ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 42
2003

"Заволжье-2003": как умеют на Волге...
После XIII традиционного джаз-фестиваля "Заволжье-2003" хочется, воровато оглядываясь, назвать себя "официальным представителем "Джаз.ру" в Поволжье" (вместо просто Самары), потому что манию величия никто еще не отменял. Как ни странно, корреспондентов "Полного джаза" в Саратове нет. При том, что джаза там (прошу прощения за каламбур) полно. 

САМАРА

Самара десантировала в Саратов три коллектива, одного "вольного художника" (на джем) и корреспондента. Утром 14-го ноября мы погрузились в ПАЗик, примечательный по ряду причин. Во-первых, его выделил ректор Самарского государственного технического университета Калашников. К джазовой ориентации этого доктора технических наук в Самаре уже давно привыкли, и только ведущий "Заволжья" Юрий Трофимов напомнил нам, что не так уж это нормально - поддерживать джаз, будучи ректором технического ВУЗа. Так что спасибо, Владимир Викторович! Во-вторых, отсутствие амортизаторов и семь часов специфической для ПАЗа тряски по благословенным трассам Самарской и Саратовской областей напрочь выбили из головы всю дурь относительно романтики такого рода перемещений. В-третьих, наконец, на борту автобуса было почему-то написано "Участники легкоатлетического пробега Самара-Волгоград, посвященного 60-летию Сталинградской битвы", а на лобовом стекле - "Дежурный РОВД".

ЭНГЕЛЬС

Около шести вечера мы въехали в Энгельс - город-спутник Саратова, связанный с ним мостом через Волгу. ДК "Дружба" (колыбель энгельсского джаз-клуба "Граммофон") оказался солидной советской постройкой, в которой нашлось место и для приличных размеров концертного зала, и для ночного клуба, и для целого набора детских кружков и секций. В выделенной Самаре гримерной обнаружился еще один коллектив, известный у нас как "Джаз-вояж", а здесь задекларированный как "ансамбль Игоря Трегубова", видимо, с учетом саратовского прошлого одного из лучших самарских гитаристов. Получаса на восстановление сил после дороги оказалось достаточно, чтобы бросить коллективы разыгрываться и идти за кулисы. 

Первый, энгельсский день фестиваля имел самостоятельное название - "Джазовый калейдоскоп". Поехали!

БИГ-БЭНД "ВОЛГА"

биг-бэнд "Волга"Фестиваль открыл биг-бэнд "Волга" под управлением Александра Светлова, одного из ветеранов саратовского джаза. Коллектив с давними традициями (основанный еще в конце 50-х и видавший среди своих музыкальных руководителей Николая Левиновского и Сергея Проня), бэнд сегодня официально приписан к Саратовскому областному училищу искусств. По словам ведущего фестиваля Юрия Трофимова, именно этот факт работает и за, и против "Волги": с одной стороны, в нем постоянно сильна конкуренция молодых музыкантов, с другой - оптимальную форму он обретает по сезону, к весне. То ли всему виной была осень, то ли некоторое отсутствие интереса к биг-бэндовому свингу у меня лично, но "Волга" поначалу не произвела впечатления. Только ближе к концу выступления удалось оценить и молодость абсолютно всех музыкантов оркестра, и сочность аранжировок, и дисциплину исполнения. Любопытна и оценка музыкантов биг-бэнда самарского, которые наблюдали "Волгу" из-за кулис и довольно-таки тревожно перешептывались под впечатлением игры конкурентов. 
С "Волгой" пела Елена Гуляева, вокал которой наверняка оказался бы достойным и более серьезного коллектива.

ТРИО ЛЬВА ТРОФИМОВА

Этот малый состав был единственным среди "не наших", который я слышал раньше - на майском фестивале в Самаре. С тех пор трио поменяло барабанщика и, надо признаться, выросло как технически, так и музыкально. Пианизм Льва Трофимова и мастерство контрабасиста отметили все без исключения самарские оркестранты. Очень любопытным показалось взаимодействие фортепиано и баса, которое строилось на столь выразительных взглядах и кивках музыкантов, что зал поневоле задумывался - аранжирована ли сложная музыкальная канва заранее или все-таки строится на месте? Слабым местом коллектива стоит однозначно назвать вольготное обращение со временем - завершающая выступление баллада, например, тянулась добрых пятнадцать минут и могла бы быть существенно лучше, сократи музыканты долгие "простроенные" вступление и коду в несколько раз. Но, с другой стороны, исполнительский класс пока что студенческого состава не оставляет сомнений в том, что его не раз еще удастся услышать на весьма представительных сценах.

СТУДЕНТЫ

Ансамбль эстрадно-джазового отделения Саратовского областного училища искусств под управлением Юрия Трофимова, при всем уважении, даже своим длинным названием напрашивается на то, чтобы наравне с остальными его не упоминали. Этот студенческий коллектив, ограничившийся на фестивале исполнением "Birdland", был хорошим студенческим коллективом - и не более того. Спасибо ему за выступление и всех ему благ. Появление таких составов на серьезных фестивалях можно бы было объяснить (в грубом упрощении) местечковой политикой устроителей, если бы не одно "но": как выясняется, в Саратове практически стопроцентно нет джазовой работы, и людям элементарно негде играть на публике, кроме самостоятельно организовываемых фестивалей. Поначалу, зная о самарской ситуации (где какие-никакие концерты проводятся уж минимум раз в один-два месяца, а студенческая джаз-кофейня дает два джема в неделю), я воспринял эту информацию, высказанную Юрием Трофимовым, как литературное преувеличение. Но на следующий день у меня была возможность пройтись по городу, более того - я специально искал точки, в которые можно бы было "воткнуться" и просто отыграть, заработав вместо денег какое-никакое удовлетворение. Самым печальным примером может служить саратовское "джаз-кафе Метро", в котором на стенах еще висят фотографии Колтрейна и Хокинса, но девушка-распорядительница уже вполне уверенно говорит "да не играют тут больше джаз, это уже прошло как страшный сон..."
Юрий Трофимов и Александр ЗаморокаПосетив несколько таких рекомендованных мест, я хотел вечером просто снять шляпу перед Юрием Трофимовым и Александром Заморокой (продюсером проекта) и откровенно извиниться, потому что выставление ими на фестиваль ансамбля... ладно, для простоты "ансамбли студентов"! - поступок на самом деле откровенно подвижнический. Люди ради пользы дела и стимулирования джазовой молодежи осознанно рискнули своим авторитетом. Тогда я не извинился. Прошу извинения сейчас.

АНСАМБЛЬ ИГОРЯ ТРЕГУБОВА

Игорь ТрегубовПервое отделение первого дня закрывал "Джаз-вояж" из Самары, или же "ансамбль Игоря Трегубова". Предусмотрительно прибывший в Саратов заранее (и поездом!), коллектив отдохнул достаточно, чтобы первой же композицией раскачать зал, слегка задремавший после студенческой самодеятельности. Трудно было, впрочем, не раскачаться под сольные партии пианиста Владимира Нечипоренко, тонкую гитарную вышивку самого Игоря Трегубова и героический бит Алексея Раскопова: этот лучший на сегодня саксофонист Самары последние полгода усиленно практикуется... на ударных, впервые выйдя на фестивальную сцену в этом качестве именно в Саратове. 
Юлия Землянская Саксофонные боги отомстили Алексею тем, что в первой же вещи в стойке хай-хэта сорвалась резьба, до которой было не добраться без плоскогубцев. Раскопов решил проблему активным выстукиванием мелочей по ободам барабанов, что очень неплохо вписалось в общую "латинскую" ритмику коллектива. Вокалистка Юлия Землянская своим скэтом и в особенности исполнением "Dindi" зацепила не на шутку даже официальное лицо "Джаз.ру" (а я после года сотрудничества наивно верил, что знаю ее вокал наизусть), да и контрабасист Николай Замоздра показал залу, что этот инструмент можно не только слышать, но и слушать. Ансамбль Игоря Трегубова играл долго, и только поэтому, наверное, публика не вызвала его на бис, ограничившись простыми "бурными аплодисментами".

ОРКЕСТР "РИТМ" СамГТУ

Оркестр "Ритм" Самарского государственного технического университета, стряхнув пыль дорог и слегка перепугавшись "Волги", дал энгельсской публике такого угля, какого он не давал на моей памяти ни разу. Трофимов и Заморока долго и изумленно покачивали головами, приговаривая "Как звучит!", а оркестр гремел не на шутку, задирая энергетическую планку в небеса. Надо быть справедливым: "Ритм" не был на голову сильнее "Волги", ему просто повезло выступать вторым, успев переварить все нюансы конкуренции. Пожалуй, сильнее он был только в солировании: трубач Дмитрий Кривошеин и саксофонисты Максим Коршунов, Ильфат Садыков и Ильдар Есаков, в отличие от музыкантов "Волги", совершенно оправданно были наделены самостоятельными соло. Дебютировала на фестивальной сцене вокалистка Анна Полушкина ("Love For Sale" был спет с хорошим смысловым надрывом), исполнила несколько своих коронных вещей основная певица "Ритма" Екатерина Мальчевская (ведущий, правда, не упустил возможности проехаться катком по наличию в репертуаре русскоязычного шлягера Ларисы Долиной "Не надо"), в ударе был и вокалист оркестра с сорокалетним стажем - Альберт Николаев.
Лев Бекасов, руководитель бэнда, посвятил последнюю композицию ("Пусть гремит оркестр") Александру Светлову. Что, в общем-то, не столько трогательно, сколько характерно, ибо на самом деле никакой конкуренции среди биг-бэндов не было. Была музыка. А оркестр и правда гремел.

NEW A

А вот это странное название в Самаре уже наверняка вызвало бы типичные фанатские вопли экзальтированных девочек. В Энгельсе этот коллектив еще не знают, а саратовцам невдомек, что его лидер и гитарист Олег Примак не так давно посещал город "с рабочим визитом", выбивая в германском консулате визы для штутгартских гастролей (к моменту выхода "Полного джаза" группа, кстати, уже должна быть на территории Германии). Организаторы дали "New A" четыре вещи. А зрители вытребовали пять, не испугавшись ни хард-роковых соло в стиле Джими Хендрикса, ни некоторой дисгармонии музыки с внешним видом: будучи в полном составе участниками "Ритма", музыканты "New A" были вынуждены играть в оркестровой форме, хотя саксофонисты и пошвыряли (весьма непочтительно) свои бабочки за кулисы.
Программа коллектива была полярна так же, как полярны сейчас отношения к ней в традиционной джазовой среде родного города. Многие говорят, что "New A" - команда вообще не джазовая и рассчитанная на ничего не понимающую в джазе молодежь - и, подтверждая это, группа играла в Энгельсе чисто фанковую композицию басиста Алексея Титенко, от которой не пустились в пляс разве что законченные поклонники третьего течения. Многие говорят, что "New A" следовало бы сосредоточиться на "нормальном джазе", к которому у них есть все способности - и коллектив исполняет "Impressions", причем превращается в квартет с только одним саксофонистом, Ильфатом Садыковым, а он посреди соло вдруг сваливается в характерное для группы хулиганство и сначала изящно зацепляет за "Impressions" тему "My Favorite Things", а потом, еще не доиграв ее толком, переходит к хиту детских музыкальных школ "Во поле береза стояла". 
Голый факт: "New A" оказались единственным коллективом фестиваля, который зрители вытащили на бис своими аплодисментами уже после ухода со сцены.

ДЖЕМ

Ночью и утром (до шести!) был джем, на котором было здорово, на который пришли мужчины во фраках и женщины в вечерних платьях, на сцену которого не особенно пускали студентов (потому что было полно желающих монстров) и на котором играл самарский гитарист Александр Родовский, приехавший в Энгельс специально ради этого. Больше я ничего не знаю, потому что весь наш "легкоатлетический пробег" сразу после концерта уехал в гостиницу и повалился спать.

КОМБО-ДЖАЗ-БЭНД

Ирина ШарфВторой день фестиваля, названный "джаз-транзитом", открыл коллектив, который принимал участие еще в первом "Заволжье" - волгоградский "Комбо-джаз-бэнд" под управлением Анатолия Воронова. Из состава, посещавшего Саратов в 1991 году, сегодня в ансамбле остались только сам альт-саксофонист Анатолий Воронов (к слову сказать, министр культуры Волгограда) и вокалистка Ирина Шарф; с ними выступали тенор-саксофонист Виктор Актист, пианист Андрей Наумкин, басист Игорь Лымарев, барабанщик Евгений Шишкин, астраханский трубач Алексей Назариков и единственный перкуссионист фестиваля Леонид Белитченко. 
Шишкин и Белитченко Наличие в составе и ударных, и внушительной перкуссионной батареи позволяли ждать от волгоградцев самой оголтелой латины, и Белитченко с Шишкиным оправдали эти ожидания на все сто. Были у состава и вещи калибра "Heart To Heart" (которые, будучи раз исполнены дуэтом Би Би Кинга и Дайаны Шур, вряд ли могут восприниматься как по-настоящему джазовые), но были и прекрасно сделанные стандарты именно латинского толка: исполнение "Aqua De Beber" и "Mas Que Nada" были выше всяких похвал. Стоит особенно отметить и вокал Ирины Шарф: он не так бросок и ярок, как у ее непростительно молодых конкуренток, но наверняка обратил бы на себя основное внимание специалистов, если бы саратовский фестиваль раздавал дипломы "лучших". Самой удачной композицией волгоградцев однозначно показалась "Mas Que Nada", в которой барабанщик и перкуссионист устроили короткую, но крайне энергичную дуэль.

АЛЕКСАНДР ВИНИЦКИЙ

Александр ВиницкийВиницкого, думается, представлять на надо, что отметил и ведущий концерта: это имя говорит само за себя. Появившись на сцене с акустической гитарой после обильного на блеск инструментов "Комбо-джаз-бэнда", москвич без особого труда доказал, что его шестиструнный ансамбль может звучать не хуже. Были техничные стандарты, были задумчивые баллады. Сильнейшее впечатление на слушателей произвела мелодия "Ты всегда прекрасна в моих глазах", которую я, к своему стыду, знаю только по классическому мультфильму о Простоквашино, хотя сам Виницкий проследил ее историю вплоть до конца 19 века и упомянул бэндлидера Шолома Секунду, реанимировавшего произведение в двадцатых годах двадцатого столетия. Очень любопытно звучали частые вкрапления еврейского фольклора.
С одной своей гитарой Виницкий раскачал зал до того, что наиболее несдержанные слушатели начали откровенно выкрикивать что-то типа "Эх!" в подходящих по смыслу паузах. И уж под полные овации прозвучала одна из лучших аранжировок гитариста - "Mercy Mercy Mercy" Джо Завинула, в которой звучат самые что ни на есть классические вставки и которая в то же время полна чуть ли не слэпа в звукоизвлечении и чуть ли не Мадди Уотерса в отдельных связках. 

АНСАМБЛЬ СЕРГЕЯ ТКАЧЕВА

Сергей ТкачевА последним коллективом фестиваля стал "местный продукт" под управлением лучшей гитары Саратова - Сергея Ткачева, в curriculum vitae которого - работа у Анатолия Кролла и Бориса Золотарева, собственная рок-опера, первые саратовские джаз-роковые опыты и многое другое. Секстет Ткачева на редкость бородат (выделяются только молодой клавишник Александр Лосев и вокалистка Юлия Курылева, ожидать от которой ношения бороды было бы странно) и на редкость дипломирован: Юрий Трофимов долго перечислял доцентов, а басиста посчитал профессором математики, хотя сами музыканты поправили его: не математики, а химии, и не профессор, а кандидат наук... впрочем, на своих ученых степенях и званиях эти люди не концентрируются. Они концентрируются на инструментах. 
Басист Сергей Щеголев, барабанщик Андрей Красников, саксофонист Вячеслав Решетов и остальные играли на удивление размашисто, на первый взгляд - даже бесшабашно, пока не приходило время оставить энергетику и показать мелодизм. Удары Красникова по тарелкам напоминали игру теннисиста, столько в них было стремления "уйти" всем телом вслед. 
Юлия КурылеваСам Ткачев особенно интересно смотрелся во взаимодействии с Юлией Курылевой (например, в "Love For Sale", которая началась и закончилась сдвинутой по ритму сольной гитарной партией), хотя любые его соло, в общем-то, были как минимум нетривиальны своим откровенно "роковым" звучанием. 
Самой яркой композицией секстета стал "Хромой блюз" Сонни Роллинза, который начался по-детски угловато и даже спровоцировал в первый момент на недоумение своей простотой. Но бог мой, как же упруго раскачали его четверо бородачей и молодой органист в белой бабочке! Впору было вспоминать сотрудничество Скофилда с трио Medeski, Martin & Wood, причем Скофилд наверняка с интересом послушал бы, как может вписаться в уже резко обозначенные, рубленые одиннадцать четвертей гитарное соло, не претендующее на скорость и лениво отстающее и от мелодии, и от ритма. Сергей Ткачев зря морщился, когда ведущий назвал его "лучшей гитарой Саратова". А Юлия Курылева (без сомнения) оказалась наиболее "голосистой" вокалисткой фестиваля, хотя в ее вокале было чуть больше академического звукоизвлечения, чем хотелось бы слышать от первоклассной джазовой солистки. 

РЕЗЮМЕ

Это был хороший фестиваль, господа. Чика Кориа на нем в этот раз не было, и Николай Левиновский тоже не приехал (хотя обещает приехать в следующем году), но были любящие свое дело люди, которые умудряются любить его, оставаясь гражданами Российской Федерации. Саратовский концерт стоит восславить в веках уже за то, что в зале не было ни единого рекламного баннера. Энгельсский - за то, что на нем работал оператор Вячеслав Петрович Польский, человек, который снимает все до единого местные джазовые концерты и который по собственной инициативе нашел ранним воскресным утром самарских гостей, чтобы подарить им видеокассету с записью всего фестиваля. И вряд ли мы, северные соседи хозяев, забудем представительную делегацию джазового отделения музучилища, которая провожала нас энгельсскими закоулками до гостиницы после позднего концерта. И вряд ли я потеряю когда-нибудь книгу Юрия Трофимова "Саратов: ничего, кроме джаза" с дарственной надписью автора, которая здорово помогла мне при создании этого репортажа. 
в автобусеВот только разве что автобус, на котором мы ехали обратно все те же семь часов - и шофер которого слушал далеко не джаз. Но это уже наши личные проблемы, и проблемы послефестивальные.

Юрий ЛьноградскийЮрий Льноградский,
собкор "Полного джаза" в Самаре

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service