502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 29
2003

Джаз в Нидерландах
1. Мэйнстрим - продолжающаяся предыстория

Наверное, для большинства из джазовых людей моего поколения знакомство с голландским джазом началось с трио Пима Якобса, которое в 1964 году выступало на варшавском фестивале "Джаз-джембори", и два лонгплея с фестивальными live-записями через год-другой можно уже было купить в наших магазинах, даже с этикетками на приличном русском языке. Трио наповал сразило советских любителей джаза не только своей "фирменным" свингом, но и безупречным англо-американским прононсом Риты Рейс. Уважение к голландцам еще более возросло, когда до нас дошла новость о том, что Риту Рейс приглашал в качестве солистки сам Арт Блэйки, руководитель легендарных Jazz Messengers (на самом деле - не только он, но и другой барабанщик, Чико Хэмилтон, и даже органист Джимми Смит).
В 90-е годы семидесятилетняя вокалистка вернулась на сцену и регулярно выступает на крупнейшем европейском фестивале джаза - гаагском North Sea Jazz Festival.
В секциях труб многих европейских оркестров (в немецком Rhythm Combination & Brass , международном проекте United Jazz &Rock Ensemble, а также американских оркестрах Кларка Терри и Гила Эванса) постоянно встречается имя трубача Ака Ван Ройена (Ack van Rooyen); увы, гораздо меньше известно, что ван Ройен, воспитанный на кул-джазе начала 50-х, принимал участие и в записи типичного для знаменитой своим "романтическим авангардом" фирмы ЕСМ альбома "Colors of Chloe" немецкого басиста Эберхарда Вебера.
Европейскую известность получили также пианист и органист Яспер ван'т Хоф и флейтист Хрис Хинце, прекрасно чувствующие себя в любом джазовом контексте эволюционировавшие вместе с основным течением джаза - от авангарда 60-х к электрифицированному джаз-року 70-х и этническому world-джазу 80-х (соотвественно Pili Pili ван'т Хофа и Combination Хинце). 
В настоящее время, однако, первый чаще выступает как пианист-солист и церковный органист-импровизатор, а второй - как автор-исполнитель медитативно-фоновой музыки типа new age.
На середину 60-х приходится также расцвет трубача и руководителя оркестра Boy's Big Band Боя Эдгара, начинавшего еще у Kid Dynamita'a, но после войны решившего сочетать две карьеры (как и его петербургский коллега Вячеслав Гайворонский в 70-е) - музыканта и практикующего врача. Кроме крепких оркестровых музыкантов вроде упомянутого уже Тона ван Флита (Ton van Vliet; рокеров прошу не беспокоиться - этот van Vliet Captain'у Beefheart'у - не родственник), Бой Эдгар и сам не сторонился разного рода экспериментов (например, в его биг-бэнде было 7 саксофонов!) и - главное - терпимо относился и к молодежи, в 60-е, как и во всем джазовом мире, увлекавшейся тогда фри-джазом, то есть авангардом.
Здесь необходимо упомянуть также эмигрировавшего в начале 70-х в США аккордеониста Мэта Мэтьюза (настоящее имя Matthieu Schwartz) и быстро завоевавшего славу второго - и последнего - исполнителя джаз на этом, в то время экзотическом для джаза инструменте. Самое любопытное, однако, в том ,что слава первого ( и до сих пор непревзойденного) аккордеониста джазового мэйнстрима принадлежит тоже выходцу из Голландии - Арту ван Дамму!
И наоборот - в Нидерландах подолгу жили и продолжают жить и работать хорошо у нас известный по сотрудничеству с Михаилом Альпериным и - особенно - Сергеем Курехиным саксофонист украинского происхождения Кешаван Маслак (в Амстердаме он записал симпатичный диск с пианистом-аккордеонистом Loek'oм Dikker'ом), пианист Бертон Грин (Burton Greene), блестящий афроамериканский саксофонист Майкл Мур (Michael Moore). Естественно, много в Нидерландах артистов из стран, имевших с этой страной исторические связи - пианист из ЮАР Шон Бергин (Sean Bergin), гитарист с острова Кюрасао Фрэнки Даглас (Frankie Douglas).
В 60-е, как известно, весь мировой джаз перестает играть роль, скажем так, субстрата или общего знаменателя всей музыкальной массовой культуры: эту роль перенимает рок. 
Любопытно, что в Нидерландах - стране, славящейся толерантным отношением к тому, что в 60-е считалось молодежной контркультурой - рок и джаз развивались параллельно, в целом не особенно взаимодействуя друг с другом (по крайней мере, в плоскости массовой музыки). Конечно, были и исключения - в частности, группа Focus гитариста Яна Аккермана. Многие, наверное, помнят группу Exception, прославившуюся арт-роковыми обработками классической музыки с некоторым джазовым привкусом (на мой взгляд, впрочем, изрядно переперченным). 
Разумеется, и в 70-е и позже - в эпоху электрической поп-музыки - инструментальная джазовая традиция в Нидерландах не сдается. 
Звездные солисты из Нового Света, приезжающие в Нидерланды на гастроли в качестве солистов, нередко просят, чтобы им аккомпанировал пианист Рейн де Граф, прекрасно чувствующий себя в этом качестве - с 1976 года он выпустил всего шесть альбомов под своим именем. Своего рода "белая ворона" в нидерландском джазе - тенор-саксофонист Джей Си Танс (J.C. Tans), опирающийся на "горячую" афроамериканскую школу джаза и даже ритм-энд-блюза. В его ретро-проектах охотно принимают участие, в сущности, те же "модернисты", что играют музыку авангардистов/постмодернистов (назовем пока их так) - Миши Менгельберга и Виллема Брейкера, в частности, кларнетист Аб Барс и трубач Эрик Бурен (альбом "Around the World").
В 1995 году первым европейцем, победившем на самом престижном в США джазовом конкурсе, стал гитарист Йессе ван Руллер (член нового оркестрового коллектива, организованного по образу и подобию Линкольн-центра - Jazz Orchestra of the Concertgebouw). По счастью, клона J@LC не получилось - первый альт-саксофонист Оркестра Концертгебау Бенджамин Херрман,сам находящийся где-то между Ли Конитцем и Эриком Долфи, недавно выпустил отличный диск с музыкой покойного американского авангардиста Джеки Баярда.
Михил БортслапЕще один лауреат того же конкурса им. Телониуса Монка - пианист и композитор Михил Бортслап - произвел большое впечатление своими изысканно-акустическими интерпретациями электрической музыки ведущего джаз-рокового коллектива 70-80-х Weather Report, чем доказал, что за яркой "электронной" упаковкой в лучшем "электрическом джазе" скрывается ценный тематический материал. И со-руководитель Weather Report саксофонист Уэйн Шортер тут же отдал дань молодому голландцу, записав вместе с пианистом Хэрби Хэнкоком композицию Бортслапа - "Memory of Enchantment".
Формально, если судить по используемым выразительным средствам (свинговый ритм, ладотональный язык и т.п.), к мэйнстриму относится и творчество еще одного молодого пианиста Майка Дель Ферро, сына известного оперного певца, партнера Марии Каллас Леонардо дель Ферро. Дель Ферро младший - хоть и вырос в Амстердаме - в своих импровизациях начал разрабатывать до последнего времени не использовавшийся в джазе материал: неаполитанскую песню и итальянскую оперную классику (сходные проекты Билла Ласуэлла, Джои де Франческо и Джо Ловано появились на несколько лет позднее).
Ровно двадцать лет существует и творчески воссоздает джаз "эры свинга" Dutch Jazz Orchestra - в 1995 году на фестивале North Sea большой успех имела программа "никогда не исполнявшихся ранее" сочинений ассистента Дюка Эллингтона Билли Стрейхорна (фактически одновременно над проектом памяти Дюка Эллингтона работала и Джазовая группа Шведского радио под управлением Ленарта Оберга - по крайней мере, одно из сочинений Стрейхорна, "Portrait of a Silk Thread" шведы успели записать раньше голландцев).

Наконец, с середины 40-х годов при радио "Хилверсум" действует Metropole Orkest - типичный Pops Orchestra или, по нашей терминологии, эстрадно-симфонический оркестр (типа тех, что существовали при наших Радио и ТВ). Он играет довольно много музыки "третьего течения" - "Three Movements in M" Виллема Фриде, "Nebula" Нико Лангенхайена - Langenhauien, "Grafiet" Михила Хенемана ) и аккомпанирует "попсовым" программам многочисленных джазовых гастролеров - от Бобби Шу до Кларка Терри.
Наверное, в этом контексте можно упомянуть и двух молодых леди - исполнительницу на трубе Саскию Лару и саксофонистку Кэнди Дюлфер. Между прочим, отец последней - Ханс Дюлфер - это голландский Алексей Козлов: в 70-е он принимал не только творческое, но и организационное участие в развитии нидерландского авангарда - заведовал первым в Европе авангардным джаз-клубом BIMhuis, но потом стал играть такой же pop jazz, как и его дочь. И не так давно они записали вместе вполне джазовый по музыкальному материалу альбом.

Продолжение следует

Дмитрий Ухов,
специально для "Полного джаза"

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service