502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 7 (245) - 25 февраля 2004 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:
Как это было
в Москве
И снова приятное событие. Совсем еще молодой, но уже успевший покорить сердца соответствующих ценителей московский коллектив "Маримба Плюс" выпустил второй в своей творческой биографии альбом и по такому случаю огласил своим творчеством своды Концертного зала им. П.И.Чайковского, устроив там презентацию своей работы 17 февраля.
Лев СлепнерКонцерт проходил в рамках абонемента Владимира Фейертага, одного из наиболее посещаемых абонементов зала Чайковского. И презентация альбома "Маримбы Плюс" "Зачарованный мир" не стала печальным исключением: зал был полон и - что, несомненно, особенно было приятно музыкантам - на редкость восприимчив и раскован. Нужно отметить, что такая открытость не слишком характерна для постоянных посетителей зала Чайковского. Однако все равно место для проведения подобного рода мероприятия было выбрано очень удачно: действительно, музыкальный материал, представленный как на концерте, так, собственно, и на новом альбоме, пожалуй, лучше всего соответствует вкусам околоакадемической публики, а именно той ее части, которой захотелось "чего-нибудь новенького". Действительно, убедительный сплав отдельных (далеко не довлеющих) элементов джаза, джаз-рока, этнических мотивов, фанка, арт-рока и толстый-толстый слой симфонизма - все это нацелено, пожалуй, в большей степени на подкованных слушателей, любящих подумать, поанализировать, попроникать в суть музыкальной ткани. А такие в большинстве своем водятся именно здесь, в зале Чайковского.
Кстати, к вопросу об анализе. Для композиций и аранжировок "Маримбы Плюс" (читай, ее лидера - маримбиста Льва Слепнера) характерно стремление к неочевидным ходам в отношении средств музыкальной выразительности, что делает композиции вполне заковыристыми. К примеру, пьеса Слепнера "Зебрано", исполненная на презентации, стилизована под нечто африканско-этническое. А ведь, собственно, одно упоминание об Африке вызывает у обывателя ассоциации с немыслимым количеством барабанов и ломаным ритмическим рисунком. Г-н Слепнер избежал этих шаблонов, отведя барабанам чисто вспомогательную роль и, более того, снабдив аранжировку весьма европейской ритмикой в духе smooth-jazz. Эффект же был достигнут исключительно за счет мелодических построений и удачно обыгранных тембров флейты и кларнета.
Аркадий ШилклоперКонцерт выдался весьма динамичным. Собственно, как в таких случаях обычно и бывает, произведения, занявшие свое место на новом альбоме, перемежались не менее интересными композициями, этой чести пока не удостоенными. Или удостоенными, но на других альбомах и даже другими исполнителями. Это и не удивительно, поскольку сотрудничество музыкантов "Маримбы" с коллегами - один из тех краеугольных камней, за счет которых обогащается как инструментарий, так и музыкальный язык состава. В частности, в ряде композиций с нового альбома, таких как "Сертао", "Благость Юрубы", отчетливо чувствуется твердая рука валторниста Аркадия Шилклопера, собственной персоной принимавшего самое активное участие в записи данного альбома во всех возможных ипостасях, что, к сожалению, почему-то нашло весьма скромное словесное воплощение в буклете.
"Маримба Плюс"Произвела впечатление заглавная композиция - "Зачарованный мир", написанная по мотивам литературного произведения в духе фэнтези, также кисти Льва Слепнера. Хорошо фактурно сбалансированная, местами почти минималистичная, с напряженным драматическим развитием, иллюстративная композиция с целенаправленной и органичной сменой ритмических рисунков приковывает к себе внимание слушателя. Схожими характеристиками отличается и пьеса для трио (виолончель, флейта, кларнет) "Странный вальс", представляющая собой по сути несколько композиционно связанных между собой инструментальных диалогов.
Вообще органично переплетающиеся динамичные стили, воздушная и в тоже время очень развитая симфоническая фактура, изящное голосоведение - вот, пожалуй, основные столпы, на которых зиждется самобытность "Маримбы Плюс". В общем, остается только надеяться, что выпуск второго альбома - это только начало "большого творческого пути", по которому устремился этот коллектив. Качественно устремился, прямо с места в карьер.

Анна Филипьева 

Судьба
1 марта исполняется 100 лет со дня рождения Гленна Миллера - руководителя самого популярного оркестра в истории джаза. Для миллионов людей в мире на протяжении десятилетий содержание понятия "джаз" вполне исчерпывалось добротной танцевальной музыкой оркестра Гленна Миллера, где собственно джаз, то есть искусство импровизации, был сведен к абсолютному минимуму - в том числе и в нашей стране, где, правда, к ней еще примешивалась веселенькая эстрада Леонида Утесова. Десятки тысяч пришли к подлинному джазу, начав с Миллера. Хотя бы за одно это нам стоит поподробнее поговорить об этом талантливом музыканте, прожившем всего сорок лет. Тем более, если рассказать о нем берется столь крупный специалист, как живущий в Лондоне Ефим Барбан, он же - ведущий джазовой программы Русской службы Би-Би-Си Джеральд Вуд...>>>>
In Memoriam
Не стало Георгия Демченко, Жоржа Демченко, как он сам себя называл. Не стало в ночь на 24 февраля при невыясненных обстоятельствах. Возможно, это убийство. Такова теперь жизнь. 
Он только что вернулся с Кипра, где у него небольшая квартира на побережье. А перед этим он, нечасто появлявшийся на джазовых тусовках, мелькал то тут, то там - в Валентинов день был в Б-2, где было много музыкантов, но поиграть не удалось, тринадцатого был у Эйдельмана в Болгарском центре, где играл с Товмасяном, и играл, как все говорят, просто божественно, а 12-го был на нашем рознеровском вечере в ЦДРИ, играть не играл, но на фуршете после концерта общался со всеми, был мил, быстр и летуч.
Эти его качества были при нем всегда. Я тесно сошелся с ним через Леонида Переверзева в 1960 году, когда он был в числе главных активистов-создателей первого московского джаз-клуба, или, как тогда говорили, Клуба любителей джазовой музыки в ДК "Энергетик" на Раушской набережной. Он уже был весьма известным пианистом на московской "джазовой бирже", но поскольку обладал присущей очень одаренным людям способностью постоянно генерировать новые идеи, перескакивать на другие темы, когда ему казалось, что он уже всех должен был убедить предыдущим бурным пассажем, короче - здесь ему конкурентом мог быть только Герман Лукьянов... В ту пору в соцлагере за железным занавесом ходило по земле и витало в джазовых облаках немало удивительных людей такого склада. Где они теперь? 
Георгий Демченко Вместе с Жоржем мы провели теоретическую конференцию для музыкантов и любителей джаза по книге Леопольда Стоковского "Музыка для всех", стараясь всеми правдами и неправдами притянуть джаз к советской идеологии в комсомольском варианте (шефами джаз-клуба были райком и горком). Осталась фотография - пламенный Жорж на трибуне, за ним какие-то комсомольские вожди вроде как в президиуме, а вокруг плакаты с цитатами из этой очень доброй и профессиональной книги... 
Его жизнь в джазе как-то не сложилась. Он аккомпанировал каким-то певцам, певицам, эстрадным звездам, был на прекрасном счету в Москонцерте, но за нашими джазменами ревниво наблюдал, переживал, если что-то не нравилось, и когда мы изредка встречались, на меня обрушивался водопад его критики...
А теперь его нет, Жоржа Демченко, джазмена, человека, единственного в своем роде.
Завтра ему исполнилось бы 65...

Алексей Баташев

Москва - это вам
еще не все
ZooJazz23 февраля на сцене самарского ДК Железнодорожников прошло выступление франко-русского проекта ZooJazz - первый концерт коллектива за пределами Москвы.
Это событие стало возможным благодаря активности местного отделения "Alliance Francaise" (директор которого, госпожа Маржолен Ле Галло, открыла концерт и мило поздравила самарских мужчин с праздником) и Дорожного центра культуры Куйбышевской железной дороги (директор которого Владимир Иванов с праздником никого не поздравлял, но сумел всего за неделю собрать полный зал и сделать массивную рекламу).
Итак, трое французов и двое русских. Перкуссионист Юрий Рубин, уже прибывший было в Самару, рано утром почему-то спешно отбыл назад в Москву, и выставлять на сцену ударные не потребовалось. Для определенного числа самарских меломанов это стало шоком, хотя информационные сообщения о концерте явно предупреждали слушателей о том, что мэйнстрима им не дождаться, а электроники и авангарда будет больше, чем предпочитают ценители стандартов а-ля Тихон Хренников.
Сергей Летов и Клер ПетрушинОкончательный состав - Сергей Летов (саксофон, флейта), Иван Соколовский (клавишные, программирование), Кристоф Саньяс (гобой), Паскаль Руссо (туба) и Клер Петрушин (текстовые импровизации). Французы привезли с собой звукооператора Себастьена Ноде, который заслуживал бы отдельного репортажа, если бы было время пообщаться с ним спокойно: надо было видеть, как управлялся с незнакомой аппаратурой... слепой. Себастьен, получив в переводе инструкции по пульту, провел саунд-чек с профессионализмом, которому могли бы позавидовать многие зрячие...
Беспроигрышный зал Пушкинского дома, в котором 360 мест, трудно застать незаполненным. Правда, музыка "ЗооДжаза" для многих ортодоксов оказалась явно негативным сюрпризом, но тем отраднее было видеть молодежь. Начав с удивленных возгласов, отдельные раскованные девушки в конце уже откровенно танцевали в проходах и всячески веселились, придавая академическому залу колорит хорошего клуба. А на балконе были отмечены родители лет сорока с ребенком двух-трех лет, которые танцевали всей семьей...
"ЗооДжаз" многогранен. Местами он делается малоинтересен тем, кто не видит прелести в эйсид-джазе, потому что даже самые удачные импровизации на одном аккорде под пульсацию сэмплов - решение далеко не бесспорное. Местами он вызывает шипение у тех, кто не хочет понимать свободной импровизации. Это моменты отрицательные. Местами под него танцуют, местами смеются, местами притоптывают в такт. Это моменты положительные.
Самые броские музыканты - без сомнения, Сергей Летов и Паскаль Руссо, который кроме игры на тубе умеет еще и выделывать губами полноценные грувы в стилистике drum'n'bass и весьма эмоционально выкрикивает что-то по-французски. Разговаривает в коллективе и Клер Петрушин, но вот ее роль в российских концертах, скажем так, малопонятна: французский у нас пока свободно понимают немногие, а ее вокальное исполнение при всем желании можно назвать только декламацией, но никак не пением. Впрочем, странно бы было учить музыкантов.
Иван СоколовскийКонцерт в целом стал для самарской сцены чем-то новым (хотя поклонники традиции наверняка язвительно скажут, что самое новое в нем - это первое в истории города появление на представительном сольном концерте музыкантов, которые играют "под минуса"). К сэмплам в джазе можно относиться по-разному, но можно, в конце концов, и признать, что есть иные направления, кроме джазового мэйнстрима, и вот в этих "иных стилях" "Зооджаз" нашел свой путь - вне всякого сомнения. Грамотно простроенные сэмплы (специалисты подтвердят, что к работам Соколовского придраться довольно сложно) позволяли делать то же, что и живая музыка: нагнетать давление до того, что подаешься вперед на стуле. Музыка засасывала не только тогда, когда ползала пускалось в пляс. Это было.
Так что вперед, в джунгли. 

Юрий Льноградский,
собкор "Полного джаза" в Самаре

 

20-21 апреля в Донецке в 4-й раз пройдет международный джазовый фестиваль "DоDж #2004", в программе которого в этом году запланировано появления интереснейших музыкантов во главе с великим польским саксофонистом Збигневом Намысловским и известным французским мастером игры на губной гармонике Оливье Кер-Орио, а кроме того - молодежный джазовый конкурс, которых на постсоветском пространстве так немного...>>>>

20 марта в Нижнем Новгороде пройдет однодневный фестиваль вокального джаза "Джаз-Вокал Экшн", хэдлайнером которого станет восходящая звезда американского джазового вокала - Джей Ди Уолтер...>>>>

2 марта в Петрозаводске (зал уточняется) состоится концерт джазового певца и композитора Джей Ди Уолтера (США). Певец будет выступать совместно с пианистом из Санкт-Петербурга Андреем Кондаковым. 
Справки и заказ билетов по тел. (814-2) 78-35-95 и e-mail pmk1@karelia.ru

Что намечается:
московские анонсы
"ДЖОК"4 марта в "Ле Клубе" состоится открытая премьера нового проекта пианиста и композитора Одиссея Богусевича "ДЖОК". Начало в 20.30.
Коллектив организован по инициативе Одиссея и группы компаний "Декра". Он представляет собой классическое джазовое трио, соединенное с классическим струнным квартетом. В проекте, кроме Одиссея, участвуют выпускники и студенты РАМ им.Гнесиных, Московской консерватории им.Чайковского, ГКА им.Маймонида.
В составе группы: Андрей Дудченко - контрабас, Олег Шунцев - ударные, Одиссей Богусевич - фортепиано, Анастасия Жукова - скрипка, Анна Шпакова - скрипка, Ольга Кожурина - альт, Николай Кочергин - виолончель.
Программа, по описанию Одиссея, представляет собой "80 минут фанко-симфо-джазовой романтики". Впечатления санкт-петербургского критика Владимира Фейертага, который вел "закрытую" премьеру программы несколько недель назад - в #5.

20 марта в Центре оперного пения Галины Вишневской - программа "На перекрестке жанров" в исполнении Ars Nova Trio саксофониста Алексея Козлова. Подробности - в пресс-релизе организаторов...>>>>

12 марта в Доме музыки пианист Даниил Крамер представляет одного из самых своих постоянных музыкальных партнеров последних лет - знаменитого французского джазового скрипача Дидье Локвуда...>>>>

А в это время 
за бугром...
Мы неоднократно обращались к любопытнейшему жанру "народного репортажа" - когда наши читатели сами становятся нашими авторами. Зачастую эти читатели впоследствии от "народных" репортажей переходят к просто репортажам, становясь нашими постоянными авторами... Сегодня в нашей "забугорной" рубрике текст вполне уникальный - он написан русским музыкантом, санкт-петербургским саксофонистом Леонидом Сендерским, который в последние полгода учится в Дании (консерватория г. Эсбьерг), и рассказывает о том, как прошел в Копенгагене концерт замечательного американского пианиста Брэда Мелдау. В силу того, что Леонид в Дании не располагает русской клавиатурой, его репортаж написан... транслитом - латиницей, но по-русски. После некоторых споров мы решили не переводить его текст в русский шрифт, так как транслит придает ему дополнительную выразительность...>>>>
Новые релизы
В продаже 
с 24 февраля (США)
  • Cannonball Adderley/Ernie Andrews: Live Session [Bonus Tracks], Blue Note 93090 
  • Noel Akchote/Roland Auzet/Luc Ferrari: Impro-Micro Acoustique, Blue Chopsticks 12 
  • Monty Alexander: Steaming Hot, Concord Jazz 2232 
  • Analysis: Nightlife, Q & W 1015 
  • Walter Beasley: Classic R&B Collection, Shanachie 5111 
  • David Berkman Quartet: Start Here, Finish Here, Palmetto 2098 
  • Andy Bey: American Song, Savoy Jazz 17330 
  • The Braxton Brothers: Rollin', Peak 8517 
  • Paul Brown: Up Front, GRP 000153102 
  • Benny Carter: Sax a La Carter - переиздание, Blue Note 93513 
  • Santo Chillemi: Besame Mucho, Fremeaux & Associes 467 
  • Francois Corneloup: Pidgin, Fremeaux & Associes 466 
  • Dan Cray: No One, Blujazz 3315 
  • Peter Erskine/Nguyen Le/Michel Benita: E_L_B, High Note 9289 
  • Joe Gilman Trio: Time Again: Brubeck Revisited, Vol. 1, Sunnyside 1129 
  • Groove Collective: Best of Groove Collective - переиздание, Shanachie 5110 
  • Charlie Haden/Joe Henderson/Al Foster: Montreal Tapes, Verve 000197902 
  • Roy Haynes: Fountain of Youth, Dreyfus 36663 
  • Skip Heller: Fakebook, Sindrome 9318 
  • Fred Hess: Long and the Short of It, Tapestry 76006 
  • Abdullah Ibrahim: Cape Town Revisited - переиздание, Enja Justin Time 3315 
  • Abdullah Ibrahim: African Suite - переиздние, Enja Justin Time 3314 
  • Bob James Trio: Take It from the Top, Koch 9519 
  • Kathy Jenkins: Swing Madness, Original Cast Record 6072 
  • Stan Kenton: Back to Balboa - переиздание, Blue Note 93094 
  • Machan: Machan, A440 Music Group 4033 
  • David Malazonia: First Swallow, Intuition 3352 
  • Keiko Matsui: Wildflower, Narada 97904 
  • Marian McPartland: Windows, Concord Jazz 2233 
  • Brad Mehldau Trio: Anything Goes, Warner Brothers 48608 
  • Paal Nilssen-Love/Hakon Kornstad: Schlinger, Smalltown Supersound 77 
  • Palm Court Theater Orchestra: Puttin' on the Ritz - переиздание, Chandos 6674 
  • Palm Court Theater Orchestra: Picnic Party - переиздание, Chandos 6673 
  • Jack Reilly: November - переиздание, Progressive 7138 
  • Yvonne Roome: New in New York, Original Cast Record 6067 
  • Gary Schocker: Flute Forest, Azica 71225 
  • Wadada Leo Smith: Kabell Years: 1971-1979 - переиздание, Tzadik 7610 
  • Johnny Smith Quintet: Moonlight in Vermont - переиздание, Blue Note 93091 
  • The Swingcats: Get Happy, Nagel-Heyer 87 
  • Ramon Valle: No Escape, High Note 9424 
  • Various Artists: Drop Me Off in Harlem, ASV/Living Era 5504 
  • Various Artists: Dance With The Sweet Bands, Memoir 584 
  • Various Artists: Finest Vintage Jazz, ASV/Living Era 280 
  • Various Artists: Stomp and Swerve: American Music Gets Hot, Archeophone 1003  

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!!

© "Полный джаз", 1998-2004
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Алексей Баташев,
Анна Филипьева,
Леонид Сендерский,
Юрий Льноградский,
Ефим Барбан,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
Grammy.com,
соб.инф.

Фото:
Павел Корбут,
Кирилл Мошков,
Юрий Льноградский,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service