502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 35 (226) - 1 октября 2003 г.
Оглавление выпуска:
Слово к читателям
Кирилл МошковХочу напомнить, что сегодня - День Российского Джаза. Да-да, именно 1 октября 1922 г., 81 год назад, в Москве впервые выступил "Первый республиканский джаз-бэнд" Валентина Парнаха.
Сама по себе эта дата мало что означает. Но иметь свой праздник - приятно. С праздником вас, друзья. Как по заказу, у нас выстраивается очень интересный осенний пик Большого Сезона, что в сегодняшнем выпуске мы и стараемся в меру своего разумения отражать. Так что - к делу.

редактор

Как это было
в Москве
Сегодня мы завершаем рассказ о прошедшем в Москве крупном празднике фьюжн, smooth и прочего contemporary джаза - Parliament Jazz Festival. Сегодня с общим обзором этого события выступает наш постоянный автор (а параллельно - постоянный автор газеты "Культура" и редактор агентства InterMedia) Татьяна Давыдова...>>>>

Two Bass Groove30 сентября в московском клубе "Курс" играл новый для московской сцены коллектив - московской сцене - Two Bass Groove. Большинство его участников (трубач Роман Иванов и барабанщик Сергей Шанин), а также вокалистка и гитаристка Евгения Браганцева (лауреат джазового вокального конкурса в литовском Паневежисе) уже известны клубной публике по группе "Дубль"; новый проект родился из творческого союза двух басистов - Сергея Шуранова и Сергея Власова. Проекту нет еще и года, а он уже, что называется, покоряет сердца. Вдохновенная, необыкновенно поэтичная лирика, нетрадиционно исполненная на русском языке - визитная карточка коллектива. Легкие, но изысканные "джазы и блюзы" (случайно подслушанная цитата), и как бы случайно - непереведенная на русский вещь Антонио Карлоса Жобима. Композиция, написанная под впечатлением от картины неизвестного широкой общественности бедного художника - "пейзаж морской, нет места тебе в тоске городской по Черному морю"... Неважно, что программа пока только отшлифовывается, а вокалистка иной раз настолько заслушивается остальных музыкантов, что поет не совсем то, что планировала. Есть удовольствие от исполняемой музыки, есть мечты и творческие планы - издать сборник стихов (Евгения - член Московского союза литераторов), выпустить диск, посвященный замечательному мастеру босса-новы - Жобиму, и состоящий целиком из произведений в жанре босса-новы - как с лирикой на русском, так и полностью авторских - в назидание молодому поколению: и русским языком джаз красен. А пока будем надеяться, что программа "Следы", сыгранная группой Two Bass Groove в клубе "Курс", еще порадует нас: следим за афишей.

Катерина МироноваКатерина Миронова

Как это было
в Нью-Йорке
The New York Times: "Марсалис и его русское отражение"
Два оркестра на сцене Линкольн-центра
Джаз предполагает широкий спектр артистических темпераментов, и музыканты по всему миру выбирают из этого спектра то, что наилучшим образом соответствует их личному темпераменту. Некоторые выбирают хрупкость, другие - сосредоточенность, третьи - беспокойность. Некоторые - как, например, российский саксофонист Игорь Бутман - выбирают несокрушимость.
Г-н Бутман занимает в России положение, в общих чертах сравнимое с положением Уинтона Марсалиса, художественного руководителя программы "Джаз в Линкольн-центре". Он - легко приспосабливающийся к окружающей среде, в высшей степени умелый практик, а кроме того - наиболее известный популяризатор джаза в этой стране. Он родился в том же году, что и г-н Марсалис - 1961-м, учился в музыкальном колледже Беркли в Бостоне, когда ему было уже почти 30, и недолго жил в Нью-Йорке, прежде чем вернуться в Россию. В России он возглавил биг-бэнд, стал владельцем джаз-клуба в Москве и ведущим телевизионной программы.
Игорь Бутман и Уинтон Марсалис
Оба музыканта много раз играли вместе в России, и для открытия нового концертного сезона "Джаза в Линкольн-центре" (который в этом году имеет международную тематику) г-н Марсалис пригласил биг-бэнд Игоря Бутмана играть рядом со своим оркестром в зале Alice Tully Hall.
"Рядом" - это в буквальном смысле: два биг-бэнда сидели на одной сцене как зеркальное отражение один другого. В четверг (18 сентября - ред.) вечером оркестры время от времени играли вместе, но чаще перебрасывались музыкой между собой. Этот трюк исполнялся очень аккуратно и ясно свидетельствовал о том, что у оркестров было достаточно времени порепетировать вместе (концерт будет повторен сегодня вечером) (20 сентября - ред.).
Как импровизатор, г-н Бутман - такой же любимец публики, как и г-н Марсалис. Он играл ураганно мощные - даже в своей балладе "Ностальгия" - постбоповые соло, демонстрируя магнетическое вдохновение. Но и г-н Марсалис играет с яркой индивидуальностью и упрямым юмором (г-н Бутман свой юмор держал под контролем). Представляя пьесу, в английском переводе называвшуюся "Водные лыжи", он пояснил, что в России джазовые музыканты его поколения часто используют музыкальные темы из телевизионных мультфильмов (как раз такова была исполненная пьеса - целая звуковая поэма). В случае с Бутманом привлекательность этого музыкального пласта действительно была заметна, так как в его музыке ощущалась эстетика всеобщего развлечения, характерная для телевидения 1960-х гг.
Оркестр продемонстрировал отличную компетентность и беглость: несколько солистов русского коллектива, включая баритон-саксофониста Александра Довгополого и трубача Артема Ковальчука, сыграли красивые и при этом энергичные соло, полностью выдержанные в стилистике биг-бэндов послевоенного мэйнстрима. Это была плотная, хорошо выписанная музыка: прихотливое движение гармонии в секции саксофонов внутри более широкой группы в написанной Виталием Долговым аранжировке "Вальса цветов" Чайковского звучало, словно идеи Эллингтона были вложены в жесткую, отливающую медью оболочку звучания биг-бэнда Мэйнарда Фергюсона.
Хотя русские народные мелодии и были использованы в двух пьесах, никаких простовато-деревенских интонаций в них не осталось: это были исполинского объема обработки, включавшие дуэли солистов обоих оркестров, встававших друг напротив друга среди своих сидящих коллег, словно вратари противоборствующих команд. Это было здорово сделано: ближе к концу эллингтоновского быстрого блюза "Ready, Go" встало по одному тенор-саксофонисту из каждого оркестра и начали импровизировать совместно, медленно наращивая интенсивность - без всякого сопровождения, под ритмичные хлопки оркестров и аудитории. И публика дала им то, чего они добивались.

Бен Рэтлифф, 
New York Times,
20.09.03

Москва - это вам
еще не все
Грянул осенний пик фестивального Большого Сезона на просторах бывшего Союза. Сегодняшняя вереница отчетов об интереснейших фестивалях начинается аж двумя репортажами из Архангельска, где прошли "Дни джаза-2003" с участием яркой плеяды разножанровых музыкантов из Европы, Японии и России. Первый репортаж - от журналиста Льва Комова...>>>>

Второй отчет о "Днях Джаза" в Архангельске - под иным углом зрения - представляет архангелогородский журналист Алексей Шептунов...>>>>

Хотя в странах Балтии и не слишком одобрительно относятся к напоминаниям о том, что когда-то они вместе с нами входили в то, что, рухнув, оставило по себе "постсоветское пространство", от реальности никуда не убежишь: мы до сих пор помним, что, к примеру, литовская джазовая школа была самой передовой и яркой во всем бывшем Союзе. И оттого Вильнюсский джаз-фестиваль, прошедший в столице независимой Литвы в сентябре, особенно нам интересен. О Vilnius Jazz Festival - первая серия рассказа Анастасии Костюкович...>>>>

А в Черноморском регионе свой праздник: в Одессе прошел третий "Джаз-карнавал". Рассказ о нем также получится двухсерийным, потому что нашего одесского собкора Олега Шестопалова фестиваль подвиг не только на рассказ о собственно событии, но и о размышлениях - на его материале - об уроках дискуссии, несколько недель назад разворачивавшейся на страницах "Полного джаза" вокруг провокационных "Заметок пограничника"...>>>>

Дмитрий Лившиц25 октября в 11.00 в Нижегородской государственной консерватории (оперный класс) состоится публичная защита кандидатской диссертации Дмитрия Лившица "Феномен импровизации в джазе" (научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор В.Н.Сыров). 
На защиту выносятся следующие положения:
Джазовая импровизация происходит из африканского и европейского корней, а ее "черная" и "белая" традиции, взаимодействуя друг с другом, проходят через всю историю джаза.
Джазовая импровизация обусловлена широким спектром экстрамузыкальных факторов: речевых, пластических, коммуникативных.
Диалоговая коммуникация - залог к успеху джазовой импровизации. Разноплановый диалог определяет многообразие форм воплощения джаза.
Приглашаются все желающие. "Полный джаз" горячо рекомендует тем, у кого есть такая возможность, посетить: и соискатель степени, и его научный руководитель - наши авторы.

"Первый детский джазовый фестиваль Атлант-М" состоится в Киеве 2-4 октября. Мероприятия фестиваля пройдут в арт-клубе "44" (ул.Крещатик,44).
Подрастающим джазменам предоставлена, по словам организаторов, "культовая площадка украинского джаза": каждый день вместе с детьми на сцене - киевская группа "Схід Side". 3 октября в рамках фестиваля - роскошный подарок для будущих звезд: мастер-класс санкт-петербургского пианиста Андрея Кондакова и вокалистки из Сан-Франциско Дениз Перье, которые приедут в Киев специально для джаз-детворы.
Ведущий - Алексей Коган
Пройдет запись всех выступлений, которая станет основой для музыкального CD.

Программа фестиваля:

  • 2 октября (четверг):
    16:00 - пресс-конференция
    18:00 - 20:00 - открытие фестиваля, выступления
  • 3 октября (пятница):
    17:00 - 19:00 - выступления
  • 4 октября (суббота):
    16:00 - 18:00 - выступления, закрытие 
Что намечается:
московские анонсы
Алексей КругловПохоже, москвичей ждет насыщенный и интересный октябрь.
4 октября в московском логове всяческого авангарда - клубе-центре "Дом" - один из ведущих московских саксофонистов молодого поколения Алексей Круглов представит необычную версию своего коллектива "Круглый бэнд" - а именно смешанный московско-петербургский состав: Алексей Круглов (саксофоны, наррация), Дмитрий Братухин (фортепиано), Евгений Аноев (ударные), Роман Бубнов (контрабас). Для знакомства с нашей немногочисленной, но упрямой молодой фри-сценой - идеальный случай.

Аркадий ШилклоперНа следующий день, в воскресенье, 5 октября (18-00), на сцене Центрального Дома художника валторнист Аркадий Шилклопер представляет российско - австрийско - германско - американский проект "Dreamscapes". Исполнители - Хайнрих фон Кальнайн (саксофон, флейта), Франц Хаутзингер (труба), Аркадий Шилклопер (валторна), Симон Набатов (фортепиано), Ули Реннерт (клавишные), Владимир Волков (контрабас), Вольфганг Райзингер (ударные). Еще один идеальный случай для начала, продолжения или углубления знакомства с современным камерным европейским джазом в лице его самых что ни на есть передовых представителей.

7 и 8 октября в "Ле Клубе" петербургский пианист Андрей Кондаков и его ансамбль играют с хорошей знакомой российских джазолюбов - колоритной и супер-опытной вокалисткой из Сан-Франциско Дениз Перье.

В клубе "Курс" с 9 по 11 октября - небольшой, но интересный клубный фестиваль "For Friends", который представляет саксофонист Олег Киреев. Кроме его собственного "Фэн-шуй джаз проекта", примут участие саксофонист Анатолий Герасимов, вокалистка Ирина Томаева и многие другие (подробности - в нашей Сводной московской афише).

А в "Ле Клубе" 10-12 октября - фестиваль "Юбилей НТВ", на котором ожидаются группа барабанщика Ленни Уайта и группа Oregon, среди прочих. Подробности - в пресс-релизе организаторов...>>>>

Ронни Кьюбер23-25 октября в "Ле Клубе" играет квартет одного из ведущих баритон-саксофонистов США - Ронни Кьюбера (Ronnie Cuber).
Баритон-саксофониста Ронни Кьюбера называют монстром бибопа, который обладает невероятно мощным звуком. Новый ансамбль Ронни Кьюбора "Cubism" играет смесь авторской музыки своего лидера и джазовых стандартов, замешанную на африканских ритмах. Кроме того, в музыке группы можно услышать гармонические изыски кул-джаза, ритмы Кубы и Пуэрто-Рико, соул и блюз. В ансамбль "Cubism" входят талантливые молодые музыканты - Джонатан Блэйк (барабаны), Келвин Шолар (фортепиано) и басист Дэймон Уормак. 
Музыка Ронни Кьюбера необычайно лирична. Он отлично владеет нюансами - от оглушительного форте до проникновенного субтона. Такого филигранного мастерства весьма сложно добиться на таком тяжелом виде саксофона, как баритон. Однако Ронни Кьюбер владеет инструментом блестяще. 
Ронни Кьюбер играет не только музыку в традициях других известных баритонистов - Пеппера Адамса или Ника Бриньолы: он участвовал в различных группах, играющих латиноамериканскую музыку, а также записывался в качестве сайдмена на альбомах многочисленных поп-исполнителей. 
Ронни Кьюбер родился в 1941 г. в Нью-Йорке. Когда ему было 18 лет, он появился в составе команды Marshall Brown's Newport Youth Band на Ньюпортском джазовом фестивале. Три года спустя он вошел в группу тромбониста Слайда Хэмптона. В 1960-х саксофонист работал с Мэйнардом Фергюсоном (1963-1965), Джорджем Бенсоном (1966-1967), Лайонелом Хэмптоном (1968), оркестром Вуди Германа (1969), Лонни Смитом и др. 
В 1973 г. он принял участие в записи альбома одного из ведущих представителей латин-джаза, пианиста Эдди Палмиери - "Sun Of Latin Music", где играл не только на баритон-саксофоне, но и на флейте.
В конце 70-х, когда Ронни работал с саксофонистом Ли Конитцем, в арсенале используемых им инструментов появились кларнет и сопрано-саксофон.
В 1976 г. он записал свой первый сольный альбом "Cuber Libre". С того времени он выпустил несколько записей в стилистике джазового мэйнстрима, среди которых - "Live At The Blue Note" и "The Scene Is Clean". В 1980-х он стал членом одного из самых известных в США музыкальных колетивов - Saturday Night Live Band, который появляется на телеэкранах всей Америки каждую неделю и в котором Кьюбер проработал 5 лет. Его приглашали в свои проекты такие поп-музыканты, как Чака Хан, Пол Саймон и др. 
В 1998 г. Кьюбер принял участие в записи диска "Plays Mulligan" в составе группы Three Baritone Saxophone Band, в которую вошли баритон-саксофонисты Ник Бриньола и Гэри Смулян, а также басист Энди Маккии барабанщик Джо Фарнсуорт. В этой работе, посвященной великому баритон-саксофонисту Джерри Маллигену, Ронни выступил в качестве аранжировщика. 
Ронни Кьюбер также был участником одного из лучших биг-бэндов США 1990-х гг. - оркестра Mingus Big Band.

Кроме всего прочего, в октябре Москву с тремя концертами посетит одна из ведущих эйсид-джазовых групп России - петербургский Doo Bop Sound, выступления которого мы также настойчиво рекомендуем к поcещению. Подробности - в пресс-релизе организаторов...>>>>

Джазология
В нашей теоретической рубрике сегодня завершается публикация яркой теоретической работы нижегородского музыковеда, профессора Валерия Сырова. Во второй части статьи "Свинг в джазе" Валерий Николаевич размышляет о музыкальной и структурной сути явления свинга...>>>>
Новые альбомы
В продаже 
с 30 сентября (США)
  • Louie Bellson: Sticks on Fire, Ocium 36 
  • Richard Bona: Munia: The Tale, Verve 000106402 
  • Carolyn Faith Boswell: Birdsong, Harvest Media Group 106 
  • Chris Botti: Thousand Kisses Deep, Sony 90535 
  • Domingo Cura/Antonio Pantoja y Jorge Imana: Quena, Charango y Bombo, Orchard 802922 
  • Miles Davis: Complete Jack Johnson Sessions - переиздание, Sony 86359 
  • Miles Davis & Stan Getz: Move, Dynamic (Emp520) 2042 
  • Bikram Ghosh: Rhythmscape: The New Sound of Melody and Rhythm, Navras 6005 
  • Dan Gottshall: Christmas Time Is Here, Nagel-Heyer 85 
  • Sir Roland Hanna: Tributaries: Reflections on Tommy Flanagan, Ipo 1004 
  • Rolf Kuhn: Smile - Famous Themes from Hollywood, Intuition 3342 
  • Adrian Laies Trio: Tardecitas de Miton's - переиздание, Orchard 802920 
  • Adrian Laies Trio: Nostalgias y Otros Vicios, Orchard 802919 
  • Stephan Noel Lang Trio: Echoes, Nagel-Heyer 2033 
  • Lyambiko: Shades of Delight, Nagel-Heyer 2034 
  • Doug MacDonald & Jazz Winds: Turn, Sea Breeze 3061 
  • Mark Masters: Clifford Brown Project, Capri 74059 
  • Andy Middleton: Reinventing the World, Intuition 3310 
  • Butch Miles: Straight on Till Morning, Nagel-Heyer 89 
  • Pieces of Eight: Hook, Line and Sinker, Harvest Media Group 70001 
  • Vince Seneri: Urban Paradise, Orchard 802925 
  • Soulservice: Sandcastles, Cap 973 
  • Barbara Thompson: In the Eye of a Storm, Intuition 3338 
  • Three for One: Three for One, Nagel-Heyer 2028 
  • UConn Jazz: UConn Jazz, Sea Breeze Vista 4550 
  • Various Artists: Nu Jazz Sessions, Groove Gravy 1103 
  • Miroslav Vitous: Universal Syncopations, ECM 000128902 
  • Malik Yusef: Malik Yusef Presents... The Greatest Chicago Fire, Ark 21 970019 
  • Eda Zari: Statement, Intuition 3347 

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!!

© "Полный джаз", 1998-2003
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Валерий Сыров,
Алексей Шептунов,
Лев Комов,
Бен Рэтлифф,
Анастасия Костюкович,
Олег Шестопалов,
Катерина Миронова,
Татьяна Давыдова,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Алексей Голенищев,
Олег Шестопалов,
Павел Корбут,
Павел Антонов,
New York Times,
Игорь Верещагин,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service