ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 37
2003

Нижний Новгород: искусство импровизации на тему
В последних числах сентября в Нижнем Новгороде открылся двадцать первый джазовый сезон. В рамках международного фестиваля "Джаз России-2003", двенадцатого по счету, прошли два вечерних концерта в Театре юного зрителя и два всенощных сейшна в "Джем-Престиже". Скажем спасибо бессменным организаторам, радиостанции "Европа плюс" - и вернемся к впечатлениям фестиваля.

День первый: вечнозеленые и любимые

Честь открыть фестивальную программу выпала арзамасскому дуэту "Jazz Twinzz". Правда, два Олега, Антошин (гитара) и Симонов (бас-гитара), вышли в составе акустически сбалансированного трио (с нижегородским барабанщиком Владимиром Комаровым). В их исполнении прозвучала джазовая классика и стандарты в стилях свинг, боп, босса-нова. 
Музыканты московского трио "Hippy Haos", сменившие "джазовых близнецов", продемонстрировали тягучий, энергетически насыщенный джаз-рок. После них звучал хорошо знакомый нижегородской джазовой публике голос Яны Тюльковой - волнующий и удивительно женственный. Затем Олег Киреев, в известных нижегородцам выступлениях неизменно склонный к эстетике инструментального театра и, более того, откровенного шоу, представил свой новый проект, называющийся "Fen Shui Jazz Teatr". И последним (то есть главным) номером программы первого фестивального вечера на сцену вышел французско-петербургский "Жан-Лу Лоньон квинтет". Вместе с известным французским трубачом Жан-Лу Лоньоном играли Юрий Богатырев (саксофон), Алексей Черемизов (ф-но), Владимир Черницын (бас) и Алексей Шихов (ударные); виртуозные соло и переклички в интерплей заставили публику широко раскрыть утомленные глаза (все-таки время приближалось к полуночи) и неистово аплодировать. 
Пьесой, завершившей первый вечер, стала "Ночь в Тунисе" в зажигательной версии "Жан-Лу Лоньон квинтет". К слову, эта же композиция звучала и в самом начале программы в исполнении "Jazz Twinzz". Две разные трактовки вечнозеленого стандарта, объединившего программу, лишний раз проиллюстрировали многообразие джаза, обреченного на многоликость и узнаваемость до тех пор, пока творят джазмены. Джазовая классика и стандарты стали также основой последовавшего за ТЮЗовским концертом сейшна, в рамках которого нижегородцы и гости своим музицированием признавались в верности джазу.

День второй: розы и не только

В субботу, 27 сентября нижегородцев радовали квартет "Аэро" и трио "Второе приближение" из Москвы, интернациональный женский квартет "Four Roses", а также литовский квинтет Дэйнюса Пулаускаса. Забегая вперед, скажу, что открытием второго дня (и, бесспорно, всего фестиваля) стало "Второе приближение", сотворившее на сцене музыкальное чудо. Но обо всем по порядку.
Музыканты "Аэро" продемонстрировали весьма изобретательный и стильный электрик-джаз. Учитывая, что квартет существует меньше года, нельзя не отметить высокий профессиональный уровень, на котором коллектив находится уже сейчас. В составе "Аэро", кстати, играет известный нижегородский саксофонист Дмитрий Трифонов. Приятно, что ему удалось зарядить звучание ансамбля своей невероятно свободной энергетикой, хорошо знакомой нижегородцам - любителям джаза. Остается лишь с нетерпением ждать выхода дебютного альбома группы, который намечается на ближайшее время.
Татьяна Комова ("Второе приближение")В отношении выступления трио "Второе приближение" любые эпитеты окажутся неточными, так как его трудно сравнивать с другими джазовыми коллективами. Да и джаз ли это был? - напористая, гармонически пряная игра пианиста Андрея Разина рождает стойкую ассоциацию с композиторским авангардом, пение Татьяны Комовой напоминает русские северные песни, а богатство тембровых приемов контрабасиста Игоря Иванушкина просто поражает воображение. И все же один из главных признаков джаза, импровизационность, главенствовала в их выступлении - глубоком, остроумном, интеллигентном... Если и есть в музыке магия звука и тишины, то именно она больше всего отличала "Второе приближение" от остальных участников концерта.
Когда заходит речь о женщинах в джазе, память немедленно воскрешает имена прославленных тружениц вокала - Эллы Фитцджеральд, Билли Холидей, Сары Воэн. А между тем инструментальный женский джаз также имеет свою, не менее славную историю. Упомянем, к примеру, супругу великого Армстронга, пианистку Лил Хардин, чья изящная игра украшает лучшие записи, сделанные Луи в 20-е годы. Десятилетием позже тоже пианистка, Мэри Лу Уильямс, покоряла публику глубиной блюзового чувства.
Флоранс ЧитакумбиСуществовали и женские биг-бэнды (как тут не вспомнить фильм "В джазе только девушки"). Саксофоны и гитары, трубы и даже барабаны - весь джазовый инструментарий в нежных женских руках обретает особую мягкость и очарование. Именно поэтому заявленное в программе выступление женского квартета "Four Roses" публика (особенно мужская ее часть!) ожидала с интересом. Согласитесь, не на каждом фестивале увидишь джазовую барабанщицу или контрабасистку! Надо сказать, что четыре "розы" ожидания оправдали и выдали весьма качественный мэйнстрим. Звучали вроде бы привычные босса-новы и быстрые композиции, но они наделялись таким свингом вкупе с женским шармом, что зал (особенно уже упомянутая мужская его часть) то и дело впадал в экстаз. Особенно приглянулась нижегородцам темнокожая вокалистка Флоранс Читакумби.
Валериус Рамошка (ансамбль Дэйнюса Пулаускаса)Завершавший вечер литовский квинтет Дэйнюса Пулаускаса внес в палитру концерта по-осеннему сдержанные тона. К слову, литовский джаз традиционно отличает внутренняя сдержанность. И хотя музыканты квинтета играют современный фьюжн, в эмоциональном смысле их творчество напоминает европейскую классику. Бережное отношение к мелодии, да и сам внешний облик музыкантов, одетых в черное, отдают определенным академизмом. При этом музицирование квинтета лишено малейшей рыхлости, размытости звучания, наличествует стопроцентный свинг, что по достоинству оценили наши джазовые гурманы.
Витас Лабутис (ансамбль Дэйнюса Пулаускаса)Каким бы великолепным ни оказался джазовый концерт, в любом случае таковой будет неполным, если после музыканты не сыграют джем-сейшн. Второй день "Джаза России" не стал исключением, и уже к полуночи джазмены привычно оккупировали клуб "Джем-Престиж" - укромный уголок профессионального джаза в Нижнем Новгороде. Джем - это особый жанр со своими законами, первый из которых гласит: любой может выйти и сыграть. То и так, как он хочет. Оттого музыка получается совершенно непредсказуемой, но, что удивительно, по богатству музыкальных идей "неподготовленный" сейшн нередко дает сто очков форы заранее отрепетированному концерту. Что ж, джаз соткан из парадоксов. А в "Джем-Престиже" той ночью герой первого дня фестиваля трубач Жан-Лу Лоньон лихо жонглировал стилями, импровизируя то в манере Гиллеспи, то в манере Армстронга. С ним оживленно "полемизировали" пианист Андрей Разин ("Второе приближение"), басист Александр Болдырев ("Аэро") и многие другие. К чести нижегородских музыкантов стоит заметить, что они достойно поддержали сейшн, причем в присутствии джазовых мэтров не робели даже студенты-эстрадники нижегородского музыкального училища. Словом, джазовый вечер удался, а его эмоциональные "витамины" помогут участникам и зрителям успешно перезимовать.

Мария Владимирова, Дмитрий Лившиц
фото Антона Карманова

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service