ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 10-11
2004

Cool Train Jazz & Blues Festival: вот и встретились два...
Олег КиреевВот и встретились, наконец, джаз и блюз на одной сцене, в рамках одного фестиваля. Для России это явление, прямо скажем, нетипичное - обычно тематика концертов ограничивается одним из упомянутых жанров. Но на этот раз организаторы "Cool Train Jazz & Blues Festival'я", прошедшего в Центральном Доме художника 16 марта, сумели создать мероприятие, близкое по концепции к фестивалю в Монтре - джазмены и блюзмены гармонично сменяли друг друга, джемовали вместе в дружеской атмосфере. Публика одинаково горячо встречала представителей обоих музыкальных направлений - довольными остались все, и любители джаза, и поклонники блюза, и сами музыканты. 
Первыми на сцену вышли музыканты группы Steam Engine, играющие в жанре нео-свинг. Эта команда, так же как и все другие участники фестиваля, регулярно концертирует в Cool Train Club'е и легко узнаваема зрителями. Хотя творчество Steam Engine не относится ни к джазу, ни к блюзу, ребята легко вписались в формат мероприятия и сразу задали праздничный тон и хорошее настроение своей зажигательной, можно даже сказать - танцевальной музыкой. Следует отметить, что Steam Engine присоединились к фестивалю в последний момент и даже не были заявлены в афише, но, несмотря на это, публика сразу горячо их встретила, а уже через минуту половина зала притоптывала и приплясывала в такт зажигательным ритмам. 
Экстравагантных музыкантов "Steam Engine" сменили не менее экстравагантные, одетые в стилизованные "под Восток" концертные наряды участники "Фэн-Шуй Джаз Театра" Олега Киреева, во главе с самим саксофонистом - одним из организаторов фестиваля. Обозначив своим появлением начало джазовой части концерта, музыканты исполнили мелодичную композицию "Колыбельная". Публика сразу втянулась в действие, среагировав на знакомую по многочисленным концертам "Театра" мелодию, а когда дело дошло до второй, более быстрой части композиции, зал был уже практически в экстазе. Под шквал аплодисментов "Фэн-Шуй Джаз Театр" сменил давно любимый и почитаемый московской публикой вокалист и клавишник Сергей Манукян, расхожим наименованием которого с легкой руки Олега Киреева в последнее время стало определение "самый солнечный человек российского джаза". Манукян остался на сцене в полном одиночестве, сел за рояль и сыграл авторскую композицию с элементами армянской народной музыки. В зале и на сцене был приглушен свет, подсвеченным остался только исполнитель за инструментом, что образовало весьма таинственную, гипнотизирующую атмосферу, не позволявшую зрителям оторвать взгляд от музыканта. Под умиротворенные аплодисменты к Манукяну присоединились его давние сценические партнеры - Вячеслав Горский, занявший место за синтезатором, и Йоэль Гонсалес - перкуссионист родом с Кубы, много лет живущий в Санкт-Петербурге, вместе с Манукяном и Горским участвовавший в проекте "Ритуальные танцы". Сам Манукян пересел за ударные инструменты, не переставая удивлять публику своими многочисленными талантами. Образовавшееся трио исполнило "Московскую самбу" Вячеслава Горского - зажигательную композицию, вполне оправдывающую свое танцевальное название. Когда к выступающим присоединились Олег Киреев и басист "Фэн-Шуй Джаз Театра" Виктор Матюхин , перед зрителем предстал в полной красе один из ярчайших проектов, рожденных на сцене "Cool Train Club'a" - джаз-шоу "Фанки-Манки". Была исполнена еще одна композиция Вячеслава Горского с диска "Exotic Life" - "Коктейль Малибу" в стиле регги, вызвавшая бурную реакцию, особенно у молодежной части зрительного зала.
Затем на сцене ЦДХ наконец-то появились представители блюза. Первыми отыграли свою программу специальные гости из Минска Svet & Al, также не заявленные в афише, но с огромным энтузиазмом принявшие участие в фестивале. Надо сказать, что этот проект исполняет очень качественный архаический дельта-блюз. Стильная внешность "под 30-е", талантливая, чувственная игра - все это вызвало бурную реакцию московской публики. 
Белорусских блюзменов сменили столичные, хорошо известные музыканты группы "Станция Мир" во главе с харпером Владимиром Кожекиным, тоже являющимся одним из организаторов фестиваля. Ребята отыграли несколько композиций, порадовав зрителей хорошим грувом, блестящими энергичными соло и высоким качеством исполнения. К ним присоединилась Тамара Кожекина - представительница российского женского блюза. Она исполнила три песни из своего репертуара в стиле госпел. 
Следующими на сцену вновь вышли представительницы прекрасного пола - по приглашению Олега Киреева в фестивале приняли участие девушки из ансамбля фламенко "Пассьон". Это трио танцовщиц постоянно выступает в составе "Фэн-Шуй Джаз Театра" на сцене Cool Train Club'a, исполняя несколько перкуссионно-танцевальных номеров, и неизменно вызывает бурный восторг у зрителей.
И в этот раз девушки опять сорвали шквал аплодисментов, задав новый импульс трехчасовому музыкальному марафону. На сцену снова вышли все участники "Фэн-Шуй Джаз Театра", к ним присоединился Вячеслав Горский, и таким составом был исполнен хит нынешней программы "Театра" - композиция под названием "Мандала", длившаяся не менее 15 минут. В завершение концерта на сцену вышли все его участники, и в едином порыве ими был сыгран до-мажорный блюз в стиле фанк - происходящее на сцене можно было назвать разве только джазово-блюзовым экстазом. Публика долго не отпускала музыкантов, требуя продолжения и не замечая, что с начала выступления прошло целых три часа.
Фестиваль прошел именно так, как задумывали его организаторы. Пришедшие на блюз с удовольствием слушали джаз - и наоборот. Как сказал после концерта Вячеслав Горский, "не было соревновательности, была дружба". А Олег Киреев поставил мероприятию "твердую пятерку".
К сожалению, обещанная презентация нового альбома "Фэн-Шуй Джаз Театра" Олега Киреева 16-го марта не состоялась - исключительно по техническим причинам сроки выпуска компакта отодвинулись. Зато в рамках фестиваля был презентован диск, вышедший бесплатным приложением к мартовскому номеру журналов "Аудио & Видео" и "Автозвук". На этом диске полностью представлен альбом Олега Киреева "Love Letters" и в качестве бонус-трека девятой композицией записана "Мандала" - хит "Фэн-Шуй Джаз Театра" из новой программы. Если учесть, что журналы вместе с диском вышли тиражом 50 тыс. экземпляров(!), то это действительно можно назвать важным событием - такому тиражу в нашей стране может позавидовать любой джазовый исполнитель.
Остается только надеяться, что "Cool Train Jazz & Blues Festival" станет хорошей традицией собирать на одной сцене представителей джазовой и блюзовой музыкальной среды. Ведь, как показал опыт, делить джазменам и блюзменам нечего и некого - слушатель, разбирающийся в хорошей музыке, чаще всего не чужд ни одному из этих жанров.

Елена Таращанская

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service