ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 10-11
2004

Анатолий Кролл в Одессе: самурайская мудрость 
Анатолий КроллИ полугода не прошло, а слова "Мы из джаза" снова появились на афишах. Правда, на этот раз Анатолий Кролл приехал в Одессу один, а "мы" означало а) наличие второго рояля и одесского пианиста Юрия Кузнецова за ним и б) Татьяны Боевой - певицы, выступающей давно, известной далеко не только в Одессе но, к ее величайшему сожалению, с Кроллом до сих пор на сцене не встречавшейся. Все это имело место быть в зале одесской Филармонии, да еще и вечером 7-го марта. Такое вот музыкальное приношение памяти Клары Цеткин и во славу ныне живущих дам. 
Уже за неделю до концерта стало понятно, что аншлаг неминуем. Не берусь утверждать категорически, но, полагаю, сработали не только симпатии к музыкантам, но и надежды на характерные для "роялистских" дуэтов элементы единоборства. Концерт начался с сольного выступления Анатолия Кролла - этакого попурри в духе "Былое и думы". Темы были свои и чужие (вечнозеленые, разумеется), последовательность их была отлично выстроена, сыграны они были просто и точно: мелодично, ритмично, гармонично и, главное, с чувством. Если у зрителей и был расчет послушать поединок, то из самой музыки и заключающих эту часть концерта слов Анатолия Ошеровича стало ясно, что он в Одессу приехал вовсе не за этим. 
Юрий КузнецовПоследовало сольное представление Юрия Кузнецова. Оно оказалось чрезвычайно интересным даже для тех, кто внимательно следит за тем, что делает этот музыкант. За последние лет пять Юрий, оставшись самим собой, довольно сильно изменился. Он всегда умел создать красивую лирическую тему, всегда был способен к богатой и неожиданной гармонизации, всегда был мастером сложного, многослойного ритма. Сегодня, мне кажется, преобладает мудрая скупость на звуки. Меньше стало драматических (как по мне - в определенной степени демонстративных) эффектов, музыка Юрия стала в большей степени размышлением, медитацией и в меньшей - красивой звукописью. Активно задействована и тембровая составляющая: перенос значительной части нагрузки с правой руки на левую существенно обогатил звучание обертоновыми эффектами. 
Анатолий Кролл, Юрий Кузнецов
Затем музыканты стали играть вместе. Были это, по преимуществу, эвергрины (вечнозеленые джазовые стандарты - ред.), что принималось залом "на ура". Обе стороны были предельно тактичны, внимательны и уважительны друг к другу, всячески подчеркивая удачные моменты в игре партнера и последовательно избегая даже намеков на соревновательность. И это, конечно, правильно. Только так можно было в данном конкретном случае создать хорошую музыку и получить вполне заслуженные аплодисменты зала. 
Известно, что офицер носит личное оружие вовсе не для решения боевых задач - для этого у него есть подчиненная боевая единица. Анатолий Кролл в гораздо большей степени композитор и бэндлидер, нежели собственно джазовый пианист. В своих собственных проектах он более чем уместен и как композитор, и как превосходный солирующий пианист (мы имели воможность убедиться в этом совсем недавно, в сентябре 2003-го), но вряд ли способен воевать с Юрием Кузнецовым с помощью одного только личного оружия. Как утверждает самурайская мудрость, "поединок, которого ты избежал - ты выиграл". В этом проекте самурайской мудрости - равно как безупречного музыкального вкуса и человеческого такта - хватило у обоих участников. Они, к выигрышу слушателей, умело использовали лучшее, на что были способны в данных конкретных условиях. 
Татьяна Боева, Анатолий КроллЗавершало концерт уже трио: к пианистам присоединилась Татьяна Боева. Певица была явно смущена тем, что ее мечта - выступить с Анатолием Кроллом - все-таки сбылась и, передвигаясь по сцене, все время оказывалась поближе к хорошо известному и привычному ей Кузнецову. Мы услышали еще одну (по-моему, самую интересную в музыкальном отношении) интерпретацию "Summertime" и несколько менее удачно исполненную "Watermelon Man". Зал был в восторге, но концерт, увы, подошел к концу. И то сказать, он был более чем полноразмерным.

Олег Шестопалов,
собкор "Полного джаза" в Одессе
фото автора

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service