ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 36 (227) - 8 октября 2003 г.
Оглавление выпуска:
Слово к читателям
Кирилл МошковОсень выдается насыщенная событиями. В Петербурге прошел интересный фестиваль нидерландского джаза с очень многообразной и яркой программой; он станет главной темой нашего следующего, 228-го номера. Продолжается рассказ о Вильнюсском фестивале, а в следующем номере продолжится и рассказ о фестивале в Одессе. Сегодня же - помимо Вильнюса - у нас на карте Самара, Казань, Филадельфия, Ереван и, конечно, Москва, где, помимо приезда очередного блистательного гастролера, ожидается интересный фестиваль национальной джазовой школы еще одной европейской страны - Норвегии. Поверите ли, некогда предаться резонерству - сразу нужно переходить к делу!

редактор

Как это было
в Москве
участники проекта Dreamscapes
5 октября в Центре искусств Центрального Дома художника афиши обещали следующее: "Аркадий Шилклопер представляет Dreamscapes при участии..." - и далее перечисление имен шести уважаемых европейских (российских, германских и - в основном - австрийских) импровизаторов. Афиши интриговали: во-первых, твердо было известно, что валторнист Аркадий Шилклопер в настоящее время крепко занят оформлением своего переезда с семьей в Германию и в России быть никак не может, а во-вторых - впечатлял набор имен. Помимо всем в Москве знакомого Аркадия, присутствовало имя живущего в германии Симона (Семена) Набатова, одного из немногих экс-советских музыкантов из области новой импровизационной музыки, добившихся действительно значительных успехов на Западе. Кроме того, очень весома была австрийская команда. Короче, интрига оказалась настолько крута, что воскресным вечером на авангардном, в общем-то, концерте оказалось больше трехсот человек - весьма недурной показатель!
И тут начались сюрпризы.
Хайнрих фон КальнайнВо-первых, это был никакой не проект Шилклопера - был это, при участии Аркадия (вырвавшегося в Москву буквально на день-другой из лагеря беженцев под Вупперталем), проект Хайнриха фон Кальнайна, венского саксофониста, которого, помнится, года полтора назад привозил в Россию московско-венский трубач Александр Фишер. Но если тогда - полтора года назад - фон Кальнайн играл с Фишером изысканный, но вполне конвенционный хардбоп, то ныне на сцене имело место синтетическое явление, собранное из элементов довольно актуального европейского композиторского - чтобы не сказать "аранжировщицкого" - камерного джаза, орнетт-коулменовской гармолодии, джон-зорновской полистилистики и его же мобильной смены паттернов (только карточек с номерами не показывали). Все остальные особенности представленного действа определялись составом его участников-авторов и его аудиовизуальной природой.
Хаутцингер, фон Кальнайн, Реннерт, Шилклопер Шоу имело семь визуальных лейтмотивов - видеоинсталляций, каждая из которых была сделана дочерью фон Кальнайна на основе одной картины одного из семи современных венских художников направления "магический реализм"; на каждую из видео-тем один из семи участников ансамбля написал музыкальный отклик, который исполнял весь септет. Личность каждого из авторов определяла и прихотливость использованных языков. Был тут и quasi-академический романтизм Шилклопера, и нарочито усложненные формы пианиста Симона Набатова (этот продемонстрировал наибольшую осведомленность в самых актуальных формах нового джаза - и неудивительно: жил довольно долгое время в Нью-Йорке); были грубые тембровые мазки в минималистической, а-ля Стив Райх, пьесе барабанщика Вольфганга Райзингера с ее медленными переползаниями тонов из аккорда в аккорд (точнее, внутри одного, но очень широкого аккорда). Иногда - особенно в пьесе самого лидера, фон Кальнайна - начинало пахнуть авангардно свирепым, но джаз-роком.
Набатов, Хаутцингер, Реннерт, Райзингер, фон Кальнайн, Шилклопер, Волков
Были моменты, демонстрировавшие недорепетированность материала (второй российский участник - контрабасист Владимир Волков - несколько раз заметно выбегал из доли и с вечной своей ехидной усмешкой тут же забегал назад: но и то сказать, размеры, использованные авторами - помнится, в данном случае как раз Симоном Набатовым - в этих местах, были, мягко говоря, непростыми). Были моменты, когда синтезаторщик Ули Реннерт явственно тянул одеяло на себя, но было и так, что его игра на модном и недешевом Nord Lead 2 нарочито старомодными, аналоговыми, почти "минимуговыми" звуками действительно захватывала аудиторию - равно как и мягкая, но изощренная игра трубача Франца Хаутцингера, особенно когда он пускал в ход разные "неконвенционные" приемы игры с активным использованием микрофона и шумового воздушного потока.
Шилклопер вздыхает в валторну Были моменты приятной (особенно в случае с видеоинсталляцией) театрализации (чего стоили взволнованные вздохи в мундштук валторны, испускавшиеся Шилклопером в положении лежа на сцене головой к зрителю, воздев инструмент прямо над собой, раструбом к залу). Были моменты явной затянутости (сыграй в некоторых местах солисты на пару квадратов поскромнее, музыка только выиграла бы). Но было много, много моментов музыки - не так уж часто бывающей в Москве, в данном жанре во всяком уж случае.

Константин ВолковКонстантин Волков

 

7 октября культурный центр "Дом" вновь огласил Замоскворечье запоминающимся концертом, на этот раз - живущего в Германии новоджазового пианиста и композитора Семена (Симона) Набатова.
Не все складывалось гладко у организаторов вечера. В частности, изначально заявленный в программе "Дома" Аркадий Шилклопер был вынужден в срочном порядке отбыть в Германию и принять участие в концерте не смог. В результате ожидаемое публикой трио Набатов - Шилклопер -Волков сохранило свой первоначальный облик лишь на 2/3 - Семен Набатов (фортепиано) и Владимир Волков (контрабас). Третьим же участником состава оказался уже известный московской публике по воскресному концерту в ЦДХ венский музыкант Вольфганг Райзингер (ударные). 
Увы, публика на концерте была не слишком многочисленна. Причин тому много. Это и отъезд Аркадия Шилклопера, и необычный день концерта (как правило, в "Доме" вторник - выходной). Кроме того, будучи почитаем и в Соединенных Штатах, и в Европе, Семен Набатов, к сожалению, оказался недостаточно известен широкой публике у себя на родине. 
Несмотря ни на что, концерт удался.
Симон НабатовПервое отделение Набатов играл соло. Концерт открывала достаточно минималистичная композиция, построенная на диссонирующих широких интервалах (больше октавы) в контрасте с секундами, которая постепенно перетекла в нечто, отдаленно напоминающее ритмикой хард-боп, но сохранило и преумножило диссонантность первой части. 
Затем последовала, по словам Набатова, автобиографическая композиция "Herbie and Pierre", которая, будучи написана очень давно, изначально не носила программного характера. Но, вернувшись к ней через несколько лет, автор вдруг обнаружил, что это произведение фактически иллюстрирует его жизнь до отъезда из России и после. В начале лирическая одноголосная тема постепенно разворачивается в фугато и затем вновь возвращается к отправной точке, повисает на доминанте и внезапно начисто меняет свой характер, превратившись в драйвовую свинговую композицию на остинатном басу.
Кроме того была исполнена очень интересная пьеса - синтез алеманды из партиты И.С. Баха и босса-новы А.К. Жобима, а также своеобразная трактовка произведений Телониуса Монка. Главный "домушник" господин Дмитриев в своем послесловии сравнил сольное выступление Семена Набатова с творчеством известного пианиста и композитора-минималиста Терри Райли.
Второе отделение в общем-то можно охарактеризовать как "новоджазовый джем". Владимир Волков в свойственной ему манере вновь испытал на предмет возможностей и приемов звукоизвлечения абсолютно все части контрабаса - от игры смычком до стука иглой по полу. То же самое можно сказать и о Набатове, пользовавшемся как классической исполнительской техникой, так и разнообразными нетрадиционными приемами. Наиболее мэйнстримово из всего ансамбля звучал барабанщик Вольфганг Райзингер. 
Композиции второго отделения держали слушателей в напряжении неожиданными сменами стилей, приемов и взрывной динамикой. При этом красной нитью через все произведения проходил Его Величество Диссонанс. 
Публика, хоть и немногочисленная, отреагировала на выступление затяжными овациями.

Анна ФилипьеваАнна Филипьева

Америка и ее джаз
В #27-28 мы ознакомились с общим обзором роли, которую крупнейший город штата Пенсильвания - старинная Филадельфия, "Город Братской любви" - сыграл в джазовой истории США. Начиная с #31 наш новый автор, Валерий Котельников, московский джазовый музыкант, а ныне - житель США, продолжил рассказ о Филадельфии джазовой - на этот раз на материале собственного опыта, описывая, как выглядят лица, которыми Филадельфия поворачивается к обычному любителю джаза - клубы, в которые люди ходят послушать музыку и поиграть ее. Сегодня - продолжение этого рассказа, посвященное самому известному джаз-клубу Филадельфии...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Журналистка из Минска Анастасия Костюкович завершает рассказ об одном из самых значительных фестивалей нового джаза на территории бывшего СССР - Vilnius Jazz Festival, начатый неделю назад. Сегодня - отчет о втором и третьем днях фестиваля, привлекших таких значимых импровизаторов, как Cinematic Orchestra, Майра Мелфорд, Нильс Вограм...>>>>

В первых числах октября в Самаре один за другим следовали интересные джазовые события. О ключевых концертах рассказывает наш собственный корреспондент Юрий Льноградский...>>>>

17 октября в главном концертном зале Татарстана - ГБКЗ им. Сайдашева в Казани - пройдет концерт-турнир фортепианной импровизации преподавателей детских музыкальных школ, который проводит завкафедрой композиции Казанской консерватории профессор Александр Маклыгин, известный не только как заместитель председателя Союза композиторов Татарстана, но и как джазовый пианист и специалист по практике и методике преподавания джазовой импровизации. Тема концерта - "Краски южных морей" (этно-джазовая музыка). Концерт проводится в форме состязания (по традициям эпохи Баха, концертом называлось не всякое публичное выступление, а только то, где имелся факт состязания клавиристов: "концерт" и означает "состязание"). Здесь выступают педагоги, которые раньше вообще не могли извлечь ни одного джазового звука. Теперь, после прохождения курса джазовой импровизации у профессора Маклыгина, для них нет проблемы сымпровизировать на любой джазовый стандарт. Концерт, по словам организаторов, проводится в форме "пиано-шоу". 

Следующий материал - из Еревана: наш собкор Армен Манукян беседует с одним из самых необычных членом джазового сообщества Армении - культурным атташе местного посольства США...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
Данило Перес30, 31 октября и 1 ноября в "Ле Клубе" торговая марка "Parliament" и Игорь Бутман представляют: впервые в России - Danilo Perez Trio (Данило Перес - фортепиано, бенджамин Стрит - контрабас, Адам Крус - барабаны).
Данило Перес - один из самых известных джазовых пианистов и композиторов, работающих на стыке джаза и латиноамериканской музыки. Его глубоко оригинальный стиль представляет собой полистилистический сплав, в котором выделяются элементы музыки его родной Панамы, общелатинских, афро-кубинских ритмов и импровизационного мышления североамериканского джаза. 
Среди тех, с кем выступал и записывался Данило Перес - такие звезды, как барабанщики Джек ДеДжонетт и Рой Хэйнз, басист Чарли Хэйден, саксофонисты Майкл Бреккер, Уэйн Шортер и Джо Ловано, перкуссионист-тимбалеро Тито Пуэнте, трубачи Уинтон Марсалис и Том Харрелл, басист Джон Патитуччи, вибрафонист Гэри Бертон и многие другие.
Данило Перес родился в Панаме в 1966 году. Его отец, певец и дирижер, передал сыну весь свой богатейший музыкальный опыт. В возрасте восьми лет Перес начал учиться игре на фортепиано. В Панаме он закончил Национальную консерваторию, после чего переехал в Соединенные Штаты, где поступил в университет Индианы, а затем продолжил обучение в знаменитом Berklee College of Music в Бостоне. С 1987-1988 гг. он начал работать профессионально - сначала с вокалистом Джоном Хендриксом, затем с трубачом Клаудио Родити и саксофонистом Пакито Д'Ривера. 
Перес обратил на себя внимание общественности и музыкальных критиков, когда стал участником оркестра Диззи Гиллеспи United Nations Orchestra, в котором проработал с 1989 по 1992 гг. Именно Гиллеспи стал наставником Данило и помог молодому музыканту сформировать свой неповторимый стиль игры. 
Перес принимал участие в записи альбома "Reunion" (1990) саксофониста Пакито Д'Ривера и трубача Артуро Сандоваля, в прошлом - со-лидеров легендарного кубинского ансамбля Irakere, вновь объединившихся после эмиграции в США. Эта работа получила высокую оценку музыкальных критиков и дала Пересу "путевку в жизнь". 
В 90-х успехи Переса следовали один за другим. Два альбома - "Danilo Perez" (1992) и "The Journey" (1993) - попали в десятку лучших джазовых альбомов года. Следующий альбом, "PanaMonk", вышел в 1996 г. и был отмечен влиятельной газетой The New York Times как "шедевр джазового синтеза" (a masterpiece of jazz synthesis). Через два года последовал очередной альбом "Central Avenue" (1998), который номинировался на премию Grammy в категории "Лучший джазовый альбом".
В июне 2002 г. всемирная Ассоциация джазовых журналистов присудила премию Jazz Award в категории "Лучший малый состав года" новому квартету легендарного саксофониста Уэйна Шортера, где на фортепиано играл Данило Перес. 
Альбомы Переса "Central Avenue" (1998) и "Motherland" (2000) номинировались на премию Grammy в категориях "Лучший джазовый альбом" и "Лучший альбом латиноамериканского джаза". Наиболее авторитетные издания США - как общенациональные газеты (New York Times, Los Angeles Times, Chicago Tribune), так и музыкальные журналы (Billboard, JazzTimes, DownBeat) назвали "Motherland" (2000) джазовым альбомом года, а Ассоциация джазовых журналистов присудила Данило премию Jazz Award за 2000 г. в категории "Пианист года". 
В перерывах между гастролями Перес преподает в таких учебных заведениях, как New England Conservatory of Music, Berklee College of Music в Бостоне и Puerto Rico Conservatory of Music в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико). На родине, в Панаме, Данило Переса называют "культурным послом страны".
Данило Перес - музыкант-представитель (endorser) роялей Yamaha.

24-25 октября в Москве пройдет Первый российско-норвежский джазовый фестиваль, который поддерживают Джазовая Ассоциация Норвегии, Королевское посольство Норвегии в РФ и другие организации. В нем примут участие несколько норвежских и норвежско-российских коллективов, в составе которых будут легендарный гитарист Терье Рипдаль, пианист Кетил Бьорнстад, саксофонистка Бодиль Ниска и другие...>>>>
Мнение
"Да и сам граунд-бит меняется, он становится более мелодичным и не столь отрывистым, как в биг-бэндовом свинге, чему способствует его перенесение с большого барабана на тарелку (открытие, которое приписывают Максу Роучу)".
Это я цитирую вторую часть статьи "Свинг в джазе" доктора искусствознания, профессора Нижегородской консерватории Валерия Сырова, опубликованную в предыдущем выпуске "Полного джаза".
Если профессор Сыров признаёт, что допустил в том, что выделено курсивом, фактическую ошибку (назвав вместо Кенни Кларка - Макса Роуча), то - никаких проблем.
Если это почерпнуто из какого-то не очень достоверного источника, в общем тоже ничего страшного - по именам "джазоведов", на которые профессор ссылается, ясно, что ему известна джазовая теория, известная в советском самиздате не позднее начала 70-х.
Но если же г-н профессор отталкивается от своего слухового опыта, то я попросил бы его сослаться на, возможно, не известные мне (и многим другим) исторические звукозаписи. Цитирую (на всякий случай в подлиннике):
Kenny Clarke: "Around 1940, I was playing with Roy Eldridge. And it was chiefly through Roy that I began to play the top cymbal... Actually I'd begun playing the top cymbal before I joined Roy".
("Hear Me Talking To Ya", в издании 1955 года - на стр. 337).
И на этой же странице - в качестве доказательства того, что Кларк не сам себе приписывает открытие этого приема: 
Teddy Hill: "Kenny Clarke kept playing those off-beats and little rhythmic tricks on the bass drum". В изданном переводе Юрия Верменича - это страницы 322-324.
И никто этого пока не опроверг - ссылаюсь сразу на два сборника, авторские коллективы во всем остальном весьма остро полемизируют друг с другом: R. O'Meally (ed.) Jazz Cadence of American Culture, Columbia University Press, NY 1998; A. Clark (ed.) Riffs & Choruses. A New Jazz Anthology, Continuum, London-New York 2001.
И вообще Максу Роучу около 1940-го года, когда внутри разных свинговых биг-бэндов по отдельности рождалось то , что впоследствии было соединено вместе и названо бибопом, еще не исполнилось шестнадцать, и, естественно, никакого участия в этом принимать не мог.

Дмитрий УховДмитрий Ухов

Новые альбомы
В продаже 
с 7 октября (США)
  • Aldubaran: Dedicated, Orchard 802939 
  • Oscar Alemon: Grabaciones Recuperadas, Orchard 802933 
  • Oscar Alemon: Y los 5 Caballeros, Orchard 802934 
  • Gato Barbieri: Bolivia/Under Fire, RCA 55615 
  • Marjorie Barnes: Time Heals Everything, Jazz'n Pullz 396 
  • Count Basie: At the Aquarium 1946, Storyville 2086 
  • Jeff Beal & Nawang Khechog: Cry of the Snow Lion, Karuna 82032 
  • Bix Beiderbecke: With Jean Goldkette's Orchestra 1924-1927, Challenge 79040 
  • Tim Berne's Caos Totale: Pace Yourself - переиздание, Winter & Winter 919040 
  • Tim Berne's Science Friction: Sublime And, Thirsty Ear 57139 
  • Earl Bostic: Magic Bostic 1944-1952, Epm Musique 160402 
  • Lester Bowie Brass Fantasy: When the Spirit Returns, Dreyfus 37016 
  • Bob Brookmeyer & Michael Stephans: Stay Out of the Sun, Challenge 70110 
  • Alex Bugnon: Southern Living, Narada 93644 
  • Richard Carr: Crystalline Christmas, Rec'd Music 1007 
  • Children On The Corner: Rebirth, Sonance 1008 
  • Fay Claassen & The Milennium Jazz Orchestra: Specially Arranged for Fay, Jazz'n Pullz 381 
  • Creme Fraiche: Plays Compositions by Lars Togeby, Storyville 4254 
  • Bob Crosby & His Orchestra: Associated Transcriptions, Vol. 2, Storyville 3028 
  • Dario Deidda: 3 from the Ghetto, Go Jazz 6061 
  • Manu Dibango: Africadelic: The Best of Manu Dibango, Wrasse 115 
  • Duke Ellington: Far East Suite [Bonus Tracks] - переиздание, RCA 55614 
  • Duke Ellington: Bubber Miley Era: 1924-1929, Jazz Legends 1014 
  • n & His Orchestra: Treasury Shows, Vol. 8, Storyville 9039008 
  • Pee Wee Ellis & NDR Bigband: What You Like - переиздание, Minor Music 801064 
  • Robben Ford: Keep on Running, Concord Jazz 2187 
  • Eddie Gale: Eddie Gale's Ghetto Music - переиздание, Water 117 
  • Bobby Gordon & Bob Wilber: Yearnings, Arbors 19277 
  • Stephane Grappelli & Diz Disley Trio: Live at Corby Festival Hall May 1975, Storyville 8345 
  • Russell Gunn: Mood Swings, High Note 7107 
  • Coleman Hawkins: King of the Tenor Sax: 1929-1943, Jazz Legends 1012 
  • Andrew Hill: Passing Ships, Blue Note 90417 
  • William Hooker/Roger Miller/Lee Ranaldo: Out Trios, Vol. 1: Monsoon, Atavistic 146 
  • Jackalope: Saltier Than Ever, Challenge 70113 
  • Barney Kessel: Plays for Lovers, Contemporary 6022 
  • Steve Klink: Feels Like Home: 14 Songs by Randy Newman, Minor Music 801092 
  • Dave Koz: Saxophonic, Capitol 34226 
  • Daniel Levin Quartet: Don't Go It Alone, Riti 9 
  • Ludemann: Mysterious Call, Konnex 5094 
  • Ratau Mike Makhalemele: Very Best of Ratau Mike Makhalemele, Sheer Sound 045 
  • Tony Malaby: Apparitions, Songlines 1545 
  • Pat Martino: Think Tank, Blue Note 42722 
  • Hugh Masekela: Collection, Rerooted 9810227 
  • Keiko Matsui: White Owl, Narada 93666 
  • Blue Mitchell: Plays for Lovers, Riverside 6021 
  • Hank Mobley: Flip - переиздание, Blue Note 90412 
  • Lee Morgan: Sonic Boom - переиздание, Blue Note 90414 
  • Najee: Embrace, Encoded Music 4248 
  • Peter O'Brien: Jazz Piano of a Celtic Soul, Arbors 19295 
  • Joe Pass: Sueno Navideno Con Guitarra, Delta 32147 
  • Jeff Ray: Walkup, Hipnotic 1002 
  • Sam Rivers: Fuschia Swing Song - переиздание, Blue Note 90413 
  • Charlie Rouse: Bossa Nova Bacchanal [Bonus Track], Blue Note 90416 
  • Rhoda Scott: Hammond Organ of Christmas, Sunnyside 3017 
  • George Shearing & Joe Cornell: Jazz Accordion, Vol. 1, Epm Musique 160442 
  • Chip Shelton: Flute Bass-Ics, Summit 371 
  • Soulive: Turn It Out Remixed, Velour 207 
  • Stone House: Likewise, Riti 8 
  • Art Tatum: Live 1949-51, Vol. 4, Storyville 8334 
  • Gary Thomas: While the Gate Is Open - переиздание, Winter & Winter 919037 
  • Diego Urcola: Soundances, Sunnyside 1123 
  • Various Artists: Mistletoe Magic: Holiday Jazz Improvisations [Quic - переиздание, Quicksilver 4008 
  • Various Artists: Smooth Grooves, Vol. 4, Higher Octave 93967 
  • Various Artists: Classic Jazz: Jazz Greats, Time Life 18817 
  • Various Artists: Original Great American Songbook, Utv 000118202 
  • Various Artists: San Francisco Jazz Festival: CD Sampler, Vol. 8, S.F. Jazz 73029 
  • Fats Waller: Handful of Keys: 1922-1935, Jazz Legends 1011 
  • David S. Ware String Ensemble: Threads, Thirsty Ear 57137 
  • Dave Weckl Band: Dave Weckl Band Live: And Very Plugged In, Stretch 9042 
  • Jim Widner Big Band: Flying High, Chase Music 8069 
  • Larry Young: Mother Ship - переиздание, Blue Note 90415 

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!!

© "Полный джаз", 1998-2003
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Дмитрий Ухов,
Анастасия Костюкович,
Юрий Льноградский,
Константин Волков,
Анна Филипьева,
Валерий Котельников,
Армен Манукян,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
Юрий Льноградский,
Дайнюс Лабутис,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service