ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 10-11
2004

Профессора из Беркли играют с московскими студентами
Почему Московская консерватория притягивает к себе, как магнит, многих американских джазовых музыкантов - понятно всем. Почему в ней нет джазового факультета и не будет - понятно нам, но не им. И когда они убеждаются, что акустика в залах Московской консерватории не подходит для микрофонов и электроинструментов, что публика не совсем "та", что ее студенты с удовольствием посидят на мастер-классах, но чтобы поиграть... - то у американцев возникает некоторое недоумение. Хорошо, если устроители поездки в конце концов все-таки приведут их туда, где джазу учат. Тогда они уезжают с чувством состоявшегося визита. Именно так и получилось с музыкантами джазового коллектива, приехавшими в Москву в составе "Бостонского музыкального театра". Этот камерный театр открыл программу Международного фестиваля "Дни музыкального театра", проходящего в Москве 18-29 марта. В составе труппы - Мара Бонд (сопрано), Дэвид Рипли (бас-баритон) и джазовое трио: Дэн Лошен (фортепиано), Рич Эпплмэн (бас), Бертрам Леманн (ударные). Директор театра - Шарлотта Кауфман.
Центральным событием гастролей бостонских музыкантов, конечно, был концерт в Рахманиновском зале консерватории "Весь этот джаз". Прозвучали отрывки из мюзиклов в концертном исполнении, джазовая и "околоджазовая" музыка. Впрочем, этот концерт требовал бы, наверное, особого разговора. Хотелось бы только отметить (особенно на фоне нашей сегодняшней "запоздалой и нервной любви" к мюзиклу) привлекательность "старого доброго" стиля исполнения певцов, живого, обаятельного и артистичного, на фоне деликатного аккомпанемента трио. Атмосфера в зале царила удивительно радостная, добрая и даже "домашняя". Приятно было, что Дэн Лошен спел народную песню, аккомпанируя себе на гитаре, что на ударной установке в "I Got Rhythm" Гершвина играл посол США в России, господин Александр Вершбоу, а среди слушателей была не только супруга г-на посла, но и его любимая теща Шарлотта Кауфман. И еще осталось хорошее ощущение профессионализма и от самого концерта, и от его исполнителей. Ничего удивительного: ведь музыканты во главе с их директором - опытные педагоги разных учебных заведений. А Бостон - это город самых старых по американским меркам культурных и образовательных традиций.
"Бостонский музыкальный театр" в Москве уже выступал в 2002 году, но это было в июле, и артисты стремились побывать в Москве еще раз специально в учебное время, чтобы пообщаться со студентами. Поэтому концерту предшествовали два мастер-класса (отдельно вокалистов и инструменталистов) в консерватории и мастер-класс в Государственном музыкальном училище эстрадного и джазового искусства на Ордынке. Первые прошли так, как и должны были пройти в консерватории, а о последнем нужно поговорить особо.
Профессор кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории, музыковед-американист Светлана Юрьевна Сигида уже далеко не впервые организовывает визиты джазовых музыкантов США в Москву (это были Дейв Брубек, Уинтон Марсалис и многие другие) и встречи с ними в консерватории. На этот раз было решено привезти джазовое трио на Ордынку. Решили, что нашим юным джазменам, полным энтузиазма, и профессорам из колледжа Беркли, коими являются Рич Эпплмэн (на секундочку, глава басового отделения колледжа!) и ударник Бертрам Леманн, будет взаимно интересно пообщаться. Непосредственную организацию встречи взял на себя Евгений Александрович Савин, постоянно "поставляющий" блестящих трубачей в лучшие академические и джазовые оркестры, включая Линкольн-центр. На Ордынку пришли и студенты из Университета культуры и искусств, где Савин возглавляет джазовое отделение.
Как потом рассказывал мне Бертрам Леманн, единодушно признанный всеми как самый интересный музыкант трио, они абсолютно не представляли, в какое учебное заведение попадут. Российских джазовых музыкантов они в Бостоне слышат мало, студентов из России в Беркли неизмеримо меньше, чем из других стран. Поэтому они начинали свое выступление с блюзов, рассчитывая на самый элементарный уровень, выписывая гармонию архаического блюза на доске и т.п.. Но когда к ним присоединились трое студентов-духовиков - все встало на свои места, и пошел музыкальный разговор "на общем языке", который продолжался более двух часов. Прекрасно показали себя в совместном музицировании студенты училища Никита Кана, Антон Давидянц, Николай Сидоренко и другие, а уж студенты из МГУКИ Сергей Васильев, Тимофей Хазанов и Павел Жулин вообще выглядели асами. Профессора отвечали на вопросы, высказывали свои пожелания студентам (пианистам - более сдержанно аккомпанировать, когда солирует бас, сохранять стилевое единство между мелодической импровизацией и гармонией, басистам - не увлекаться синкопами и т.д.). Всех покорил Бертрам Леманн, который прочел небольшую иллюстрированную лекцию о том, как добиться мелодизированного звучания ударной установки, сочетая ритмические рисунки, воспроизводимые на разных ее частях, и как это выглядит в разных джазовых стилях.
Позволю себе вспомнить, что такого рода встречи бывали и лет десять назад, когда я некоторое время работала в этом училище, читая курс истории джазовых стилей. Тогда наши ребята могли соперничать в игре скорее со студентами из США, чем с педагогами. И еще обратило на себя внимание то, что многие студенты сейчас спокойно брали на себя роль переводчиков, чего не было десять лет назад. Все это очень радует. 
Американцы были в восторге от наших ребят, продемонстрировавших столь высокий уровень игры в столь юном возрасте. Как выразился Бертрам, их успехи в джазе, помноженные на российскую врожденную музыкальность, должны принести очень хорошие результаты. Отметили гости и то, что за достижениями студентов стоит огромный труд наших педагогов. А уж сколько у нас проблем в джазовом образовании и как могут наши прекрасные преподаватели по специальности, ансамблю, оркестру (С.К.Резанцев, Е.А.Савин, В.П.Мелехин, В.Е.Коваль и многие другие), самоотверженно работать, не глядя на часы, за символическую зарплату - это больше понятно нам, но не им. 

Зинаида Карташева,
музыковед

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service