний человек, демократично одетый, в сандалиях на босу ногу. Его стиль игры в сольной программе был на границе классики и джаза, временами скатываясь, то по одну, то по другую сторону. И скорее духу его исполнения приличествовали бы фрак и концертные туфли. Игра Дейва была безупречна, состояла из собственных сочинений и некоторой доли "вечнозеленых". Интересной была разработка темы "'Round About Midnight". А в конце прозвучал забавный рэгтайм на основе "Sweet Georgia Brown". Публика в оценке музыканта была сдержанна и награждала его исполнение вежливыми аплодисментами. Как-то мало она еще приучена прослушивать только сольное музицирование, да еще со смешением столь разных музыкальных направлений. И все же кусочек "третьего" течения в джазе томская публика вкусила, но не выплюнула. Хотя большей части хотелось бы, чтобы постукивал еще и барабан, да потрескивали струны контрабаса. 
На смену американцу вышли наши "горячие парни". Заслуженный артист России скрипач Виктор Королев при поддержке новосибирцев Алексея Подымкина (рояль), Дмитрия Аверченкова (контрабас) и иркутянина Сергея Кушилкина (барабаны) исполнил попурри на темы кавказских мелодий, что-то венгерское и свою любимую "Oh, Lady Be Good". Но, когда Виктора заменили наши северные соседи Владимир Панфилов (тенор-саксофон) и Геннадий Калинин (труба), а также новосибирец Николай Панченко (альт-саксофон), то началось настоящее сумасшествие хард-бопа. Поскольку по инструментам состав соответствовал знаменитым "Посланцам", то и музыка была соответствующей и по стилю, и по темпераменту. Ребята играли много и самозабвенно на радость разгоряченного зала. В свои соло каждый из шестерки вкладывал все свои способности. В какой-то момент на "поле" произошла замена и в игру вместо Дмитрия вступил Олег Петриков с его рокочущим электробасом. В который раз, слушая превосходного трубача Геннадия Калинина, думаешь, почему он не вырвется на всероссийскую джазовую сцену? Но, наверное, что-то удерживает его в таежной глуши, хотя и нефтяной. А годы, между прочим, идут... 
Заключительный вечер фестиваля открыла новосибирская джаз-роковая группа "New Tone" Олега Петрикова, в которую входят, кроме лидера, саксофонист Андрей Турыгин, все те же - Алексей Подымкин и Сергей Кушилкин. Ну, что сказать? Джаз-рок есть джаз-рок. Ребята очень профессионально исполняли свои произведения. Что-то не ладилось со звуком, но это уже не их вина. Мне же позвольте прохладно отнестись к этой разновидности джаза, еще со времен "измены" моего любимого Майлса Дэйвиса (не надо на меня ополчаться, но некоторая монотонность в джаз-роке лично мною ощущается). 
Бывший новосибирский и "бутмановский", а теперь западный трубач Андрей Лобанов привез двух превосходных немецких музыкантов - саксофониста Норберта Еммингера и барабанщика Йенса Либау. Внешне похожий на аккуратного студента колледжа, Либау показал свой класс еще в первый вечер, когда он выступил с Пташкой. Игра его точна, в меру темпераментна и по-европейски экономна. Саксофон-баритон Норберта звучал мощно и очень подвижно, несмотря на громоздкость инструмента, который казался слегка подернутым патиной, как все медно-бронзовое,. Многие слушатели впервые "вживую" услышали сольные партии на баритоне. Музыканты играли в основном свои произведения. Андрей попеременно играл на трубе и флюгельгорне. Атмосфера выступления была пропитана звуками Арта Фармера и Пеппера Адамса. Публика отбивала такт ногами, свистела и прихлопывала. Не ожидавший такого приема Еммингер, собравшись с силами, улыбаясь, довольно точно воспроизвел по-русски: "Я люблю тебя, Томск!". 
Вместе с трио из Германии играли опять же Алексей Подымкин и Дима Аверченков. Этому дуэту "досталось" на нынешнем фестивале. Играть пришлось со многими составами, в совершенно разных стилях. Диву даешься, как у них еще могла соображать голова и правильно работать пальцы рук. А Дима со своим контрабасом практически спас весь этот джазовый коктейль. 
Ну и, наконец, последняя точка этого трехдневного сумасшествия - "Brazilian Project" Андрея Кондакова. Собственно от бразильцев "на поле" выступал только бас-гитарист Серджио Брандау. За барабанами восседал россиянин Сергей Остроумов. На теноре - Игорь Тимофеев. Тем не менее, южно-американский колорит программы ничего не потерял. Весь квартет - великолепные и неподражаемые музыканты. Все выступление было пронизано броскими музыкальными идеями и неудержимым темпераментом лидера, не раз выступавшим за последние годы на нашей томской сцене с разными составами российских и зарубежных музыкантов. Публика ревела после каждого накаченного необычайной энергетикой соло Игоря Тимофеева, умилялась ритмическому напору Остроумова. А Серджио вообще покорил всех своей светящейся белозубой улыбкой и, конечно, ритмическими пассажами на своей белоснежной бас-гитаре. Зал никак не хотел отпускать музыкантов, требуя "бонуса", хотя бы в зачет 300-летия Петербурга. 
Все концерты блестяще и непринужденно провел Борис Зайдман - теперь уже наш гость из Германии, а в недалеком прошлом - житель Томска, основной инициатор прежних международных фестивалей "Джаз на берегах Томи". 
После каждого концерта, как и положено на таких событиях, проходили jam-sessions в недавно открывшемся очень стильном кафе "Saloon Wild Wild West". Возможно вскоре кафе станет музыкальным средоточием города, включая джаз, блюз и рок. Предпосылки есть, желание хозяев - тоже, да и кухня хорошая. 
Фестиваль вряд ли мог состояться, если бы не изрядная и бескорыстная помощь генерального спонсора ОАО "Востокгазпром", ООО "Томсктрансгаз" и томского отделения "Газпромбанка". Перевозку гостей обеспечила авиакомпания "Сибирь". 
Конечно, трудновато было разогреть давно остывшую фестивальную сковородку, чтобы сходу испечь блин, приятный во всех отношениях. Были организационные неувязки и проблемы, которые все-таки были решены благодаря усилиям Владимира Писанко, начальника управления городской культуры Аркадия Ратнера, джазового функционера Михаила Иштуганова и других преданных джазу людей.
По моей просьбе своим впечатлением в двух словах поделился гость фестиваля, один из влиятельных джазовых функционеров Новосибирска, член Международной ассоциации джазового образования, автор и ведущий джазовых программ "Радио Новосибирск", Александр Мездриков: 
- От души рад за томичей, которым удалось побывать на этом неординарном празднике джаза, с качественной музыкой со всех концов планеты, великолепно спрограммированном и славно оформленном. Нынешний "Джаз-Марафон" мог бы стать репетицией или, если хотите, прообразом и стартовой площадкой будущего фестиваля в честь 400-летия Томска на следующий год. 
Ну что ж, даст Бог, сбудется пожелание Александра, будущий фестиваль состоится с новыми гостями и на более высоком уровне.

Валерий РыбаковВалерий Рыбаков,
Томск

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service