ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 10-11
2004

Роман Столяр на "БудуАрте": прекрасно
Роман Столяр19-21 марта в Томске прошел фестиваль "БудуАрт", в основном посвященный современной электронной музыке. Важнейшим на фестивале, на мой взгляд, было выступление Романа Столяра - новосибирского мультиинструменталиста, пианиста, импровизатора, композитора и т.д. И дело даже не в том, что выступил он преотлично. Просто он оказался одним из немногих "живых" музыкантов на фестивале, чуть ли не единственным импровизатором (в этот лагерь еще - с большой натяжкой - можно отнести худо-бедно солировавших на фоне компьютерной фонограммы "ПСВSV"), единственным джазовым музыкантом и единственным музыкантом, работавшим в акустике. Без него фестиваль превратился бы в продвинутую электронную вечеринку - большая часть не только музыки, но и видеоарта была выполнена в техно-эстетике с различными вариациями. Собственно, в прошлом году так и произошло. Но не на этот раз. 
Как оказалось, Столяра я уже видел в 2002 г. в Новосибирске, в качестве фронтмена группы "Старики Железняки". Они открывали некий фестиваль, имевший место в клубе "Юла". Их выступление было скомкано одним крепко подвыпившим гостем фестиваля, вылезшим на сцену и начавшим принимать посильное участие в процессе; "Старики Железняки" обиделись, собрали инструменты и ушли. Надо сказать, что выступление "Железняков" поначалу вызвало интерес - фронтмен, меняющий разнокалиберные флейты и флейточки, мелодику и еще Бог весть что (уже и не помню, но не фортепиано точно), металлическая перкуссия, колоритный седой старикан с тубой, - интерес вызвало, но так и не обрело цельности, превратившись в демонстрацию разнообразных умений музыкантов, в первую очередь эгоцентричного - до нарциссизма - Столяра. Возможно, это объяснялось плохим приемом - публика пришла на техно-пати...
И вот тот же Столяр в Томске. Серия коротких, никак не связанных номеров, каждый выполнен в другой технике. Снова демонстрация техники?! Нет. И весьма далеко от этого. Столяру под силу оказались как (само)ирония, не переходящая в пустой стеб, так и удивительная глубина и красота. "Может быть, в музыке будет ПОЛЕТ" - гласил шутливый письменный анонс в начале концерта, тут же сложенный самолетиком и пущенный в зал. И полет был. Изощренная техника не затеняла главного достоинства Столяра - пристального внимания к звуку. Вслушиваясь в им же извлекаемые звуки, Столяр на наших глазах выращивал свои произведения из этих звуков, как из зерен. Как-то описать это невозможно, можно назвать только использованные инструменты - блок-флейта обычная и альтовая, мундштук от блок-флейты, блок-флейта, используемая в качестве настроенной перкуссии (постукивая пальцами возле соответствующих отверстий), пение в блок-флейту, две тоненькие флейточки (не знаю, как называются, Дон Черри на таких играет в "Song For Che" Чарли Хейдена (от редактора: это называется penny whistle)), сдвоенная флейта (тоже что за черт?), мелодика (духовой инструмент с мундштуком и клавишами) сама по себе, мелодика, лежащая на клавишах фортепиано и отдающаяся эхом в струнах при нажатой педали, мундштук от мелодики... и, конечно же, фортепиано: препарированное, постепенно де-препарированное обратно, воздействуемое как традиционными клавишами, так и pizzicato, то заставляющее смеяться, то уносящее куда-то в заоблачные высоты. Преобладали, кстати, серьезные номера - хотя визуальное впечатление несколько смазывало не всегда уместное позерство в подаче; возможно, стоило вообще слушать, закрыв глаза. Закончился концерт хулиганской версией "Well You Needn't" Телониуса Монка - пожалуй, даже слишком разудалой. Общее же впечатление опишу одним словом - ПРЕКРАСНО.

Serpent

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service