ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница
Выпуск # 47 (238) - 24 декабря 2003 г.
Следующий выпуск: 14 января 2004 г.
Оглавление выпуска:
Слово к читателям
Мне уже в шестой раз доводится поздравлять наших читателей и авторов с Новым джазовым годом. Это приятно. Очень приятно. Могли ли мы в конце 1998-го, когда начали делать внутри портала "Джаз.Ру" еженедельный журнал "Полный джаз" (впрочем, тогда еще безымянный - просто "Обзор джазовой жизни"), предполагать, что журнал будет стабильно выходить пять лет подряд и, перейдя на шестой год своей работы, не будет проявлять признаков потери стабильности? Вряд ли. Время тогда было такое, что загадывать далеко вперед было как-то странно. Впрочем... а разве время изменилось? Изменились, так сказать, факторы риска, но изменились в частностях - а главное осталось: мы по-прежнему живем в России, стране страстной, малопредсказуемой, не слишком счастливой, но стремящейся к счастью, пусть парадоксально и беспорядочно. Но самое главное, что в этой стране по-прежнему есть люди, понимающие, ценящие, знающие сложные музыкальные формы и непростые музыкальные языки. Шире - воспринимающие не только массовую, утилитарную культуру, но и те разновидности человеческого творчества, для восприятия которых нужен собственный духовный труд, иногда - усиленный. Еще шире - умеющие и желающие не только глотать, но и жевать. И очень радостно, что люди эти, как правило, не зацикливаются на одном каком-то виде искусства (музыкального в том числе), но стараются непрерывно расширять свой, так сказать, эстетический кругозор. Именно эти люди - наша аудитория, наши авторы и читатели. Радостно и от того, что эти две основные категории, из которых состоит аудитория "Полного джаза", не изолированы друг от друга, а зачастую плавно друг у друга перетекают. Читатели вдруг (но совершенно закономерно) становятся авторами, а авторы проявляют себя как заинтересованные и усердные читатели. Это значит, что предмет нашего интереса - искусство музыкальной импровизации - продолжает глубоко волновать их. И это - радостно.
Но еще более радостно, что в нашей аудитории все больше людей, которые, быть может, пока что не знающие это искусство так уж глубоко и подробно, как аудитория "с опытом", но горячо и искренне стремятся узнать его, научиться ценить, разбираться, понимать. Аудитория растет. Анализируя цифры посещаемости портала (и, в том числе, "Полного джаза", стабильно держащегося в первой тройке самых посещаемых ресурсов "Джаз.Ру"), я вижу это каждый день. Почти каждый день встречаю новых завсегдатаев в нашем чате "Разговоры о джазе", ставшем в последние месяцы настоящей кузницей авторских кадров "Полного джаза". И это не может не радовать.
Да что там греха таить, в моей собственной жизни практически все новое, яркое и важное в последние годы связано именно с "Джаз.Ру". И мне очень приятно встретить вот уже шестой Новый год с нашей аудиторией, с нашими авторами, с нашими читателями.
С Новым годом вас, друзья. И всего вам самого джазового!

Кирилл Мошков,
редактор "Полного джаза"

Как это было
в Москве
Аирто Морейра, Билли Кобэм3-6 декабря в "Ле Клубе" играл новый проект великого джаз-рокового барабанщика Билли Кобэма - Culture Mix. "Смесь культур" включала три очень крупные фигуры из истории джаз-рока - басиста Виктора Бэйли (экс-Weather Report и Zawinul Syndicate), перкуссиониста Аирто Морейру (экс-ансамбль Майлса Дэйвиса, Weather Report, Return To Forever) и самого лидера, Билли Кобэма (экс-Mahavishnu Orchestra, ансамбль Майлса Дэйвиса, Spectrum). Благодаря этому коллектив можно назвать если и не мировой сборной по джаз-року в его классических формах, то, во всяком случае, мировой сборной ритм-секцией фьюжн, потому что все три ветерана и мастодонта относятся именно к этой категории музыкантов.
Билли Кобэм и Виктор Бэйли
Уилберт ДжиллКроме того, в ансамбле присутствовал знакомый по предыдущим приездам Кобэма в Россию датский гитарист Пер Гаде (изрядно прибавивший в классе игры за последние годы), мастер игры на стил-пэне (карибском ударном инструменте, представляющем собой стальной котел с многочисленным выпуклостями на внутренней поверхности, удар по каждой из которых дает звук определенной высоты) Уилберт Джилл и живущий в Швеции испанский клавишник Маркос Убеда.
Маркос Убеда и Аирто Морейра
В отличие от многих других проектов, которые Кобэм привозил в последние годы (а он, пожалуй, из всех звезд джаз-рока появляется в Москве наиболее часто), Culture Mix представил не набор драйвовых и классно сыгранных простеньких блюзовых попевок на фанковой ритмической основе, а широкую программу разностилевых, гармонически и динамически богатых, протяженных, насыщенных непростыми туттийными эпизодами и сменами ритмических фактур композиций, часть из которых была написана не самим Кобэмом, а музыкантами ансамбля (особенно запомнились композиции Маркоса Убеды). 
Виктор Бэйли и Пер ГадеВпечатляющей краской в музыке ансамбля были полиритмические пласты, развиваемые совместной игрой Кобэма и выдающегося перкуссиониста Морейры - вообще говоря, перкуссионистов такого уровня (а Аирто Морейра, безусловно, представляет высочайший в мире уровень игры на бразильской перкуссии) в России бывало немного.
Впрочем, все были хороши. Смачные, яркие соло Гаде; изящный, нежный, приятно будоражащий звук стил-пэна Джилла; надежный, упруго пластичный бас Бэйли; бескомпромиссно агрессивные барабаны Кобэма; многослойные, но очень логичные клавишные Убеды... Пожалуй, это был один из лучших джаз-роковых проектов, приезжавших в Россию в последнее время - наряду с группой Виктора Бэйли.

Константин Волков

"Джазовые голоса": мэтры и начинающие

Джей Ди УолтерПо давней (теперь уже) традиции декабрь в Москве - время международного фестиваля "Джазовые голоса". Вот и в этот - уже девятый! - раз перед московской публикой прошло дефиле лучших, на взгляд организаторов фестиваля, вокалистов из разных уголков нашей страны. Зарубежье, как ближнее, так и дальнее, представляли гости фестиваля: американец Джей Ди Уолтер и вокальный ансамбль ManSound из Киева. Подиумом (читай - основной концертной площадкой) в этом году был выбран зал Центрального Дома Художников. Однако программа и участники фестиваля отнюдь не стали парадом разных, но равных по профессиональной подготовке индивидуальностей. Скорее, действо походило на череду выступлений талантливых и дерзких, маститых и звездных, а также молодых (и только пробующих свои силы) вокалистов.
Алина Енгибарян"Показ" открывала 10-летняя вокалистка Алина Енгибарян из Ростова-на-Дону. Несмотря на юный возраст, ее никак нельзя отнести к группе пробующих свои силы. Алина уже много раз была участницей различных джазовых фестивалей, а в апреле нынешнего года даже выступала в концертном зале "Россия" на юбилейном концерте мастеров джаза, посвященном 60-летию Анатолия Кролла. Отсюда, видимо, и в меру раскованная манера девочки держаться на сцене, и уже дающий первые побеги артистизм, и даже задатки "шоу-вумэн" в общении с публикой. Представленная Алиной программа была обширна, включала как стандарты, так и современные композиции, и была воспринята умиленной публикой "на ура". И хотя в исполнении Алины еще слышны некая "детскость" тембра и "заученность" в вокальных приемах (куда без этого в десять-то лет?), порой ей удавалось заставить зрителей забыть, что перед ними настолько юная певица, и услышать зрелые, запоминающиеся интонации. Это происходило в тот момент, когда голос Алины спускался в нижний регистр и (как неожиданное дополнение в стандартном покрое платья), пожалуй, именно это больше всего привлекало внимание к ее выступлению. Если вокал Алины Енгибарян будет развиваться именно по этому пути, российская джазовая сцена со временем может приобрести еще одну запоминающуюся индивидуальность. И еще: пожалуй, Алине следовало бы выступать уже с более маститыми музыкантами, чем коллектив педагогов из ее родной музыкальной школы им. Кима Назаретова, которых она уже, увы, переросла. 
Марина БердниковаЧто нельзя было сказать о составе, с которым выступала вокалистка Марина Бердникова (Краснодар) на второй фестивальный день. "Pro Light Group" порадовал профессиональной игрой и интересными соло. Очень органично прозвучала гитара Анатолия Буйленкова, как в сольных фрагментах, так и в дуэтах-перекличках с вокалом Марины. Как это обычно бывает с людьми, пришедшими в музыку длинным путем, Марина (по образованию медик) ощущает себя на сцене безмерно счастливым человеком. Что передается и залу. И даже такие стандарты, как "Summertime", "Girl from Ipanema" или "Besаme mucho", в исполнении лучащейся счастьем Марины Бердниковой вовсе не кажутся надоевшими, заигранными мелодиями, а создают в душе какое-то празднично-лучистое настроение, порой удивляя нестандартным подходом к развитию темы. 
ManSoundКульминацией всего фестиваля, безусловно, стало выступление известной уже не только в нашей стране группы ManSound из Киева. Ведущий концертов Александр Эйдельман с гордостью отметил, что именно фестиваль "Джазовые голоса-97" впервые представил московской публике этот ансамбль. С тех пор состав группы не раз менялся, а название ManSound стало известно во многих странах мира. И не только название. "ManSound" - это крепко сплетенный клубок великолепных голосов, профессиональных и оригинальных аранжировок, необыкновенно слаженного ансамблевого исполнения и непременного драйва, будь то джаз, или попурри из украинских народных песен, или даже русская "Дубинушка". 
Владимир Сухин (ManSound)Конечно же, организаторы "Jazz Voices" вряд ли будут "поднимать планку" для своих участников до уровня ManSound. Но все же хочется на следующем, юбилейном, фестивале услышать больше исполнителей, достойных звания "Джазовый голос". И чтобы сам фестиваль стал бы не только хорошей "площадкой для старта" для молодых вокалистов, но и достойным пристального внимания знатоков и публики парадом ярких и запоминающихся индивидуальностей.

Светлана Аввакумова

 

Motion Трио в "Доме": "Yo, DJ, двинь-ка мехом!" 

Motion TrioВ "Доме" опять выбросили импортный дефицит, на добычу которого толпами устремились сознательные сограждане. Что дают? Мелодии и ритмы зарубежной эстрады. Да-да, разумеется, дружественной нам эстрады стран бывшего соцлагеря. Что играют? Музыку, конечно. Очень правильную, понятную пролетариату музыку. А вы чего хотели? Всяких "ум-ца, ум-ца" загнивающего капитализма? Сэмплеров? Секвенсоров? Диджеев новомодных? Откуда слов-то таких нахватались! 
Хотя... Что ж, если народ хочет диджеев, будут ему диджеи. Но играть они все равно должны на идеологически верных инструментах, близких сердцу рабочего человека. Например, на аккордеонах. Вот такая тусовая вечерина и имела место в "Доме" третьего декабря. 
А если отставить шутки в сторону, вот что получается. Motion Trio - Януш Войтарович, Павел Баранек и Марцин Галозин, - будучи широко известны и у себя на родине, и далеко за ее пределами, к сожалению, до сих пор еще не имели возможности лично порадовать российского слушателя. Тем не менее на концерте в культурном центре "Дом" был аншлаг. Причем, публика наблюдалась весьма разношерстная: от продвинутых подростков и до интеллигентного вида старушек. После традиционного вступительного слова Николая Дмитриева на сцене появились трое молодых людей в темно-серых костюмах, напоминающих летную форму, и стильных черно-белых кроссовках. Собственно, внешний вид исполнителей сразу задал тон всему выступлению. С первых же нот стало ясно, что скучать не придется. Против ожиданий публики, вместо традиционных для аккордеонного исполнительства танго, французских вальсов или западнославянской этники аудио-пространство "Дома" вдруг заполнили звуки, возможность произведения на свет которых большинство меломанов до сих пор относило исключительно на счет электронных музыкальных инструментов. Не тут-то было! 
Motion TrioДействительно, специфика аккордеона такова, что при кажущейся ограниченности клавиатуры механизм переключения регистров делает диапазон этого инструмента практически уникальным по своей широте - от суб-басов и до запредельно высоких нот. Кроме того, аккордеон наряду с органом как ни один другой инструмент удобен при исполнении полифонических композиций. Условно говоря, средствами трех аккордеонистов здесь можно достигнуть такой плотности и насыщенности полифонической ткани, что для ее живого акустического воспроизведения, скажем, на обычных клавишных инструментах понадобилось бы чуть ли не вдвое большее количество музыкантов. Нужно отметить и наличествующую у участников трио совершеннейшую технику владения инструментами. Все это, грамотно подзвученное средствами обычных микрофонов, было поставлено на службу искусству создателем коллектива и автором большинства исполняемых Motion Trio аранжировок Янушем Войтаровичем. Но при этом упор был сделан не на академическую полифонию, а на стилистику электронщиков 1970-80-х годов, таких, как, скажем, Tangerine Dream - только со значительной танцевальной составляющей. 
Motion TrioВ большинстве своем программа выступления состояла из произведений, вошедших в альбомы "Pictures From the Streets" и "Play Station", которые с небывалым подъемом были на корню раскуплены посетителями концерта тут же, в антракте. Стоит отметить, что все исполненные составом произведения сильно разнились стилистически. Здесь были и более-менее традиционно звучащие композиции, такие как "Тишь", и "электронные" ("Game IV", "Game VI", "UFO"), и даже диско. Лично я пришла в полнейший восторг от цикла композиций под общим названием "Speed", в которых, к своему удивлению, обнаружила знакомые интонации и построения глубоко мною уважаемых нью-йоркцев из Medeski Martin & Wood. Кроме того, публика оценила (что нетрудно было предсказать!) чисто звукоимитаторские, иллюстративные композиции "Поезд" и "Game Over". 
Концерт прошел в атмосфере полного расколбаса: барышни визжали, интеллигентные старушки подпрыгивали на стульях в такт. Что тут добавить? Остается разве что выпить за Новый Год и за единение братских народов в искусстве! 

Анна Филипьева

Что намечается:
московские анонсы
Первый российско-испанский джаз-фестиваль 

Хорхе ПардоИнститут Сервантеса в Москве и компания Gallina Blanca представляют Первый российско-испанский джаз-фестиваль: 23-25 января, Центральный Дом художника

  • 23 января (пятница), 18.00
    Российская программа:
    1. Квартет Якова Окуня (фортепиано), солист - Сергей Головня (тенор-саксофон и флейта).
    2. Владимир Данилин (аккордеон) и "МосГорТрио" в составе: Яков Окунь - (фортепиано), Антон Ревнюк (контрабас) и Александр Машин (барабаны).
    3. Анна Бутурлина (вокал) и квартет Якова Окуня.
  • 24 января (суббота), 18.00
    Испанская программа:
    1. Фламенко-джаз. Хорхе Пардо (саксофон и флейта), Исаак Турьенсо (фортепиано).
    2. Концерт-посвящение "Думая о Тете Монтолью" исполнит трио Исаака Турьенсо в составе:
    Исаак Турьенсо (фортепиано) 
    Орасио Фумеро (контрабас) 
    Пир Виборис (барабаны) 
    Специальный гость - один из создателей стиля фламенко-джаз Хорхе Пардо (саксофон и флейта). 
  • 25 января (воскресенье), 18.00
    Джем-сешн участников Первого российско-испанского джаз-фестиваля.

Координатор испанской программы - Исаак Турьенсо
Координатор российской программы - Михаил Грин
Генеральный спонсор фестиваля - компания Gallina Blanca

Билеты - в кассах ЦДХ (Крымский вал, 10/14, проезд: м. "Парк Культуры" или "Октябрьская", 15:30 - 20:00).

Новые альбомы
В декабре вышел новый альбом клавишника и композитора Вячеслава Горского "Exotic Life". Кроме трио самого Горского (Алексей Лебедев - бас-гитара, Руслан Капитонов - ударные, Вячеслав Горский - фортепиано и синтезатор), в записи в качестве приглашенных звезд приняли участие вокалист, клавишник и перкуссионист Сергей Манукян, валторнист Аркадий Шилклопер (на записи он играл на флюгельгорне), саксофонист Олег Киреев, Владимир Лазерсон (волынка), вокалисты группы ManSound из Киева, Юрий Расновский (гитара) и даже сын Горского - Игорь. Запись и сведение были выполнены известным звукорежиссером Андреем Пастернаком в студии "Турне" "Мы с успехом показывали материал этого альбома на международном джаз-фестивале в Тюмени 10-13 декабря", рассказывает Вячеслав Горский. "Там я подружился с потрясающим французским скрипачом Дидье Локвудом. Приятно было от него услышать комплименты по поводу этой музыки".
Альбом "Exotic Life" - спонсорский проект трех компаний: "Petrolang", "Индийский дом" и дистрибьюторской фирмы "Синтез Дистрибьюшн", через которую этот альбом можно заказать по e-mail: sintez_distribut@g23.relcom.ru.
Новые релизы:
в продаже 
с 23 декабря (США)
  • Corina Bartra: Travelog, Orchard 803155 
  • Heather Bennett: Suite Talk, Orchard 803148 
  • Duke Ellington: Jukebox Hits: 1941-1951, Acrobat (Hepcat) 4021 
  • Earl Hines/Marva Josie: Jazz Is His Old Lady and My Old Man, Acrobat (Hepcat) 4018 
  • Al Hirt: Hot N' Spicy, Varese 061372 
  • Elvin Jones: Brother John - переиздание, Quicksilver 4001 
  • Gene Krupa & His Orchestra: Hot Drums - переиздание, Quicksilver 5050 
  • Arnie Lawrence: Renewal - переиздание, Quicksilver 4023 
  • Ted Lewis & His Band: 1929-34, Timeless 74 
  • John Modlin: Paradiso, Orchard 803171 
  • Bennie Moten's Kansas City Orchestra: Okeh Sessions Plus Victor Alternative Takes, Cygnet 1004 
  • The Necks: Drive By, Morphius 176 
  • Larry Vuckovich: City Sounds, Village Voices - переиздание, Quicksilver 402

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!!

© "Полный джаз", 1998-2003
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Константин Волков,
Светлана Аввакумова,
Анна Филипьева,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
Анна Филипьева,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service