ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 27-28
2003

Самара: ж/д джаз им. Пушкина
Джаз, Куйбышевская железная дорога и Александр Сергеевич Пушкин. Казалось бы, общего маловато, однако 1 августа в Самаре удалось связать все три понятия воедино. Куйбышевская железная дорога открывала в этот день свежеотделанный Дворец Культуры Железнодорожников, который в свое время назывался Самарским Народным Театром и до сих пор носит имя великого русского поэта. А джаз имел к этому, казалось бы, ведомственному событию то отношение, что для ведомственного события его было необычно много. 
Организаторы выстроили программу таким образом, что в ее концертной части джаза было немного, и это был не совсем джаз (например, легендарный ВИА "Ариэль" назвать джазовым довольно трудно, хотя некоторые вокальные построения сразу же напомнили "Мэнсаунд"). А вот все свободные перемещения гостей после окончания официальной части сопровождались джазом (и не самым ординарным) в чистом виде, причем музыкальный фон строго соответствовал общей стилистике вечера.
Самые "слабоджазовые" представители выступавших (с точки зрения того, что они исполняли в этот вечер) с полным основанием могут быть заявлены как звезды местной сцены. Это, например, один из лучших гитаристов города Эдуард Лыткин, который часто грешит выступлением под самостоятельно запрограммированные "минуса", но с годами все больше и больше отклоняется от музицирования в стиле Джо Сатриани к тематике крепкого фьюжн. Это солист джазового коллектива "Ди Блэк", обладатель великолепного "черного" баса Дмитрий Филатов, который тоже оказался на сцене под "минуса", но тем не менее включил в репертуар множество стандартов, которые в ресторане не услышишь - "Summertime" и "Georgia", например (Рэй Чарлз, надо полагать, оценил бы последнюю композицию). Это, наконец, первая скрипка городской филармонии Александр Иванов, несколько лет назад показавший на джазовом фестивале свой струнный джазовый проект. Последний, правда, выступал не соло, а в составе специально созданного для этого дня проекта, аналогов которому в Самаре нет. 
Борис Бенкогенов По инициативе директора Дворца Культуры Владимира Иванова был приглашен дирижер Самарского театра оперы и балета Борис Бенкогенов, который аранжировал несколько композиций джаза и рок-музыки для джазовой ритм-секции и группы струнных и духовых из двенадцати человек. Таким образом, в одной обойме оказались джаз-роковая группа "New A", получившая три диплома на последнем городском джазовом фестивале, и музыканты нескольких оркестров - муниципального, филармонического, военного. Были исполнены, с одной стороны, отдельные композиции "Битлз" (где от джазменов требовалось только умение читать ноты) и с другой стороны - ряд стандартов, "озвученных" вокалисткой Натальей Бондаревой. Ее голос, что характерно, известен в городе и любителям джаза, и любителям оперы.
Этот симфоджазовый проект был, наверное, самым оригинальным выступлением праздника. Отдельную изюминку ему добавил разбитной конферансье, который после исполнения "Summertime" сказал буквально следующее: "Несколькими иностранными фразами великолепная Наталья Бондарева поздравила присутствующих с наступающим Днем Железнодорожника и пожелала всем успехов в работе"... Что ж, от оригинального текста отступлений все-таки не было, а железнодорожники страны так или иначе заслужили поздравления.
Отдельно стоит выделить сам коллектив "New A" (Олег Примак - гитара, Ильфат Садыков и Ильдар Есаков - тенор-саксофоны, Вильдан Бакиров - клавишные, Алексей Титенко - бас, Сергей Косынкин - ударные). Последнее время эта молодая группа (двое участников которой только этим летом стали студентами ВУЗов), руководимая опытным гитаристом Олегом Примаком, демонстрирует творческую стойкость, которой можно только позавидовать: она постоянно выступает на самых разных массовых мероприятиях, принципиально исполняя далеко не массовую музыку и не опускаясь до упрощения репертуара. И на этом вечере, играя отдельную программу, коллектив в считанные минуты перешел от "девушки из Ипанемы" к собственным произведениям. Перешел, как говорят программисты, "без швов", без дискомфорта в зале. И это при том, что основное направление группы - довольно жесткий инструментальный джаз-рок с большим количеством эмоциональных импровизаций. Особняком стоит почти пятнадцатиминутная интерпретация "Speak No Evil" Уэйна Шортера, на сегодня несомненно самая удачная аранжировка коллектива. 
Владимир ИвановРазумеется, без "своего человека" среди организаторов такой массовый десант самарских джазменов на неджазовое по своей сути мероприятие был бы невозможен. Этот человек - Владимир Иванов, директор нового Дворца Культуры. Он не только организовывал, но и появился на сцене с оркестром Бориса Бенкогенова. Самарские любители джаза знают этого барабанщика уже давно - как по работе с собственными коллективами, так и по старейшему биг-бэнду города "Ритм", где он начинал свою музыкальную деятельность.
Иванов не скрывает, что надеется с помощью руководимого им клуба дать новый импульс городской джазовой жизни. Впрочем, не только джазовой. Он говорит о любых музыкальных направлениях, которые сейчас не представлены в городе из-за своей неприбыльности или элитарности - которые финансово критичны для маленького клуба, но не являются проблемой для серьезного концертного зала. Действительно, у него есть все причины строить серьезные планы: финансовая поддержка Куйбышевской Железной Дороги не требует комментариев. Одно только звуковое оборудование обошлось Дворцу Культуры в несколько сотен тысяч долларов; сравнима с этим и сумма, затраченная на свет. Приобретенные же музыкальные инструменты ставят обновленный железнодорожный клуб на уровень, которого в Самаре сейчас никому не достигнуть: барабаны от "Ямахи" опережают по цене ближайший городской аналог как минимум вдвое, в распоряжении клавишников - роскошный рояль от той же "Ямахи" и великолепное цифровое пианино "Роланд"... и так далее. Два зала (танцевальный и концертный на 400 мест) дают возможность устраивать как серьезные концерты, так и молодежные клубные вечера (а надо заметить, что в Самаре появилось уже несколько профессиональных молодых коллективов, вживую исполняющих клубную околоджазовую музыку в стиле джем-бэндов и эйсид-джаза, например, Sugar Free под управлением гитариста Стаса Фурмана).
Ближайшие планы Владимира Иванова по "джазовой линии" - организация джазового дня в рамках фестиваля "Дни музыки" (начало октября) и проведение трехдневного фестиваля авангардного и этнического джаза в первых числах ноября. По этому фестивалю уже проведены предварительные переговоры с рядом ведущих отечественных исполнителей этих направлений (среди них, в частности, "Второе Приближение", "Маримба Плюс", Роман Столяр, Алексей Круглов), несколькими иностранными гостями. Этот фестиваль, буде он состоится, поднимет планку самарских фестивалей точно так же, как Дворец Культуры поднял сейчас планку дворцов культуры: уже несколько лет город не устраивал своими силами многодневных джазовых фестивалей федерального уровня, тем более с приглашением иностранных гостей. Все аналоги были либо привозными (как "Джазовая весна" Даниила Крамера и "Джазовая Провинция" Леонида Винцкевича, сказать которым лишнее "спасибо" никогда не лишне), либо растворились в уже довольно далеком прошлом, как городские фестивали начала 90-х.
Говорят, что цыплят считают по осени. Что ж, до ноября еще три месяца. Но задел сделан неплохой, а Владимир Иванов намекает, что в подвалах нового клуба еще много нераспакованных шедевров музыкальной индустрии.

Юрий ЛьноградскийЮрий Льноградский,
собственный корреспондент "Полного джаза" в Самаре,
"Ценители ECM в Рунете"

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service