ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 40 (231) - 5 ноября 2003 г.
Оглавление выпуска:
Как это было
в Москве
Данило ПересС 30 октября по 1 ноября в "Ле Клубе" играло трио американского джазового пианиста Данило Переса. Родом из Панамы, 36-летний Данило Перес в настоящее время, наверное - самый известный панамский музыкант. Однако то, что он делает в импровизационной музыке, далеко не исчерпывается внесением элементов музыкальной культуры родины Данило в контекст современного джаза. Перес замахивается на более глобальное: он уверен, что создает некую "пан-американскую джазовую музыку". 
Данило ПересИ, скорее всего, именно это он и делает: в музыке его трио (контрабасист Бен Стрит и барабанщик Адам Крус) довольно трудно выделить, как это можно иногда сделать у других латиноамериканских пианистов, четко различимые этнические элементы - скорее, это какая-то высшая математика, в которой все элементы (и этнические, вроде характерных ритмогарманических оборотов латинской или афролатинской музыки, и джазовые, и даже европейские) многократно разложены на составляющие, детально проанализированы, тщательно сравнены друг с другом, каждому придана определенная эмоциональная нагрузка (как положительная, так и - во многих случаях - отрицательная), и все это удивительно гармоничным и органичным образом складывается в увлекательный в своей сложности музыкальный поток. 
Бен Стрит и Адам КрусПричем сложность эта не исполнительского плана: ни Перес, ни его партнеры не играют ничего такого, что обычно ассоциируется с понятием о традиционном джазовом трио. Ни ослепительных россыпей протяженных блюзовых пассажей, ни оглушительных фейерверков килотонного извлечения тысяч нот на единицу времени - у пианиста, ни протяженных сольных звукоизвлечений барабанщика, обычно так развлекающих неискушенную публику, ни столь же протяженных сольных стараний контрабасиста, обычно ту же самую публику утомляющих. Все - только в партнерстве, любое соло ни на мгновение не прерывает взаимодействие всего ансамбля, в котором всего лишь становится чуть ярче один или другой голос, и тонкая аналитическая работа над звуковой тканью, которую терпеливо ткут музыканты, то и дело вознаграждает внимательного слушателя за заинтересованное следование мысли музыкантов, когда трио буквально из ничего, не задействуя никакой тяжелой артиллерии и не устраивая, тем более, никакого звукового цирка с эквилибром и дрессированными медведями, вдруг воздвигает роскошную, продолжительную и ужасно увлекательную кульминацию, построенную на тонких ритмических сдвигах и изящных, совсем не подавляющих этого слушателя гармонических структурах.
Приятно, что с перерывом всего в четыре месяца Москву посетил уже второй из плеяды блистательных джазовых пианистов, вышедших из латиноамериканских (точнее, афролатинских) музыкальных культур - напомним, в начале июля в столице играл Гонсало Рубалькаба. Перес и Рубкалькаба - два полюса современного латин-джазового пианизма, в значительной степени очерчивающие и вообще почти все передовое в современном джазовом фортепиано поколения тех, кому сейчас от 30 до 40. Теперь бы еще кого-нибудь из "старших товарищей"...

Константин Волков

 

В джаз хлынули молодые пианисты

С 1 по 3 ноября в Москве в Государственном музыкальном училище эстрадно-джазового искусства (ГМУЭДИ) на Большой Ордынке с успехом прошел первый открытый конкурс-фестиваль "Рояль в джазе". Автору этих строк довелось присутствовать на этом знаменательном событии в качестве члена жюри, так что я могу поделиться впечатлениями "изнутри". Но сначала -официальная информация.
Учредители конкурса - Министерство Культуры РФ и ГМУЭДИ, председатель оргкомитета - зав. фортепианным отделением ГМУЭДИ Наталья Савинкова, генеральный спонсор - фирма "Мьютек", официальный дистрибьютор компании Roland в России. Конкурс проводился в трех возрастных категориях - младшая (9-14 лет), средняя (15-19 лет) и старшая (20-25 лет) - в следующих номинациях: сольное исполнение джазовой программы, композиция и аранжировка, а также номинация с небанальным названием "параллельно с джазом", в которой предлагалось исполнить фортепианные произведения современных композиторов (и, в частности, была впервые исполнена прекрасная соната для фортепиано Анатолия Тихомирова).
Состав жюри конкурса: председатель жюри - народный артист РФ, профессор РАМ им. Гнесиных Игорь Бриль; профессор МГУКИ Юрий Чугунов; композитор Юрий Маркин; заслуженный работник культуры, преподаватель ГМУЭДИ Валерий Мелехин; преподаватель ГМУЭДИ Владимир Коваль и пианист Лев Кушнир.

Награды распределились следующим образом.

Гран-при - Николай Сидоренко (ГМУЭДИ, преподаватели И.Бриль, В.Мелехин, К.Казунина)

В младшей группе:

  • Диплом I степени - Александр Косилов ( ДМШ№28, преподаватель Е.Гречищев)
  • Диплом II степени - Яков Еременко (ДМШ при ГМУЭДИ) и Анастасия Нестерова (ДМШ№14)
  • Диплом III степени - Андрей Логовинский (ДМШ при ГМУЭДИ, преподаватели Н.Савинкова, В.Тимофеев, В.Мелехин)

В старшей группе:
Исполнение джазовой программы

  • Диплом II степени - Константин Замесов (МГУКИ, преподаватель А.Бубнов)

"Параллельно с джазом"

  • Диплом I степени - Владимир Гачегов (ГМУЭДИ, преподаватель Н.Савинкова); Николай Сидоренко
  • Диплом III степени - Антон Марьясин (ГКА им.Маймонида, преподаватель А.Мндоянц)

В средней группе:
Композиция и аранжировка

  • Диплом I степени - Николай Сидоренко и Евгений Сивцов (МОКИ, преподаватель Е.Гречищев)
  • Диплом II степени - Алексей Иванников (ГМУЭДИ, преподаватели И.Бриль, В.Мелехин, Комаров) и Алексей Чернаков (выпускник ДМШ №28, преподаватель П.Петрухин)
  • Диплом III степени - Аксинья Вержак (Ростов-на-Дону, преподаватель Ангелина Данько) и Андрей Тимонин (ГМУЭДИ, преподаватели М.Окунь, В.Мелехин, Н.Савинкова) 

Исполнение джазовой программы

  • Диплом I степени - Алексей Чернаков (выпускник ДМШ№28, преподаватель П.Петрухин) и Евгений Сивцов (МОКИ, преподаватель Е.Гречищев)
  • Диплом II степени - Алексей Иванников (ГМУЭДИ , преподаватели И.Бриль, В.Мелехин, Комаров) и Эдуард Логовинский (ГМУЭДИ, преподаватели И.Бриль, В.Мелехин, Комаров)
  • Диплом III степени - Аксинья Вержак ( г.Ростов-на-Дону, преподаватель Ангелина Данько) и Андрей Тимонин (ГМУЭДИ, преподаватели М.Окунь, В.Мелехин, Н.Савинкова) 

Кроме того, жюри присудило специальные призы:

  • За успешное исполнение собственной композиции - Владимир Капырин (МОКИ, преподаватель Е.Гречищев)
  • За лучшее исполнение баллады - Андрей Тимонин
  • За оригинальную аранжировку - Алексей Иванников
  • За артистизм - Аксинья Вержак
  • За оригинальность импровизационного соло - Николай Сидоренко, Алексей Чернаков, Евгений Сивцов.

Теперь вкратце о личных впечатлениях. Из них первое - приятный шок от того, что в одном месте собралось так много талантливых молодых людей! В конкурсе приняли участие 15 человек, и, как видно из результатов, жюри постаралось никого не обидеть. Но сделало это отнюдь не из соображений человеколюбия или жалости, а потому, что большинство участников действительно продемонстрировали высокий уровень проникновения в материал, знание джазовой гармонии и понимание свинга. Некоторые участники играли выученные соло, что не скрылось от опытного взгляда членов жюри, но, наверно, это неизбежный этап на пути обучения искусству импровизации.
Особенно сильная борьба разгорелась среди 8 пианистов из средней возрастной группы. И хотя безусловным лидером здесь был Николай Сидоренко (который продемонстрировал вполне зрелое и профессиональное исполнение как классической музыки, так и джаза), игра Алексея Чернакова, Эдуарда Логовинского, Алексея Иванникова, Андрея Тимонина и Евгения Сивцова также оставила глубокое впечатление! Хочется также особо отметить очень милое и артистичное выступление ростовчанки Аксиньи Вержак и "свингующего-не-по-детски" Александра Косилова (мальчику на вид лет девять!). В общем, это надо было слышать! 
Это был первый конкурс, и для первого мероприятия такого рода он прошел, я думаю, замечательно. Хотелось бы в следующем году увидеть больше музыкантов из регионов России. Мне кажется, наличие подобных конкурсов дает новый стимул для молодых людей, всерьез занимающихся джазом. Я уверен, что многих из сегодняшних лауреатов мы вскоре увидим на сценах концертных залов и джазовых фестивалях. У них есть все возможности для этого.

Лев Кушнир

Москва - это вам
еще не все
Алексей Канунников8 ноября в санкт-петербургском концертном зале "У Финляндского" свой юбилей - 50 лет на сцене! - будет отмечать легендарный петербургский джазовый музыкант Алексей Канунников. Проект, который называется "Всем, кто любит Джаз", представляют Театр "Бенефис", "Джаз Филармоник Холл" и джаз-клуб JFC; концерт ведет заслуженный деятель искусств России Владимир Фейертаг. Поздравить золотого юбиляра придут Давид Голощекин, "Ленинградский диксиленд", Нонна Суханова, Светлана Плотникова, Юрий Соболев, Анатолий Кальварский и другие звезды петербургского джаза. Специальный гость программы - Михаил Боярский, с которым Алексей Канунников много лет сотрудничал в театре "Бенефис". 
В свои 71 (70-летний юбилей был отмечен год назад крупным джем-сейшном в "Джаз Филармоник Холле") Алексей Дмитриевич Канунников продолжает излучать энергию, оптимизм и высочайший профессионализм. "Дядя Леша" или "Дедушка" (так ласково зовут его в джазовых кругах) - не только живая история джаза, но и активно работающий музыкант (тромбонист, аранжировщик и руководитель ансамбля), а также педагог.
Программа предстоящего бенефиса маэстро не случайно названа "Всем, кто любит Джаз". Канунников и его друзья надеются, что событие 8 ноября в концертном зале "У Финляндского" станет не приватной джазовой вечеринкой, а соберет широкий круг любителей вечно молодой музыки.
Адрес зала: Арсенальная наб., 13/1 (м. "Площадь Ленина"), тел. 542-0944.

Следующий материал тоже пришел из Санкт-Петербурга: 29 октября там прошел однодневный фестиваль "Baltic Jazz 2003", в котором принял участие впервые приехавший в северную столицу России клавишник Джо Завинул. Наш корреспондент Елена Насонова рассказывает о том, как все это было...>>>>

На территории бывшего Союза то и дело проявляется джазовая инициатива, связанная с "культурной политикой" государственного департамента США: так уж повелось, что одним из важнейших инструментов этой самой политики в последние полвека был джаз, который американские элиты не без оснований рассматривают как единственную подлинно американскую форму музыкального искусства. То в прошлом году в Армении и Украине проводился спонсируемый госдепом Jazz Appreciation Month, то теперь вот в Одессу приезжает хороший американский ансамбль, участвующей в программе "Джазовые послов" (Jazz Ambassadors)...>>>>

Что намечается:
московские анонсы
Леонид Винцкевич6 ноября в Курске стартует VIII международный фестиваль "Джазовая провинция". В этом году он посвящен выдающемуся человеку - музыканту, композитору, аранжировщику, дирижеру, телеведущему и продюсеру, человеку, без которого трудно представить российский джаз - Юрию Саульскому (1928-2003). В 15 городах России до конца месяца пройдут концерты, мастер-классы и творческие встречи с известными российскими музыкантами и приглашенными зарубежными звездами. Первые концерты "Провинции" в Курске 6-8 проведет наш обозреватель Михаил Митропольский, а финальный концерт в Казани 23 ноября будет вести главный редактор портала "Джаз.Ру" Кирилл Мошков.
Московский зритель встретится с участниками фестиваля 13 ноября в Московском Доме музыки (концерт будет вести Владимир Каушанский). Уже не в первый раз среди приглашенных на фестиваль музыкантов - вокалистка Ив Корнелиус (США), саксофонист Лембит Саарсалу (Эстония) и вокальная группа ManSound (Украина). Но будут и новые лица: гитарист Робин Гайрланд Аристорен (Англия), трубач Давид Боато (Италия) и перкуссионист Йоэль Гонсалес (Куба). Кроме них, на московском концерте фестиваля выступят российские музыканты, в том числе и бессменный арт-директор "Джазовой провинции" Леонид Винцкевич (ф-но).

Стив Уилсон25-29 ноября в "Ле Клубе" пройдут очередные концерты из серии "Лучшие саксофонисты мира", в которых примет участие американский саксофонист Стив Уилсон (Steve Wilson, альт- и сопрано-саксофоны, флейта).
Уроженец Хэмптона, штат Вирджиния, Уилсон начал заниматься музыкой в 12 лет. С юного возраста он играл в различных молодежных ритм-н-блюзовых и фанк-командах. Он учился в Virginia Commonwealth University в Ричмонде, где его наставниками были Перси Хит, Джон Хендрикс, Джеки Байард, Фрэнк Фостер и Эллис Марсалис. В 1986 Уилсон вошел в состав секстета O.T.B (Out of the Blue), в котором играли молодые джазовые музыканты. Этот ансамбль спонсировал лейбл Blue Note Records. В 1987 Стив отправился вместе с O.T.B в Нью-Йорк и проработал в этом составе до 1989, параллельно совершив турне по США и Европе в составе оркестра Лайонела Хэмптона. 
В 1988 барабанщик Ральф Питерсон (Ralph Peterson) предложил Уилсону присоединиться к его квинтету. Далее карьера Стива развивалась стремительно: он начал работать с Рене Роснес, American Jazz Orchestra и Smithsonian Jazz Masterworks Orchestra. Впоследствии он присоединился к квинтету басиста Бастера Уильямса.
Уилсон гастролировал и записывался с такими мастерами джаза, как Чик Кориа, Дэйв Холланд, Дайан Ривз, Чарли Берд, Дональд Браун, Малгру Миллер, Кевин Махогани, Дэйв Либман, Луи Беллсон, Марвин "Смитти" Смит, Дон Байрон, Джефф Кизер и др. Он выступал с д-ром Билли Тейлором в программе "Jazz at the Kennedy Center" в Вашингтоне. Этот концерт передавался по радио NPR.
Стив Уилсон периодически выступает с самыми известными биг-бэндами Нью-Йорка - Mingus Big Band и Vanguard Jazz Orchestra. Он был также артистическим консультантом в фильме "Lulu On The Bridge."
Больше всего он известен как участник проекта Origin легендарного пианиста Чика Кориа.
Прорывом Уилсона на мировую джазовую сцену можно назвать его альбом "Generations", вышедший на Stretch Records в 1998 г. Спустя два года вышел его второй релиз на Stretch Records - альбом "Passages", на котором в качестве специального гостя играл трубач Николас Пэйтон. "Passages" - первая работа, в которой Стив Уилсон выступил не только в качестве лидера своего ансамбля, но и композитора: 9 из 11 композиций были написаны самими Стивом.
Самая важная на сегодняшний день запись Уилсона была выпущена лейблом Maxjazz в июне 2003-го. В работе "Soulful Song" Стив представил свой квартет, с которым работает и в настоящее время (пианист Брюс Барт, басист Эд Ховард и барабанщик Адам Крус). Уилсон выступает также в составе Generations Band, где, помимо Стива, играют пианист Малгру Миллер, басист Рэй Драммонд и барабанщик Бен Райли.
А в это время за бугром...
Телониус МонкВ начале 2004 г. начинаются съемки независимого (неголливудского) художественного фильма, который будет посвящен истории легендарного джазового пианиста и композитора Телониуса Монка. Фильм будет снимать режиссер Леон Ичасо, в 2002 г. прославившийся фильмом о знаменитом поэте латиноамериканского меньшинства Нью-Йорка - воре, наркомане и алкоголике Мигеле Пинеро. Продюсер фильма - Гарри Коломби, который в 1960-е был личным менеджером Телониуса Монка, а в последующие десятилетия сделал карьеру в шоу-бизнесе, в том числе и как довольно удачливый кинопродюсер (кстати, Коломби фигурировал в документальном фильме, посвященном истории великого Монка - "Thelonius Monk: Straight, No Chaser"). Вспоминая дни своей работы с Монком, Коломби (в те годы - учитель начальной школы, начавший работу с великим пианистом в возрасте 21 года) говорит: "Я не имел ни малейшего представления о том, что меня ждет, когда соглашался быть его менеджером. И до сих пор не могу понять, почему он попросил стать им именно меня. Я вообще ничего не знал о ремесле менеджера, не говоря уж о том, каково это - работать с непредсказуемым гением. Я просто был его поклонником. Страсть и артистизм, с которыми работает Ичасо, сделают этот фильм запоминающимся - фильмом, который Телониус Монк более чем заслужил.
Фильм "Monk" создает компания GreeneStreet Films, которая создала также фильм "Pinero".
Новые альбомы
В продаже 
с 4 ноября (США)
  • Noel Akchote: Cabaret Modern, Winter & Winter 101 
  • Azymuth: Latin Essentials, WEA International 60831 
  • Gerard Badini: Night at the Popcorn: Live Geneva, Black & Blue 966 
  • Kenny Ball & His Jazz Men: Pye Jazz Albums - переиздание, Castle 72199 
  • Miri Ben-Ari: Temple of Beautiful, Half Note 4913 
  • Bone Bird & Dock Flock Brass: Wingin' It, Alanna 5602 
  • Alan Broadbent: You and the Night and the Music, A440 Music Group 4030 
  • Chattahoochee Singing Convention: Sacred Harp150th Session: Day 2 - переиздание, Artist One-Stop 7597 
  • Pierre Christophe Trio: Byard by Us, Black & Blue 673 
  • Kenny Davern Quartet: At the Mill Hill Playhouse, Arbors 19296 
  • Wild Bill Davis & Eddie "Lockjaw" Davis: In Chateauneuf du Pape, Black & Blue 968 
  • Buddy DeFranco: Dimensions: A Compendium of the Pablo Years, Pablo 4439 
  • Baby Dodds: Talking and Drum Solos [Bonus Tracks], Atavistic 241 
  • Robin Eubanks: Karma - переиздание, Winter & Winter 919044 
  • Onaje Allan Gumbs: Return to Form, Half Note 4915 
  • Arthur Hanlon: 11 Numeros Unos, Fonovisa 350986 
    Earl Hines: In Orange, Black & Blue 967 
  • Goran Ivanovic & Fareed Haque: Macedonian Blues: Laments And Dances - переиздание, A440 Music Group 4031 
  • Andy Kirk & His 12 Clouds of Joy: 1929-1930, Frog 54 
  • Donald Lambert: Recorded 1959-1961, Storyville 8376 
  • Ben Leinbach: Spirit of Yoga, Real Music 7731 
  • Fessor's Big City Band: Time Out for Blues, Storyville 5538 
  • Billy Martin, G. Calvin Weston & DJ Logic: For No One in Particular, Amulet 12 
  • Miniature: I Can't Put My Finger on It - переиздание, Winter & Winter 919045 
  • Paul Motian: Bill Evans: Tribute to the Great Post-Bop Pianist - переиздание, Winter & Winter 919043 
  • Peter O'Brien: Jazz Piano of a Celtic Soul, Arbors 19295 
  • Jeff Parker/Kevin Drumm/Michael Zerang: Out Trios, Vol. 2, Atavistic 147 
  • Charlie Parker: Parker's Mood - переиздание, Epm Musique 160462 
  • Andre Previn: 4 Horsemen of the Apocalypse - переиздание, Rhino 77764 
  • Sun Ra: Spaceship Lullaby (1954-60) - переиздание, Atavistic 243 
  • Daniel Schnyder: Da Skale, TCB 2330 
  • Christophe Schweizer: Full Circle Rainbow, TCB 114 
  • Artie Shaw: Complete Rhythm Makers Sessions 1937-38, Vol. 1, Jazz Band 2190 
  • Zoot Sims: At E.J.'s - Atlanta, GA, Storyville 8367 
  • Richard Smith: Soulidified, A440 Music Group 4029 
  • Dino Soldo: Thread - переиздание, Artist One-Stop 68002 
  • The Swingle Singers: Mood Swings, Primarily A Cappella 4470 
  • Art Tatum: Best of the Pablo Solo Masterpieces, Pablo 2405 
  • Gene Taylor: Gene Taylor, Pacific Blues 2303 
  • Nino Tempo & April Stevens: All Strung Out - переиздание, Rev-Ola 42 
  • Various Artists: Mistletoe Magic: Holiday Jazz Improvisations [Quic - переиздание, Quicksilver 4008 
  • Various Artists: Earthtones: Compiled by Bobbito, R2 5 
  • Various Artists: Midnight Music, Half Note 4500 
  • Various Artists: 50 Sublimes Chanteurs de Jazz, Body & Soul (Hep400) 2396 
  • Various Artists: America's Best Big Band Hits - переиздание, RCA 56630 
  • Various Artists: Big Band Tonight, Avalon 28040 
  • Various Artists: Rebirth of Cool [Beechwood], Beechwood 8001 
  • Igor Vlasov: Analog Elements One - переиздание, Harlequin Ing 2011 
  • Voodoo Village: Funk Soup, 40 West 7911 
  • Bob Wilber & The Tuxedo Big Band: More Never Recorded Arrangements for Benny Goodman, Arbors 19282 
  • David Young: Happiness, Universal Music 2002  

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!!

© "Полный джаз", 1998-2003
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Елена Насонова,
Олег Шестопалов,
Константин Волков,
Лев Кушнир,
Андрей Евдокимов,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
Reuters,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service