ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 24
2003

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Chick Corea
-
"The Complete 'Is' Sessions"

Blue Note, 2002

CD1 - 75:39
CD2 - 68:02

* * * *

Обычно считается, что недолгий флирт одного из самых значительных пианистов в истории джаза со свободными импровизационными формами происходил в основном в 1970-1971 гг. в рамках проекта Circle, с Дейвом Холландом на басу и Барри Алтшулом на барабанах, при активном участии радикального саксофониста Энтони Брэкстона (интересно, что, когда Чик Кориа устал от увлекательных, но непопулярных поисков в далеких от массового спроса направлениях, Холланд и Алтшул пошли дальше не за ним, а за Брэкстоном, оставаясь в его квартете до 1976 г.). И вот перед нами очень убедительный документ совершенно другого плана, свидетельствующий, что и до Circle Кориа искал и находил новые горизонты в свободной музыке. В этот период - записи сделаны 11-13 мая 1969 г. - он еще работал у Майлса Дэйвиса в составе одной из самых ярких ритм-секций того периода, с Дейвом Холландом на басу и Джеком ДеДжонеттом на барабанах. Помимо игры с Дэйвисом, эта троица много записывалась как наемная ритм-секция высшего класса (например, с саксофонистом Эриком Клоссом), причем оставаясь всецело в рамках акустической джазовой пост-боповой традиции. Но свидетели утверждают, что, играя с Дэйвисом и его саксофонистом этого периода - Уэйном Шортером - ритм-секция старалась играть как можно авангарднее, как можно свободнее. Сам Чик вспоминал, что "каждый раз на сцене подталкивал Майлса к фри-джазу, а поскольку тот ничего на это не говорил, то подталкивание становилось все настойчивее".
И вот продюсер Сонни Лестер приводит Кориа в студию Bell Sound, чтобы записать его со старым приятелем - флейтистом Хьюбертом Лоузом (довольно далеким от авангарда), трубачом Вуди Шоу (который, напротив, был к авангарду весьма близок, хотя и играл много другой музыки) и саксофонистом Бенни Мопином (одно время тоже членом группы Майлса Дэйвиса). Усиленная перкуссионистом Хорасом Арнолдом, вся эта разношерстная бригада сразу "задвинула" идею продюсера записать что-нибудь популярное и с увлечением предалась свободному музицированию на основе иногда почти джаз-роковых жестковатых грувов, иногда медитативных и пространно излагаемых гармолодических паттернов (рука не поднимается назвать это композициями), предложенных Кориа (за исключением одного трека, где автором выступил Холланд). Четыре из этих 14 треков были тогда же изданы лейблом Solid State под названием "Is", еще четыре появились в 72-м на Groove Merchant как альбом под названием "Sundance". В новом сборнике Blue Note, образцово (как всегда!) спродюсированном Майклом Кускуной, все сделанные в те три дня записи наконец собраны воедино (все треки, кроме одного, пересведены с оригинальных четырехдорожечных лент; альтернативную версию "Sundance", на четыре минуты длиннее оригинального девятиминутного варианта, пришлось воспроизводить с винила - оригинал безвозвратно утрачен). В этом конгломерате записей увлеченного, яркого, удивительно многообразного свободного музицирования много неровностей, провисов и длиннот, но одно ясно совершенно точно: мало кто с таким энтузиазмом и такой искушенностью, на таком высоком уровне исследовал новые пути в новой музыке - пусть даже, как Чик Кориа, впоследствии так этими путями и не пошел.


Jason Moran
-
"Modernistic"

Blue Note, 2002

42:41

* * * *

С момента своего дебюта в грамзаписи в 1999 г. Джейсон Моран пока не сделал ни одного слабого хода: все говорит о том, что в лице молодого темнокожего бруклинца мы имеем одно из ярчайших новых имен в деле джазового пианизма. Его четвертый сольный альбом - первый по-настоящему сольный: Моран взялся за непростую задачу записать полнометражный альбом сольной фортепианной импровизации - и опять победил. Вся продолжительность стандартного LP слушается на едином дыхании, потому что музыкант не только использовал всевозможные технические и тембровые приемы ("лупы", "подготовленное фортепиано" - видимо, проложенное листом бумаги? - короткие выстрелы рояля, запущенного задом наперед, звук слегка неточно настроенного "домашнего" пианино и т.п.) и огромное стилевое разнообразие, от архаичного досвингового страйда до хип-хопа (в 9-м треке Джейсон продолжает серию своих "Гангстеризмов" с предыдущих альбомов - на этот раз имитируя дружный топот самодеятельных рэперов в школьном кафетерии дерганием руками за струны рояля), от Роберта Шумана (впечатляющая версия "Auf Einer Burg") до совершенно свободной импровизации в новейших кластерных созвучиях - он умудрился объединить все это эклектичное, разношерстное множество выразительных средств в единое полотно, заставил все это множество звуков работать друг на друга и на общую идею альбома ("Ты должен быть модернистом!" - заглавие славной старинной, жизнерадостной, манерной темки Джеймса Пи Джонсона, открывающей эту запись). Молодой пианист взял непростую вершину: он не демонстрирует школу - он создает музыку, он не показывает себя - он углубляется в свой жизненный опыт, заставляя служить ему все, чем он овладел как пианист и как музыкальный мыслитель. И очень современный мыслитель. Действительно - модернист.

Константин ВолковКонстантин Волков
для Stereo & Video

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service