ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 32
2003

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


The Bad Plus
-
"These Are The Vistas"

Columbia, 2003

52:30

* * * *

Попытки джазовых лейблов найти джазу новую аудиторию, новую концепцию звучания и вообще, как модно говорить среди американских интеллектуалов, новую парадигму иногда приводят к любопытнейшим результатам. Дебютный альбом трио The Bad Plus на крошечном лейбле Fresh Sound два года назад ничем особым впечатлить не мог - ну, белое по звучанию (вроде Дейва Брубека), довольно интеллектуальное, но совсем не выдающееся фортепианное трио, играющее средненькие оригиналы и забавные джазовые обработки поп-хитов. И вот для первого альбома на мэйджор-лейбле Columbia нанимает для трио моднейшего поп-рок-латин-продюсера Чада Блэйка (писавшего, к примеру, Los Lobos), который делает из The Bad Plus нечто совершенно новое - просто за счет манеры продюсирования. Дело в том, что Блэйк никогда раньше не записывал джаз и даже не имеет о нем сколько-нибудь отчетливого представления, поэтому и не обладает никакими предрассудками в области того, как джаз записывать можно, а как нельзя. Поэтому он дает на фортепиано Итэна Айверсона и особенно на контрабас Рейда Андерсона мощнейшую компрессию, раздувает вокруг барабанов Дэвида Кинга широчайшую реверберацию и всему этому придает сумрачную, угловатую тембральную окраску - и готово, банальное белое фортепианное трио превращается в какую-то авангардную рок-группу, причем выявляются такие черты музыки The Bad Plus, которых в стандартном звучании акустического джаза, скорее всего, не было бы даже и слышно. И тут заиграли новыми гранями и оригиналы участников трио, и - особенно - обработки поп-хитов: особенно хороша нежнейшая версия "Film" группы Aphex Twin и, конечно, главный хит альбома - мрачная, цельная и громоздкая обработка "Smells Like The Teen Spirit", тем более удивительная по глубине проникновения в мизантропическую эстетику оригинала Керта Кобэйна, что пианист Итэн Айверсон оригинальной записи Nirvana, по его собственному признанию, никогда до записи не слышал.


Paul Jackson, Jr.
-
"Still Small Voice"

Blue Note, 2003

61:12

* * *

В течение 1970-80-х гг. Пол Джексон-мл. был одним из самых занятых и успешных сессионных гитаристов в Лос-Анджелесе, записывался с титанами тогдашней поп-музыки и коммерческого ритм-н-блюза - от Temptations и Лютера Вэндросса до The Pointer Sisters. На его участие в студийных проектах стояла очередь продюсеров и артистов. Конечно, кончилось тем, что Пол не выдержал и записал сольный альбом (1986), причем для авторитетного лейбла Atlantic. Но ни первая, ни последующие сольные работы Джексона не имели успеха. Кончилось тем, что на рубеже веков он вообще прекратил работать. И вот - его первая запись за несколько лет, причем вышедшая на старейшем джазовом лейбле Blue Note.
По звучанию - типичный smooth jazz, причем довольно теплого, почти что аналогового характера. Банальность мелодического материала и ожидаемость аранжировок вполне компенсируется крепчайшим профессионализмом всех участников записи - среди которых есть такие имена, как, к примеру, клавишник Билли Престон (тот самый, что играет в песнях "Get Back" и "Don't Let Me Down" группы The Beatles), или трубач Пэтчез Стюарт из группы Мадонны. Но, положа руку на сердце, отсутствие профессионализма - это последнее, в чем можно упрекнуть жанр smooth jazz'а вообще. Что до музыки, то открытий даже в своем жанре этот альбом не делает. Но, положа руку на сердце, много ли музыкальных открытий делает весь жанр smooth jazz'а вообще, тем более что и существует он специально для тех - вполне многочисленных - слушателей, которые терпеть не могут никакого музыкального поиска вообще, но ожидают от музыки комфорта и добротности?

Константин ВолковКонстантин Волков
для Stereo & Video

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service