ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 35
2003

"Дни Джаза 2003": купаясь в свободе и радости
См. также: "Дни джаза-2003": "Был и на нашей улице пДЖАЗник!"

Вячеслав ГайворонскийС 26 по 28 сентября старинный город-порт Архангельск жил в стиле джаз. Международный фестиваль "Дни Джаза 2003", который прошел здесь по инициативе Фонда развития джаза, "Поморской филармонии" и генерального спонсора - "Компании "Базовый элемент", собрал под одной крышей таких ярких музыкантов, как Владимир Тарасов, Лорин Ньютон, Алексей Канунников, Кадзутоки Умэдзу, Вячеслав Гайворонский, Андрей Кондаков, Владимир Волков, Лера Гехнер. Аншлаг на фестивальных концертах говорит об одном - слова "Архангельск", "осень", "джаз" продолжают оставаться синонимами. Самые худшие опасения северных любителей самой горячей музыки в мире о том, что фестиваль неизбежно сойдет на нет после ухода из жизни его создателя Владимира Резицкого - не оправдались. Сами же "Дни Джаза" снова претендуют на звание одного из брэндов региона - не лесом единым, как говорится, - и слава Богу! Одним словом, последний сентябрьский уикэнд в Архангельске вполне можно признать музыкальным событием года. 
Ваш покорный слуга - старый джазовый тусовщик, еще лет в пятнадцать накрепко выучивший конфигурацию черных ходов ДК Моряков\Морского Культурного Центра\"Модерна", где Резицкий устраивал свои незабываемые действа. Поэтому вопрос, идти на "Дни Джаза 2003" или нет, что называется, не стоял, - особенно если принять во внимание тот печальный факт, что одной из двух главных культурных радостей года, международного фестиваля уличных театров, нас в нынешнем сезоне просто лишили. 
Лорин Ньютон и Кохо МориНо обо все по порядку. Открытие выставки японского художника Кохо Мори смело назвать первым аккордом "Дней Джаза 2003". Именно этого яркого творца и американскую певицу Лорин Ньютон вполне можно назвать "парой фестиваля". Японец и американка встретились около десяти лет назад в Германии, где и продолжают сегодня жить, занимаясь самыми различными совместными проектами. При всем при том следует иметь в виду и то, что выступление на архангельском фесте было для них не только первым российским проектом, но и первым появлением внутри границ благополучно почившего Восточного блока. Судя по тому, как Лорин движет руками во время пения, кажется, что она бессознательно рисует загадочные знаки на невидимом холсте. А Кохо, который часто подписывается в несвойственной для европейских мужчин манере, используя фамилию жены - Мори-Ньютон, - признается, что еще до личной встречи был очарован музыкой будущей подруги жизни, а сегодня находится под глубочайшим влиянием ее творчества. 
Лорин НьютонВ Архангельск чета приехала под впечатлением посещения Соловков - каналы, баня, водка, лабиринты. На открытии выставки Лорин исполнила здесь одну из своих композиций и рассказала, что они с мужем достаточно часто делают совместные акции. Рисунками Мори была оформлена и фестивальная сцена, где Лорин выступила в составе дуэта с барабанщиком Владимиром Тарасовым и саксофонистом Кадзутоки Умэдзу. Манера пения и поистине безграничные возможности голоса Лорин действительно оказались уникальными, свои произведения крайне причудливых форм она исполняла иногда с закрытым ртом, иногда пев в две ноты одновременно. А разложив на звуки и буквально исполнив слово "Архангельск", американка завоевала дополнительный взрыв аплодисментов. Действительно, удивительный вокал - сравнение с Диамандой Галас уместно, но далеко не ограничивает творческие возможности американки, на счету которой не один десяток дисков и концерты по всему миру с джазовыми звездами первой величины.
Lera Gehner Band в "Амадее"После открытия выставки пишущая братия дружно двинулась в направлении джазового ресторана "Амадей", где в тот вечер выступала Лера Гехнер и ее ансамбль. Народ ел, пил, слушал яркую музыку петербуржцев, которая, забегая вперед, одинаково эффектно звучит и в клубной атмосфере, и на большой сцене. Именно в "Амадее" все участники фестиваля окончательно передружились, что впоследствии сказалось на качестве совместных джемов.
Владимир Тарасов, Олег Юданов, Владимир ТуровНа первом "большом" фестивальном концерте больше всего ждали Владимира Тарасова с его барабанным шоу. Не дождались - как с удивлением признался маэстро еще на предфестивальной пресс-конференции, он не нашел в Архангельске барабанщиков, кроме прославленного Олега Юданова, с кем можно было бы осуществить этот проект, рассчитанный на шесть человек. В итоге, первый фестивальный концерт имел не три, а два с половиной отделения, - Тарасов сыграл с Юдановым, который в итоге оказался единственным архангельским музыкантом на большой сцене "Дней Джаза 2003". После громоподобного барабанного начала пришел черед трио Владимира Тарасова, Лорин Ньютон и Кадзутоки Умэдзу, известнейшего японского саксофониста из славной семьи лэйбла "Knitting Factory", переигравшего с Джоном Зорном, Томом Кора, Марком Рибо... - и чья манеры игры, по словам того же Тарасова, напоминает манеру покойного Владимира Резицкого. 
театр Николая ОгрызковаВ третьем отделении первого дня выступил московский театр современного танца под руководством Николая Огрызкова. Все, что было известно широкой публике о коллективе - его участие в "Золотой маске" и то, что танцевать будут под музыку Moscow Art Trio, то есть Шилклопера - Альперина - Старостина. После завершения почти по-академически серьезного выступления трио Тарасова на сцену внезапно выбежали несколько совсем молодых девочек возрастом от 11 до 16 лет, - и буквально с первых же движений очаровали и завоевали зал. Кажется, в рамках фестиваля впервые джаз не только пели и играли, но и танцевали.
- Тем не менее, я считаю себя старым другом архангельского джаза, познакомился с Резицким, Туровым и Юдановым еще 25 лет назад, - улыбается Огрызков. - Жаль, что поработать вместе с джаз-группой "Архангельск" тогда не удалось. В нашей же школе джазовый танец является одной из основных дисциплин, сам я учился этому у одного из основателей этого направления Матта Матекса, англичанина, работавшего в Голливуде. Здесь, в Архангельске, мы нашли очень теплый прием, несмотря на то, что девочки опасались, насколько они впишутся в фестиваль, в котором участвуют серьезные взрослые музыканты! То, что им страшно понравилась сама атмосфера "Дней Джаза", я понял даже по тому, как они станцевали!
Тут же включившийся в разговор Олег Юданов рассказал нам историю, которая может послужить наглядной иллюстрацией силы искусства.
- Как-то после концерта в Москве мы с Володей Резицким и Колей Огрызковым шли вечером по улице. Было уже поздно, нам нужно было куда-то уехать, и мы подошли к стоянке такси. Начинаем разговаривать с таксистами, - а те в советское время были очень несговорчивы, - и начинают на нас "катить". Что-то им не понравилось. Вижу, еще немного - и будет драка! Тут выходит Коля, развернулся, замысловато махнул ногой, чуть задел одного из таксистов, - произвел впечатление. Те перепугались страшно! Тут же говорят: ребята, так куда вам ехать? Вот так иногда танец может пригодиться!
Нынешние "Дни джаза" отличались также и ярко выраженной социальной направленностью. В рамках фестиваля прошел концерт в архангельской исправительной колонии для несовершеннолетних, который был организован Архангельским информационно-аналитическим и методическим центром по культуре совместно с Фондом развития джаза. Проект был поддержан грантом Совета Министров Северных стран.
Кадзутоки Умэдзу- Я ехал выступать в колонию с некоторым опасением, - рассказал Кадзутоки Умэдзу. - Все-таки публика специфическая, сложная, и не слишком подготовленная. Но все оказалось гораздо проще, наверное, именно в таких жизненных обстоятельствах музыка может помочь лучше, чем любое другое средство!
На традиционные для "Дней Джаза" детские концерты взрослые любят ходить не меньше своих чад, зная, что зачастую именно эти праздники бывают даже интереснее и представительнее вечерних концертов. Зачастую те, кого когда-то приводили на такие концерты родители, сегодня учат любить джаз собственных детей. Перед публикой выступили не только все участники "взрослых" концертов, но и молодые джазмены из Северодвинска, Котласа и города-космодрома Мирного. Запомнилась джазовая версия музыки из "Ну, Погоди" в исполнении ансамбля студентов Архангельского музучилища. 
Веселые карапузы ерзали в такт музыке на коленях родителей, бегали по залу, пытались подпевать артистам и весело хохотали, наблюдая, как Лорен Ньютон играет на сцене в прятки с маленьким Кадзутоки Умэдзу, не переставая музицировать. 
Кадзутоки Умэдзу и "Восток-Север" Вышла на сцену и своеобразная сборная фестиваля, назвавшаяся по такому поводу "Восток-Север" - веселым, почти балаганным сборищем предводительствовал маленький, похожий на доброго улыбающегося Карлсона Умэдзу-сан, в саму же команду вошли также "перкуссионист с веником" Спартак Резицкий, барабанщик Олег Юданов, гитарист Тим Дорофеев, певица Ольга Ружникова. Даже авангардное трио Гайворонского, Кондакова и Волкова сумело привлечь внимание дошкольной аудитории необычными созвучиями. Ведущие концерта - заведующий эстрадным отделением архангельского музучилища Валентин Зеленов и москвич Михаил Митропольский - сами, кажется, "оттягивались" от всего происходящего не на шутку: "Да, ребята, это тоже музыка! Дяди и тети валяют дурака - но делают это с умением!"
- Замечательно, что мысли и дело Владимира Резицкого в Архангельске продолжают жить, взять хотя бы это детские концерты, - считает санкт- петербургский трубач Вячеслав Гайворонский. - Папы и мамы слушают джаз вместе с детьми, прекрасная и простая, по сути, идея, которая, однако, больше никому в России, кажется, в голову не приходила! Это сродни студии, в которой взращивается новое поколение любителей музыки. А джаз - это музыка, которая буквально купается в свободе и собственной непонятной радости! 
Алексей КанунниковВторой день фестиваля был всецело посвящен юбилею Санкт-Петербурга, а вышедший на сцену "Модерна" первым мэтр российского джаза Алексей Канунников не преминул сделать реверанс в сторону архангельской публики, вспомнил Владимира Резицкого, и лично спел "Давай пожмем друг другу руки". И это было правильно.
- Джаз будет жить всегда! - убежден джазовый аксакал. - Диксиленд и авангард не противоречат друг другу. Единственное, чему они противоречат - это тупой электронной молотиловке - бумс!бумс!бумс! - которую сегодня многие считают музыкой. 
Вячеслав Гайворонский, Андрей КондаковНа двери гримерки трио Гайворонского, Кондакова и Волкова висела бумага с надписью "Волков-трио", - это администраторы не провели необходимую дефиницию между названиями двух коллективов с участием одного и того же контрабасиста. Программа трио, как и ожидалось, была более камерной, тем не менее, высочайший профессионализм музыкантов снискал овации зала. Андрей Кондаков, впрочем, и не скрывал, что "Бразильский проект", до сих пор с восторгом вспоминаемый архангельской публикой, не имеет к нынешней программе трио ничего общего. 
- Эта музыка гораздо более современна по духу; тем не менее, архангельской публике, которая воспитана на современном джазе усилиями Владимира Резицкого, она вполне по зубам. Именно в этом составе, с Вячеславом Гайворонским и Владимиром Волковым, получилось сделать интересную программу, с которой мы уже много выступали. Это некий баланс между предсказуемостью и какими-то неожиданными вещами, - размышляет Кондаков.
Лера ГехнерА окончательно "добила" аудиторию Лера Гехнер со своей группой - певица, которую сегодня считают одной из ярчайших джазовых звезд Питера. Ну нельзя же так в один день! Разгоряченный народ двинулся остужать раскаленные эмоции в бар. И я там был, и что-то даже пил, потому что джаз, даже если не вдаваться в музыковедческие термины и умные понятия, это хорошо. 

Алексей Шептунов
фото: Алексей Голенищев

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service