ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 38 (229) - 22 октября 2003 г.
Оглавление выпуска:
Как это было
в Москве
Oregon в Москве: сплав в чистом виде

Ральф Таунер, Пол Маккэндлесс13-14 октября в московском "Ле Клубе" играл "Орегон". Это уже второй приезд замечательной американской фьюжн-группы в российскую столицу. Впервые они появились в Москве летом 1999 г., чтобы записать альбом "Oregon in Moscow", впоследствии номинированный на "Грэмми" (мы тогда рассказывали об этом очень подробно - в интервью с участниками группы, а также в отчете Георгия Гараняна (выступавшего на этой записи в качестве дирижера оркестра) о том, как проходила работа в студии, и в небольшом фоторепортаже из студии ГДРЗ. Тогда же, летом 99-го, Oregon дал единственный концерт в "Ле Клубе". 
Ральф Таунер Четыре года спустя музыканты приехали в том же составе (Ральф Таунер - гитары, синтезатор, фортепиано; Пол Маккэндлесс - гобой, кларнет, бас-кларнет, сопрано- и сопранино-саксофоны, этнические духовые; Гленн Мур - контрабас и электроконтрабас; Марк Уокер - барабаны и перкуссия), с обновленной программой (включавшей, тем не менее, множество их прежних хитов) и в превосходной творческой форме.
Пол Маккэндлесс, Гленн МурПервое впечатление - чисто визуальное: кроме молодого барабанщика, вошедшего в состав Oregon только семь лет назад, основное ядро группы внешне производит впечатление довольно пожилых людей (Таунеру - 63, Муру - 62, Маккэндлессу - 56), но при этом уровень живости и количество видимой радости, с которыми музыканты создают Музыку, не просто достойны молодежного коллектива - покажите мне молодежный коллектив, который сможет превзойти Oregon по этим показателям! Удивительно - музыканты на сцене вместе 33 года (а до этого еще играли вместе в Paul Winter Consort), но им все еще хочется не просто играть, а создавать музыку, более того - они так и не научились лениться пройти ноты перед концертом: вплоть до последних секунд перед выходом "легенд мировой музыки" на сцену из-за кулис доносились звуки инструментов, свидетельствовавшие о том, что музыканты повторяли перед концертом какой-то заковыристый фрагмент.
Впрочем, это и неудивительно. Как 30 лет назад, так и сейчас музыка Oregon представляет собой весьма сложное переплетение фактур, приемов и звучаний, в котором роль подготовленного музицирования едва ли не выше, чем роль импровизации - хотя импровизационных соло, причем совершенно нешаблонных и насыщенных изящной и одновременно богатой музыкальной мыслью, было представлено предостаточно. Более того, был показан - в конце первого отделения - один практически свободный номер, далекий, правда, от канонов фри-джаза, но тем не менее совершенно спонтанный (и отчетливо перекликавшийся, например, с тем эпизодом на альбоме "Oregon in Moscow", где оркестр по свободному выбору дирижера воспроизводит фрагменты заранее выписанных фактур, в то время как группа поверх этого музыкального потока откликается на него и на музыкальные высказывания друг друга спонтанным импровизационным изложением).
Ральф ТаунерНо, конечно, свободное музицирование - не главное в музыке Oregon. Впрочем, я затрудняюсь сказать, что же в ней главное. Элементы "мировой музыки" (которые музыканты из Портленда начали вводить в свою музыкальную ткань задолго до моды на world music)? Внеевропейские системы тональной организации, между которыми группа иногда переключается с непринужденностью перехода из минора в мажор? Переключения ритмической организации - от джазового свинга к индийским перкуссионным структурам, затем к метрономичности фанка и к сложным размерам европейской композиторской традиции, далее везде? Густые (хотя вполне прозрачно звучащие) гармонические цепочки, которые иногда (например, когда Пол Маккэндлесс берет в руки наименее ассоциирующийся с джазом инструмент своего арсенала - гобой) начинают звучать практически как тексты европейских академических композиторов? Тембровые контрасты, которые с одинаково высоким вкусом достигаются и переключением электронных эффектов, и просто сменой вполне конвенционных акустических инструментов? Да. Все это - и еще многое другое, что в комплексе дает музыку Oregon.
Конечно, это космически далеко от джазового мэйнстрима, и блюзовые идиомы, афроамериканская ритмика и акустический консерватизм в этой музыке встречаются не чаще, чем вода в пустыне. Но это - искусство музыкальной импровизации в одном из лучших своих проявлений, так что автору любые рассуждения на тему "джаз это или не джаз" представляются не то чтобы лишними, а просто не стоящими интеллектуальных усилий. Это - музыка. Превосходная музыка. Еще более интересная, когда видишь, как музыканты рождают ее, как она выкристаллизовывается прямо в их руках, чтобы лечь то ли в небрежную, мимолетную форму, то ли в чеканную и стройную звуковую конструкцию. Такое не каждый вечер услышишь. И очень приятно, что этой осенью в Москве была пара вечеров, когда услышать такое было совсем нетрудно.

Константин ВолковКонстантин Волков

 

Венгры в "Доме": опора на корни

Исключительно богатым на музыкальные впечатления выдался октябрь. Вновь центр Дом бросился на баррикады общественного сознания с культурно-просветительской миссией. Стараниями "домочадцев", Министерства Культуры Венгрии и Венгерского культурного центра в Москве прошел фестиваль "Этнополь", посвященный различным аспектам венгерской музыкальной культуры. На заключительном концерте этого фестиваля мне как раз и удалось побывать.
Концерт начался несколько раньше, чем ожидалось. Причем мало кто из слушателей это заметил.
Провокация. Дирижер, скупо и методично обозначающая доли такта, руководствуясь светодиодами электронного метронома; состав, расположившийся на галерее и вокруг нее (а не на сцене, как обычно), эмоционально замкнутый внутри себя и сосредоточенно выводящий по нотам нечто экстремально-минималистическое, почти шумовое, не обращая никакого внимания на народ, толпящийся около барной стойки и бесцельно бродящий по залу - все это было исполнено символизма. Публика оказалась застигнутой врасплох внезапной свободой от направляющего влияния критиков и средств массовой информации, указующих грань между организованным и неорганизованным шумом. То есть фактически между не-музыкой и музыкой. 
Дьердь СабадошТак прошло выступление струнного ансамбля Opus Post под управлением Татьяны Гринденко, исполнившего "Тетрактис" Антона Багатова.
Далее действо разворачивалось уже в полном соответствии с программой. После традиционного вступительного слова Николая Дмитриева на сцене появился Дьердь Сабадош - знаковая фигура венгерского джаза и экспериментальной музыки, композитор, пианист, теоретик и философ в одном лице. 
Без лишних церемоний он уселся к инструменту и сразу принялся за дело. Сосредоточенный, напряженный, задумчивый, время от времени оглашающий зал сдержанными стонами, сильно контрастирующий своею внешней замкнутостью с исполняемой музыкой.
На протяжении всего выступления г-на Сабадоша сохранялось ощущение целостности, методичности - и в то же время двойственности. Сравнительно скупые в динамическом плане музыкальные построения отличались исполнительской виртуозностью. Сама мелодика несла отпечаток как холодной сдержанности, так и внутреннего противостояния, подчеркнутого четкой ритмической организацией, что, кстати, не так уж часто встречается в новоджазовых произведениях. Хотя чему удивляться? Вероятно, это одна из черт, привнесенных в новый джаз именно аутентичной народной музыкой, которой Дьердь Сабадош уделяет особое внимание. Однако проскальзывающие время от времени традиционные джазовые интонации и тяга к секвенционности свидетельствовали и о мэйнстримовых привязанностях автора-исполнителя. 
"Макам"
Во втором отделении сцену, да, в прочем, и всю атмосферу Дома заполнил собой ансамбль "Макам" во главе с идейным вдохновителем - автором аранжировок и большинства композиций Золтаном Круликом, по совместительству - гитаристом группы. Стилистику, в которой работает г-н Крулик, последнее время принято называть "world music", с той, однако, существенной оговоркой, что название направления появилось недавно, тогда как ансамбль исполняет такую музыку уже весьма продолжительное время.
Сильвия БогнарНужно сразу оговориться: джазом "Макам" и не пахнет. Но это музыка, несомненно, заслуживает внимания. Нельзя сказать однозначно, что задавало в ней тон. Это и состав инструментов (акустическая гитара, клавиши, сопрано-саксофон, народные деревянные духовые инструменты, бас-гитара и табла), и чистый, высокий "народный" голос вокалистки Сильвии Богнар, и традиционный ломаный размер, и смешение культур. В результате получилась очень качественная, содержательная и одновременно легкая для восприятия музыка.
Сильно различающиеся по стилевым, композиционным и огромному количеству прочих существенных особенностей, авторы композиций последнего дня фестиваля "Этнополь", пожалуй, были солидарны в одном. И Дьердь Сабадош, и Золтан Крулик предприняли попытку сохранения музыкальной этники в отрыве от стремительно погружающихся в забвение народных традиций путем растворения ее в современных музыкальных направлениях. В чем, несомненно, преуспели.

Анна ФилипьеваАнна Филипьева

Москва - это вам
еще не все
Джо Завинул29 октября в Санкт-Петербурге состоится фестиваль "Балтик Джаз". Среди участников фестиваля - легендарный клавишник Джо Завинул (экс-Weather Report) и его группа The Zawinul Syndicate (США); группа world music из Норвегии Dadafon; санкт-петербургская группа фьюжн и эйсид-джаза Doo Bop Sound; российско-американский джаз-рок-дуэт "Белый Острог" (гитарист Юрий Матвеев и скрипач Артем Якушенко), а также российско-американский вокальный дуэт - Анна Гузикова и Линн Хилтон.
Фестиваль пройдет в ДС "Юбилейный". Начало: 19:00.
Подробнее о Джо Завинуле - в анонсе его московского концерта полугодовой давности.

С 6 по 28 ноября в 15 городах России пройдет VIII международный фестиваль "Джазовая провинция". "Полный джаз" традиционно ,еще с 1999 г., поддерживает этот фестиваль, и не зря: какой еще из наших джазовых праздников охватывает полтора десятка городов сразу, привозя во многие областные центры, изголодавшиеся по живой музыке, столько джаза сразу, сколько там иногда и за весь остальной год не звучит? Тем более, что и в текущем году "Джазовая провинция" вновь готовится подтвердить свое традиционно высокое качество, предлагая слушателям Курска, Белгорода, Воронежа, Липецка, Орла, Брянска, Ярославля, Твери, Самары, Ульяновска, Тольятти, Казани, Волгограда, а также Санкт-Петербурга и Москвы (13 ноября - зал нового Дома музыки) выступления отличных музыкантов не только из России, Украины, Эстонии и Литвы, но и из Италии, Великобритании и США. Подробности - в пресс-релизе организаторов...>>>>

Следующий материал пришел из Ростова-на-Дону: описанный нами в предыдущем выпуске "Полного джаза" концерт-открытие джазового сезона почти немедленно получил яркое продолжение: сначала открылся сезон ставших традиционными в столице российского Юга музыкальных вечеров "Ностальжи", а затем в Ростове выступила нью-йоркская певица Мелба Джойс...>>>>

Наш ереванский собкор Армен Манукян в следующем материале рассказывает о том, как столицу Армении, отмечая 175-летие Туркманчайского договора (присоединение Армении к России), посетил весь цвет московского джаза, включая Даниила Крамера, Игоря Бутмана и других замечательных музыкантов...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
"Ле Клуб" начинает серию концертов, объединенных в цикл "Лучшие саксофонисты мира". В течение нескольких месяцев на сцене клуба выступят популярные американские саксофонисты, которые представят публике разные стили, направления и школы игры, а также свои новые альбомы: 
  • Ронни Кьюбер (Ronnie Cuber) - 23-25 октября; 
  • Эрик Мариенталь (Eric Marienthal) - 11-15 ноября; 
  • Стив Уилсон (Steve Wilson) - 25-29 ноября; 
  • Бобби Уотсон (Bobby Watson) - 17-19 декабря. 

Выступления Ронни Кьюбера мы анонсировали в #35. Сегодня мы представляем следующие концерты цикла - выступления Эрика Мариенталя 11-15 ноября. Подробности об артисте - в пресс-релизе организаторов концерта...>>>>

Дидье Локвуд2 ноября в "Ле Клубе" выступит французский джазовый скрипач Дидье Локвуд. Музыкант будет играть дуэтом со своим постоянным российским партнером - пианистом Даниилом Крамером.
Появившись в поле зрения широкой публики в середине 1970-х в составе легендарной французской группы "прогрессивного рока" Magma, уже в начале 1980-х Локвуд (его фамилия произносится с ударением на последний слог) в анкетах европейских джазовых журналов обошел своего знаменитого соотечественника Жан-Люка Понти, играя уже на стопроцентно джазовом поле. Подробнее об артисте "Полный джаз" писал в #41-2002, когда скрипач дал один концерт в Москве - но, к сожалению, только во французском посольстве. Теперь у нас есть шанс познакомиться с Локвудом подробнее.

Новые альбомы
В продаже 
с 21 октября (США)
  • Brian Ales: Pancentric, Intuition 3261 
  • Babatunde: Level of Intent - переиздание, Motema Music 47 
  • Jeff Baker: Baker Sings Chet, Oa2 22010 
  • Bob Barnard/Ralph Sutton: Joint Is Jumpin': The Music of Fats Waller - переиздание, Sackville 2059 
  • Charlie Barnet & His Orchestra: 1940, Classics 1318 
  • Bix Beiderbecke: With Jean Goldkette's Orchestra 1924-1927, Challenge 79040 
  • Anthony Braxton: Solo (Milano) 1979, Vol. 1, Golden Years of New 20 
  • Tyondai Braxton: Rise Rise Rise, Narnack 7008 
  • Nick Brignola: Things Ain't What They Used to Be, Reservoir 174 
  • Bob Brookmeyer & Michael Stephans: Stay Out of the Sun, Challenge 70110 
  • Les Brown: It's a Wonderful World - переиздание, Collectables 278 
  • Cameron Brown & The Here and Now: Here and How, Omnitone 5205 
  • Kenny Burrell: Have Yourself a Soulful Little Christmas - переиздание, Verve 000076402 
  • Don Byas: 1951-1952, Classics 1315 
  • George Cables: Looking for the Light, Muse FX 1005 
  • Benny Carter: Jazz Giant - переиздание, Contemporary 7555 
  • Dennis Chambers/Bireli Lagrene/Dominique Di Piazza: Front Page, Sunnyside 3019 
  • Jean Cocteau: Thomas l'Imposteur, Fremeaux & Associes 8045 
  • Dylan Cramer: Bumpin' on Sunset, Nagel-Heyer 90 
  • Tommy Dorsey: I'm Getting Sentimental Over You [Collectables - переиздание, Collectables 276 
  • Marty Ehrlich: Long View, Enja Justin Time 3308 
  • Les Elgart: Sophisticated Swing [Collectables] - переиздание, Collectables 279 
  • Les & Larry Elgart: Bandstand Boogie (With Larry Elgart) - переиздание, Collectables 9361 
  • Liberty Ellman: Tactiles, Pi. Recordings 8 
  • Bill Evans: Everybody Digs Bill Evans [Bonus Track], Riverside 1129 
  • Bud Freeman: All Star Swing Sessions, Prestige 24286 
  • Ganelin Trio: 15 Year Reunion: Live at the Frankfurt Book Fair, Leo 375 
  • Benny Goodman: Let's Dance [Collectables Box], Collectables 280 
  • Marty Grosz & His Hot Puppies: Rhythm Is Our Business, Sackville 2060 
  • Herb Harris Jazz Trio: Live at Island's End Bistro, Orchard 802968 
  • Hartt Contemporary Players: Roundabout, Innova 596 
  • Steve Hass: Traveler, Orchard 802961 
  • Incredible Moses Leroy: Incredible Moses Leroy Become the Soft.Lightes, Artist Direct BMG 1155 
  • Vijay Iyer & Mike Ladd: In What Language?, Pi. Recordings 9 
  • The J Street Jumpers: Good for Stompin', Severn 23 
  • Jackalope: Saltier Than Ever, Challenge 70113 
  • Willis "Gator" Jackson with Jack McDuff: Together Again! - переиздание, Prestige 24284 
  • Harry James: Crazy Rhythm - переиздание, Collectables 277 
  • Henry Johnson/Nancy Wilson: Organic, A440 Music Group 4028 
  • Calvin Keys: Evening With Calvin Keys, Lifeforce Jazz 1025 
  • Andy Kirk & His Orchestra: New Orleans Jump, Sounds of Yesteryear 627 
  • Andy Kirk & His 12 Clouds of Joy: 1929-1930, Frog 54 
  • Larry Koonse: Dialogues of the Heart, Jazz Compass 1005 
  • Peter Kowald: Illuminations, Rastascan 49 
  • Gene Krupa & His Big Band: 1947-1949, Classics 1319 
  • Gene Krupa: Big Noise from Winnetka - переиздание, Sounds of Yesteryear 628 
  • Kay Kyser: Fun With the Ol' Professer 1944-1947 - переиздание, Collectables 7575 
  • Joe La Barbera: Mark Time, Jazz Compass 1437 
  • Ronnie Laws: Ronnie Laws Collection - переиздание, Varese 061349 
  • Ludemann: Mysterious Call, Konnex 5094 
  • Carmen Lundy: Something to Believe In, Justin Time 198 
  • Tвnia Maria: Outrageously Wild, Concord Jazz 2204 
  • Jackie McLean: Jackie Mac Attack Live - переиздание, Dreyfus 37022 
  • Glenn Miller & The Army Air Force Band: Jeep Jockey Jump, Sounds of Yesteryear 626 
  • Daniel Mille: Entre Chien et Loup: Owl-Light, Sunnyside 3018 
  • George Mitchell: Play Zone, Oa2 22009 
  • The Modern Jazz Quartet: Complete Modern Jazz Quartet Prestige & Pablo Reco, Prestige 4438 
  • Wes Montgomery: Boss Guitar - переиздание, Riverside 9459 
  • Gerry Mulligan: Mulligan Meets Monk - переиздание, Riverside 1106 
  • Simon Nabatov/Han Bennink: Chat Room, Leo 378 
  • Red Norvo & His Band: Too Marvelous for Words, Sounds of Yesteryear 629 
  • Charlie Parker: Complete Verve Master Takes - переиздание, Verve 065597 
  • Sarah Partridge: Blame It on My Youth, Nagel-Heyer 92 
  • Jack Payne: Say It With Music - 25 Original Mono Recordings, ASV/Living Era 5487 
  • Sun Ra: Solo Piano Recital: Teatro la Fenice Venizia, Golden Years of New 21 
  • Ted Reichman: Emigre, Tzadik 7182 
  • Django Reinhardt: 1947-1951, Classics 1317 
  • Django Reinhardt: Complete, Vol. 18: 1949-50 I'll Never Be the S, Fremeaux & Associes 318 
  • Kim Richmond Concert Jazz Orchestra: Refractions, Origin 82413 
  • Josh Roseman Unit: Treats for the Nightwalker, Enja Justin Time 3309 
  • Saint Charles Singers: I Know Where I'm Going, A440 Music Group 4027 
  • Randy Sandke & Harry Allen: Cliffhanger, Nagel-Heyer 2037 
  • Lalo Schifrin: Hellstrom Chronicles [Original Score], Aleph 29 
  • Artie Shaw: Complete Rhythm Makers Sessions 1937-38, Vol. 1, Jazz Band 2190 
  • Richard Smith: Soulidified, A440 Music Group 4029 
  • John Stoddart: Wings to Walk This Road - переиздание, Warner Brothers 47996 
  • The Swingle Singers: Mood Swings, Primarily A Cappella 4470 
  • Billy Taylor Trio/Earl May/Percy Brice: Billy Taylor Trio With Earl May & Percy Brice, Prestige 24285 
  • Cal Tjader: Cool Fire, Concord Jazz 2205 
  • Upper Left Trio: Cycling, Origin 82414 
  • Various Artists: KWJZ 98.9 - Smooth Jazz, Vol. 7, KWJZ 9893 
  • Various Artists: Golden Years of the Soviet New Jazz, Vol. 4, Golden Years of New 413 
  • Various Artists: Bird Up: The Originals - переиздание, Savoy Jazz 17148 
  • Various Artists: Big Band Tonight, Avalon 28040 
  • Various Artists: KKSF 103.7 FM Sampler for AIDS Relief, Vol. 14, KKS 995 
  • Various Artists: Bird Up: Charlie Parker Remix, Savoy Jazz 17147 

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!!

© "Полный джаз", 1998-2003
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Армен Манукян,
Анна Филипьева,
Константин Волков,
Константин Новожилов,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Анна Филипьева,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service