ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #14 (24) - 14 апреля 1999 г.
Слово
к читателям
Трудно точно сказать, как именно делается история. Писатель русский знаменитый, Лев Николаевич Толстой, намекал, что история состоит из совокупности мелких частных устремлений отдельных лиц. Иногда с этим хочется согласиться. Ну никак иногда не получается вывести какие-то закономерности развития, когда начинаешь с историей этого развития знакомиться подробно. Приведем пример, мало относящийся к джазу: как вы думаете, кто из персонажей т.н. русского рока был наиболее известен на Западе в начале perestroyka? Никогда не догадаетесь. "Африка". Помните мальчика, который играл главную роль в фильме "Асса"? Он вообще не музыкант и практически не певец, но зато он немного говорил по-английски и очень любил тусоваться с приезжавшими в Ленинград зарубежными корреспондентами. В результате, не создав практически никакой объективной ценности - музыки, записей, песен - он получил весьма широкую известность.
Переходя ближе к нашей тематике: та история отечественного - да, уверен, и мирового - джаза, которую мы знаем, совсем не соответствует (или соответствует в очень небольшой степени) той картине, которая существует в каждый отдельный день в головах участников этого процесса. Попадание или непопадание того или иного человека, события, артефакта в историю зависит не столько от объективной ценности оного, сколько от того, насколько хорошо он был подан в масс-медиа и вообще имел ли со средствами массовой информации какие-либо отношения. Имел ли он верных поклонников, и если да - то каких: собутыльников, которые его в конце концов споили и погубили; меценатов, плативших за его студию и инструменты; или энтузиастов-бессребреников, проталкивавших повсюду своего кумира на голом энтузиазме. Ссорился ли с людьми, от которых зависело поставить его в программу какого-нибудь важного концерта, или пил с ними водку и дружил семьями. Наконец, думал ли он вообще о своем продвижении или (что особенно свойственно отечественным музыкантам) был уверен, что талант сам пробьет себе дорогу и когда-нибудь он сам как-нибудь сам собой раскрутится.
Увы, в отличие от коллег на Западе, многие отечественные джазовые музыканты совсем не осознают ценности контакта со средствами массовой информации. Больше того, даже и не интересуются оными вообще. Больше года уже выходит журнал "Jazz-квадрат", который, хоть и печатается в Минске, очень даже распространяется в Москве. И до сих пор то и дело слышишь от музыкантов: "у-у, какой журнал... никогда не видел..." Год прошел! А мы все ленивы и нелюбопытны, и все надеемся, что на нас, таких скромных, люди как-нибудь сами собой придут посмотреть...
Не хочется приводить в пример Игоря Бутмана - это с момента начала его активной деятельности в Москве успело уже стать общим местом - но это все-таки пример практически оптимального поведения в отношении масс-медиа. Понятно, что не все могут вести себя столь же активно, но, ребята, оторвите себя от дивана! Происходит у вас что-нибудь - сообщите знакомым журналистам, если из пяти напишет один - уже хорошо! А не сообщите - не удивляйтесь потом, что никто не пришел на ваш интересный концерт...
Вообще проблема, как сказали бы в советское время, "активной жизненной позиции" - одна из главных в любом виде творчества. В джазе она просто приобретает особенные масштабы из-за того, что жанр находится, по-хорошему говоря, на периферии шоу-бизнеса и инфраструктура (фирмы, агентства, продюсеры, промоутеры и т.п.), столь развитая в других областях, в джазе музыканту помогает мало. В особенности в России. Ну, в самом деле, что за инфраструктура? Один бумажный журнал, один электронный (наш), одна специализированная фирма грамзаписи, пять с половиной клубов, полтора концертных зала и четверть двадцатиминутной телепередачи. Ну да, еще - три радиопрограммы. И все. Так что активность музыканта - залог его процветания. Это мы не к тому, чтобы поучать кого-то, а просто в виде пожелания...!
Как это было
в Москве
13 апреля в Москве открылся фестиваль "Богема Джазз". Как и в последующие дни фестиваля, во вторник прошло несколько концертов на разных площадках, но главным было торжественное открытие фестиваля в Центре искусств "Столица" (Центральный Дом художника)...>>>>

Начатый музыковедом Алексеем Баташевым и импресарио Майей Кочубеевой цикл воскресных дневных джазовых концертов в Московской консерватории 11 апреля представлял публике трио, которое в последнее время балует Москву своими выступлениями - валторниста Аркадия Шилклопера, вокалиста Сергея Старостина и контрабасиста Владимира Волкова. Непривычное дневное время концерта компенсировалось относительно низкой ценой на билеты, так что публика на концерте была; сами музыканты этот концерт, сыгранный без всяких микрофонов, в акустике, оценили очень высоко. О концерте рассказывает наш внештатный корреспондент Ася Мелкумова...>>>>

Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем Денис Перье, американскую вокалистку, которая принимает в этом году участие в фестивале "Богема Джазз". Денис выступала на открытии фестиваля в Центре искусств "Столица" (Центральный Дом художника) в сопровождении группы Анатолия Герасимова и после своего выступления, уезжая на ночной джем в клуб "Бункер Сталина", нашла несколько минут побеседовать с нами и рассказать о себе...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Анатолий Берестов22-25 апреля в Новокузнецке состоится XIV международный джазовый фестиваль "Джаз у старой крепости". Его, как обычно, организует городской джаз-клуб "Геликон" во главе с Анатолием Берестовым (спонсорскую поддержку фестиваля взяла на себя местная фирма "Фобос"). Все концерты фестиваля пройдут в городском Театре металлургов. В них будут участвовать: американский квартет барабанщика Байрона Лэнда с участием его брата - тенориста Роберта Лэнда и пианиста Джина Симмонса, американское же трио - трубач Валерий Пономарев, вокалистка Джанетт Паркер и тенорист Тим Армакост (они будут выступать в сопровождении сибирской ритм-секции ), рижский дуэт пианиста Александра Смирнова и басиста Владимира Родионова и ансамбль "Синдикат" бакинского джаз-рокового пианиста Эльдара Рзакули-заде. Из российских участников - ансамбль "Новое поколение" братьев Дмитрия и Александра Брилей (Москва), два новосибирских ансамбля - квинтет Олега Петрикова и квартет Владимира Тимофеева, а также два местных коллектива - певица Ольга Юшкова, которую будет сопровождать сам директор фестиваля Анатолия Берестов на фортепиано, и "Кузнецкий диксиленд".

Следующая информация получена нами от Владимира Фейертага из Санкт-Петербурга: Театр "Бенефис" и Дом композиторов приглашают всех на научную конференцию "Дюк Эллингтон и европейский джаз" ( в рамках фестиваля "Мы помним Эллингтона"). Конференция состоится 16 и 17 апреля в петербургском Доме композиторов, начало в 12 часов. Участвуют:

16 апреля

А.С.Запесоцкий, профессор, доктор культурологии (СПб) "Проблемы взаимовлияния культур в современном мире"
Е.В.Овчинников, доцент Российской Академии музыки (Москва) "Эллингтон - композитор"
Г.С.Васюточкин, публицист, джазовый критик (СПб) "Довоенное творчество Эллингтона сквозь призму европейского изобразительного натурализма"
Д.П.Ухов, музыковед (Москва) "Крупные музыкальные формы в музыке Эллингтона и эпоха постмодернизма"

17 апреля

Л.Б.Переверзев, музыковед, социолог (Москва) "Христианские мотивы в джазе Дюка Эллингтона"
Ю.Т.Верменич, публицист, джазовый критик (Воронеж) "Гениальные стандарты Дюка Эллингтона"
А.В.Волынцев, журналист (Москва) "Семантика цвета в произведениях Эллингтона"
Г.Д.Сахаров, публицист (Екатеринбург) Г.Д.Сахаров, публицист (Екатеринбург)

Доклады будут выпущены отдельной брошюрой. Организаторам фестиваля кажется, что петербургский форум внесет новую струю в исследование традиционного джаза и творчества Эллингтона.

От редакции: Нам тоже так кажется! Тем более, что в конференции участвуют лучшие люди отечественного джазоведения...

Что намечается: московские
анонсы
Новоджазовый мультиинструменталист Сергей Летов сообщил нам свои ближайшие планы. 16-17 апреля он выступает в Нижнем Новгороде вместе с клавишником Алексеем Борисовым и гитаристом Олегом Липатовым. В первый вечер они будут сопровождать показ немого фильма классика немецкого кино Фридриха Мурнау "Фауст" (1926 г.), во второй - выступят на нижегородском фестивале "Джаз России-99" как инкарнация летовского проекта "Новая Русская Альтернатива".
А в это время
за бугром...
Дюк ЭллингтонДюк Эллингтон в год своего 100-летия посмертно награжден самой престижной в США Пулитцеровской премией. Об этом объявил 12 апреля в Колумбийском университете представитель Пулитцеровского комитета Сеймур Топпинг, прибавив, что Эллингтон "эстетически обосновал принципы демократии в музыке, внеся тем самым колоссальный вклад в развитие искусства и культуры".
Дюк уже выдвигался однажды на присуждение Пулитцеровской премии (в 1965 г., за "Дальневосточную сюиту"), однако тогда комитет заявил, что награждает только за успехи в "серьезной" музыке (к которой джаз не относится). Только в 1997 г. джаз впервые вошел в круг видов искусства, за успехи в которых можно получить эту премию (ее престиж с США сопоставим с престижем Государственной премии в России). Тогда премию получил трубач Уинтон Марсалис за ораторию "Blood on the Fields". В прошлом году премию - так же, как и Эллингтон, посмертно и в связи со 100-летием со дня рождения - получил Джордж Гершвин, вклад которого в развитие джаза неоспорим, но который не является и никогда не был джазовым композитором. Еще одним композитором, также получившим награду посмертно и в связи со 100-летием, был Скотт Джоплин, видный чернокожий композитор предджазовой эпохи (ему премия была адресована в 1974 г.).

Ред Норво7 апреля скончался еще один джазовый ветеран - вибрафонист Ред Норво, которому был 91 год. Именно Ред Норво был первым музыкантом, применившим в джазе вибрафон и его деревянную разновидность - ксилофон. Норво умер в доме для престарелых в Санта-Монике, Калифорния.
Настоящее имя Реда Норво было Кеннет Норвилл. Он научился играть на маримбе, ксилофоне и вибрафоне в своем родном городке Бэрдстаун, штат Иллинойс, в 14-летнем возрасте. В конце 20-х он уже играл в известнейшем по тем временам белом джазовом оркестре Пола Уайтмена, где познакомился и, что называется, подружился с примой оркестра - вокалисткой Милдред Бэйли. Вскоре они поженились, покинули Уайтмена и сформировали собственный оркестр, который был известен как "бэнд мистера и миссис Свинг". Фирменным знаком оркестра были соло Норво на ксилофоне. Впрочем, от этого инструмента он полностью отказался в 1943 г., когда занял место вибрафониста в секстете Бенни Гудмена (там он сменил Лайонела Хэмптона, которого именно пример Норво вдохновил в свое время взяться за вибрафон). Покинув Гудмена, во второй половине 40-х Норво активно работал как "вольный стрелок", выступая и записываясь не только с гигантами свинговой эры - Вуди Херманом, Билли Холидэй - но и с вождями нового направления в джазе - Чарли Паркером, Диззи Гиллеспи и Чарлзом Мингусом.
Переломным моментом в жизни Норво была смерть его жены в 1951 г. Он переехал в Санта-Монику и снизил активность выступлений, впрочем, время от времени гастролируя по США и Европе. С конца 50-х он регулярно работал с Фрэнком Синатрой как член его гастрольно-концертного ансамбля (это сотрудничество длилось двадцать лет). Он также довольно регулярно выпускал сольные альбомы, наибольшую известность среди которых получили "Vibes a la Red" (1974) и "Sweet Reunion" (1984), который оказался его последней работой в грамзаписи. В 1986 г. Ред перенес инсульт, от которого на протяжении последующих 13 лет так и не смог полностью оправиться.
Вторая жена Реда Норво, Ева Роджерс, умерла в 1992 г. В настоящее время жива его дочь от первого брака, Порша, и внук Аарон.

Джо Уильямс8 апреля в Лас-Вегасе похоронили певца Джо Уильямса, умершего 29 марта (см. выпуск от 31 марта). Свыше 500 человек, главным образом джазовых певцов и музыкантов, собрались на церемонию прощания с покойным в церкви Религиозной Науки в Лас-Вегасе (Уильямс был членом этой конгрегации). Два голоса - Нэнси Уилсон и Дайан Шуур - звучали а капелла в память о певце, но многие, кого вдова Уильямса Джилен просила спеть, отказались, заявив, что не смогут петь из-за душащих их слез.

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Кирилл Мошков,
Ася Мелкумова,
Редактор:
Кирилл Мошков
Источники:
Associated Press,
Jazz Track,
Reuters
Фото:
Павел Корбут,
архив сервера
"Джаз в России"
Воплощение:
Павел Абраменков