ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 39
2003

Самара: октябрьский джазовый галоп
Три самарских события последней недели существенно отличаются - и по сути, и по уровню, и по стилю. Но каждое из них нельзя не упомянуть.

КРАМЕР

Первый в сезоне концерт серии "Джазовая музыка в академических залах" собственный корреспондент "Полного джаза", честно говоря, пропустил. 23 октября Даниил Крамер привез в самарскую филармонию саксофониста Евгения Соколовского (в качестве замены ранее заявленному Райво Тафенау) и Неду Малунавичуте. Задним числом приходится жалеть, что литовская вокалистка так и осталась для меня неизвестной. Весь репортаж сводится, по сути, к двум высказываниям с самарского news-сервера, посетители которого обычно куда охотнее говорят о "музыке из рекламы, где бараны ездят на газонокосилках", чем о джазе. Высказывания по-настоящему народные и потому - показательные, пусть даже в первом из них оставлены определенные лакуны...
Первое: "Пришел на концерт очень уставшим. Но после него из меня просто бил поток позитивной энергии! Крамер был, как всегда, консервативным (когда в середине концерта он остался на сцене один и исполнял на клавишах известные классические произведения, я, закрыв глаза, минут пятнадцать хорошо вздремнул). Потом появились Неда и Евгений Соколовский. Крамер сказал, что если вдвоем можно сыграть за несколько оркестров, то что получится втроем, могут посчитать только математики. Сыграли дуэтом с Недой и потом трио. Неда исполнила своим завораживающим голосом романтическую композицию про любовь. Кстати, девушка явно с чувством юмора: в процессе исполнения в зале довольно громко зазвонил телефон, а она в такт, как будто это есть в тексте, ответила "Алло!". Слушал Неду, раскрыв рот и погрузившись в ее голос целиком. Она чувствовала, что публике очень нравится, и от этого у нее появлялась энергия и желание еще больше заворожить толпу. Она явно волновалась, когда настраивалась перед исполнением этого произведения. В конце, когда зрители не унимались и просили еще, Неда что-то шепнула на ухо Даниилу, и он пообещал, что в следующий раз обязательно будет продолжение! Видимо, Неда очень утомилась. Но это и не удивительно, она просто зажгла публику, она вела себя очень эмоционально, то крича в микрофон, то понижая тон".
И второе: "Ни у кого нет записей Неды Малунавичуте?"

БЕКАСОВ

Бекасов Записей Неды Малунавичуте ни у кого не нашлось, но на волне интереса вашему покорному слуге удалось сагитировать некоторых неофитов на концерт биг-бэнда "Ритм" самарского Политеха, который и состоялся в субботу 25 октября в рамках "джазовых вечеров в "Арт-кофе". Может быть, это событие и не стоило бы сравнивать с представительной программой Крамера, если бы не одно "но": "Ритм" играл не просто так (хотя формально он играл именно "просто так", с открытым входом), а для своего руководителя, Льва Степановича Бекасова, который не так давно отметил семидесятилетие.
Бекасов для Самары - крупнейшая величина. Он не имеет формального музыкального образования, но легко разговаривает с любым "классиком" на его языке. Он уже давно не играет на саксофоне, но при случае запросто покажет любому молодому оркестранту, что от него требуется - на сопрано, альте, теноре или баритоне. Он не организует событий масштаба "Джазовой провинции", но он начал серию тогда еще куйбышевских "Весен", которая в 2004 году представит уже 25-й фестиваль. Он не владеет клубом, но у него есть "ГМК-62", уникальная общественная организация, которая хранит традиции шестидесятников с момента их появления.
РитмНаконец, Лев Степанович руководит оркестром "Ритм" аж с 1958 года, когда самому ему было всего двадцать пять. Основанный в 1937(38?) году, оркестр имел кроме Бекасова всего пятерых руководителей. Это Борис Горохов (ушедший из оркестра в 1939), Григорий Галочкин (1939 -1941), Юрий Маршев (1947-1953), Владимир Куйбышев (племянник советского партийно-государственного деятеля Валериана Куйбышева, в честь которого была переименована Самара - управлявший коллективом с 1953 по 1955) и Борис Комаров (1955-1958). Каждый из них управлял "техническим джазом" максимум пять-шесть лет. Бекасов управляет им более сорока пяти.
В скромном кафе, для которого выступление "Ритма" стало 36-м "джазовым вечером", собрались и отошедшие от музыки ветераны оркестра, и его ныне действующие "выпускники", и зачинатели молодежного клуба "ГМК-62". История этого уникального сообщества включает, например, публичный диспут "Джаз и ты" с композитором Д.Б.Кабалевским в качестве оппонента, организацию первого в истории выступления Владимира Высоцкого перед аудиторией в несколько тысяч человек (в куйбышевском Дворце Спорта), беспрецедентную выставку обнаженной натуры в произведениях местных художников (в шестидесятые!) и так далее.
New AПоэтому неудивительно, что 25-е октября нельзя считать чисто джазовым событием. Как писал в одном из своих переводов ушедший Леонид Филатов, "ах да, мечети! Были и они..." Так вот "был и джаз". Был "Ритм", с которым пели по очереди четверо вокалистов в диапазоне от студентки джазового отделения до главного судьи Ленинского района Самары. Был "Джаз-вояж", посвятивший Льву Бекасову свою новую программу. Были "New A" Олега Примака, показавшие ветеранам новые веяния в импровизационной музыке. Был джем, на котором играли ученики оркестра, которых уже давно не видно среди действующих музыкантов. Был даже танцор в возрасте, который залихватски крутил в импровизированном танце по очереди всех девушек, которые на это соглашались.
Но был и один из ключевых моментов вечера, когда оставшиеся десять-пятнадцать человек из числа первого состава "ГМК-62" пели под гитару "Милая моя, солнышко лесное".
С днем рождения, Лев Степанович!

ПУШКИН

Постоянные читатели "Полного джаза", может быть, уже помнят, что Самара характеризуется не только водкой и конфетами, но и наличием великолепного камерного зала, который возглавляется джазовым барабанщиком и носит имя великого русского поэта. Завершая ударную джазовую неделю, директор Дворца Культуры Железнодорожников им. А.С.Пушкина Владимир Иванов (кстати, еще совсем недавно - основной барабанщик все того же "Ритма") сторицей отработал все авансы, которыми наделила его зал местная пресса. Джазового концерта с таким оформлением в городе не было уже многие годы, пусть даже многие фотографы и кляли светорежиссера, пытаясь снимать сквозь разноцветный дым. 
за барабанами - Владимир Иванов
В чем-то этот концерт можно считать и детищем "Джаз.ру". Чего стоит одно то, что именно самарский представитель портала был приглашен представлять выступающих и единственный был снабжен стратегически выгодным местом для фотосъемки. Правда, при первых же словах ведущего на сцену вышел еще и местный кот Буржуй, до того мирно спавший в зале, но на музыкальный уровень это не повлияло.
симфоджазПушкинский дом показал четыре коллектива, каждый из которых вполне достоин отдельного концерта. Первый из них - симфоджазовый оркестр под руководством заслуженного артиста РФ Бориса Бенкогенова. "Тестовое" выступление оркестра прошло на церемонии открытия зала, а теперь он впервые оказался перед стопроцентно джазовой аудиторией - и вызвал гром аплодисментов. По сути, это первая в Самаре удачная попытка собрать оркестр, способный играть популярно джазовую музыку и одинаково уместный как на джазовом фестивале, так и на корпоративном вечере. Пела с коллективом Наталья Бондарева, неделей раньше исполнявшая с той же сцены оперные партии в рамках концерта классической музыки.
Юлия ЗемлянскаяЗа симфоджазом следовал мэйнстрим в исполнении набирающего обороты трио "U'Jazz" - вокалистки Юлии Землянской, контрабасистки Ольги Круковской и гитариста Александра Родовского. Отсутствие ударных уже давно не смущает этот коллектив, свингующий и "качающий" на зависть многим массивным ансамблям - недаром, в конце концов, еще год назад он был признан лучшим на тольяттинском фестивале имени Олега Лундстрема.
А вот третьи выступающие, джаз-роковая группа "New A" Олега Примака, преподнесла сюрприз даже организаторам, уже давно готовым к любым ее фокусам. Казалось бы, что еще нового может придумать коллектив, который за семь месяцев вырос из подвальной группы в официального представителя города в культурном обмене со Штутгартом? Оказывается, может. Услышав в исполнении гитарного трио (без саксофонов) начало одной из композиций "Нирваны", выполненное в классической стилистике гранджа, руководитель Пушкинского дома схватился за голову, да и у вашего корреспондента мелькнула мысль, что группа в своем приобщении молодежи хватила через край. Однако Курт Кобейн уступил место Хэрби Хэнкоку, и гранджевое вступление без швов перелилось в "Cantaloupe Island". Сделано это было настолько изящно, что прозвучало первое за вечер "браво"...
Анатолий БабийПосле перерыва для самарской публики играл (уже не в первый раз) Анатолий Бабий, знаменитый исполнитель на пикколо-басе, который волею судеб, кажется, осел в Самаре надолго. Пушкинский дом предоставил этому мастеру свою студию для записи альбома, и Анатолий впервые за много лет решил писать этот альбом с живыми музыкантами (обычно он работает с компьютером). Почти два месяца ушло на отбор, и на сцену с ним в результате вышло трио, которое и будет писать новый проект: Андрей Бельянинов на бас-гитаре, Владимир Нечипоренко на клавишных и... Владимир Иванов на ударных. Осталось только добавить, что все трое имели самое непосредственное отношение к "Ритму" Льва Бекасова два-три года назад...
кот БуржуйБабий исполнил несколько вещей соло, вызвав бурные аплодисменты, после чего переключился на ансамблевый формат. Аудитория оценила и качество музыки (наверное, многим поклонникам традиции приятно было после напора "New A" вернуться к чему-то более привычному), и безупречные соло Владимира Нечипоренко, и взаимодействие баса и ударных (Иванов и Бельянинов оттачивают это взаимодействие уже не первый десяток лет).

ЛИМАНСКИЙ

"Казалось бы, при чем тут Лужков?" - ни к селу ни к городу вспоминает московского мэра Сергей Доренко в известном анекдоте. Так и самарский представитель "Полного джаза" не может не вспомнить мэра самарского, блистательного Георгия Сергеевича Лиманского. Стоя на остановке после воскресного концерта третий час (!), впитывая снег с дождем и тщетно ожидая общественного транспорта, я имел достаточно времени, чтобы понять, почему концерт в Пушкинском доме кажется столь выдающимся. Абонемент Крамера представительнее и проходит в зале-тысячнике. День рождения Льва Бекасова массивнее и безумнее. Бабию можно противопоставить самого Крамера, Иванову в Пушкинском доме - Иванова в "Арт-кофе". В чем разница?
В одном. На абонементе Крамера были слушатели. На дне рождения Бекасова были друзья. А в Пушкинском доме были еще и организаторы. Одни спешно ангажировали "New A", другие - "U'Jazz". А руководительница самарского отделения Британского Совета, подойдя ко мне, сказала (адаптирую, конечно же): "А мне понравился джаз! Как вы думаете, в Британии есть хорошие джазмены, которых мы могли бы привезти в Самару за свой счет? А лучше не только в Самару, но и в другие города?".
Есть ли в Британии хорошие джазмены?! Организаторы из соседних городов, готовые работать над привозом британцев - звоните. Телефон Владимира Германовича Иванова - (8462) 76-21-31.

Юрий ЛьноградскийЮрий Льноградский,
собственный корреспондент "Полного джаза" в Самаре

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service