502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 13
2004

ФСК  - Фестиваль Сергея Курехина, Фестиваль Современной Культуры: 2004

МДСТ, Длинные Руки, Девоцио Модерна, Рустамушки Интернешнл, Дом

21 - 25 апреля 2004 года - ФСК (Фестиваль Сергея Курехина, Фестиваль Современной Культуры)
Центр Дом

Предыстория ФСК
справка

Мемориальные фестивали Сергея Курехина проводятся с 1996 года - года его трагической смерти. Сергей Курехин ушел из этой жизни в июле 1996 года, а уже с сентября по декабрь того же года в Москве прошел мощный многожанровый фестиваль "Страсти по Сергею", который представил зрителям фильмы с его участием, театральные постановки с его музыкой, выставку художников - друзей Курехина, и конечно, множество фестивальных концертов самой разной музыки, так или иначе связанной с творчеством Сергея. 
В Нью-Йорке в январе 1997 и мае 1998 состоялись фестивали SKIF-1 и SKIF-2. В них принимали участие музыканты из России, США, Европы и Японии. Фестиваль SKIF был придуман и впервые реализован выходцем из Ленинграда, жителем Нью-Йорка, виолончелистом Борисом Райскиным. После первого СКИФа Борис трагически погиб, и второй нью-йоркский СКИФ делал его друг нью-йоркский продюсер Дэвид Гросс. 
В 1998 году СКИФ переехал в Россию, и с тех пор почти ежегодно (за исключением 1999 года) проводился параллельно в Петербурге и Москве. В Петербурге фестиваль организует Фонд Сергея Курехина, в Москве - агентство Длинные Руки и Культурный Центр ДОМ. Форматы московского и питерского фестивалей кардинально отличались все эти годы. Если в Питере СКИФ проводится в один уикэнд, но с безумной концентрацией событий в единицу времени и на единицу площади, когда двенадцатичасовые концерты параллельно на пяти площадках, расположенных в одном здании, собирают сотни артистов и тысячи зрителей, постоянно кочующих из одного зала в другой, то в Москве концерты проходят в более щадящем и привычном "филармоническом" режиме: московский фестиваль длится одну-две недели, и за вечер в ДОМе выступают только два-три состава, таким образом, что заинтересованная публика может услышать и увидеть все, что захочет, что в Питере просто физически невозможно. Таким образом, питерские организаторы СКИФа действенно декларировали приверженность курехинской идее тотального перформанса Поп-Механики, не ограниченного ни временем, ни пространством, ни жанровыми рамками.
Такая разница форматов реально привела к тому, что московский и питерский СКИФы были попросту разными фестивалями с близкими программами и составами участников. С 2003 года московский Фестиваль Сергея Курехина меняет имя, оставаясь связанным с питерским СКИФом составом участников и временными рамками, но уже в названии обозначая разницу форматов, дабы не вводить во искушение московскую публику, желающую не услышать интересных музыкантов, но окунуться в атмосферу СКИФа. Итак, слушать - на ФСК в Москве, а окунаться - на СКИФе в Питере.
В этом году, в отличие от предшествующих лет, московский ФСК получился практически моностилистическим. Все его участники размещаются в достаточно узком стилистическом диапазоне от свободного джаза до импровизационной электроакустики, то есть все они попадают под определение Новая Импровизационная Музыка. Кроме того, в программе есть небольшое присутствие вполне дружественных жанров современного танца и художественного перформанса. Уровень же фестиваля, как всегда (а, пожалуй, даже более, чем всегда), высок. Здесь и "первые лица" американского фри-джаза Хамид Дрейк, Вильям Паркер и Нед Ротенберг, и элита американской электроакустики Джон Освальд и Генри Кайзер, и звезды европейского фриджаза Саинхо Намчылак, "Локомотив Конкрет", Катрин Жаньо и Лукас Лигети, и мастер японского нойза К.К.Нулл, и патриарх искусства перформанса Бен Паттерсон, и звезды и ветераны российской импровизационной музыки - Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков, Сергей Старостин, Влад Макаров и Миша Юденич. В фестивале участвуют и молодые музыканты из Нью-Йорка, Амстердама, Лондона, Москвы и Варшавы.

21 апреля 2004 - Фестиваль Сергея Курехина, центр "Дом": "Миопия, фунт и дюйм изюма в изначальном учении Джалмы" (японоамериканские бутокомпьютеры)
1. psi (США)
Трио в составе:
Джейм Фенелли - электроника
Крис Форсит - гитара
Фриц Вэлх - ударные, объекты
psi - трио из Бруклина (Нью-Йорк), образованное Джеймом Фенелли, Крисом Форситом и Фрицем Вэлхом для выполнения ряда музыкально-звукошумовых проектов. Катарсический, герметичный, мелодичный шум, который медленно превращается в ничто - это музыка psi. Уже почти в течение двух лет участники psi вместе испытывают на практике возможности своих инструментов и акустического пространства посредством духовного взаимодействия и, в конечном счете, в парализующих условиях выступления. Интенсивные обсуждения и размышления больше, чем традиционные партитуры, помогают лепить звуковые формы, которые по своей природе непрерывно переопределяются в своих спонтанных импровизационных проявлениях. Получающаяся в результате музыка является динамическим взаимодействием трех основных составляющих: науки, магии и блюза. Вместе они записали и издали 2 диска: "The _ who had begun his career as a useful _ of the _ court later became the _ of _ and the _ of _." и их последний релиз "Черный Американский Флаг". Они активно гастролируют по Соединенным Штатам. Первый европейский тур запланирован на май этого года.

2. "Близорукость" - часовое буто-действо, экспериментальная музыка, сценическая инсталляция
Djalma Primordial Science (Япония-США)
В составе:
Эфиа и Мари Акита - буто танец
Джеф Гбурек - препарированная гитара, электроника
Кайл Брукман - гобой, электроника
"Близорукость" - сказочная страна, в которой происходит сексуальное преображение юной школьницы (сексуальная метаморфоза была повторяющейся темой в перформансах основателя буто Тацуми Хидзиката). Перформанс фокусирует внимание на размытых линиях, приводящих в движение механизм взрослой жизни, - безнадежно неуютной, злобной, полной обещаний, - в которой единственная свобода - всегда оставаться tabula rasa. Застенчивая неуклюжая школьница в очках, но при этом очень сексуальная, мечтает сквозь туман близорукости; ее кожа видит больше, чем ее глаза. В возбужденной неподвижности она, конечно же, колеблется на неровном краю половой зрелости, зная, что все уже потеряно... Мужчина-преподаватель, с трудом сдерживаясь, пишет урок на классной доске. На самом деле он спит, а буквы выводит буря его тела, тело-машина, регистрирующая землетрясения, переводящая дрожание земли в графику линии. Эффект его преподавания наглядно виден в искривлениях его позвоночника, а остается после буто танца его графическая фиксация на грифельных досках.
"Изначальное Учение Джалма" - наклонный крик гобоя, который, кажется, испускают сами тела танцоров. Звук обрушивается в танец, который олицетворяет отчаяние обреченных на цепь исполнения желаний.
Эфиа - изучала буто у Кадзуо/Ёсито Оно, Мина Танаки, Андзу Фурукава и Акира Касаи. Интересуясь ритуальными танцами, объездила много стран, где обучалась у местных преподавателей. У нее степень бакалавра в области хореографии Колумбийского университета (Нью-Йорк). Она пишет критические статьи о современном танце для "Вилледж Войс". В 1996-98 г.г. выступала с Nia Love & Co. в постановках, созданных под влиянием африканских традиций, буто и современного танца. 2000-2001 годах работала в Берлине в буто-труппе Андзу Фурукава. С 1998 года является директором группы "Изначальное Учение Джалма".
Джеф Гбурек - универсальный гитарист. В 80-е годы он развил свой собственный гитарный стиль под влиянием индийской раги и арабского макама. Он использует различные гитарные техники для своих полуимпровизационных-полукомпонированных произведений, которые сродни музыке Штокхаузена, AMM, Франциско Лопеса и Пьера Анри. Джеф Гбурек имеет степень в "Нью Колледже" (Калифорния), издает сборники своей поэзии, переводов и эссе. Другой проект Джефа Гбурека - берлинское электроакустическое трио Zygoma (с Михаэлем Форфилдом и Михаэлем Вальцем); он выступал с немецким тромбонистом Конрадом Бауэром и английским гитаристом Китом Роувом, подтверждая свой интерес к европейской импровизационной музыке. В США он работал с индийским ситаристом Нилом Мургаи - еще одним участником перформансов и проектов "Изначальное Учение Джалма". Также выступал с Дэниэлом Картером, Грэхемом Хэйнсом, записывал яванский рабаб для индийского DJ Нитин Сохни на лейбле Spiritual Life Recordings.
Кайл Брукманн с 1996 года живет в Чикаго, преподает и работает классическим музыкантом, в то же время играет с наиболее интересными импровизаторами и саунд-артистами города. Действующие проекты Кайла - ЕKG (электрокардиограмма) - электроакустический дуэт с Эрнстом Карелом; а также экспериментальный панк с Lozenge и недавняя запись с Энтони Брэкстоном. Как участник ансамбля Noamnesia композитора Джина Коулмана, он играл произведения Джорджа Крама, Джона Кейджа, Чарлза Айвза, Корнелиуса Кардью, Малколма Голштейна, Салвадора Скьяррино и других композиторов.
Мари Акита - танцовщица и художник родом из Аомори (Япония). Сейчас живет в Остине (штат Техас). Изучала буто в группе "Изначальное Учение Джалма"на протяжении последних 3-х лет. Она участвует в перформансах "Медуза Гильотина" и "Близорукость".

22 апреля 2004 - Фестиваль Сергея Курехина, центр Дом: "День рождения шамана" (американо-канадо-немецко-русско-тувинское электрокамлание)
3. Генри Кайзер - гитара, бас, электроника (США)
Генри Кайзер (родился в Окленде, Калифорния, в 1952 году) широко известен как один из наиболее творческих и новаторских гитаристов, импровизаторов и продюсеров в области рока, джаза и экспериментальной музыки. Как представитель "первого поколения" американских свободных импровизаторов, он помог освободить гитару от технических и жанровых условностей. Не знающий усталости трудоголик, он постоянно ищет для своей музыки наиболее адекватное звучание. Он не только содействует многим проектам, но часто сам выступает в США, Европе и Японии с несколькими постоянными составами, так же как и с сольными гитарными концертами и концертами свободной импровизационной музыки вместе с разными инструменталистами. Перечислим лишь некоторые из его музыкальных источников - традиционный блюз, восточная, классическая северо-индийская и гавайская музыка, фри-джаз, свободная импровизация. Он записывался или играл с такими экстраординарными музыкантами, как Хэрби Хэнкок, Дэвид Линдли, Боб Вейр, саксофонный квартет ROWA, Эллиот Шарп, Джон Френч, Майкл Макклюр, Билл Ласвелл, Стив Лэйси, Фред Фрит, Терри Райли, Рюичи Сакамото, Джон Зорн, Билл Фризелл, Sang-Won Park, Джин Хи Ким, Джон Освальд, Юдзи Такахаси, Джон Чикай, Джордж Льюис, Джерри Гарсиа, Мия Масаока и Сесил Тейлор. В 1991 году Кайзер провел некоторое время на острове Мадагаскар, где вместе со своим другом Дэвидом Линдли записал 6 дисков для лейбла Shanachie в сотрудничестве с местными музыкантами. Первый из этих дисков - "World Out Of Time, Henry Kaiser And David Lindley In Madagascar" - возможно, один из самых успешных релизов в области американской мировой музыки. А вторая часть, "A World Out Of Time", была номинирована на премию "Грэмми".

4. Джон Освальд - саксофон, электроника (Канада)
Многогранный музыкант Джон Освальд почти всегда включает в свою музыку электроакустические элементы. Его работа - часть постоянного репертуара "Кронос Квартета", шведского балета Culberg, Балета Монако, Deutsche Opera, Берлинского Балета, "Modern квартета" и "Квартета Пендерецкого". Среди его последних работ - звуковое оформление шествий в Бразилии, работа с 22 хореографами (среди которых Билл Ти Джонс и Холли Смолл); работа с балетом лионской оперы "Change of Heart". Он только что закончил работу для оркестра, робота-рояля и спетого и развоплощенного голоса Глена Гульда для Государственного балета Канады. В последние годы он собрал коллекцию фотопортретов для серии "Moving Stills". Один из его "пландерфоникс" (аудио-видео-коллажей, сделанных из существующих работ) был представлен в лондонской галерее "Хэйворд" в мае 2000. В настоящее время он пишет музыку к фильму Брюса Мау "Стресс", премьера которого состоится в мае 2004 года в Вене. Одна из его последних работ - радиопостановка на четырех языках (бразильском, немецком, английском и голландском). Он также работает над проектом "Homonymy" (камерная музыка и кино); пишет музыку для классического немого фильма "Metropolis" Фрица Ланга; саундтрек к гей-порно фильму "Hustler White"; а также принимает участие в фильмах" UnLut" Джона Грейсона и "Sonic Outlaw"s Грега Болдуина. Работа Джона Освальда - это всегда метаморфозы и эклектика. В 1990 году начался его наиболее известный проект Plunderphonics (звуковой коллаж, сделанный из существующей музыки). В настоящее время готовится ретроспектива его Pluderphonics. Его первый диск, "GrayFolded", был признан лучшим газетой "Торонто Сан". Последняя версия "GrayFolded" была названа лучшей работой года журналом "Роллинг Стоун", "Нью-Йорк Таймс" и многими другими изданиями. В этом году его диск "Acoustics" был признан критиками журнала "Кода" диском года.

5. Влад Макаров - виолончель (Смоленск)
Влад Макаров - основатель и вдохновитель "смоленской школы новой импровизационной музыки", ветеран советско-российской фри-джазовой виолончели. Пожалуй, наиболее бескомпромиссный музыкант нашего нового джаза, увлеченный исключительно спонтанным музицированием. Ухитряется извлекать из своей виолончели звучания, казалось бы, ей совершенно не свойственные, используя при этом наборы смычков и плектров, ученическую линейку и барабанные палочки. Не имея возможности в течение многих лет выезжать за пределы родины, Влад, тем не менее, приобрел большой опыт игры в международных воркшопах, выступая практически со всеми заезжими фри-джазовыми музыкантами, не говоря уже о музыкантах нашего нового джаза, перечисляя которых не нужно употреблять словечко "практически". Относительно же недавний дебют в Германии показал, что его музыка органично прочитывается в контексте европейского нового джаза. Лишним подтверждением тому является и запись трио Макарова на английской антологии российского нового джаза - "Документе".

6. Михаил Юденич - перкуссия (Смоленск)
Барабанщик Михаил Юденич за многие годы работы в тандеме с Владиславом Макаровым выработал индивидуальный стиль игры на барабанах, отличающийся аскетически-брутальной экспрессией. С начала восьмидесятых годов сотрудничает с различными музыкантами, исповедующими эстетику "свободной импровизации"; кроме уже упомянутого Макарова это - Сергей Летов, Валерий Дудкин, Валентина Пономарева, Александр Аксенов и многие другие. Юденич - один из основателей пост-индустриальной группы "Зга", с которой выступал на фестивалях "New Music America" в Монреале в 1990 году и венском "Тон и Полутон" в 1991 году. В составе группы "Зга" записал и выпустил два компакт-диска на лондонской фирме Recommended Records. С конца восьмидесятых годов работает главным образом в сфере новой импровизационной музыки. Участник многих фестивалей современной музыки (Москва, Петербург, Екатеринбург, Волгоград, Таллинн, Киев, Кельн и другие). В настоящее время постоянный член проекта "Нефигуративная Музыка", "Оркестра Московских Композиторов" группы "Зга" и квартета "Миллер 4".

7. Саинхо Намчылак - голос (Тува_
Саинхо - звезда, стремительно взошедшая на мировом небосклоне новой импровизационной музыки в конце восьмидесятых. В последние годы не было другого столь стремительного взлета. Занимаясь в начале и середине восьмидесятых сибирским фольклором, она обратила свое благосклонное внимание на новый джаз лишь весной 1989 года. А уже осенью этого года в европейских джазовых журналах ее называли "открытием фестивального сезона" с множеством превосходных эпитетов. Первые гастроли на Западе. Успех. Выступление с группой "Три О" и музыкантами из Швейцарии и Германии. Затем последовали выступления со многими мировыми знаменитостями: Петер Ковальд, Бутч Моррис, Конни Бауэр, Фрэд Фрит, Нэд Ротенберг, Эван Паркер, Санни Мюррей, Вернер Люди и многими другими. Записи на компакт-диски вместе с такими поп-звездами, как Андреас Фолленвайдер. На престижной немецкой фирме FMP вышли два ее компакт-диска (один из них сольный), выходят также компакты на фирме Leo Records (Великобритания), FIN Records (Япония) и многих других. Карьера головокружительная. Но у Саинхо не произошло головокружение от успехов. Несмотря на то, что живет сейчас в Вене, она не забывает и родные пенаты. Лишнее тому подтверждение - ее частые появления на фестивалях не только в Японии, Германии, Швейцарии, Дании, Голландии, Франции, Англии, США, Италии, Австрии, но и в России - в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Архангельске, Вологде. Не забывает она и российских музыкантов, выступая вместе с Михаилом Жуковым, Германом Поповым, "Оркестром Московских Композиторов", с которым записала три компакт-диска. Уникальный стиль певицы, органично сочетающий древние голосовые техники и новейшие приемы звукоизвлечения, объединяющий традицию и авангард, позволяет слушателям оказаться в самой актуальной сегодня области музыкального пространства.

8. Хамид Дрейк - ударные (США)
Хамид Дрейк родился в августе 1955в штате Луизиана, США. Учился искусству игры на ударных инструментах, изучал разные стили игры, включая восточный и карибский. В 1974 началось его долговременное музыкальное сотрудничество со звездой чикагского джазового авангарда - Фредом Андерсоном. В конце 70-х Андерсон представил его Джорджу Люису и Дугласу Эварту. Именно в этот период значительное влияние на его игру на ударных инструментах оказали Эд Блэквелл и Адам Рудольф, который был его другом детства. Они стали сотрудничать и появлялись вместе во многих проектах. Дрейк постоянный музыкальный партнер большого количества музыкантов, таких, как саксофонисты Фред Андерсон, Петер Бретцманн и Фароа Сандерс. Он играет музыку в диапазоне от регги до мировой музыки и фри-джаза. С 1978 он работал вместе с легендарным авангардным трубачом Доном Черри. В конце 70-х Дрейк стал членом Mandingo Griot Society, появившись на первом альбоме группы. Много лет Дрейк играет вместе с такими музыкантами, как пианист Бора Бергман и саксофонист Петер Бретцманн. Также он играл в течение нескольких лет с Мэрилин Криспелл, Пьером Дорхе, Хэрби Хэнкоком, Мишей Менгельбергом, Фароа Сандерсом, Уэйном Шортером, Малакаем Томпсоном и др. Играя на стыке жанров с самыми разноплановыми музыкантами, Дрейк легко адаптируется к северно-, западноафриканской и индийской ритмическим манерам игры, так же как и к регги и латиноамериканской музыке. Он зачастую играет на ударной установке без палочек, используя только свои руки.

9. Вильям Паркер - контрабас (США)
Вильям Паркер - один из лучших фри-джазовых контрабасистов. В возрасте 20 лет он впервые появился на музыкальной сцене Нью-Йорка и сразу стал одним из лучших в своей области. В течение короткого времени его пригласили играть с такими известными музыкантами, как Эд Блэквелл, Дон Черри, Билл Диксон, Милфорд Грейвс, Билли Хиггинс, Санни Мюррей и др. В 1980 он становится членом ансамбля Сесила Тейлора, в котором он играет ведущую роль в течение более чем двух десятилетий. Вильям Паркер - ключевая фигура многих сегодняшних авант-джазовых групп, самая известная из которых - его собственная. Особенно ярко его талант композитора и организатора проявился в его большом ансамбле The Little Huey Creative Music Orchestra. С самого начала его музыкальной карьеры он сочинял музыку почти для каждой группы, с которой играл. Его способности как композитора широки и включают оперы, оратории, балет и саундтреки для фильмов.

23 апреля 2004 - Фестиваль Сергея Курехина, центр Дом: "Конкретный сон акробата в локомотиве" (шведско-польско-русская экстатика)
10. группа Sonus Akrobata (Польша)
в составе: Анджей Издебски - баритон-гитара, Михал Гош - ударные
Дуэт был основан в 1999 году Анджеем Издебским (гитара) и Михалом Гошем (ударные). Поначалу не планировалось создавать постоянный дуэт, но благодаря успеху у публики, музыканты решили продолжить сотрудничество. Анджей Издебски утверждает, что "главной целью, помимо творческой деятельности в Sonus Akrobata, было исследование сонористических возможностей инструментов. Мы играем и одновременно создаем личный modus operandi в формате дуэта". Первый релиз был назван просто "Sonus Akrobata", второй - "Mandragora" (записан в декабре 1999 года). "Мы всегда сфокусированы на экспрессии... свежем ветре экспрессии...мы ничего не пытаемся доказать... как другие музыканты" (Михал Гош)

11. Татьяна Михеева - голос (Москва)
Татьяна Михеева - московский композитор и певица, которая, в отличие от большинства своих коллег, постоянно работает на стыке жанров, органично существуя как в компонированной, так и в импровизационной музыке. Ее перу принадлежит много произведений, часто исполняемых на концертах и фестивалях как в Москве, так и в других городах и странах. В то же самое время она часто принимает участие в разного рода спонтанных импровизационных ансамблях, выступает и записывается с ними. Является одним из лидеров московского ансамбля AD HOC.

12. группа Lokomotiv Konkret (Швеция)
В составе: Дрор Файлер - саксофоны; Сорен Рунольф - гитара; Томми Бьорк - ударные
Трио "Локомотив Конкрет" - одно из старейших и лучших фри-джазовых образований в Швеции. Трио записало несколько пластинок и компакт-дисков. "Локомотив Конкрет" представляет на джазовой сцене Швеции наиболее радикальное крыло нового джаза, занимая, таким образом, крайне левую позицию в широком спектре джазовых стилей, исповедуемых шведскими группами. Туттийное "обвальное" звучание, так же как и виртуозные изобретательные соло музыкантов этого небольшого по составу ансамбля всегда отвечают самым строгим требованиям "классического фри-джаза", успевшего за свою не столь долгую историю выработать определенную сумму нормативов и критериев. Но, несмотря на такую несколько "ортодоксальную" направленность и устойчивое следование в фарватере стиля, иногда музыканты позволяют себе некоторое отступление от "правоверной чистоты" и играют красивые романтические баллады с ориенталистским привкусом. Обычно эти "отступления", как, впрочем, и пьесы, более характерные для трио - "локомотивный мэйнстрим", инспирированы лидером группы - саксофонистом и кларнетистом, использующим в своей игре практически все разновидности саксофонов и кларнетов - от сопранино до, например, контрабас-кларнета, Дрором Файлером, два десятка лет тому назад перебравшимся на постоянное жительство в Швецию из Израиля, где он родился и получил весьма богатый (не только музыкантский, но и просто жизненный) опыт. Разнообразные струнные Сорена Рунольфа и небольшие по размерам, но мощно звучащие ударные Томми Бьорка оттеняют, развивают и дополняют игру лидера трио до неповторимого звучания мчащегося на всех парах "Локомотива Конкрет".

24 апреля 2004 - Фестиваль Сергея Курехина, центр Дом: "Та же флюксус-девочка при абсолютном нуле навсегда" (японо-британо-швейцарское зашумление)

13. Absolut Null Punkt (Япония) - дуэт в составе: К.К.Нулл - гитара, электроника, Сэйдзиро Мураяма - ударные
Ансамбль ANP (Absolut Null Punkt) был образован в1984 году К.К.Нуллом и Сэйдзиро Мураямой. После трехлетнего периода совместной работы ансамбль распался в 1987 году. Через 15 лет произошло воссоединение ансамбля. Их музыку нелегко отнести к какому-то определенному стилю, в ней можно услышать фри-джаз, тяжелый рок, индустриальные шумы и многое другое. Новый альбом "Absolut Null Punkt" был выпущен на американской фирме грамзаписи Important Records в марте 2004 года.
К.К.Нулл - всемирно известный импровизатор, родился в Японии, в городе Токио 13 сентября 1961 года. С 1981 года началась его сольная карьера, немедленно принесшая ему мировое признание. Этому немало поспособствовало его сотрудничество со студией "Май-Дзюку" Мина Танаки и им самим организованное "прогрессивное трио хардкора" Zeni Geva, работавшее со Стивом Альбини и записавшее более 10 дисков для сессий Джона Пила. На данный момент на счету у музыканта более трехсот выступлений в разных уголках земного шара. K.K.Нулл работал с такими музыкантами, как Мерцбоу, Джон Зорн, Фред Фрит, Джеймс Плоткин, Джим O'рурк, Кэйдзи Хаино, Сэити Ямамото (Boredoms), Отомо Йосихидэ, Джон Роуз, Атау Танака, Збигнев Карковски, Филип Самарцис и многими другими. K.K.Нулл - гость множества международных фестивалей, среди которых "Hyperstrings" (Австрия), "What is music?" (Австралия), "Beyond Barouque" (Лос-Анджелес), "Beyond Innocence" (Япония), "Exiles" (Германия), "SONAR" (Испания), "International Sound & Art Festival" (Мексика), "Batofar cherche... Tokyo" (Франция), "All Tomorrow's Parties" (Великобритания).
Сэйдзиро Мураяма работает с Фредом Фритом, Томом Корой, Кэйдзи Хаино, К.К.Нуллом с 1982 года. Сейчас он живет в Париже и сотрудничает с несколькими ансамблями, такими как Трио ЛО, многочисленные дуэты с французскими музыкантами и ANP (Absolut Null Punkt) с К.К.Нуллом. Также он в качестве композитора и музыканта сотрудничает с несколькими французскими танцевальными и театральными труппами. Мураяма в последние годы выступал на фестивалях "Courant d'Art" (2002 & 2003) и "Quatre Vents de Septembre" (2000, 2001 & 2002) в Бурже и "Subsistances" (2003) в Лионе.

14. The Same Girl (Великобритания-Швейцария)
Дуэт в составе: Николас Филд - перкуссия, Жиль Обри - электроника
Николас Филд - лондонский перкуссионист и импровизатор, работающий также с электроникой. Живет в Амстердаме, где он осуществил часть своих исследований. Принимает участие в многочисленных проектах от современной музыки до джаза, занимается электронными импровизациями с танцорами. Одним из текущих проектов является Ph? (трио с Мортеном Олсеном в качестве второго барабанщика и Бьорнаром Хаббестадом на "переусиленной" флейте и электронике). В Ph? также участвовал певец/перформер Диди Брукмаейр (Fuckhead и Wipeout). В составе трио был записан альбом, который сейчас сводится. В дальнейших планах также запись нового альбома с участием Диди. Николас выступает и с сольными перформансами с ударными инструментами, датчиками движения и "живой" электроникой. Он является одним из основателей "Kresna" - ансамбля современной музыки, использующего "живую" электронику.
Жиль Обри - композитор, специализирующийся на компьютерной музыке, часто сочиняет на заказ музыку для концертов, кино, современного танца и театра. Из последних работ: MD Project (2002) для компьютера, ансамбля и электронной чечетки; компьютерная композиция для кино-перформанса Paranovela 2 (2003); информационно-художественный перформанс FLOW (2002-3) созданный совместно с Ульрикой Габриэль; звуковая инсталляция TRAFIC (2003) и многое другое. В качестве музыкального экспериментатора и импровизатора Жиль Обри выступал и записывался с европейскими и американскими музыкантами. На протяжении многих лет он развивал свой собственный стиль "живой" компьютерной импровизации. Он сотрудничал с Акселем Дорнером, Джеймом Фенелли, Олафом Руппом, Клаусом Филипом, Борисом Хауфом, Леоном Франциоли, Стивом Бьюкененом, Бертрандом Денцлером, Эриком Трюффазом, Риккардо Дель Фра, Рашидом Али и Перри Робинсоном. Его группы на сегодняшний день: MONNO, Swift Machine, ансамбль FLOW и его сольный компьютерный проект Almost Still. Обри создал свой собственный лейбл Sound Implant (www.soundimplant.com) Он дает мастер-классы по компьютерной импровизации в реальном режиме времени.

15. Fluxus Forever: Бен Паттерсон (США) - перформанс
Бенджамин Паттерсон родился в 1934 году в Питтсбурге, штат Пенсильвания, закончил Мичиганский университет в 1956 году, получив степень бакалавра музыки. В молодости был "искусным контрабасистом, сведущим в истории и музыкальной теории, знатоком композиции и дирижерского искусства". После недолгой карьеры контрабасиста в симфонических оркестрах Канады он осел в Кельне, где увлекся радикальными экспериментами в современной музыке и выступал с перформансами на фестивалях в Кельне, Париже, Венеции, Вене и пр. В конце 1961 года Паттерсон переехал в Париж, где сотрудничал с Робером Филу и издал "Методы и процессы". Перемещаясь из Парижа в Западную Германию и обратно, Паттерсон помогал Джорджу Мачюнасу в организации исторического "Флюксус-фестиваля" в 1962 году в Висбадене. Его интервью с Эмметом Уильямсом на открытии фестиваля стало первой публикацией о Флюксусе. Точно так же первая документация Флюксуса - это новостной репортаж немецкого телевидения с демонстрацией перформанса Паттерсона "Вариации для контрабаса". После Висбадена сам Паттерсон и его работы стали неотъемлемой частью Флюксус-событий по всему миру. В 1963 году Паттерсон переезжает в Нью-Йорк, где принимает участие во Флюксус-манифестациях вплоть до конца 60-х, когда он возвращается к "обычной жизни". В последующие два десятка лет он преуспевает в карьере арт-администратора, управляя различными музыкальными, театральными и танцевальными компаниями, работая консультантом в муниципальных, государственных и федеральных агентствах.
Но даже в эти годы, он время от времени оформлял перформансы и представлял новые работы для таких событий, как 20-й юбилейный Флюксус-фестиваль (Висбаден, 1982) и Биеннале в Сан-Пауло (Бразилия, 1983), а также участвовал в различных выставках в США. В сентябре 1988 года Паттерсон "вернулся" к художнической жизни с персональной выставкой новых ассамбляжей и конструкций в нью-йоркской Emily Harvey галерее. С тех пор он не раз экспонировался и показывал перформансы на главных и второстепенных площадках многих стран мира - от Австралии до Чехии, от Канады до Сицилии. Провел 13 месяцев в Намибии, где открыл публичный музей Личного БенПаттерсоновского Подсознания. В 1991 году Бенджамин Паттерсон был приглашен вернуться в город Питтсбург, где родился и прожил все детство, в качестве лектора в Университет Карнеги Меллон. В это же время Питтсбургский центр искусств презентовал Флюксус-компиляцию из шести выставок, включая первую версию "Обыденной жизни" Бена Паттерсона. Чтобы подготовить инсталляцию, Бен Паттерсон провел 6 недель в Питтсбурге, посещая психотерапевта (1 час в день, пять дней в неделю, ровно в 7 утра). Целью этих посещений было обнаружить, как повлиял процесс взросления в Питтсбурге - городе, по преимуществу с черным населением в 40-х и 50-х годах (в те времена расовые предрассудки были нормой в северных городах) - на его отказ от классических художественных традиций и переход в стан авангардистов.
ЧТО ТАКОЕ ФЛЮКСУС: Когда, как и кто...
Формально дата рождения Флюксуса - 1962 год. Несколько человек из Европы, Японии и США работали в то время параллельно и следовали в своем творчестве похожим идеям. Уроженец Литвы, архитектор и дизайнер Джордж Мачюнас пытался показать свои работы в галерее и журнале под названием ФЛЮКСУС. Но журнал вскоре перестал выходить, а галерея закрылась. Тогда и был запланирован в Висбадене (Германия) первый фестиваль (1962 г.), объединивший работы многих художников и композиторов, публикации о которых уже были намечены в безвременно почившем журнале, поэтому и фестиваль получил то же название - ФЛЮКСУС. Пресса тут же окрестила всех участников Флюксус-людьми. Таким образом и родилась арт-группа Флюксус. Первоначально это были Дик Хиггинс, Элисон Ноулс, Артур Кепке, Джордж Мачюнас, Нам Джун Пайк, Бенджамин Паттерсон, Карл Эрик Велин, Эммет Уильямс и Вольф Фостелл. Они контактировали с такими художниками и композиторами как Джордж Брехт, Джексон Мак Лоу, Ла Монте Янг, Бен Вотье и многими другими арт-персонами. Художники и музыканты, вошедшие в группу Флюксус, работали совместно задолго до 1962 года. Но Джордж Мачюнас предоставил им место для встреч и открытый форум вне каких-либо идеологических и художественных условностей, без заранее определенной артистической программы. После первого фестиваля в Висбадене многие художники стали ассоциировать себя именно с движением Флюксус. Его участниками стали Иозеф Бойс, Джузеппе Кьяри, Хеннинг Кристиансен, Филип Корнер, Роберт Филу, Йоко Оно, Виллем де Риддер, Такако Саито, Томас Шмит, Даниэль Сперри, Роберт Уоттс, Ла Монте Янг и другие. Группа художников росла вплоть до середины 60-х.

25 апреля 2004 - Фестиваль Сергея Курехина, центр Дом: "Голосопровидение" (американо-франко-русское голошение)

16. Катрин Жаньо - голос (Франция)
Катрин Жаньо начинала как актриса в 70-е годы в Бельгии. В 80-е становится известна как певица, поет с группой Aksak Maboul, работает с Марком Холландером, Фредом Фритом, Крисом Катлером. Записывает свой первый альбом "Fluvial" вместе с Тимом Ходжкинсоном. Поет в нескольких рок-альтернативных группах, таких как Des Airs, The Work, Jonio. В 90-е годы в Нью-Йорке ее называют "human sampler" или "la femme orchestre" (женщина-оркестр). Выступает, гастролирует и записывается с Икуэ Мори, Зиной Паркинс, Томом Корой, Марком Рибо, Кристианом Марклаем, Дэвидом Моссом и другими. Катрин - импровизирующая певица с исключительно мощным голосом. Она импровизировала в дуэтах с Луи Склави, Бэрром Филлипсом и Эриком М. Поет в опере Хайнера Гебельса; выступает соло; работает также с танцорами, скульпторами и актерами.

17. Нед Ротенберг - саксофоны, флейты сякухати (США)
Нед Роттенберг сочиняет музыку и играет на саксофонах, кларнетах, японской бамбуковой флейте сякухати. Он получил международное признание за свою сольную музыку, которую он представлял за последние 20 лет в сотнях концертов в Северной и Южной Америке, Европе и Японии. Он является лидером ансамблей Double Band, Power Lines и Sync, был основателем группы New Winds. Он работал в проектах с Полом Дрешером, Юджи Такахаши, Саинхо Намчылак, Масахико Сато, Эллиотом Шарпом, Сэмом Беннетом, Джоном Зорном, Кацуя Йокоямой, Эваном Паркером и Марком Рибо. Живет и работает в Нью-Йорке с 1978 года. Его музыкальные интересы многочисленны и музыка стилистически разнопланова. Его частые международные туры включают 6-месячное пребывание в Японии, в течение которого он исполняет музыку и обучается игре на сякухати с двумя мастерами этого инструмента Горо Ямагучи и Кацуя Йокояма. В октябре 1992 года он выступал в России и Прибалтике в дуэте с тувинской вокалисткой Саинхо Намчылак, в 1999-м гастролировал по России и Украине с контрабасистом из Санкт-Петербурга Владимиром Волковым. Он сотрудничает со многими клубами, концертными залами и театрами, постоянно принимает участие в различных музыкальных фестивалях по всему миру.

18. Лукас Лигети - ударные (Австрия)
Лукас Лигети (родился в Вене, Австрия) изучал композицию и джазовые ударные в Венской музыкальной академии. В 1994-96 г.г. он стажировался и преподавал в центре компьютерных исследований музыки и акустики в Стэнфордском университете. Сейчас живет и работает в Нью-Йорке. Произведения Лукаса Лигети исполнялись такими коллективами, как Симфонический оркестр австрийского радио, Ансамбль Модерн, Лондонская Симфониэтта, ансамбль Die Reihe, Венским Саксофонным квартетом и Кронос квартетом. Его The Chinese Wall (1992) для оркестра и Frozen State of Song (1990-93) для саксофонного квартета были записаны и изданы в конце 1996 года. В качестве барабанщика он выступал с многочисленными ансамблями, играя джаз, рок и импровизационную музыку. Лукас Лигети получил композиторские гранты города Вены (1989, 1993), композиторский приз города Вены (1990), Австрийские государственные гранты (1991, 1996), Приз австрийского министерства науки и исследований (1993). В 1994 году при поддержке Гете-института он вел мастер-класс и обменный культурный проект вместе с Куртом Дальке в Абиджане (Кот-Д'Ивуар). Результатом проекта стала организованная ими группа "Be-Ta-Foli", собравшая 13 традиционных африканских музыкантов. В октябре 1996 года, незадолго до третьего фестиваля Other Minds он вернулся в Кот-Д'Ивуар, чтобы продолжить работу с этой группой. Лукас Лигети - новатор, эклектичный музыкант, который работает как в композиторской музыке, так и в электронике, импровизационной музыке, и в области межкультурных проектов.

19. Вячеслав Гайворонский - труба (Санкт-Петербург)
Вячеслав Гайворонский - композитор, бэнд-лидер и трубач, занимающий в элите нашего нового джаза особое место. Парадоксальный лидер, хорошо известный лишь узкому кругу знатоков и музыкантов и ценимый только ими, Гайворонский, находясь, казалось бы, в тени более шумных Чекасина или Альперина, тем не менее пользуется непререкаемым авторитетом в новоджазовой среде. У него нет регулярных гастрольных туров на Западе, только отдельные концерты и фестивальные выступления, да и на родине работы не в избытке. Но все, что он делает, а делает он немало - это десятки концертных программ (лишь малая толика которых документирована), театральная и киномузыка, работы для разных составов, научение молодых музыкантов - всегда находит, пусть немногочисленного, но заинтересованного и благодарного слушателя. Пусть это "музыка для музыкантов", но это та музыка, которая не только существует в сегодняшнем сиюминутном пространстве культуры, что, конечно же, очень важно, но и творит завтрашнюю музыку и завтрашнюю аудиторию.

20. Владимир Волков - контрабас (Санкт-Петербург)
Владимир Волков - "человек с контрабасом". Он столь мастерски владеет этим инструментом и так органичен при игре на нем, что в концертах его порой трудно даже визуально отделить от контрабаса. Музыкант нового джаза - Волков, тем не менее, играет самую разную музыку. Его имя можно встретить на пластинках Курехина или Гребенщикова, очень много и активно он занимается ранней европейской музыкой (правда, эту музыку он играет на виоле да гамба), сотрудничает с художниками, танцовщиками и артистами. В течение пятнадцати лет Волков играл в дуэте с трубачом Вячеславом Гайворонским. Этот дуэт был для него джазовой школой, университетом и аспирантурой. В последние годы Волков является как инициатором и лидером собственных проектов, таких как, например, "Волковтрио", так и участником многих международных стабильных или спонтанных ансамблей, в которых он играет вместе с Вячеславом Гайворонским, Владимиром Тарасовым, Андреем Кондаковым, Аркадием Шилклопером, Сергеем Старостиным, Леонидом Федоровым, Молой Силлой, Дафером Юсефом, Недом Ротенбергом, Саинхо, Кадзутоки Умэдзу и многими другими музыкантами.

21. Сергей Старостин - голос, кларнет, народные инструменты (Москва)
Сергей Старостин - известный фольклорист, певец, знаток и собиратель традиционных духовых инструментов. После окончания консерватории по классу кларнета он случайно попал в фольклорную экспедицию ("магнитофоны носить"), и с тех пор его жизнь и творчество неразрывно связаны с народной музыкой. В 1987 году Старостин стал автором и ведущим программы на радио, посвященной русской традиционной культуре, а в 1991 году - режиссером ТВ программы "Мировая деревня". Как певец и инструменталист, Сергей Старостин работал с известной норвежской вокалисткой Мари Бойне (Mari Boine) и выдающимся армянским музыкантом Дживаном Гаспаряном. Мировую известность музыканту принесла работа в составе "Московского художественного трио" (Сергей Старостин, Михаил Альперин и Аркадий Шилклопер). Старостин также активно участвует в ансамбле фолк-рок-певицы Инны Желанной. Ключевая фигура в мире российской мировой музыки.

Начало всех концертов в 19.30

Адрес ДОМа: Большой Овчинниковский пер., дом 24, строение 4 (метро "Новокузнецкая") www.dom.com.ru

Фестиваль организован при поддержке Фонда Форда

Большое спасибо за помощь
OSTENGRUPPE, Линия График, Выражайтесь печатно, SIM, Арт-Бля, Видеодом, Турне, Афиша, Академсервис, Государственный Центр Современного Искусства, CEC International Partners, Американское посольство в Москве, Французское посольство в Москве, Французский Культурный Центр, Шведский Институт, PRO HELVETIA, Японский фонд и Посольство Японии в Москве, Посольство Австрии в Москве, Австрийский Культурный форум.

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service