ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 23
2003

Джазовый пароход начал регулярные рейсы
С наступлением лета возобновил свои ежегодные рейсы петербургский Джазовый пароход. 14 июня я там побывала и пообщалась с Натаном Лейтесом - бессменным руководителем старейшего в стране джаз-клуба "Квадрат" (кстати, в следующем году джаз-клубу "Квадрат" исполнится 40 лет) и организатором удивительного явления, которое стало уже обязательным атрибутом города - Джазового парохода.

Натан, в каком году началась традиция джазовых пароходов?

- В 67-ом году, мы (джаз-клуб "Квадрат") тогда с Комсомолом сотрудничали. Им нужно было активистов как-то отмечать, мы же тогда практически все бесплатно делали, и они придумали такую форму: раз в год, в конце сезона покупали автобус, называли все это "По дорогам трудовой славы" и везли куда-нибудь в Ригу, Таллинн.
Однажды сижу я у себя на работе, я тогда в "ящике" (закрытом учреждении) инженером работал, ко мне подходят и говорят:
- Не хочешь в белые ночи на пароходе покататься?
Я говорю:
- А что, такое есть?
Мне говорят:
- Есть. Есть пароход такой, в двенадцать ночи уходит, в шесть утра приходит.
Я говорю:
- Хочу, конечно. Где?
Тут же поехал в Горком Комсомола и говорю:
- Конец сезона. Давайте, лучше, вместо автобуса пароход купим.
Так появился пароход. Он уходил на шесть часов в залив, и мы могли на нем ночной джем устроить, тогда же ночные джемы запрещали. После одиннадцати вообще ничего делать было нельзя. Кроме того, мы же историю знали. Знали, что во времена становления джаза музыканты на пароходах играли. Поэтому пароход очень хотелось сделать. 
Первый пароход назывался "ОМ".
Тогда электропиано не было, тащили все на своем горбу.

И пианино?

- И пианино, да. Во Дворце Культуры его нам не давали, брали напрокат, подписывали бумагу, что около батареи ставить не будем, привозили ко мне домой, потом ловили почтовую, как правило, машину, грузили, везли на пароход, потом обратно снимали, опять везли ко мне домой и сдавали в пункт проката.
На пароходе было две палубы, обе закрытые, не как сейчас...

А сейчас с верхней палубы, открытой солнцу, ветру, дождю и любым другим стихиям, доносились безудержно веселые диксилендовые звуки "Джаз-бэнда Алексея Канунникова": его шкодный тромбон, труба Сергея Ефремова, уносящийся в заоблачную высь кларнет Константина Хазановича, бодренькое банджо Владимира Воронина, ударные Леонида Ханина, и бас, присоединившегося к ним позже "Сенатора" Александра Николаева. Звуки вызывали громкие, восторженные аплодисменты слушателей и любопытствующие, с искрами зависти взоры пассажиров с проплывающих мимо транспортных средств.

На нижней палубе играли мэйнстрим: Иван Васильев, дерзко, острием трубы вонзавший светлые чистые звуки, саксофонист Юрий Богатырев, контрабасист Владимир Кольцов-Крутов, клавишник Алексей Черемизов и барабанщик Алексей Шихов; позже к ним присоединился гитарист Андрей Рябов, который теперь живет и работает в Нью-Йорке. Затем на сцене появились Гарий Багдасарьян (ударные), Алексей Самарин (клавишные), Леонид Сендерский (альт-саксофон), Владислав Колчин (тенор-саксофон).


- И тогда на одной палубе играли диксиленд, на другой современный джаз.

А кто ездил тогда на пароходе?

- Клуб, только клуб, члены клуба ездили.
Клуб был большой, кроме музыкантов человек 30-40 активистов - любителей, которые журналы выпускали, лекции проводили, словом - боролись за признание жанра, а формально в клубе человек 80-100 было.
Пароход раз в год был, поэтому рвались на него жутко. Когда пароход стоял, вокруг него приходилось дружину организовывать клубную, чтобы с других бортов никто не залез.
Ну, и скандалы были. Люди не наиграются на пароходе, вылезут на пристань, и на пристани играют. И все это в шесть утра. Тогда другие люди звонят в милицию, милиция приезжает, разливает парней водой из шланга. В общем, достаточно забавно было.
Потом нами телевидение заинтересовалось, но оказалось, что для телевидения у нас мощности маловато, тогда стали покупать большие пароходы и днем - двух, трехпалубные, один раз даже четырехпалубный был. С перестройкой большие пароходы кончились, а вот такая форма - двухпалубный на два часа - установилась с началом перестройки.

Пароход обычно в черте города ходит?

- Да нет. Сегодня, вон видишь, "Сенатор" опоздал, потому так, а в принципе до залива, иногда в залив выходим - и обратно к Эрмитажу.

Как долго в этом году намереваетесь плавать?

- В этом году до начала сентября хотим, два раза в неделю, в среду в 20 ч., в субботу в 16 ч.

Информация для всех, кто желает почувствовать и испытать на себе полиритмию медленного свинга Невы, фо-бита диксиленда и жесткой ритмики хард-бопа вкупе с видами Петербурга: билеты продаются в театральных кассах города, справки по телефону (812) 315-90-46, (812) 153-40-20.

Елена НасоноваЕлена Насонова
Санкт-Петербург

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service