ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #14
Русский народный джаз?
11 апреля в Большом зале московской консерватории состоялся уникальный концерт. Ведущий музыкального цикла "Джаз для всех" Алексей Баташов, шутя, назвал его вечером русского народного джаза.
Джаз - это следующий шаг после фольклора. Но фольклора какого ? Только ли негритянского ? По своей идее джаз - это "место пересечения" всех музыкальных культур мира. И не удивительно, что однажды появился человек, который сыграл джаз "по-русски".
Сергей Старостин, широко известный исследователь и исполнитель народной музыки, несколько лет назад на музыкальном фестивале в Германии познакомился с джазовым дуэтом Михаила Альперина и Аркадия Шилклопера. Их гостиничные номера находились рядом, и по вечерам Альперин дудел, а Старостин за стенкой свистел. Однажды этот пересвист с перестуком закончился объяснением в коридоре. Они посмотрели друг на друга, потом на то, кто что умеет, и на этом же фестивале впервые вместе сыграли. Так на свет появилось Moscow Art Trio: Альперин, Шилклопер, Старостин. Михаил Альперин теперь живет в Осло. Гражданин мира Аркадий Шилклопер в Москве появляется тоже не часто, но все же для того, чтобы сыграть 11 апреля концерт с Сергеем Старостиным, Владимиром Волковым и Сергеем Клеменским, он специально прилетел из Америки.
Программа концерта состояла из музыкальных игр ("джаз и фольклор не исполняют, а играют !" - Алексей Баташев): смоленский хоровод, протяжная тверская, рязанская напевная, курская новогодняя поздравительная, новгородский наигрыш на ночной выпас скота, обрядовые и хоровые песни лежали в основе джазовых импровизаций музыкантов. Итак, слова народные, а музыка... ветер вторит человеку, и будто нет ни контрабаса, ни белгородских флейт-калюк, ни болгарской волынки гайда, ни огромного альпийского рога, ни эквадорской флейты, ни австралийского духового инструмента диджериду. Ничего этого нет. "Музыкальные инструменты, которые я выбираю, это всего лишь продолжение моего голоса", - говорит Сергей Старостин. - Так, как пою я, никогда не пели в русских деревнях. Это чистой воды эксперимент."
Многие музыканты предостерегали от обращения к русскому фольклору в джазе. Его свободные напевы не подчиняются строгой системе, и иные этнические мотивы идут джазу куда как больше ! Хорошо, пусть это не джаз, и пусть зрители больше не кивают головами и не стучат каблуками в такт, но эта музыка останется удивительной. Как сказала одна восхищенная зрительница, концерт был просто валютный !

Ася Мелкумова

На первую страницу номера