ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #13 (23) - 7 апреля 1999 г.
Слово к
читателям
Любой человек, считающий себя поклонником, любителем, ценителем джаза или просто относящийся к этой музыке положительно - наряду с другими - всегда хочет, чтобы музыки этой было больше. Если он, конечно, нормальный человек. Бывают, конечно ,оригиналы, которые бурчат, что "вот Додик Голощекин - это да", или (цитирую) " Помню начало 60-х, Козлова Алексея. А сейчас... Для кого играют? Для самоутверждения. Кому это нужно?" Это действительно подлинная цитата из одного любителя джаза. Но таковых меньшинство, слава Богу. Большинство искренне желает процветания жанру и радуется, что в нем появляются новые имена, новые течения, новые тенденции.
Только вот какой парадокс. Согласно опросам (правда, двухлетней давности), любителями джаза в России себя называют 3% аудитории и еще 11% называют джаз в числе трех своих любимых видов музыки. Солидная цифра, даже в масштабах только Москвы и Питера это... у-у! Считая только трудоспособное население, и то с полмиллиона!
Но где же они? В Москве в среднем проходит одно-два, редко - три джазовых мероприятия в день. В Питере - тоже (клубов там меньше, но зато оба ежедневные). И в день на этих мероприятиях в среднем бывает, наверное, человек двести. В неделю, значит - тысячи полторы.
Тиражи джазовых пластинок в России практически никогда не бывают выше тысячи экземпляров. Чтобы продать тираж даже самой успешной пластинки, требуется обычно около года.
Единственный бумажный журнал о джазе, "Jazz-Квадрат", выходит десятитысячным тиражом. Сделаем скидку на то, что значительная часть тиража остается в Белоруссии, а также уходит в Украину и Балтию. Но то, что попадает в Россию, продается крайне вяло: в любом джазовом клубе лежат едва ли не полные годовые комплекты журнала, дай Бог кто за вечер пару-тройку экземпляров купит.
Это означает что? Это означает, что любители джаза поддерживают свою любимую музыку как-то крайне нерешительно и скупо.
Ну да, да, да, вы можете ответить, что в стране кризис, что людям денег не хватает на хлеб, какие уж там компакты, что покупка компакт-диска за $10 стала сродни подвигу Матросова, что до джаза ли, когда приходишь с работы кажный Божий день выжатый, как лимон... Это все справедливо, и мы не можем вам возразить. Но тогда не объявляйте себя поклонниками джаза! Поклонник поддерживает жанр. Не покупает пластинки у пиратов. Да, это дешево, но вы в данном случае думаете только о себе, а ваш любимый музыкант не получает ничего. Поклонник ходит в клубы. Понятно, никто его не заставляет ежедневно ходить в дорогой клуб, но он может себе позволить сходить куда-нибудь пару раз в месяц. Может! Лень-матушка, понятно... Приходишь в клуб, а там человек сорок (а могло бы быть втрое больше). Лень потому что! Ну что мы будем по клубам ходить, наших доморощенных слушать, вот приедет Уинтон Марсалис - вот тогда и оттянемся... Вот так в Москве закрылся отличный клуб "Джазлэнд" - лень народу было ходить. Так прозябает "Красная площадь", так здорово начинавшая. Да и "Джаз-арт клуб", такой как бы популярный, не процветает - мало народу ходит, мало...
А посему, дорогие поклонники-знатоки-любители, не ленитесь. Колхоз, конечно, дело добровольное, но если музыканта не кормить, он запросто свалит в Штаты или пойдет, переломив себя, корячиться к какому-нибудь попсюку под "фанэру". А музыканта-то кормим именно мы. Какой смысл жаловаться, что выходит мало пластинок отечественного джаза? Когда они выходят, мы их покупаем так вяло, будто большое одолжение делаем музыкантам. Какой смысл жаловаться, что мало дешевых клубов? Музыкантам невозможно трудно играть в дешевых местах, они же там получают слишком маленькие деньги, если вообще получают. А они ведь с этих денег живут!
Вывод один: все должно быть взаимно. Если мы хотим, чтобы хорошие музыканты играли нам хорошую музыку, значит, мы должны им за это хорошо платить. Не хозяева клубов, не владельцы фирм грамзаписи - мы. Так что - не лениться! И - вперед, на грядущие концерты (см. ниже), к окончательной и полной победе хорошей музыки над менее хорошей!
Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем не музыканта, но человека, без которого в последние годы в Москве джазовая жизнь была бы значительно более бедной и скудной. Одна из лучших, а скорее всего - просто лучшая джазовая концертная площадка Москвы, центр искусств "Столица", известна, наверное, всем - не только москвичам. По названию здания, где она находится, в Москве эту площадку чаще всего называют ЦДХ. И вот над этой площадкой - кстати, не только джазовой, здесь проходят и рок-концерты, и фольклорные, и этнические, и авторской песни - сгустились тучи. Программа "Столицы" под угрозой! Об этом рассказывает руководитель Центра Галина Толмачева...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Невзирая ни на что, джазовая жизнь в России и соседних странах продолжается, и продолжается активно. В сегодняшнем выпуске "Полного джаза" о джазовой жизни Новосибирска рассказывает главный командир новосибирского джаза, директор джазового департамента Новосибирской филармонии, барабанщик и просто большой энтузиаст хорошей музыки Сергей Беличенко. Обратите внимание - в "Сибирских джазовых известиях" на этот раз не только хроника событий января-февраля-марта, но и анонс фестиваля "Транссиб- Интерджаз-99", посвященного 100-летию со дня рождения Дюка Эллингтона (он пройдет в Новосибирске аккурат в те же дни, что будет проходить Эллингтоновский фестиваль в Москве - 26-29 апреля)...>>>>

Всемирный эллингтоновский марафон, инспирированный отмечаемым 29 апреля 100-летием со дня рождения Эдварда Кеннеди Эллингтона, охватывает Россию все плотнее. Помимо Москвы и Новосибирска, к нему подключается Санкт-Петербург. С 16 по 20 апреля там проходит международный джазовый фестиваль "Мы помним Эллингтона". 16 апреля он откроется в ДК им. Ленсовета концертом "Дюку с любовью", который даст краснодарский оркестр п/у москвича Георгия Гараняна. На следующий день, 17-го, фестиваль продолжается в Филармонии джазовой музыки (она же Jazz Philarmonic Hall) - там состоится гала-концерт "Мелодии и ритмы ХХ века": В нем участвуют: гитарист Роберт Пильняк и Гасан БагировГасан Багиров, басист Роберт Пилякальнис, барабанщик Владимир Туник; джаз-фанк группа "Doo Bop Sound" ; скрипач Марк ДеМони (Великобритания); Георгий Гаранян (Москва). 18 апреля в клубе JFC фестиваль продолжается клубным джем-вечером, а на следующий день в Санкт-петербургской капелле состоится концерт духовной музыки Эллингтона (напомним, Дюк писал Духовные концерты). В исполнении примут участие молодежный оркестр Петербургского университета (дирижер А.Алексеев); молодежный камерный хор (руководитель Ю.Хуторецкая, солисты: Г.Федоренко (меццо-сопрано), А.Славный (баритон)); а также Давид Голощекин (вибрафон), Игорь Васильев (труба), Алексей Попов (тенор-саксофон), Николай Сизов (фортепиано), Григорий Воскобойников (контрабас), Владимир Туник (ударные). Текст читает Игорь Дмитриев... Фестиваль завершается 20 апреля опять-таки в Капелле, где пройдет парад джазовых пианистов. В нем принимают участие Кейко Макнамара (Япония), Сергей Соколов, Юрий Соболев (Петербург), Евгений Брахман (Нижний Новгород); вокальная группа "Дайджест" и контрабасист Григорий Воскобойников. Достойный состав! Кстати, это не единственный фестиваль в Санкт-Петербурге в эти недели: в клубе JFC только что завершился очередной (4-й по счету) локальный гитарный фестиваль, а 9-го там же начинается клубный фестиваль, посвященный 5-летию JFC - он продлится аж до 25 апреля! Так что, если будете в Питере в эти дни - вам будет что послушать... С полной программой фестиваля можно ознакомиться на странице с расписаниями питерских джазовых клубов на сервере "Джаз в России".

И еще одна новость, не то чтобы российская, но соседская - из Украины. Новость распадается на две. Во-первых, после десятилетнего перерыва в Донецк возвращается джазовый фестиваль, который пройдет 16-17 апреля. Вторая новость - этот сайт http://jazzfest.donetsk.ua, полностью посвященный Донецкому джазовому фестивалю, его истории и текущему состоянию дел. Сайт открылся 6 апреля. Вкратце продублируем, в чем там дело. Первый донецкий джаз-фестиваль прошел в 1969 г., то есть тридцать лет назад. Последний - в 1989, то есть десять лет назад. Следовательно, возобновление этого фестиваля дважды юбилейно. В фестивале участвуют Игорь Бриль, биг-бэнд Игря Бутмана, Сергей Манукян, трио Энвера Измайлова, Андрей Кондаков, Леонид Винцкевич-Лембит Саарсалу и др. Весьма представительно, и здорово, что Донецк возвращается в орбиту джазовой жизни!

Ну, и напоследок - новость из Литвы: 21-25 апреля в Каунасе - очередной фестиваль Kaunas Jazz, главные звезды - Терье Рипдаль, Таня Мариа, трио Криспелл-Пикок-Мотян и группа Yellowjackets.

Что намечается: московские
анонсы
Boheme JazzДля тех, кто готовится к походам на мероприятия фестиваля "Богема Джазз": на сервере "Джаз в России" появилось его окончательное расписание. Помимо десятков клубных мероприятий, концертов в Доме литераторов (Алексей Козлов и квартет им. Шостаковича), Доме ученых (Одиссей Богусевич) и Музее им. Глинки (проект "Второе приближение"), одним из наиболее интересных мероприятий фестиваля должен стать его первый концерт - в Центре искусств "Столица" (Центральный Дом художника). Его откроет пианист Игорь Бриль, который будет играть соло; затем будет играть "Саммит Аркадия Шилклопера" - титанический состав, где к суперзвезде джазовой валторны присоединятся Владимир Волков (контрабас), Сергей Старостин (вокал), Андрей Кондаков (фортепиано), Татьяна Комова (вокал), Андрей Разин (фортепиано) и Игорь Иванушкин (бас-гитара). Концерт продолжит эйсид-джазовая исполнительница из Нидерландов Саския Лару, а после нее на сцену выйдет живая легендаВалентина Пономарева отечественного "нового джаза" - певица Валентина Пономарева, в последние годы почти не выступающая в джазовом контексте! Мало того - сопровождать ее выступление будет не менее легендарный уральский новоджазовый квартет "АМА-джаз". Затем будет играть со своей группой саксофонист и флейтист Анатолий Герасимов, а в конце вечера вместе с ним и его группой споет несколько песен опытнейшая темнокожая вокалистка из Сан-Франциско Денис Перье. И это, напомним, далеко не единственное интересное мероприятие фестиваля "Богема Джазз"...

Следующую новость мы получили благодаря Михаилу Галичу, когда-то - музыкальному директору ныне покойного радио НСН, а теперь, помимо всего прочего, ведущему русскоязычного Интернет-ресурса по smooth-jazz под названием "Contempo". Итак, 30 апреля в московском клубе "Мираж" на Новом Арбате, 21, состоится концерт группы Jazz Crusaders, ранее известной просто как "Crusaders". Концерт начнется, как обычно в "Мираже", в полночь.
Группа "The Jazz Crusaders" ("Джазовые Крестоносцы") получила свое название в 1961 году, а основана была аж в 1954-м школьнымиУэйн Хендерсон друзьями Уилтоном Фелдером (тенор саксофон), Уэйном Хендерсоном (тромбон), Нэсбертом "Стиксом" Хупером (барабаны) и Джо Сэмплом (фортепиано). Первые трое играют в группе и по сей день, а Джо Сэмпл в последние годы работает отдельно. Состав группы всегда был шире узкого круга четырех друзей-основателей. Долгое время в ней играл гитарист Ларри Карлтон (Larry Carlton). В 71-м году они решили убрать слово "Jazz" из своего названия, и вскоре "The Crusaders" стала одной из самых популярных групп, играющих инструментальный фьюжн, соул и фанк. Их альбомы продаются миллионными тиражами, на их счету несколько премий Grammy Американской академии звукозаписи. Ежегодно выпуская по новому альбому, бесконечно гастролируя, "крестоносцы" успевают подрабатывать и на стороне, сочиняя музыку и продюсируя альбомы для других именитых музыкантов (например, для Би Би Кинга и Рэнди Кроуфорд). А несколько лет назад они решили вернуться к своему прежнему названию, "The Jazz Crusaders", знаменуя этим возвращение к свои джазовым корням...
Так комментирует приезд Jazz Crusaders Михаил Галич. Для равновесия, представляем вашему вниманию мнение по этому поводу авторитетного американского джазового критика Скотта Янова: "Когда Хупер первый раз покинул группу в 1983 г., они никогда больше не звучали как прежние Crusaders и постепенно распались. В середине 90-х Хендерсон и Фелдер воссоединились под названием Crusaders, но в действительности только Джо Сэмплу удалось сделать заметную сольную карьеру..."
А в Москву они приезжают как раз б е з Джо Сэмпла...

А в это время
за бугром...
Компания Festival Productions - возглавляемый импресарио Джорджем Уэйном оргкомитет нью-йоркского джазового фестиваля JVC, наследника легендарного Ньюпортского джаз-фестиваля - объявил расписание фестиваля 1999 года. JVC Jazz Fest пройдет с 14 по 27 июня; среди участников - Оскар Питерсон, Дэйв Брубек, Хэрби Хэнкок, Уэйн Шортер, Кассандра Уилсон, Брэнфорд Марсалис, Брэд Мельдау, Хэрби ХэнкокДайана Кролл, Рави Колтрейн, целый список латин-джазовых звезд - Тито Пуэнте, Рэй Барретто, Пончо Санчес и др., а также соул-звезды - Рэй Чарлз и Джеймс Браун.
Среди наиболее интересных концертов, запланированных на фестивале - вечер в Карнеги Холле, где пианист Хэрби Хэнкок и саксофонист Уэйн Шортер разделят сцену с квинтетом молодой черной суперзвезды, трубача Роя Хэргроува. Планируется также концерт-посвящение Майлсу Дэвису, где выступят Кассандра Уилсон и трио легендарной певицы Ширли Хорн. Еще один концерт в Карнеги-Холле представит публике ансамбльРой Хэргроув черного тенориста Джошуа Рэдмана и канадскую певицу дайну Кролл, а в концерте Оскара Питерсона будет участвовать его давний партнер - Нильс-Хеннинг Эрстед-Педерсен. В зале Фишер-Холл, расположенном в Линкольн-центре, будет показана вокальная программа - Manhattan Transfer, Анита О'Дэй и Кевин Махогэни; еще один вечер там Оскар Питерсонже будет посвящен стилистике contemporary - там выступят саксофонист Бони Джеймс и пианистка Кейко Мацуи. В программе фестиваля также концерт, посвященный 40-летию записи легендарного альбома Майлса Дэвиса "Kind Of Blue", положившего начало новой эпохе в джазе: в концерте примут участие Джери Аллен, Уоллес Рони, Винсент Херринг и другие, а также один музыкант, участвовавший в записи "Kind Of Blue" - Джимми Кобб - и сын еще одного участника, Рави Колтрейн. Еще одна весьма примечательная программа - Contemporary Piano Ensemble с участием ведущих пианистов (Джеффа Кизера, Малгрю Миллера, Хэралда Мэйберна, Джеймса Уильямса и др.) будет играть музыку Финеаса Ньюборна-мл., а октет Монти Александера - музыку Боба Марли (!). И, наконец, еще один интересный концерт - биг-бэнд кларнетиста Кена Пепловски, который будет играть аранжировки Бенни Гудмена.
Полную афишу фестиваля можно обнаружить по адресу www.festivalproductions.net.

Джошуа Редмэн30 марта тенор-саксофонист Джошуа Редмэн начал пятинедельный весенний гастрольный тур по США. Первые шесть концертов он играет в лучшем джаз-клубе Сиэтла на западном побережье США - в клубе Jazz Alley, затем он направляется на Восток, играет в Огайо и Мичигане, перебирается в штат Нью-Йорк и играет в городах Новой Англии; а также в Вашингтоне; последний регион его гастролей - Юг, он даст концерты в Техасе, Алабаме, Теннеси и Флориде. Там, в Уэст-Полм-Биче, его турне и закончится 2 мая.

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Кирилл Мошков,
Сергей Беличенко,
Елена Петрова,
Наталья Сидельникова
Редактор:
Кирилл Мошков
Источники:
Associated Press,
Jazz Track,
Down Beat
Фото:
Павел Корбут,
архив сервера
"Джаз в России"
Воплощение:
Павел Абраменков