502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 44
2003

"Прима" сближает, или Блюз на Урале
Efes Pilsener Blues Festival собрал в новом екатеринбургском Дворце спорта грандиозную тусовку, как говорится, на любой вкус и возраст. Оно и не удивительно: блюз породил джаз и рок, а его влияние на современную популярную музыку трудно преувеличить.
Атмосфера в зале напоминала всеобщее братство, пиво лилось рекой, люди заряжались блюзовой энергией, улыбались, танцевали, свистели и кричали от удовольствия - одним словом, настоящий оттяг!
А на сцене царил всевозможный блюз: первобытно-черный и архаичный, кантри и сити, исповедальный соул и жестко моторный ритм-энд-блюз, непосредственный предшественник рок-н-ролла. И все это не в пресловутой "интерпретации" или "пересказе" каких-нибудь третьесортных сайдменов, заглянувших на денек в нашу запопсованную провинцию, но, как говорится, из первых рук и луженых глоток передовой шеренги фирменного американского блюза: темнокожих "Филадельфии" Джерри Рикса и Дабл-Ю Си Кларка, а также феерически отвязного белого шоу-бэнда "Roomful Of Blues". Под стать музыкантам столь же безупречно сработали организаторы.

На "предматчевой" пресс-конференции журналисты попросили Филадельфию Рикса рассказать о своих прошлых российских впечатлениях. 

"Филадельфия" Рикс (фото с Blues.Ru)- Больше всего я запомнил случай в Петербурге, когда пришлось попросить сигарету у случайного прохожего, простого парня, работяги, вроде меня. Он достал пачку "Примы"... и, знаете, вкус этого табака я запомнил на всю жизнь /улыбается/.
При этих словах я извлек из кармана точно такую же пачку и показал Джерри. Он сделал круглые глаза, воскликнул: "OK, Yeah!" и что-то еще про родство душ и на глазах изумленной публики подозвал меня к себе... Рукопожатия, объятия - одним словом, настоящий joy-blues! Вот так "Филадельфия" Джерри Рикс оказался моим собеседником в нижеследующем интервью.

Откуда пошло прозвище "Филадельфия"? 

- Однажды я приехал в Голландию, и там оказался музыкант - мой полный тезка. Вот мы и решили, что кто-то должен поменять имя, чтобы нас не перепутали. Я был гостем, а он - местным парнем, поэтому пришлось уступить, и я сказал: "Зови меня Филадельфия, потому что я приехал именно оттуда".

Во всех книгах о блюзе упоминается так называемое blues feeling - блюзовое чувство, которое является неотъемлемым свойством каждого блюзмена, а в черном человеке оно, якобы, заложено генетически. Кстати, сами музыканты тоже любят щеголять таким термином. Что, по-вашему, включает в себя это загадочное и, на мой взгляд, несколько спекулятивное качество?

- Это выражение всей нашей культуры, т.е. та боль, горечь или счастье, которые преломляются в нашем музыкальном опыте. То же происходит и в других странах. В Португалии - это фаду, в Испании - фламенко, а в России... вы, кажется, называете это шансоном?...

...русским шансоном. Но если все-таки вернуться к blues feeling, зависит ли оно от национальных, либо расовых признаков, географических или социальных факторов?

- Разумеется, зависит, и в этом смысле аутентичный корневой блюз, например из Миссисипи, всегда был музыкой черного человека со всеми его расовыми, социальными, бытовыми и просто личными проблемами.

Т.е. криком его души?

- OK, но именно в Америке, потому что, например, в карибских странах или Латинской Америке черные не играют блюз.

И, следовательно, блюз, по-вашему - это географическое понятие и, до некоторой степени, историческое?

- Америка является уникальной страной в том смысле, что в ней никогда не было культурных и религиозных предрассудков, а теперь нет и расовых, и это позволят людям выражать себя так, как им хочется в пределах своих возможностей.

От первых одиночек с гитарами, которые шагали по проселочным дорогам, распевая блюзы, этот жанр эволюционировал до современных концертных форм, профессиональных исполнителей и множества стилистических разновидностей. Что приобрел или, наоборот, потерял блюз в процессе этой эволюции?

- Блюз ничего не потерял, потому что его основа, его суть и его правда заключены в самых сокровенных, искренних и естественных человеческих чувствах. И если они уйдут из этой музыки, она просто перестанет быть блюзом. А приобрел он, само собой, современное звучание и какие-то новые формы исполнения. Но важным является то, что не только блюз влияет на джаз, рок, фанк и популярную музыку - по сути, вся американская музыка, кроме классической, основана на блюзе - но и эти жанры влияют на него в обратную сторону. В этом смысле блюз все время что-то приобретает... 

... в том числе имидж так называемой массовой культуры, поскольку, принимая участие в подобных "пивных фестивалях" или других проектах на "большой сцене", блюзмены неизбежно попадают под пресс шоу-бизнеса. На мой взгляд, это противоречит самой природе блюза. Ощущаете ли Вы и Ваши коллеги этот пресс или предпочитаете не замечать его, а может быть, удается остаться свободным?

- В этом вопросе моя позиция отличается от других блюзменов, поэтому я могу говорить только как Джерри Рикс. Я как раз не чувствую на себе влияния шоу-бизнеса или просто игнорирую это влияние. Сегодня я могу выступать на большой сцене или на стадионе, а завтра сделать тур по придорожным закусочным. В Европе, например, я играл в оперных театрах, ресторанах, клубах и уличных переходах, так что я чувствую себя совершенно свободным. Для меня такие понятия, как блюзовый концерт, а тем более фестиваль - это что-то несовместимое, и поэтому я продолжаю играть так, как играю уже 45 лет. Кстати, в первый раз я приехал в Россию, когда еще не было никаких блюзовых фестивалей, и играл вместе с джазменами.

С чем и поздравляю! А теперь хочу обратиться к рок-н-роллу, который является наследником блюза и включает в себя, помимо прочего, его музыкальные элементы. Дело в том, что рок-н-ролл принес с собой множество негативных явлений, разрушающих человеческую личность: алкоголь, наркотики, сексуальную распущенность, повышенную агрессивность, коллективный психоз и т.д. Но, быть может, подобного рода дурман изначально был заложен в блюзе и просто не проявлялся до поры до времени?

- Наверное, поведение публики по отношению к любой музыке, кроме, может быть, классической, всегда имеет две стороны. Если люди являются фанатами, они обычно сопровождают свою любовь всякими негативными штуками. Я думаю, что наркотики или алкоголь не обязательно должны быть непременными спутниками даже рок-музыки, не говоря уж о блюзе. К сожалению, в эпоху развития рок-н-ролла именно белые придали ему такие черты, какие хотели видеть сами. Человек, который хочет колоться или пьянствовать, все равно будет это делать, независимо от своих музыкальных вкусов. Можно вспомнить, например, русского композитора Мусоргского, которого доконало пьянство. И т.д. В общем, подобные пристрастия отнюдь не являются блюзовой традицией (улыбается).

Хорошо, тогда подойдем к блюзовой традиции с другой стороны. Считается, что джаз, ритм-энд-блюз, рок-музыка и все прочие ответвления опираются на эту самую традицию. Критики, да и сами музыканты любят это подчеркивать, сопоставлять или противопоставлять: дескать, такой-то вышел из того-то и того-то, его корни там-то и там-то... и т.д. Но бывают ли исключения? Можно ли, например, назвать Фрэнка Заппу блюзменом или рокером, а может быть, джазменом?

- Его можно называть кем угодно, но его музыка - это музыка Фрэнка Заппы.

Ну, а музыка Джерри Рикса - это, наверное, прежде всего, музыка Джерри Рикса?

- Нет. Моя музыка - это музыка черных американцев. Я всего лишь маленькое звено, носитель этой музыки, так что моя роль не так уж велика - просто частица этой культуры.

Но вряд ли носитель одной из модификаций современного блюза - веселого, праздничного, жизнерадостного - как это написано в информации о Ваших коллегах из "Roomful Of Blues".

- Такая жизнерадостность - всего лишь ритм и может быть, инструментальный саунд, а слова остаются все теми же, что и сто лет тому назад. Только в 20-х годах прошлого века черный человек просыпался и ехал на работу на своем муле, а сейчас едет на мерседесе. Это всего лишь декорации, но не чувства, а вот "моя женщина ушла к другому" - это всегда. Кстати, что означает блюз лично для вас, и почему вы курите "Приму"? Это такое барахло! Когда нет другого выбора - еще можно понять...

Хм... Для меня одно из проявлений блюза - это сигареты "Прима", которые соединили нас в этой беседе. Вообще-то я выбрал их, чтобы отличаться от большинства курящих жителей России... 

- В этом я вижу разницу между нами: у вас позиция бунтаря, а я просто предпочитаю хороший табачный запах.

Геннадий Сахаров,
Екатеринбург

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service