502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 37
2003

Ростов: сезон открыт
слава спонсорам!8 октября свершилось: в Ростове-на-Дону взял старт джазовый сезон. В зале Ростовской филармонии прошел первый концерт из серии заявленных на период 2003-2004 года. В нем принимали участие биг-бэнд Петра Назаретова, квартет Игоря Бутмана и квартет именитого американского барабанщика Ленни Уайта (Lenny White). 
Такой серьезный подход к планированию мероприятий на целый сезон в Ростове проявлен впервые. Заранее подготовлены буклеты и афиши - высококлассная полиграфия и приличный дизайн. Если концерты распланированы заранее, значит, со всеми участниками проведены были переговоры - а это немалая организаторская работа. Зал арендовать - нужны деньги, а следовательно - необходимо достучаться до наибольшего количества спонсоров. Да что говорить, продюсировать джазовые события в России - каторжный и порой неблагодарный труд. Этот нелегкий груз взяли на себя Петр Назаретов и Адам Терацуян. Собственно, сама идея исходила от них. Конечно, без финансовой поддержки спонсоров ничего бы не получилось и не получится. 
Но достаточно лирики, вернемся к прошедшему концерту. К сожалению, я не попал на первое отделение концерта, где играл биг-бэнд Петра Назаретова. Опрашивая в антракте знакомых музыкантов об их впечатлениях, получил не очень радужную картину. Самые хорошие отзывы - об игре недавно возвратившегося в Ростов гитариста Андрея Бердникова. Несколько человек выделили его среди остальных солистов биг-бэнда, за качественный звук и современный музыкальный язык его импровизации в выстроенных и нетривиальных соло. 
Второе отделение концерта, судя по реакции публики, вызвало решительно положительное впечатление. На сцене появился квартет саксофониста Игоря Бутмана. Сам Игорь вышел на сцену с костылями (в Москве он сломал ногу и сейчас передвигается в аппарате Илизарова). Выступать в подобном состоянии - поступок героический, даже можно сказать - фанатический. Тем более - при таком темпераменте, как у Бутмана, просто невозможно играть сидя. И он вскакивал со стула в моменты ярких кульминаций в каждой композиции. Играл, как сам пообещал, "на всю катушку". 
Все участники коллектива играли под стать своему лидеру, вернее - каждый становился лидером в момент своего соло. Пианиста Антона Баронина я не слышал ранее, кроме как в записи, и был просто восхищен его игрой: необычайная энергия, высокая интеллектуальность, напор, экспрессия и философская созерцательность, рельефные импровизации с логически подведенными взрывными кульминациями, интеллигентный "живой" аккомпанемент, не говорю о виртуозной технике - потому как она не цель, а средство, непреложный атрибут мастерства Баронина. 
Басист Виталий Соломонов и ударник Эдуард Зизак - давно сложившаяся ритм-секция, большие мастера, на мой взгляд - профессионалы мирового уровня. (Просто уверен, что найдутся люди готовые меня упрекнуть в том, что, мол, расшаркиваюсь перед московскими музыкантами; заранее отвечу - не расшаркиваюсь, а стараюсь объективнее изложить свое субъективное мнение). 
Большая часть короткой программы состояла из... "мульт-хитов"! Это песенка из мультфильма про медвежонка Умку, сыгранная красивейшей джазовой традиционной балладой, с традиционным "бутмановским" сольным вступлением. Далее - "Луч солнца золотого" из м\ф "Бременские музыканты" - тоже баллада, но совершенно другого характера, если так можно выразиться - высококачественный smooth jazz. А завершилось второе отделение настоящим бибопом из "Ну, погоди". Может возникнуть вопрос: "а почему мультфильмы?" - а, в самом деле, почему бы и нет? Ведь стали эвергринами мелодии старых диснеевских мультфильмов, вспомните - кто только не играл вальс из "Белоснежки"! Так отчего российским музыкантам не использовать в качестве стандартов российские мелодии, ведь в итоге получается настоящий джаз мирового класса. 
И снова антракт: ожидание именитых американских гостей. Lenny White Quartet (Ленни Уайт - барабаны, Дэвид Гилмор - гитара, Джордж Коллигэн - клавишные, Кенни Дэвис - бас). Видимо, мое ожидание сильно превосходило реальность, а посему и разочарование было немалым. Нет, безусловно, все участники состава - признанные мастера. Но возникло устойчивое ощущение халтуры. Вот сейчас на меня зашипят - да кто ты такой! где ты, а где Ленни Уайт! Попробую обосновать. 
Вел сам мистер Уайт, и начал примерно с таких слов: "Здравствуйте, меня тут мало кто поймет, но я буду говорить на английском". Может, у меня провинциальное самолюбие вознегодовало, но это можно истолковать так: "Здравствуйте, господа колхозники, вы тут ничего конечно не поймете, ни того, что я скажу, ни того, что я вам сыграю, так что кушайте, что дают". Так вот и в музыке получилось. Было исполнено всего пять композиций. Какой-либо особой музыкальности я не услышал, сам материал тоже не назову выдающимся, особой энергетики я не ощутил, интересной виртуозной игры и какого-то новаторства найти не смог. Просто рядовое выступление известных американских музыкантов, которые особенно и не выкладывались. Скажу больше, басист Кенни Дэвис лично меня разочаровал. В первых двух композициях он играл на контрабасе Адама Терацуяна. Сам прекрасно знаю, как неудобно играть на незнакомом контрабасе, и думал, что, может, поэтому он так неуверенно себя чувствует. Когда он взял в руки бас-гитару, ситуация в отношении грува несколько исправилась, но соло на электробасу прозвучало еще туманнее, чем контрабасовое. 
К слову о контрабасах. Виталий Соломонов играл на том же инструменте, но впечатление от его исполнения совсем иное: характерный фирменный саунд, тончайшая нюансировка, мощный свинг, и можно не упоминать, что все это при идеальной ровности и чистейших интонациях. Еще раз посмею повторить: американцы играли так, что возникало ощущение "сойдет для сельской местности". Как выяснилось на следующий день на мастер-классе в консерватории, Ленни сам об этом рассказал - таким составом музыканты собрались вообще в первый раз. Честное слово, с большим удовольствием послушал бы еще одно отделение с участием квартета Игоря Бутмана, они честнее играли - от души, без формализма. Жаль. А с другой стороны, приятно: россияне показали гораздо более интересную программу, чем гости с родины джаза...

Константин НовожиловКонстантин Новожилов,
собственный корреспондент "Полного джаза" в Ростове-на-Дону

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service