ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 3
2004

Санитар леса: "Окно в мир можно закрыть и газетой"
Как никогда актуальный, этот афоризм из "Непричесанных мыслей" Станислава Ежи Леца я вспомнил, когда продюсер Первого российско-испанского джаз-фестиваля Михаил Грин прислал мне заметку-анонс этого фестиваля из журнала "Афиша". Ничего более невежественного, за исключением разве что рецензии на диск Medeski Martin & Wood в русскоязычном NME (см. #24-2002) я в обозримом прошлом не видел.
Пожалуй, анонс автора "Афиши", подписанный неким Сергеем Никитиным (может, псевдоним?) даже хуже: кроме невежества, в каждой строке сквозит то, что раньше называлось хамством. 
Прочтите текст этого Никитина, много времени это у вас не отнимет.
Я, кстати, мог обратить ваше внимание на это хамство еще раньше, но решил, что до уровня того скандала, который привлекает широкую публику к самому мероприятию, эта дрянь не дорастает. Да и людям джаза такая форма рекламы, надеюсь, ни к чему, а настроение перед концертом может испортить.
Мое российское ухо, охочее до современности, старается не обременять себя массовой музыкальной культурой. Но уж коль скоро Никитин почему-то решил взять за точку отсчета композитора Альбениса (???), позволю себе напомнить, например, о Мануэле де Фалья - композиторе круга (и масштаба) Дебюсси и Равеля. Между прочим, в "Sketches of Spain" Майлса Дэйвиса - Гила Эванса есть и его музыка. Как, впрочем, и "Аранхуэзский концерт" Хоакина Родриго. По крайней мере, по двум-трем параметрам - самое популярное произведение музыки ХХ века. В частности, по количеству и разнообразию обработок - скажем, даже вроде бы более популярная "Рапсодия" Гершвина основой для поп-песен в отличие от знаменитой темы Родриго становилась гораздо реже. Между прочим, сочинялся "Аранхуэзский концерт" ровно через тридцать лет после смерти Альбениса - в 1939 году. 
Возможно, Кристобаль Альфтер - действительно не Шостакович, а Луис де Пабло - не Шнитке, но их имена я постоянно встречаю на разных фестивалях новой (серьезной) музыки.
А что касается несерьезной, то весь мир знает гранд-оркестр Валдо де лос Риоса, начавший и лучше делавший то, что наша провинциальная знаменитость - Поль Мориа.
Сами понимаете, какое у меня может быть отношение к двум дамочкам неопределенного возраста и рода занятий, которые составляют дуэт "Баккара", но ведь есть русские уши, охочие и до такой "современности". Зато не так давно я слышал очень симпатичную песенку про нашу космическую собачку Лайку, и с удивлением узнал, что это - испанская поп-группа Mecano, и ее знают во всем мире. Про отца и сына Иглесиасов я уж не говорю - опять же не моя чашка чая, как говорят англичане.
Если Никитин имеет в виду другую современность, то new world music в Испании - мирового класса: в программе "Хождение за три моря" ("Радио России") я постоянно кручу и Ketama и Radio Tarifa, не говоря уже о местной специальности - новом фламенко (типа Pata Negra). 
Есть в Испании и отличный новый джаз типа трио "Ганелин-Тарасов-Чекасин" - Zyklus барабанщика Педро Лопеса (немецкое название ансамбля идет от одноименного авангардного сочинения Карлхайнца Штокхаузена,обязательного в репертуаре любого исполнителя новой музыки для ударных). Между прочим, в трио Zyklus играет американский саксофонист Wade Matthews (Вад Мэтьюз), живущий в Барселоне, которая сейчас становится центром если не мировой, то европейской джазовой и авангардной культуры. Достаточно сказать, что в Барселоне образовалось нечто вроде международного сообщества Gracia, объединенного не только одноименной территорией, но и идеей творческого эксперимента - типа той роли, что в Париже в свое время играл Латинский квартал - туда эмигрируют даже из нью-йоркского Даунтауна (например, в прошлом московский художник и джазист в душе Анатолий Ур, трубач Марк Каннингэм, датский саксофонист Якоб Драмински-Хеймарк, японский флейтист-электронщик Хироси Кобаяси). Долго жил в Грасии любимец московской клубной элиты Паскаль Комлад. Михаил Грин сказал мне, что недавно перебрался в Барселону и московский в прошлом пианист Андрей Китаев, живший более полутора десятилетий в Портленде (Орегон).
Наконец, и своих суперзвезд в Испании хватает- назову только группу фри-джазового кларнетиста Виктора Нубла Macromassa и полистилистический проект типа школы Recommended Records - Clonicos.
И три фестиваля- джазовый в Сан-Себастьяне, электронный Sonar, и мультимедийный LEM.
Хватит?
А то могу продолжить, скажем, про объединение "Испанская электроакустика" с блестящим проектом Presencia de Luigi Nono.
Но лучше я - еще о хамстве автора "Афиши". Анонсируя Российско-испанский джаз-фестиваль, он не упоминает о Тете Монтолью - главном испанском джазмене, памяти которого, собственно, фестиваль и был посвящен. Дальше: как вам понравилось заявление о том, что "Яков Окунь превосходит по технике Крамера"? Ну, прямо Гомер, Мильтон и Паниковский. Я бы на месте Крамера (Даниила) обиделся... И, наконец, финал насчет after hours - мол, странно, что джем-сешн играют не только по ночам. Об антрепризе Нормана Гранца "Джаз в филармонии", возведшей спонтанность джем-сешн чуть ли не в принцип, о цикле Алексея Баташева "Джаз+Джаз" в Олимпийской деревне, о сногсшибательной гала-импровизации участников "Триумфа джаза" 2002-го года я, опять же, и не говорю. Вы и без меня знаете, а хам Никитин все равно не поймет.
Черт бы с ним. Но вот что печально: в предыдущем своем фельетоне я вспоминал о низком уровне подготовки к эфиру джазовых фильмов на уважаемом телеканале "Культура". В этот раз приходится писать о журнале "Афиша", тоже, в общем, вполне справляющемся со своей собственной задачей хроникера клубных тусовок. Если это - тенденция, то, право слово, очень жаль... Окон в (джазовый) мир у нас и так катастрофически не хватает. Причем - тогда, когда, казалось бы, у информации нет границ. Может, это и не только феномен "окна, закрытого газетой", но кое-что похуже - "бегство от свободы", пользуясь определением, кажется, Жана-Поля Сартра.

Дмитрий УховДмитрий Ухов,
председатель московского отделения Ассоциации джазовых журналистов

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service