ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 44
2003

Джазовая осень в Томске
Осень в Томске ознаменовалась некоторыми джазовыми событиями, большими и не очень. 
Фактически джазовый сезон открыли 13 октября молодые парни из Германии, а точнее - из Мюнхена, объединившиеся в "Summit Jazz Orchestra" (или "Большой Баварский джазовый оркестр", как было прописано в местной рекламе). Концерт состоялся в Большом концертном зале. Сибирский рейд оркестра проходил в рамках общероссийского года Германии в России. Коллектив оказался интересным не только сочетанием молодости и высокого профессионализма, но и тем, что каждый музыкант (за исключением бас-тромбона) показал себя прекрасным импровизирующим солистом (и не единожды на протяжении концерта). Особенный "кайф" публика получала от импровизаций пианиста, который оказался настолько застенчив, что сидел спиной к зрителям - и только кое-как, уже в конце вечера, силами оркестрантов и зрителей удалось уговорить музыканта показать свое физическое лицо. 
В составе оркестра оказались два джазмена, знакомых любителям музыки по прошлым выступлениям на томских подмостках: бывший сибиряк Андрей Лобанов (труба) и Норберт Эммингер (тенор-саксофон), запомнившийся выступлением на состоявшимся нынешним летом джазовом марафоне (тогда он играл, и весьма впечатляюще, на баритоне). В программе оркестра были самые разнохарактерные произведения - от Кармайкла до Колтрейна. Весь материал объединяла современная аранжировка (в основном Хэрби Хэнкока и Боба Брукмайера) и блестящее исполнение, хотя в отдельных пьесах и излишне жесткое. Слушатели очень тепло приняли выступление незнакомого доселе коллектива и после заключительного аккорда бросились получать автографы (особенно девицы). Я ожидал, что в "Полном джазе" появятся какие-либо отклики на выступление этого оркестра, ведь он концертировал и в других сибирских городах. 
23 октября в концертном зале центра культуры Томского государственного университета прошло чествование бывших музыкантов старейшего томского джазового оркестра "ТГУ-62": Михаила Иштуганова, Виктора Аракчеева, Владимира Захарова (ныне директора центра) и солистки Натальи Королевой. Вечер прошел в очень теплой домашней обстановке с массой комплементов и музыкальных посвящений в адрес юбиляров, внесших в свое время ощутимый творческий вклад в становление и популярность оркестра. Разумеется, все происходило в джазовых ритмах, очень динамично, без нудных, затянутых славословий, как это иногда бывает в подобных случаях.
А 29 октября в Большом концертном зале состоялся вечер памяти известного в Томске музыканта, пианиста Дмитрия Ерилова, внезапно скончавшегося 15 сентября. Дмитрий вел активную джазовую жизнь, особенно в 80-х годах, принимая участие во многих джазовых фестивалях. Затем преподавал в местном музыкальном училище по классу рояля. На вечер собрались друзья и поклонники музыканта. Выступали музыканты самых различных жанров. К сожалению, стремление устроителей вечера включить в программу всех и вся привело к затянутости программы, ее неравнозначности по уровню исполнения, что живо напомнило атмосферу первого тура какого-нибудь смотра художественной самодеятельности советских времен.
В один из последних дней октября в одном из читальных залов университетской библиотеки была открыта фотовыставка, посвященная, как написали в местной прессе, "отцу-основателю" джаза - Луи Армстронгу. Материалы выставки присланы отделом культуры посольства США, которое, по слухам, планирует провести подобные мероприятия по всей России. 
31 октября томское отделение Газпромбанка в том же Большом концертном зале устроило "междусобойчик" по случаю своего 10-летия, пригласив в качестве юбилейного пряного блюда американского саксофониста Ричи Коула, успешно гастролировавшего у нас в Томске некоторое время назад, о чем я писал в "Полном джазе". Джазмен выступал в сопровождении томского оркестра "Фанаты джаза" и сборного сибирского квартета: Алексей Подымкин - рояль (к моему личному сожалению, теперь уехал в первопрестольную), Асхат Сайфуллин - бас, Сергей Кушилкин - барабаны и Андрей Бирюков - перкуссия. 
По стечению обстоятельств мне не удалось побывать на выставке и на концерте, поэтому личные впечатления отсутствуют.
Зато 27 ноября, опять же в Большом концертном зале, слушал "Джазовые посиделки" с участием джаз-оркестра ТГУ-62 и новосибирского маэстро-бэндлидера Владимира Толкачева. Программа была посвящена исключительно "Великому Дюку", как было обозначено на рекламном щите. Господин Толкачев, прибывший из Новосибирска за несколько дней до концерта, плотно поработал с оркестром, что самым блестящим образом сказалось на общем звучании прославленного коллектива. За дирижерский пульт попеременно вставали художественный руководитель ТГУ-62 (по совместительству начальник томской городской культуры) Аркадий Ратнер и Толкачев с неизменным альт-саксофоном на шее. Вечер начал чарующими звуками "Solitude"один из старейших участников бэнда клавишник Евгений Миронов, пока рассаживались оркестранты. Затем оркестр грянул "Take The A Train" и понеслось путешествие по репертуарным страницам действительно Великого Дюка... Поразили нестандартные и незаезженные аранжировки знакомых мелодий, которые лились одна за другой: "The Star-Crossed Lovers", "Satin Doll", "In A Sentimental Mood", "Perdido", "C-Jam Blues", "Mood Indigo", " I Let A Song Go Out Of My Heart"... и, конечно, неизменный "Caravan". В нескольких пьесах солировал сам маэстро Толкачев, максимально приближаясь к передаче звучания альт-саксофона незабвенного Джонни Ходжеса. И это ему почти удавалось, хотя в точности повторить индивидуальный "сексуальный" звук великого "Кролика" практически невозможно. Прозвучали и две вокальные вещи. Два юных создания из детского ансамбля "Рэгтайм", Марина Хакимова и Ольга Подгорная, как и соответствует, мягко исполнили "In A Mellow Tone". А одна из взрослых наставниц этого ансамбля Ирина Абушаева пропела всегда выигрышную и лиричную "Don't Get Around Much Anymore". 
В целом музыканты бэнда старались передать атмосферу звучания оркестра Эллингтона, воспроизводя богатую тональную палитру, заложенную в произведениях великого маэстро. Великолепно звучали тутти оркестра, слитно и четко произносили музыкальные фразы каждая духовая секция оркестра, грамотно подчеркивала непрерывный свинг ритм-группа... Чувствовалась большая и напряженная репетиционная работа, проведенная Аркадием и Владимиром для получения высокого результата. Публика, понятное дело, очень тепло принимала каждый номер, посвистывая и повизгивая от удовольствия.
Разумеется, не все было идеально, погрешности всегда можно найти, ведь нет предела совершенству, к нему можно стремиться бесконечно. Ратнер пока наибольшее значение придает ансамблевому звучанию оркестра, и в недрах оркестра очень мало солистов-импровизаторов, которые могут оторваться от нотных строчек, хотя задатки проявляются у тромбониста Егора Быкова, саксофонистов Валерия Кинева и Игоря Новицкого. Всегда прекрасно и лирично звучит соло гитариста Олега Качанко. В то же время, постоянно вводя в состав оркестра молодежь, Аркадий Ратнер, возможно, ищет музыкантов, обладающих свободным импровизационным даром. 
Такие джазовые посиделки мыслятся сделать традиционными и оркестр уже готовится через пару месяцев показать программу, навеянную репертуаром Гленна Миллера. Безусловно, это полезно для творческого совершенствования музыкантов, а главное, любители музыки вновь прикоснуться к десятилетней эпохе больших свинговых оркестров, к ее не стареющим мелодиям и ритмам.
Вот такая осень выдалась на джазовой сцене нашего города. А сегодня на дворе декабрь, -35 по Цельсию, но на душе тепло от ожидания новых встреч с любимой музыкой.

Валерий Рыбаков
Томск 

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service