ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 3
2004

Концертный цикл "Европейский джаз - XXI век"
Для большинства людей слово "джаз" стало ярлыком, причем каждый вешает его по своему разумению. Американский джаз стал символом XX века, но в XXI он кажется анахронизмом. Традиционный джаз приятен, ностальгичен, в меру свободен и в меру комфортен. Но именно он дал импульс развитию другой свободной музыки, в которой воплотилось все самое поразительное из музыкальных открытий последних десятилетий. Музыка европейского джаза основана на переплетении различных музыкально-культурных слоев, включающих, в том числе европейскую академическую традицию, этническую музыку, джазовую идиоматику и пр. В Европе всегда относилась к джазу более серьезно и внимательно, чем на его родине. И если в Америке джаз был создан, то развивается он в последнее время именно в Европе. Нередки случаи, когда творческие настроенные американцы обосновываются в Старом Свете. Туда же съезжаются поразительно интересные музыканты из Азии, Африки, Латинской Америки. Сотни фестивалей по всей Западной и Восточной Европе представляют красочный спектр музыки, которая волнует и поражает воображение знатоков и любителей, молодежи и старшего поколения.
В России, обладающей невероятным духовным потенциалом, некоммерческая творческая музыка нового времени представлена весьма скудно. Десяток - другой творческих коллективов не очень заметны на культурной территории крупнейшей европейской страны. Но именно они представляют наши высшие достижения и достойны влиться в общеевропейский музыкальный процесс. Наилучшим способом приобщения к импровизационной музыке XXI века является новый цикл концертов, организуемый Московским Международным домом музыки. Цикл "Европейский джаз XXI век" проводится на одной сцене с российской академической музыкой - самым престижным музыкальным направлением, имеющим высочайшую международную репутацию. Лучшие российские музыканты, выступающие в одних концертах со звездами европейской джазовой сцены, позволят создать уверенную основу для единого общекультурного процесса.
В ближайшее время концертный цикл "Евроджаз XXI" намерен представить на сценах Большого и Театрального залов ММДМ широкий спектр музыки, объединяемой джазовым происхождением. В течение сезонов весны 2004 - осени 2005 годов можно будет услышать:
WDR Big-Band Koln, Bireli Lagrenes Trio, David Darling, Dino Saluzzi, Eddie Daniels, Esbjorn Svensson Trio, Jacky Terrasson, John McLaughlin, John Surman Project, Ganelin Trio Priority, Tomasz Stanko Quartet, Trilok Gurtu Quartet, Louis Sclavis, Maria Joao Quartet, Nguyen Le Group, Richard Galliano, Pago Libre, ансамбль Анатолия Вапирова, литовских музыкантов из Dainius Pulauskas Project, Вильнюсский джаз квартет, большое число музыкантов из Польши, Венгрии, Франции, Германии, Англии, Швейцарии и т.д.
Отечественный "Евроджаз" представят Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков, Аркадий Шилклопер, Сергей Старостин, Михаил Альперин в рамках "Moscow Art Trio" и в ансамблях с норвежскими музыкантами, "Круглый бэнд" Алексея Круглова, проект Андрея Разина "Второе приближение", ансамбль "Маримба плюс", группа гитариста Ивана Смирнова.
Концертные программы представляет художественный руководитель проекта, джазовый обозреватель Михаил Митропольский.

А теперь - об участниках первой программы "Евроджаза XXI" весеннего сезона 2004 года.

"Евроджаз XXI", первый концерт

26 февраля в ММДМ на сцене Большого зала свою разностилевую программу представит знаменитый кельнский оркестр WDR Big Band. Гость программы - выдающийся российский музыкант Сергей Пронь (труба, Екатеринбург).

WDR  Big Band (WDR - радиостанция West Deutscher Rundfunk)имеет огромную и интересную историю. Этот оркестр был организован в 1947году под названием "Kolner Tanz- und Unterhaltungsorchester " или KTUO. В репертуар оркестра, усиленного струнной группой, вошла немецкая танцевальная и коммерческая музыка. Первым руководителем джаз-оркестра стал Адальберт Лушковский. 
После реформы валюты в 1949 оркестр освоил более интернациональный репертуар, который предпочитали слушать в американских и британских клубах Кельна. Музыканты и аранжировщики KTUO постепенно превратили Кельн в центр немецкой поп-музыки. В 50-е годы стал резко ощущаться недостаток оркестрового джаза, и радиостанция WDR пригласила на работу оркестр Курта Эдельхагена и самого маэстро. С 1957 по 1972 год этот лучший бэнд Германии устанавливает высочайший стандарт в этом жанре.
К концу 70-х изменение мировой музыкальной моды, заполнение радиоэфира рок- и поп-музыкой привело к ослаблению оркестра. Новые принципы работы с оркестром предложил голландский аранжировщик и композитор Джерри ван Ройен (Jerry van Rooyen), возглавивший бэнд в 1985 году. Новый успех и популярность пришла к оркестру благодаря распределению усилий между основным составом оркестра и именитыми гостями-музыкантами. Эту же линию оркестр продолжает и в программах последних лет. Только в 2003 году их участниками становились Альберт Мангельсдорф (Albert Mangelsdorff), Ли Кониц (Lee Konitz), Райнер Брюнингхауз (Rainer Bruninghaus), Мишель Пильц (Michel Pilz), Слайд Хэмптон (Slide Hampton), Рэнди Бреккер (Randy Brecker), Майкл Бреккер (Michael Brecker), Джим Бирд (Jim Beard), Питер Эрскин (Peter Erskine.
Дискография оркестра представлена несколькими десятками изданий, причем участниками этих сессий становились Patti Austin, Markus Stockhausen, Fulvio Maras, Lalo Schifrin, Ernie Watts, Nils Landgren, Jon Faddis, David Sanchez, Ignacio Berroa, Alex Acuna, Peter Erskine, Paquito D'Rivera, Adam Nussbaum, Mike Mainieri, Eddie Harris, Chaka Khan, Al Jarreau, Gino Vannelli, Toots Thielemans, Yellowjackets, Bob Brookmeyer, John Abercrombie, Dave Liebman, Charlie Mariano, Nguyen Le, Sheila Jordan, Mark Murphy, Don Cherry, Ray Anderson, Howard Johnson, Al Di Meola, Steve Khan, Joachim Kuhn, Carmen McRae, Roy Hargrove, John Scofield, Marc Johnson, Benny Bailey.
Уникальный джазовый состав не раз удостаивался всевозможных наград, несколько раз номинировался на премию "Грэмми", получал Национальную джазовую премию Германии.
Оркестр многолик - в его многочисленных программах можно услышать все: от традиции до авангарда, латинский джаз, world music, фьюжн и кроссовер. Самой увлекательной задачей музыканты считают путешествия по музыкальным границам. На концерте в ММДМ слушатели за один вечер совершат вместе с оркестром путешествие "по всему мировому джазу" - но в европейском духе. Для своей премьеры в Москве бэнд готовит специальную программу "Jazz Message from Germany", которой дирижирует Манфред Шооф.

Манфред Шооф - один из основоположников европейского авангарда, трубач, корнетист и композитор. Еще в конце 50-х годов, будучи студентом Высшей Школы в Кельне, он уже писал аранжировки для оркестра Курта Эдельхагена. В 60-е годы он вместе с Александром фон Шлиппенбахом стал со-лидером одной из первых фри-джазовых европейских групп. Следующим важным и длительным эпизодом в его сценической карьере было участие в знаменитом Globe Unity Orchestra, собравшем чуть ли не всех европейских авангардистов. Начиная с 1966 года и вплоть до 80-х, этот бэнд представлял свои необычные программы по всему свету от Японии до Северной Америки. Это не мешало Манфреду Шоофу выступать в качестве лидера со своими трио и квинтетом, интересоваться использованием этнических интонаций в новой музыке, участвовать в оркестрах Джорджа Расселла, Кенни Кларка - Фрэнси Боланда, записываться в джаз-рок группе вместе с кларнетистом Мишелем Пильцем и работать с американским пианистом Мэлом Уолдроном.
Манфред Шооф создает музыку не только для джазовых составов, его перу принадлежит, например, опера "Die Soldaten", Концерт для трубы с оркестром, множество музыки для кино и TV. Его интересы сформированы влиянием Майлса Дэйвиса, Букера Литлла, Гила Эванса, Арнольда Шенберга и Антона Брукнера. Все это вместе дает широкий спектр музыки, лежащей в сфере европейской "art music", как ни странно выглядит это сочетание слов.

Гость WDR Big Band - трубач-виртуоз Сергей Пронь

Сергей ПроньТрубач, флюгельгорнист, аранжировщик. Один из лидеров современного импровизационного джаза в Екатеринбурге. В 1989 г. окончил Саратовскую консерваторию им. Л.Собинова по классу трубы. Начал играть джаз в начале 80-х в квинтете Бориса Золотарева. В начале 90-х переехал в Екатеринбург, стал солистом и вторым дирижером Уральского джаз-оркестра. Со своим ансамблем PRO-Jazz выступал на многих российских и зарубежных фестивалях. Партнерами Сергея Проня в европейских фестивалях становились Луи Склавис, Вернер Люди, Анатолий Вапиров и др., он остается участником проекта Аркадия Шилклопера "Заговор медных". В 1998 году принят в Международную гильдию трубачей. Великолепное чувство джазовой фактуры, академическая подготовка и активное использование идиом современной импровизационной музыки делают музыканта уникальным представителем российской ветви "Евроджаза".

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service