ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 38
2003

Начало ростовского сезона: продолжение
Начало сезона в Ростове-на-Дону было ознаменовано не только концертом 8 октября, о котором мы писали в предыдущем номере. 10 октября в киноконцертном зале "Россия" открылся очередной сезон музыкальных вечеров "Ностальжи", которые традиционно проходят по пятницам и субботам с участием муниципального биг-бэнда имени Кима Назаретова. По уже сложившейся традиции, первое отделение состоит преимущественно из джазовых композиций, а другие два отделения - это эстрадно-танцевальный репертуар. 
Что принес новый сезон? Прежде всего - это новая программа оркестра. Во всех трех отделениях практически нет пьес из прошлогоднего репертуара. Первое отделение начинается замечательным попурри на джазовые темы, среди которых "New York, New York", "All Of Me", "Take The A Train", "Hello, Dolly" и много других узнаваемых мотивов. Это тот случай, когда новое - хорошо забытое старое. Аранжировки, кажется, были написаны Виктором Кутовым, если не самим основателем оркестра Кимом Назаретовым, но и сейчас не потеряли своей красоты и привлекательности. Оркестр звучит мощно, четко и сбалансировано. Если позволите - "фирменно-попсово", при этом создавая праздничное настроение, помогающее ощутить атмосферу тех времен, когда джаз был массовым, а не элитарным искусством. Иными словами, музыка не только для музыкантов. 
Обновлен репертуар у всех солистов. Лариса Гончарова запела на английском, в ее арсенале теперь есть оркестровая версия песни The Beatles "Can't Buy Me Love " и мощный шаффл "OK, All Right". Если к произношению певицы, которая до этого пела исключительно русскоязычный репертуар, и можно придраться, то все претензии окупаются уверенным владением голосом и воздействием на аудиторию. Лариса выступает с большим удовольствием, делает это от души и, как, говорится - "выкладывается на все сто". 
Другая солистка, Лиза Кабоева, запела по-русски, хотя, как она сама ранее утверждала, не умеет петь на русском, так как воспитана на англоязычном материале. Пела она песню "Мой блюз", которую сочинил отец Лизы - руководитель государственного эстрадного оркестра республики Северная Осетия композитор Николай Кабоев. Замечательная композиция, красивая аранжировка - прекрасное исполнение. Кроме того, Лиза пела известную балладу "This Masquerade" Леона Рассела и боповую "Anthropology" Чарли Паркера. Версия "Антропологии" удивила меня наличием текста и в то же время слегка огорчила не очень внятным звучанием слов. Причины, видимо, в том, что сам текст снят совсем недавно, а другой момент - огромное количество высоких частот на микрофоне (хорошо, что глубокий "ревер" не навесили). С другой стороны, пьеса изначально инструментальная, и вокалистка в этом случае работает как один из инструментов оркестра, а с этой ролью Лиза вполне справилась. Соло было спето именно в инструментальной манере, затем очень успешно прозвучала перекличка с тенористом Андреем Мачневым. 
В оркестре появилась новая солистка - Марина Ткачишина. По известным мне сведениям, она до приезда в Ростов преподавала вокал в Одесском музыкальном училище, а в Ростове ее впервые услышали в проекте Владимира Фейертага "Дюк Эллингтон - Концерт духовной музыки". Тогда Марина исполняла партию меццо-сопрано. О ее выступлении в "Ностальжи" могу сказать немного. Марина очень уверенно держится на сцене, сразу чувствуется опыт. Что мне не понравилось - отсутствие свинга в "They Can't Take That Away From Me", а в джаз-роковой "Baby I Love U" я вообще заподозрил певицу в плохом чувстве ритма, но каюсь - был слишком скептичен. На самом деле Марина героически пела при отключившемся мониторе. Что ж, всякое бывает с этой аппаратурой. Просто уверен, что обладательница красивого сильного голоса Марина Ткачишина еще не раз проявит себя в более благоприятных условиях. Новая опытная певица в оркестре - всегда замечательное событие. 
Не хочется пропустить еще один факт. Выпускник джазовой школы им. Кима Назаретова, альт-саксофонист Евгений Ринг - солист детского биг-бэнда Андрея Мачнева - стал теперь участником и муниципального "взрослого" оркестра. Вот она, та самая преемственность поколений, о которой мечтали Ким Назаретов, Виктор Кутов и Яков Кюльян. 
Эта осень в ростовском джазе вообще принесла богатый урожай. Урожай компакт-дисков. Муниципальный биг-бэнд им. Кима Назаретова выпустил диск под название "Fair", куда вошли оригинальные аранжировки известных композиций ("Giant Steps", "Omaha", "Softly As In A Morning Sunrise" - особенно мне понравившаяся, эдакий гибрид с темой Майлса Дэвиса "Tutu"). Кроме того, на этом диске можно услышать две вокальные пьесы "Walking" и "My Funny Valentine" в исполнении Лизы Кабоевой, а также замечательно спетую юной певицей Алиной Енгибарян "Shiny Stockings" Диск под названием "Happy Birthday" вышел у детского биг-бэнда, а "New Centropesn' Quartet" (Арам Рустамянц, Андрей Мачнев, Виталий Перов, Григорий Дерацуев) записали свой второй диск. Когда мне удастся получить больше информации об этих релизах, я обязательно поделюсь ею с уважаемыми читателями. 

Приятно и легко писать репортаж об успешном концерте, где получил исключительно положительные эмоции. Выступление нью-йоркской певицы Мелбы Джойс (Melba Joyce) в Ростовской филармонии 15 октября - как раз такой случай. 
Певицу пригласил в Россию известный пианист, наш земляк Михаил Иванов. Он открыл концерт историей о том, как возникла идея проекта "Симфоджаз братьев Ивановых", что изначально был записан диск с участием российских певиц, а потом родилась идея сделать то же самое с участием певиц американских. Я ожидал, что Михаил сам сядет за рояль, н,о как оказалось, маэстро на этот раз выступал в амплуа ведущего, а на сцене появились замечательный пианист Лев Кушнир, контрабасист Игорь Кондур, ударник Дмитрий Севастьянов и тенорист Антон Румянцев. Для разогрева была исполнена инструментальная композиция "The Touch Of Your Lips", настроившая публику на волну высококачественного мэйнстрима. И не успели стихнуть аплодисменты, как Михаил пригласил на сцену американскую гостью. 
Как только Мелба появилась на сцене, сразу стало ясно - вот хозяйка сегодняшнего вечера. С первых же звуков ее голоса зазвучал настоящий "черный" джаз, неразбавленный, стопроцентный Гарлем. Даже возникло ощущение, что изменился свинг музыкантов. Невольно приходит мысль, что такому не научишься, это нужно чувствовать, этим надо жить. Певица немолода с точки зрения опыта и мастерства, но одновременно она такая юная в душе - судя по драйву и позитивному настроению, которыми она одаривала слушателей и вдохновляла музыкантов. Не возникло мысли сравнивать ее с легендарными Сарой Воэн или Эллой Фицджералд. На сцене была пусть не столь прославленная, но не менее харизматичная и самобытная Мелба Джойс. Певица исполняла известные стандарты и блюзы так, что невозможно было остаться безучастным.
Даже запиленную и набившую оскомину "Girl From Ipanema" меня заставили услышать по-новому. "No More Blues" вызывала необьяснимо-счастливую, весеннюю улыбку, и, оглядев зал, я понял, что не один я попал под воздействие настоящего джаза. В этом случае перевод названия следовало трактовать как "довольно грусти" или "хватит грустить".
Совершенно потрясла баллада "Round About Midnight", которую Мелба исполнила в сопровождении одного рояля. Возникли ассоциации с драматическим монологом в театре, где опытная актриса Мелба Джойс своей магией интонаций затрагивала самые тонкие струны души и сокровенные эмоции, а Лев Кушнир строил декорации и необходимое освещение из гармонической и интонационной ткани аккомпанемента. Если во всем концерте есть хоть одна композиция такого качества, то концерт удался. А когда замечательные музыканты искренне, от души делают свое дело на протяжении двух отделений, концерт удался во сто крат: жаркие соло Антона Румянцева, интеллигентная игра Льва Кушнира, стабильная, гибкая ритм-секция Кондур-Севастьянов, и все это - помноженное на опыт, мастерство, ненавязчивое лидерство и безграничное обаяние Мелбы Джойс...
Не удивительно, что зал аплодировал стоя и неоднократно бисировал. 
На прощание Мелба благословила любовь ростовчан к джазу, а за кулисами, раздавая автографы, желала - KEEP JAZZ ALIVE!

Константин НовожиловКонстантин Новожилов,
собственный корреспондент "Полного джаза" в Ростове-на-Дону

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service