ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 42
2003

Джаз, текила и Оренбург
8-9 ноября в Оренбурге проходил VII Международный джаз-фестиваль "Евразия-2003", посвященный памяти народного артиста России Юрия Саульского, основателя фестиваля, ушедшего из жизни в самый пик его подготовки. О значении этого человека для оренбургского джаза говорит то, что фестивалю было присвоено его имя.
Саульский всегда старался привлекать известных, высококлассных джазовых музыкантов. Так было и в этот раз.
Здесь участвовали коллективы самых разных стилей. Тон задавал мейнстрим, приправленный терпкими латино-американскими ритмами и этно-джазом.
Первый день фестиваля открыл квартет Вагифа Садыхова. Признанный пианист-виртуоз представил авторскую программу. Его не менее виртуозные партнеры - Сергей Головня (саксофон, флейта), Антон Ревнюк (бас) и Александр Машин (ударные) - помогли пианисту быстро разогреть публику. Зажигательная и очень мелодичная музыка Садыхова послужила прекрасным началом фестиваля.
На смену квартету на сцену вышел очень интересный коллектив - группа Сергея Чернышова. С первых же звуков музыканты приковали к себе внимание зрителей. Любопытно было узнать, что "русский мексиканец" Чернышов является профессором консерватории в Мехико, где преподает вибрафон, импровизацию и клавишные инструменты. В свое время он гастролировал с выдающимся гитаристом Карлосом Сантаной, с которым его связывает давняя дружба. А еще в советское время учитель Сергея - Гэри Бертон - подарил ему вибрафон. Чарующее звучание этого инструмента посчастливилось услышать гостям оренбургского фестиваля.
В состав группы Чернышова вошел гитарист Игорь Золотухин, контрабасист Дмитрий Ли и ударник Сергей Остроумов. Их музыка с ярко выраженной опорой на латино-американские танцевальные ритмы звучала очень обаятельно, мелодично и проникала в самые сердца слушателей. Мягкий саунд рождался в потрясающем сочетании тембров вибрафона и гитары. Кстати, слушатели вдохновились не только музыкой Чернышова, но и подкинутым им рецептом приготовления текилы. Таким образом, выступление "русского мексиканца" внесло экзотическую нотку в музыку фестиваля.
Далее публику зажигал Давид Голощекин, известный в мире джаза как музыкант-мультиинструменталист, виртуозно владеющий скрипкой, фортепиано, саксофоном и еще много чем. А в этот раз он не оставил без внимания и вибрафон. Несмотря на то, что играл он двумя палочками, а не четырьмя, как Чернышов, и, может быть, не так виртуозно, все же его соло отличалось особым завораживающим качеством. Впрочем, это, наверное, типичная черта всех его соло вообще. Изюминка этого удивительного музыканта - в особом сценическом обаянии: стоит ему появиться на сцене, и все вокруг него буквально дышит свободой и импровизационностью.
В музыке Голощекина заинтриговали тембровые метаморфозы. Например, его электроскрипка всегда звучала по-разному: в пиццикато-соло она превращалась в домру, в горячих кульминациях - в саксофон. В пьесе Дюка Эллингтона "In the Sentimental Mood", которую мастер исполнил на бис, слушатели насладились изысканным свингом и прониклись атмосферой любви и трепетной грусти этой замечательной музыки.
Голощекин ярко показал себя и на джем-сейшне, прошедшем в этот же вечер. Желающих поиграть было много, поэтому мэтру ничего не оставалось, кроме как сесть за ударную установку. Поначалу его ритм не отличался особым разнообразием, но очень быстро Давид Семенович убедил слушателей: он может все.
Поджемовать пришли не только музыканты, выступавшие в этот день, но и те, у кого все еще было впереди - мочсквичи, гитарист Алексей Бадьянов и скрипач Владимир Железный. Очень хотелось услышать вибрафон, но здесь безнадежно царила скрипка. Джазмены оторвались на славу, но слушателям двух часов сейшна почему-то показалось мало - любители джаза никак не хотели расходиться по домам. Видимо, поэтому джем продолжился во второй день фестиваля прямо на концерте.
Словно в кругу близких друзей, играл свою программу "Салют, Граппелли!" квартет Алексея Бадьянова, в котором, кроме упомянутых гитариста и скрипача, играли второй гитарист Георгий Яшагашвили и контрабасист Игорь Иванушкин. Последний - участник проекта Андрея Разина "Второе Приближение" - виртуознейший контрабасист, очень забавно пропевающий каждое свое соло. В связи с этим коллеги по квартету окрестили его "самым лучшим вокалистом среди контрабасистов".
Музыканты выдавали один за другим хиты скрипача Стефана Граппелли и гитариста Джанго Райнхардта. Зал был в восторге, и это доказывает, что джаз 30-50-х годов прошлого века и сегодня жив, популярен и любим. Не обошлось и без авторских композиций, таких как "Iron Swing", название которой навеяно фамилией автора - Владимира Железного (ничего себе фамилия - для джазового-то скрипача!).
Музыканты квартета свободно общались с аудиторией и очень живо создали клубную атмосферу джем-сейшна на сцене филармонии.
А после драйва захотелось лирики, чего-то русского - и не только. Поэтому выступление группы "Восток-Север" с их этникой пришлось очень кстати. Организатор проекта Тим Дорофеев, бывший участник легендарного "Архангельска" Владимира Резицкого, возрождает традиции этого ансамбля. "Восток" в нем представляет Джаваншир Казымов, вокалист и исполнитель на азербайджанском инструменте тар. А "северяне" - это гитарист Тим Дорофеев, барабанщик Олег Юданов, басист Владимир Тетерин. В проекте также принимают участие перкуссионист, сын покойного Резицкого - Спартак, и две яркие вокалистки - Екатерина Зорина и Ольга Ружникова.
В музыке ансамбля было все: и азербайджанские напевы (по-моему, настоящие откровения), и импровизация на таре с его колоритным восточным звучанием, и русские народные песни, и лезгинки, и даже своеобразное азербайджанское танго. И все это было пропитано джаз-роком. Потрясающая полистилистика! Временами вызывала улыбку изобретательность перкуссиониста, который то шуршал перед микрофоном обычным веником, то издавал звуки при помощи двух медицинских шпателей.
Музыка ансамбля, яркая, самобытная и оригинальная, покорила публику: многие из сидящих в зале казались зачарованными. Это был театр. Театр, созданный звуками.
Ну, а какой же фестиваль без джазового оркестра? Яркий завершающий аккорд прогремел благодаря выступлению биг-бэнда Олега Лундстрема под управлением прославленного Георгия Гараняна. Меломаны наслаждались шедеврами джазовой классики: "Поездом "А"" и "Караваном" Дюка Эллингтона, музыкой из "Серенады Солнечной долины" Глена Миллера.
Контрастом к блестящему и праздничному звучанию оркестра стала Фантазия на тему "Мишель" Битлз и мелодию Дунаевского из к/ф "Цирк" в исполнении трио пианиста Михаила Окуня. Очень тонко и проникновенно прозвучали эти последние лирические ноты фестиваля.
В завершение хотелось бы упомянуть самых юных участников фестиваля - стэп-дуэт Тани Муфазановой и Андрея Солдаткина. По их горящим от счастья глазам было видно, что стэп и джаз для них - настоящий праздник. Столь же незабываемым праздником стал для всех любителей джаза VII Международный фестиваль "Евразия-2003".

Юлия Александрова,
студентка II курса Нижегородской консерватории

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service