ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 9
2004

Барабаны судьбы Чико Тутунджяна
ЧикоЯнварь наступившего года выдался богатым на джазовые события. Не успели утихнуть страсти вокруг факта, связанного с аудио-релизом одного дедушки армянского джаза, как подкрался юбилей другого джазового патриарха "музыки для толстых" - Армена "Чико" Тутунджяна.
Наш сегодняшний шестидесятилетний юбиляр - представитель именно того поколения, которое слушало и играло джаз с опасностью если не для жизни, то для карьеры точно. Армен "Чико" Тутунджян начинал играть джаз тогда, когда за подобную музыку исключали из комсомола, подвергали обструкции на профсоюзных собраниях и "вставляли" на страницы журнала "Крокодил". Какой же любовью к этому жанру нужно было обладать, чтобы, несмотря на все это, слушать и играть джазовую музыку! Армен Тутунджян -один из тех, кто пронес эту любовь, а точнее - страсть к джазу через всю свою жизнь и продолжает успешно заниматься джазом и по сей день.
Биография нашего сегодняшнего героя выглядит типично для джазменов того времени. Родился 28 января 1944 года, технарь по образованию, сумевший заставить себя получить и высшее музыкальное образование, он начинал играть джаз в трио контрабасиста Артура Абрамяна, которого Тутунджян считает своим учителем и идейным вдохновителем (пианистом был Левон Малхасян). А вот на барабанах он учился играть сам, практически без посторонней помощи. Но кумиром его, как и многих тогдашних армянских музыкантов, был, конечно же, Роберт Александровича Еолчян - барабанщик одного из первых в СССР джаз-оркестров п\у композитора Артемия Айвазяна. Игру Еолчяна он мог наблюдать и слушать часами. И наверное, именно этот образ определил дальнейшую судьбу Тутунджяна. Позже четверо единомышленников собирают другой состав - Ерванд Ерзнкян (бас), Александр Захарян (саксофон) и Тутунджян с Малхасяном. Этим составом они выступали достаточно долго, а главное, успешно. Частые гости в молодежных кафе, на студенческих вечеринках, эти музыканты очень быстро превратились в кумиров тогдашнего музыкального Еревана. В те времена Армен Тутунджян вместе со своими друзьями-партнерами умудрился объездить с концертами почти весь Советский Союз, принимал участие в частых в те времена всесоюзных джазовых фестивалях в Ереване, Донецке, Ярославле, Тбилиси, Воронеже, Куйбышеве. Несколько раз ереванский квартет признавался лучшим на этих фестивалях, а сам Тутунджян удостаивался звания лучшего барабанщика фестиваля. Так протекала относительно беззаботная первая половина жизни - в творчестве, спорах о путях развития, подготовках к очередным выступлениям и триумфальных гастролях. Были еще выступления и зарубежные гастроли с различными молодежными коллективами - "Крунк", "Виртуозы Армении", "Молодость".
Ну, а потом началась жизнь настоящего профессионала. Но ежевечерние выступления в ресторанах гостиниц "Ани" и "Армения" не смогли тем не менее превратить Тутунджяна в обычного ресторанного лабуха, остановить его профессиональный рост и лишить творческого начала. Более того, с середины 80-х Тутунджян начинает играть в оркестре Константина Орбеляна. В составе Государственного эстрадно-джазового оркестра Армении он побывал во многих странах, выступал на многих престижных сценах. Именно Армена Тутунджяна пригласили играть последний прощальный концерт маэстро Орбеляна. Тогда оркестр был уже практически распущен и для того, чтобы отыграть этот концерт-прощание, бывших музыкантов оркестра собирали по одному. Тогда же Тутунджян и сыграл впервые со многими армянскими, музыкантами, тогда начинающими, которые впоследствии станут его партнерами по музыкальному цеху.
После роспуска оркестра Орбеляна встал вопрос: а что же дальше? И "Чико" начинает действовать сам, почти в одиночку. Преподавал в джазовом колледже, играл где придется. Но жить без настоящего творчества он не мог. И вот 1992 год - знаменательная веха в творчестве нашего барабанщика. Он собирает коллектив под названием "Chico & Friends" с которым начинает выступать в джаз-клубе гостиницы "Армения", практически единственном тогда очаге музыкальной жизни города. Через этот коллектив прошли, получив боевое крещение, наверное, все более или менее значимые на сегодняшний день армянские джазовые музыканты - Ваагн Айрапетян, Армен Уснунц, Тигран Пештмаджян, Арсен Нерсисян, Карен Гаспарян. В те же годы он вместе с единомышленниками собирает любителей джазовой музыки в первом настоящем джаз клубе Еревана, где и играет со своими друзьями. Этот же состав выезжает в Швецию, где дает серию более чем успешных концертов. Тем же коллективом блестяще выступает на первом после длительного перерыва ереванском джаз-фестивале в 1998 году. Несмотря на то, что музыканты уходят и приходят, коллектив "Chico & Friends" на протяжении уже 12 лет является одним из лучших и наиболее активных в Армении.
К 2001 году состав ансамбля окончательно сформировался и вроде бы устоялся. В него входили Тигран Пештмаджян (вибрафон, фортепиано), басист Симон Долмазян, молодой трубач Ерванд Маркарян и, конечно, сам бэндлидер и барабанщик Армен Тутунджян. Идея создания состава в не совсем обычной манере pianoless, то есть без одного из основных в джазе инструментов - фортепиано, приходила в голову "Чико" еще в самом начале. На сей раз идея создать коллектив с трубачом пришла в голову Пештмаджяну, который и осуществляет музыкальное руководство коллективом с присущим ему тонким вкусом. 
Шестимесячный период совместного музицирования этой четверки увенчался, как и полагается, записью альбома - своеобразным творческим отчетом, мерилом потенции любого музыканта. Так вот, после прослушивания этой записи ни у кого не возникнет сомнений относительно того, что в Армении есть еще один высококлассный джазовый состав. На альбоме, который носит простенькое название "Квартет", записано 12 композиций, среди которых как образцы раннего свинга, так и яркие боповые темы, композиции Джорджа Гершвина, Джерома Керна, Хораса Силвера, Бада Пауэлла и другие. Все они сыграны на одном дыхании, интересно, эмоционально и технично. Слушать эту запись безучастно невозможно: ноги начинают притоптывать, пальцы щелкают в такт, и слушатель к концу второй композиции начинает чувствовать себя посетителем одного из баров душной ночью где-нибудь в районе Гарлема. Надо отдать должное бэндлидеру - "Чико" не выпячивает себя, не тянет на себя одеяло, представляя слушателю собственную техничность (то есть выбивая длинные барабанные соло). Он, как всегда, корректен в своей игре. Великолепно звучит фантастический вибрафон Пештмаджяна - аккуратность в обращении со звуком, виртуозная техника, певучесть. Каждое его соло представляет собой отдельную если не песню то уж законченную мелодию точно. Прекрасно показал себя и молодой трубач. На диске он играет не много, но всегда к месту. А Симон Долмазян, как и полагается настоящему джазовому басисту, крепко держит в своих пальцах гармоническую нить произведения, моментами проявляя себя и как яркий солист. Стилистически выстроенный, идейно законченный и доступный не только заядлому джазмену - вот характеристики данного альбома. К сожалению, продолжения не последовало, и через год-полтора в составе опять произошло изменение - место трубача занял гитарист Александр Маилян. Таким составом квартет выступает и сейчас.
Тутунджян всегда тяготел к преподавательской деятельности. Это он учил играть на барабанах Григория Балагяна, будущего музыканта трио Давида Азаряна. Большое количество его учеников и сегодня играет в разных коллективах - Александр Агамян, Арсен Нерсисян и другие. А в 1994 году он получил грант на стажировку в мировой джазовой Мекке - Berklee School of Music, где прорабатывал вопросы методики преподавания игры на ударных инструментах..
Наконец, именно Тутунджян стал первым джазовым ведущим на первой в Армении FM-радиостанции в начале 90-х. Признаюсь, в те темные годы ( после развала СССР Армения тяжело страдала от нехватки электричества), когда почти не было возможности слушать домашнюю фонотеку из-за отсутствия этого самого электричества, его передачи были отдушиной для всех любителей джаза. Не успокоившись на достигнутом, в 1998 году он организует цикл передач, посвященных джазу, на телеканале "А1+". И хотя сейчас в сетках программ многих телеканалов присутствуют передачи о джазе, авторские программы Тутунджяна были и продолжают оставаться самыми профессиональными.
В настоящее время Армен "Чико" Тутунджян переживает прямо-таки вторую молодость. У него есть любимая программа на телеканале "АР", он преподает искусство игры на ударных инструментах в Ереванской консерватории, руководимый им коллектив находится на подъеме, а самое главное - пять дней в неделю он работает в джаз-клубе. С одинаковой любовью и качеством он играет и боп, и свинг, и американскую песенную классику. Играет любимый им джаз. Он не любит вспоминать прошлое: "Какой смысл говорить о прежних заслугах, о пройденном когда-то пути? Говорить надо о дне сегодняшнем и думать о завтрашнем. Только так можно всегда оставаться в форме".
Меня всегда интересовало, откуда взялось прозвище "Чико". Совсем недавно я услышал такую версию: в детстве близкие называли его "Арменчик". Армен - Арменчик - Чик - Чико. Насколько это верно - не знаю, но в 2000 году, когда Тутунджян брал интервью у Чика Кориа, было весьма забавно смотреть на двух Чиков - армянского и американского. Два джазмена, два мастера своего дела мило болтали. Таким людям всегда есть о чем поговорить. И возраст им не помеха: они молоды душой.

Армен Манукян,
собкор "Полного джаза" в Ереване

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service