ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 40
2003

Джазовое посольство: квартет Адама Клиппла в Одессе
Вскоре после окончания Второй мировой войны в недрах американского госдепартамента была затеяна программа "Jazz Ambassadors". Эта программа должна была показать миру другой, отличный от авианосцев и атомной бомбы, образ Америки, представив, в частности, ее музыкальную культуру. Оказывается, эта программа жива по сей день. Посольство Соединенных Штатов Америки в Украине организовало в трех городах (Одесса, Винница и Киев) концерты квартета Адама Клиппла. Так что 2 ноября одесская публика могла обнаружить, что дипломатия, обычно не выходящая за рамки латинской инструкции "divide et impera" и хорошо знакомая обыкновенному человеку главным образом по визово-бюрократическим препонам, может быть не только вредной, но и полезной.
Адам КлипплВерительные грамоты у наших послов были следующие. Формальный лидер квартета - пианист и клавишник Адам Клиппл (Adam Klipple). Он из Бруклина, получил классическое музыкальное образование. Адам свободно оперирует различными джазовыми стилями (мэйнстрим, джаз-рок, фанк, бразильский, кубинский и африканский джаз, авангард). Считает, что джазовый музыкант должен уметь играть любую музыку в любом стиле, и это свое убеждение с энтузиазмом передает другим, преподавая мастерство импровизации и world music в Университете Ратгерса (Нью-Джерси) и музыкальных колледжах Дартмут и Годдард (в Одессе Адам тоже провел мастер-класс). Клиппл играл в составе разнообразных джазовых, фанковых и авангардных групп с такими музыкантами, как Джо Боуи, группа Defunct, Рон Аффиф, Майкл Рэй, Крэйг Харрис, Марк Рибо, Джон Медески и множеством других, выступал в известных клубах Blue Note, Iridium и Knitting Factory, участвовал в разнообразных фестивалях в Европе и обеих Америках.
Давид АмброзиоБасист Давид Амброзио (David Ambrosio) - коренной нью-йоркер, получил образование в Манхэттенской школе музыке (степень бакалавра) и колледже Куинс (степень магистра) как академический и джазовый исполнитель. Играет на контрабасе с использованием различных электронных эффектов и бас-гитаре (именно на ней он играл у нас). Басист часто выступает в известных клубах Нью-Йорка, участвует в престижных фестивалях, путешествует по Штатам, Европе и Японии в составе разных групп. Играл и записывался с такими музыкантами, как Кенни Вернер, дуэт Терри Гиббс - Бадди ДиФранко, Рави Колтрейн, Джон Хикс, Вик Джурис, Джордж Герцоне и другими. Про барабанщика я ничего - кроме того, что услышал - не знаю. Дело в том, что фигурантом официального релиза является Аарон Джонстон, а на сцене был совсем другой музыкант, но я, увы, обнаружил замену только тогда, когда сел писать этот отчет. Музыканты и сопровождающие их сотрудники посольства к этому времени уже уехали на следующие концерты, и возможность связаться с ними у меня должна появится только после того, как материал должен быть сдан в номер. Забегая вперед, хочу сообщить, что барабанщик этот очень хорош. Он играет на минимальном наборе инструментов (малый барабан, один том, бас-барабан, две тарелки и хай-хэт), но владеет этим небольшим арсеналом весьма убедительно, умея создавать как мощный ритм, характерный для джаз-рока и фанка, так и весьма тонкие полиритмические фактры, более характерные для авангарда.
Франк КолонЧетвертый участник - замечательный перкуссионист Франк Колон (Frank Сolon). Он родился в Вашингтоне, вырос в Пуэрто-Рико, изучал биологию, политологию и психологию в Американском университете и много занимался исследованиями в области этнического музыкознания. Играет на конгах, бонгах, бата, тимбалес, чекере, куика, беримбау и табла (и, видимо, вообще на всем, что может звучать). Начав играть с афро-кубинским ансамблем Хулито Коласо, Франк быстро стал известным на джазовых площадках Нью-Йорка. Играл с Уолтером Букером, Джоном Хиксом, Чарльзом Дэйвисом и Weather Report (лидеры которого никогда не довольствовались просто хорошими барабанщиками и перкуссионистами). В течение трех лет Франк работал в Бразилии и Европе в составе оркестре Милтона Нашименту, одновременно сотрудничая с Жильберту Жилем, Нэем Матугроссу и другими. Затем Франк возвращается в Нью-Йорк и в течение 12 лет работает в составе Manhattan Transfer, одновременно выступая и записываясь с Уэйном Шортером, Хэрби Хэнкоком, Пакито Д'Риверой, Эрни Уоттсом, Дайан Ривз, ритм-н-блюзовой звездой Мэри Джей Блайдж и другими. В качестве бэндлидера Франк Колон записал два диска - "Live at Vartan Jazz" и "Latin Wonder".
Эти весьма убедительные верительные грамоты были, разумеется, приняты, и я перехожу к тому, что было услышано. Прежде всего - и это, судя по всему, характерно для американских музыкантов - профессиональность. Никаких приблизительностей: музыканты чувствуют себя свободно и уверенно в весьма разнообразном материале - будь то пьеса Шуберта, песни The Beatles, сочинения современных бразильских композиторов, пьесы Паркера и Гиллеспи или авторская музыка Адама Клиппла. Прозвучавшие на мастер-классе (проведенном на джазовом отделении Училища культуры и искусств им. Ф.К.Данькевича) слова Адама Клиппла о том, что музыкант должен уметь играть любую музыку в любом стиле, не остались словами. Примерно в середине первого отделения прозвучала пьеса Чарли Паркера (названия я, по своему обыкновению, не помню, а напеть в рамках статьи не умею), где музыканты последовательно обыграли тему в разных стилях - от предбоповой манеры до авангарда и латинизированного джаза (собственно, именно с этого момента для меня и начался этот концерт).
Второе, на что следовало обратить внимание - отлично выстроенная драматургия концерта. Номера следуют по принципу "от простого к сложному" и, несколько рискуя усыпить слушателей в начале концерта, музыканты доводят зал до высшего градуса где-то в начале второго отделения и удерживают его на этом уровне до самого финала. Адам Клиппл отлично комментирует номера, приправляя музыкальное действо хорошо выверенной порцией довольно ироничного (и самоироничного) шоу. 
Третье - хорошая аранжировочно-композиторская работа в каждом отдельном номере. Состав и индивидуальные особенности музыкантов используются, как говорится, на всю железку; что должно быть расписано - то расписано, а где можно и нужно дать свободу импровизации - она дана. Индивидуальные же способности оказались весьма внушительными. Адам Клиппл - отличный пианист, его рояль сохраняет выразительную звучность как в беглых виртуозных пассажах, так и в разреженной звукописи минималистического толка. Он обладает нетривиальным гармоническим мышлением, что особенно хорошо было слышно в его собственных пьесах и прозвучавшей в конце концерта пьесе на темы "Битлз". 
Басист Дэвид Амброзио более занимался ритмической поддержкой, но в солировании был тоже вполне на высоте, показывая замедленные, построенные на затянутых звуках соло, явно свидетельствующие об увлечении индийской музыкой. Барабанщик (еще раз мои извинения ему и читателям, что не могу назвать его имя) тоже был не лыком шит и извлекал из своего минимального инструментария весьма разнообразные и неизменно уместные звуки. Что до Франка Колона, то тут просто и слов нет. Он, бесспорно, принадлежит к небольшой группе самых ярких имен в мире перкуссии, обладая как фантастической техникой и совершенно неординарным ритмическим пониманием исполняемой музыки, так и ярко выраженным даром то ли выдающегося повара, то ли выдающегося художника, способного мгновенно выбрать на своей немаленькой кухне (она же палитра) именно ту приправу (она же краска), которая и придаст блюду (оно же картина) необходимый вкусовой оттенок (вот тут обе метафоры сходятся). Взаимодействие музыкантов в разных сочетаниях также было на высоте. И если в начале концерта большее внимание привлекали переклички барабанщика и перкуссиониста, то к концу концерта организовалось настолько плотное и органичное сочетание, что различать и анализировать уже не очень-то и хотелось. 
Концерт в Одессе был организован при содействии Клуба высокой музыки, и вел его, ясное дело, руководитель Клуба - пианист Юрий Кузнецов. Из-за досадного совпадения зал был полон лишь наполовину: два других концерта, состоявшихся в этот же день, отобрали у джазовых послов США изрядную часть аудитории. Не могу судить о том, что получили слушатели двух других концертов, но пришедшие в Украинский театр явно не пожалели.
Высокие договаривающиеся стороны тоже остались довольны друг другом, и нам остается надеяться, что удачно начавшее посольство будет иметь свое продолжение.

Олег ШестопаловОлег Шестопалов,
собственный корреспондент "Полного джаза" в Одессе

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service