ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 44
2003

Советский джаз в Бостонском университете
Уже шестую осень Колледж изящных искусств Бостонского университета встречает гостей из России - музыкантов и искусствоведов. По осени здесь проводятся Фестивали российской культуры, включающие мастер-классы и лекции, концерты и встречи, дискуссии и просто дружеское общение. В ответ в мае-июне профессора и студенты Бостонского университета приезжают в Москву и Санкт-Петербург, где происходит мероприятие такого же рода. Все это называется "Образовательный мост", а затеяла и осуществляет этот проект бывшая ленинградка Людмила Лейбман - уникальный пример музыковеда отечественной школы, состоявшегося как профессор американского университета. Добровольно взвалив на свои хрупкие плечи неимоверно хлопотную задачу, каждый год с трудом "выбивая" на эти фестивали гранты, она организует массу интереснейших событий и контактов. В программы проекта преимущественно входит современное и классическое искусство "академического" направления, но находится место и джазу. 
В отличие от других известнейших учебных заведений Бостона (Колледж Беркли, Консерватория Новой Англии, Массачусетский технологический институт, Гарвардский университет, Северо-восточный университет и др.), в Бостонском университете нет джазовой специализации на музыкальном факультете, но джаз здесь любят и изучают. Глава музыковедческого отдела, профессор Джереми Юдкин, хотя и является известным медиевистом, но периодически читает курсы, посвященные творчеству Луи Армстронга и Майлса Дэйвиса. Во время бурного обсуждения в печати только что появившегося в США телесериала "Джаз" (я в тот момент как раз была на стажировке на джазовом отделе Консерватории Новой Англии) он выступал в дискуссии как один из авторитетных музыковедов. Среди лекций, которые он читал в рамках "Образовательного моста", была лекция о Луи Армстронге в Московской консерватории в 2001 г. и лекция о творчестве Майлса Дэйвиса 1960-х годов в Московском университете культуры в 2002 г., которую мне довелось организовывать и переводить. 
И вот теперь - мой ответный визит с лекцией о джазе в СССР. Конечно, интересует наш ранний джаз, практически неизвестный в США, конечно - в связи с зигзагами нашей политики в отношении джаза. Уже имея некоторый опыт в коротких выступлениях на семинарах в Бостоне, тщательно готовлюсь: тезисы лекции с датами и именами, несколько страниц фотографий должны быть у каждого слушателя на руках. Делаю запись старой музыки на кассету - Цфасман, Варламов, Утесов... Получаю добрые советы и напутствия Алексея Николаевича Баташева и - come on. Ужасно волнуюсь - это моя первая лекция на английском, которым я никогда специально не занималась. Мало того, что лекция входит в программу Фестиваля, она вставлена и в цикл лекций, читаемых каждый месяц музыковедами разных вузов. Ничего себе - попасть в программу в окружение профессоров Бостонского и Гарвардского университетов!
Некоторые шероховатости языка компенсирую удивительными фактами (а нашей джазовой истории их не занимать) и очень личными эмоциями. Все-таки моя мама в конце 1920-х играла в школьном "шумовом" оркестре, ее сестру выгоняли из комсомола за увлечение "буржуйской музыкой", мой отец - тромбонист и музыковед, будучи студентом Свердловской консерватории (и там же - учеником Валентины Джозефовны Конен) руководил в конце 1940-х - начале 50-х джаз-оркестром в кинотеатре и получал за это "по полной программе". Кстати, отец Людмилы, адмирал, рассказал мне прямо перед лекцией, что слышал в Магадане в 1951 году, когда участвовал в проектировании порта в тех краях, выступление Эдди Рознера в местном клубе. Какая советская семья не жила рядом с джазом!
Лекция прошла прекрасно, сверх всяких ожиданий. Еле хватило мест в аудитории, пришли даже российские студенты с других факультетов. Кто-то из семей наших бывших взял материалы, чтобы показать их родичам - ведь это их детство и юность. Была масса вопросов и оживленное обсуждение. В общем, я ощутила "чувство глубокого удовлетворения и законной гордости".
Теперь немного о других бостонских джазовых впечатлениях. Джаз там можно услышать во множестве мест, начиная от знаменитого "Симфони-холл" и престижного клуба "Реггатта-бар". Я была на этот раз в Бостоне всего неделю (в отличие от восьми месяцев прошлого визита), и, конечно, прежде всего пошла в "свою родную" Консерваторию Новой Англии. Ее основной концертный зал "Джордан-холл", который младше самой консерватории почти на 40 лет, отмечает в этом году свое столетие целым рядом концертов всех факультетов, включая джазовый. К сожалению, уже прошел концерт с участием самых уважаемых "мэтров" факультета - Гюнтера Шуллера, который этот факультет и основал, а также Джорджа Расселла, в этом году отмечающего свое 80-летие. Как мне рассказывали, Шуллер, приверженец "третьего течения", опять поразил всех своей фантазией в сочинении, где попеременно выходили на первый план джазовый и академический ансамбли. Я попала на концерт отделения Современной импровизации, которым руководит неподражаемый пианист Рэн Блейк. Здесь, как всегда, было все вперемешку, в разных жанрах, и очень много фольклорных элементов - ансамбли балканской и еврейской музыки, сочинения итальянских, французских композиторов и т.п. Вместе со студентами играли профессора (одновременно исполнители и музыковеды), у которых я слушала курсы - вулканического темперамента универсальный музыкант, ведущий 11 предметов Ханкус Нетски, и очень тонкий и интеллигентный гитарист, играющий на инструментах разного типа, в том числе старую афро-американскую музыку - Скотт Сэндвик. Попала я и на концерт профессорского джазового трио, возглавляемого моим бывшим "шефом", саксофонистом Алланом Чейзом. Он играл с гитаристом Джоном Дамианом и басистом Бобом Ниске. Это была джазовая классика, очень добротный "белый" джаз.
Программы бостонских концертных залов и клубов, конечно, вызывают учащенное сердцебиение. Они включают концерты ансамблей Сонни Роллинза, Маккоя Тайнера, Ахмада Джамала, Дейва Брубека и многих других звезд. Оставалось утешаться тем, что мне их уже посчастливилось послушать в прошлый приезд. Буду надеяться, что и эта неделя не будет последней. Я для этого очень старалась. 

Зинаида Карташева
музыковед

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service