ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 37
2003

Вы не пользуетесь "джазом"? Тогда мы идем к вам! 
Александр КуринМордовия и джаз - слова, которые лишь недавно встали вместе. Почему бы и нет? На карте России год назад появился еще один джазовый город. Можно сказать, что если в городе нет джаза, то его и вовсе нет на карте. Кстати, когда меня пригласили в гости в Саранск, мне пришлось залезть в атлас и определиться на местности. О Саранске я знал только, что он был в расписании фестиваля "Джазовая провинция", кажется - 1999 года, в этом фестивале участвовал американец Майк Эллис (Мордвинофф), отец которого, конечно же, из Саранска родом, но почему-то город выпал из фестивального маршрута, т.е. из джазовой истории. Теперь главные силы для возвращения в эту историю приложил центральный местный джазовый человек - пианист и бэндлидер Александр Курин. Ему еще в прошлом году удалось убедить руководство республики в том, что джаз - это престижно, найти деньги у местных финансовых магнатов, уговорить Георгия Арамовича Гараняна и здесь взять возрождение процесса под свое музыкально-художественное крыло. 
В текущем году при финансовом благословении "Актив-банка" продолжением стал Второй международный фестиваль джазовой музыки "ВЕЙСЭ-ДЖАЗ '2003", занявший три дня - с 10 по 12 октября. Судя по названию, этот фестиваль должен был иметь некую национальную составляющую, т.е. собственное лицо. И, действительно, намек на это был. Финно-угорская линия была представлена цепочкой из местного саранского фольклорного коллектива "Торама", эстонского ансамбля Тойво Унта и венгерского трио Grencso Kolleltiva. Но цепочка не превратилась в линию, скорее - оказалась яркими точками, никак не связанными друг с другом. Это вполне естественно. Такие тонкие вещи невозможно разрабатывать в городе, который не имеет многолетней джазовой традиции в контексте современных тенденций. Именно поэтому акцент был сделан на "легендарных музыкантах", каковыми для фестиваля стали Георгий Гаранян (в квинтете и в качестве лидера двух биг-бэндов), Валерий Пономарев (тоже дважды) и оркестр Олега Лундстрема. Кроме того, в качестве почетных гостей были "наши" звезды - Ирина Родилес и Энвер Измайлов, "Уральский диксиленд", и уже затем иностранцы - эстонцы и венгры. 
По характеру фестиваль напоминает многие иные наши фестивали в городах, где почти вся джазовая жизнь сосредоточена в трех днях в году, т.е. в самом фестивале. Настолько похож, что даже Дворец Культуры, который три дня заполняло значительное число любознательных граждан, абсолютно совпадает, например, с тольяттинским. Музыкантам из самого Саранска и ближайших городов Поволжья почти негде больше показать свое искусство, отточить мастерство, вообще выступить на сцене. Уровень фестиваля от этого осциллирует весьма существенно, но для публики это не так важно, она пришла только познакомиться с джазом. Во всяком случае, "свои" принимаются с восторгом. 
Александр КуринИз "своих" отрадно многолетнее существование биг-бэндов. Наше государство может себе позволить один оркестр на федеральные средства, а отдельные города в дополнение к государственным возможностям поддерживают эти необходимые "школы джаза". И несмотря на то, что эти бэнды пользуются устаревшими аранжировками, случайно полученными с Запада, не имеют постоянных составов, музыканты к джазу приобщаются лишь время от времени, польза и радость от таких оркестров несомненна. 
Один из них - оркестр города Заречный Пензенской обл. п/у В.Дмитриева, знакомый по выступлениям в Тольятти. Довольно плотный бэнд с вокалисткой Екатериной Гараниной показал свою программу в первый день. Тогда же выступили бэнд "Саранск" с авторской композицией "Сначала", пензенское трио пианиста Сергея Струкова, также известное по другим фестивалям региона, квартет с трубой из Сарова, в который собрались педагоги городских школ искусств. 
Из знаменитостей были представлены "Уральский диксиленд" из Челябинска, которым руководит заслуженный артист России Игорь Бурко (труба), и гитарист из Крыма Энвер Измайлов. За три с половиной десятилетия "Уральский диксиленд" побывал с гастролями во всех республиках СССР и многих странах Европы. Это опытный ансамбль, который здесь использовался на всю катушку - музыканты играли в двух концертах, в фойе Дворца культуры, а кроме того - составили квартет, который умело переключился на свинговый репертуар. 
Энвер в выступлениях начал использовать дополнительные примочки, работал с применением "лупов" (электронных ритмических петель) и поразил народ своей виртуозностью. Как всегда, наибольший ажиотаж у публики вызвало "Утро в колхозе", одновременно с этим было немало вопросов и о принадлежности маэстро к джазу. 
Пожалуй, в творческом отношении в первый день наиболее интересно показал себя волгоградский состав "Комбо-джаз-бэнд" созданный в 1991 году известным волгоградским саксофонистом и пропагандистом джаза Анатолием Вороновым из музыкантов городского биг-бэнда. Стилистически музыка комбо ориентируется на хард-боп с многочисленными "экскурсами" в латиноамериканскую и джаз-роковую музыку. У комбо нестандартный репертуар, включающий композиции Авишаи Коэна, Малгру Миллера, Расса Фримана. Особый интерес вызвал своими "мыслящими" соло саксофонист Виктор Актисов. 
трио Иштвана ГренчоНастоящим пиком первого дня фестиваля обещало стать выступление венгерского трио Иштвана Гренчо - композитора, исполнителя на духовых инструментах, создателя колоритного варианта венгерского свободного джаза. Иштван Гренчо прославился своей игрой в известной джазовой группе Kampec Dolores. Кроме музыки, он увлекается кинематографом и фотоискусством. Контрабасист Роберт Бенко - участник многих венгерских как джазовых, так и фольклорных коллективов (например, Дреш Квартет, Трио Агоштона). Великолепный барабанщик Дьердь Йесенски также известен как участник ряда джазовых ансамблей. Музыканты противостоят наплыву псевдоамериканского джаза в Венгрии и предпочитают оригинальную музыку. Любопытно, что состав фестиваля и отсутствие концертной джазовой традиции несколько испугало венгров, которые предложили доступную (по их мнению) короткую программу с характерной сюитой на этно-танцевальные темы с использованием элементов нового джаза. Вышло очень недурственно, особенно учитывая темперамент Роберта, который танцевал со своим контрабасом, напоминая Володю Волкова, только без его шикарной шевелюры. Трио так и не показало в Саранске излюбленного им свободного сценического музицирования. Вместо этого были представлены еще два направления - нестандартное исполнение стандартов (монковкой эпохи) на ежевечернем джеме в заведении "Восьмое чудо света" и короткая программа в духе раннего Орнетта Колмана во время последнего концерта фестиваля. 
Было еще и четвертое незапланированное выступление на улице возле самолета-памятника к вящему удовольствию случайных прохожих. Но меня среди них не оказалось, так что свидетельствовать никак не могу. Полагаю, что творческая многогранность венгерского трио может в полной мере заблистать, по крайней мере, для москвичей во время их выступлениях в Центре "Дом" в ближайшие дни. 
"Ковчег-мэйнстрим" и Владимир ФейертагВторой день фестиваля тоже обещал сюрпризы, которые, хотя реализовались не полностью, но все же были. В числе приятных неожиданностей оказалось выступление Ирины Родилес с квинтетом директора фестиваля Александра Курина "Ковчег-мэйнстрим". Известная своим пристрастием к музыке соул, Ирина показала в этом выступлении и тонкое ощущение духа классической баллады, а затем продемонстрировала умение легко ориентироваться в импровизационной фактуре непростого сильверовского фанка. Александр Курин в этом концерте выполнял функцию дежурного пианиста и бэнд-лидера. Кроме партнерства с Ирой Родилес, он играл в ансамбле Георгия Гараняна - Валерия Пономарева и представлял свои этно-джазовые проекты, объединяя "Ковчег-мейнстрим" с двумя фольклорными вокальными ансамблями - "Россичи" (русский этно-материал) и мужской Toorama (моршанское и эрзянское пение). 
"Торама-джаз" Последнее объединение - ансамбль "Торама-джаз" - исполняло музыку, в которой переплелись современный джаз и архаичные мордовские песнопения. У этого симбиоза уже есть своя история. Он с успехом выступил на фолк-фестивалях в Гданьске, Финляндии и Эстонии, на джаз-рок фестивале в Пензе. Создатель хора, ныне покойный Владимир Ромашкин мечтал о синтетическом действе, в котором соединились бы все жанры - фольклор и классика, джаз и рок, хореография и боевые искусства, даже живопись. Пока музыканты на пути к такому синтезу. Нынешнее состояние проекта напоминает ранние эксперименты по соединению стандартного фьюжн материала с рифоподобным звучанием голосов. Здесь мы опять кого-то догоняем, хотя процесс и идет. 
эстоно-японский квартетС нетерпением ожидалось и выступление эстоно-японского квартета, в котором оказались старый знакомый по еще советской джазовой сцене басист Тойво Унт, более молодой барабанщик Айвар Васильев, академическая, т.е. неимпровизирующая, исполнительница на английском рожке Кристи Кил и американский гитарист японского происхождения Рио Кавасаки. Квартет представлял вполне американо-подобную музыку с элементами евро-японо-джаза, причем не очень интересным музыкантом в этом составе оказался лишь один - японец Рио. Играя с 70-х годов в Америке, он переходил из джаза в техно, оттуда в электронику, затем опять в джаз и, видимо, устал. Сейчас это банальные, не слишком яркие соло с неважным даже для нашего провинциального фестиваля чувством ритма. Эстонцы же великолепны - упругий свинг, хороший звук, энергетика и музыкальная мысль - настоящие "горячие" эстонские парни. Кстати, Васильев, несмотря на фамилию, выглядит, как 100-процентный эстонец, только с ярко выраженным чувством юмора. 
Третий день фестиваля отличался лишь тем, что из Москвы на автобусе приехал оркестр Олега Лундстрема, и его приезд стал главным событием этого вечера. В репертуаре оказались горячо любимые народом аранжировки оркестра Гленна Миллера, дирижировал бэндом Георгий Арамович. Но писать об этом нет нужды, поскольку происходит это сейчас во многих городах стран СНГ, об этом много и тепло написано, так что... 
Нужно добавить, что всем этим огромным потоком музыкантов и стилей на сцене умело руководил многоопытный Владимир Борисович Фейертаг, ухитрившийся не только должным образом представить не всегда знакомых исполнителей, но и точно соблюсти жесткий регламент выступлений. 
Итак, главное состоялось. Благодаря огромному (по российским масштабам) фестивалю в свежеджазовом городе Саранске появился традиционный джазовый форум, у музыкантов расширяется кругозор, публика узнает, что такое джаз, многие услышали даже незнакомые созвучия актуальной ныне музыки, происходящее нравится руководству республики, а глава Мордовии Николай Меркушкин прилюдно обещал помочь с деньгами на следующий год, когда обязательно состоится третий, уже традиционный "ВЕЙСЭ-ДЖАЗ'2004". 

Примечание: "Вейсэ" - означает "вместе, совместно".

Михаил МитропольскийМихаил Митропольский, пограничник, 
из столицы Мордовии

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service