ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #12
"Датское" творчество в Польском центре
Было в советском искусстве такое понятие - "датское" творчество. То есть творчество к датам. Например, роман к 60-летию СССР или пьеса к 100-летию Брезидента Прежнева. Причем актуальности это понятие вовсе не потеряло, и не надо считать его принадлежностью одного лишь советского периода - даже в западном джазе все сначала дружно записывали "датские" гершвиновские альбомы, к 100-летию со дня рождения Гершвина, а теперь, поскольку оное столетие прошло, дружно переключились на как раз подоспевшее столетие Эллингтона.
У нас, как известно, исторический год 200-летия солнца русской поэзии А.С.Пушкина. И неминуемо - огромное количество "датских" произведений. А вот в Польше текущий год - год 150-летия Фридерика Шопена (уж не знаю, как в официальной польской культурологии его принято именовать - "солнце польской музыки" или еще как).
Так вот Польский КЦ предложил московской публике как раз такое "датское" мероприятие - Лора Шафран поет программу "Только Шопен". Мы спросили знатоков - выходило, что г-жа Шафран сейчас одна из самых заметных джазовых певиц Польши, а некоторые из сопровождающих ее музыкантов - например, вибрафонист Бернард Масели (кстати, аранжировавший для этого проекта музыку Шопена) - принадлежат к числу лучших в стране.. Смущало, что Лора должна была петь некие тексты, написанные специально для проекта Юстыной Хольм. Но, в конце концов, может, это сделано высококачественно?
Итак, концерт. Ансамбль действительно неплох: вибрафонист (игравший, кстати, на электронном инструменте - чай, тяжело настоящий-то вибрафон с собой таскать...) достоин всяческих похвал, равно как перкуссионист Кшиштоф Завадски и контрабасист Яцек Недзеля. Правда, пианист Збигнев Якубек на их фоне несколько проигрывал, а вместо второго клавишника можно было просто секвенсерпривезти - на билетах опять же экономия... Но вокал! То есть г-жа Шафран достойна всяческого уважения, но - как вокалистка эстрадная. Хорошо представляем себе в ее исполнении, скажем, песни из репертуара Анны Герман. Но Шопен, да еще в аранжировках "под джаз"?.. Нет, и для Шопена, и для джаза нужна совсем другая школа (если не две разных).Теперь об аранжировках. Безусловно, Бернард Масели с музыкой Шопена обошелся весьма деликатно - почти ничего не убавил и мало что прибавил. Но вот записывать получившийся результат по джазовому ведомству мы бы в страшном сне не стали. Раз это джаз, то, друзья, самый суровый и прогрессивный джаз в нашей истории - это музыка из кинофильма "Операция Ы и другие приключения Шурика". Еще бы, там ведь тоже джазовые музыканты играли, и еще какие - оркестр Людвиковского! Неправильно это. Сколько бы джазовых музыкантов ни участвовало в исполнении камерно-эстрадного произведения, оно от этого не становится менее камерно-эстрадным. Чтобы было понятнее, о чем мы: с уважаемой, совсем не попсовой эстрадно-камерной певицей Еленой Камбуровой играл джазовый гитарист Александр Виницкий, но ее песни от этого вовсе не становились джазом! Так и здесь. Коротенькие пьески-песенки, лишенные всякого музыкального развития, без развернутых (и вообще каких бы то ни было) соло и без малейших признаков импровизации - какое отношение это имело к джазу, который, по определению, есть искусство музыкальной импровизации? Само по себе это не было плохо. Неджазовой публике (каковой в зале было большинство) очень даже понравилось. Только вот тщательней надо, ребята. Если в следующий раз нас зазовут на борьбу нанайских мальчиков, называя ее Чемпионатом Мира По Каратэ на том основании, что там тоже бьют кого-то по морде - пойдем ли мы? Кажется, нет... Или слово "джаз" теперь стало настолько престижным и модным, что для привлечения народа на мероприятия джазовый ярлык можно лепить на что угодно?
На первую страницу номера