ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 14 (252) - 14 апреля 2004 г.

Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий номер (253-254) выйдет 28 апреля 2004 г.

In Memoriam
Николай Дмитриев (1955-2004)

Николай ДмитриевВ ночь на 10 апреля в московской больнице скоропостижно скончался арт-директор центра "Дом", главного и единственного клуба музыкального авангарда в Москве, крупнейший российский антрепренер в авангардных жанрах, сооснователь (с покойным Сергеем Курехиным) антрепризы и рекорд-лейбла "Длинные Руки" - Николай Дмитриев. Ему было 49 лет. 
Даже сухая официальная биография Коли, или Ника (под этим именем знали его десятки и сотни посетивших благодаря ему Москву зарубежных музыкантов), говорит о том, как много за свою недолгую жизнь успел этот необыкновенный человек.
Николай Дмитриев родился в 1955 году. С начала восьмидесятых годов активно участвует в художественной жизни Москвы. Организует концерты и небольшие фестивали нового джаза в клубах и Домах культуры. Читает лекции о традиционной и современной музыке в самых разных аудиториях.
В 1984 году опубликовал свою первую газетную музыкальную статью. С тех пор им было написано и опубликовано более 150 статей в различных газетах и журналах - как в России, так и за рубежом. Среди них - публикации в Японии, Австрии, Швейцарии, Дании и Германии (Jazzthetik Magazine). С 1986 по 1989 гг. был соредактором самиздатского новоджазового журнала "Дело". С 1988 по 1992 гг. - одним из редакторов журнала Советской Джазовой Федерации "Джаз".
С середины восьмидесятых организует концерты и фестивали во многих российских городах, таких как Волгоград, Екатеринбург, Смоленск, Красноярск, Вологда и некоторых других. С начала девяностых - куратор музыкальных проектов Центра Современного Искусства в Москве.
В конце восьмидесятых - начале девяностых годов объездил всю страну с лекциями о старой и новой музыке, чуть позже стал читать лекции о российской музыке в таких культурных центрах, как Токио, Осака, Саппоро, Сан-Франциско, Стокгольм, Гамбург, Кельн, Амстердам и Оксфорд. Читал курсы лекций о теории и истории музыки в нескольких московских ВУЗах. В 1994-95 годах читал курс лекций о новой музыке в Объединенных Художественных Мастерских. С 1998 по 2000 гг. читал курс "Истории музыкальных коммуникаций" в Российском институте социальных коммуникаций. Трижды (в 1988, 1992 и 1997 гг.) выступал с докладами о новом джазе и импровизационной музыке на теоретических конференциях и симпозиумах (доклад 1997 г. был опубликован на "Джаз.Ру", положив начало текстовому контенту нашего портала).
С начала девяностых годов сотрудничает с радио и телевидением. Автор многих радиопередач и нескольких телефильмов о новом джазе. Сделал несколько радиопередач о российской музыке для шведского и австрийского радио, а также для радио ВВС (Лондон). В 1991 году был одним из постоянных ведущих регулярной телепередачи российского ТВ "Джаз Тайм". В 1993-1994 гг. сотрудничал с "Программой А" Российского телевидения.
С 1992 года активно занимается организацией гастрольных туров российских и зарубежных музыкантов. Постоянно работает с лучшими авангардными и этническими музыкантами России и неоднократно сотрудничал с такими музыкантами, как Терри Райли, Дживан Гаспарян, Алим Касимов, Петер Ковальд, Вернер Люди, Петер Бретцманн, Фил Минтон, Дрор Файлер, Владимир Миллер, Джим Менезис, Нед Ротенберг, Саинхо, Кен Хайдер, Хайнц-Эрих Гедеке, Кешаван Маслак, Отомо Йосихидэ, Кадзутоки Умэдзу и многими другими.
В 1993 году способствовал восстановлению "Оркестра Московских Композиторов" с участием звезд российского нового джаза и зарубежных гостей-музыкантов, организовал в 1994 и 1995 гг. гастроли оркестра в Германии, Италии и Швейцарии, а в 1996-1998 гг. выступления на престижных фестивалях в Лондоне, Берлине, Вене и Тампере, и был сопродюсером компакт-дисков "Короли и Капуста", "Итальянское Любовное Приключение" и "Пусть Поремский Мечтает" (Leo Records) и продюсером компакт-дисков оркестра "Жизнь в Городском Саду" (U-Sound) и "Дар" (Long Arms Records).
В 1996 году вместе с Сергеем Курехиным открывает фирму грамзаписи "Длинные Руки", на которой к настоящему времени вышло более пятидесяти релизов.
В 1993-2003 гг., помимо фестивалей в Москве, Киеве, Петербурге, Вологде, Архангельске, Красноярске, Кызыле, Челябинске и Екатеринбурге, участвовал в организации нескольких фестивалей российской импровизационной музыки в Токио, Цюрихе, Лондоне, Вене, Гамбурге и Берлине.
В 1999 году совместно с Рустамом Сулеймановым организует в Москве Культурный Центр "Дом", который на протяжении последних лет является одним из наиболее важных центров ежедневной новомузыкальной и фольклорной активности. Под крышей ДОМа и на других площадках, в том числе в Большом театре, Московской консерватории, Концертном зале им. П.И.Чайковского, саду "Эрмитаж", организует большое количество концертов и фестивалей преимущественно "мировой музыки".
В 2001 году вместе с партнерами открывает фирму грамзаписи "Дом Рекордс", призванную издавать этнические и world music записи, а также фестивальные сэмплеры. К настоящему времени на этой фирме издано десять релизов.
В 2002 году вместе с Владимиром Мартыновым и Татьяной Гринденко основывает Центр Развития и Поддержки Новой Музыки "Devotio Moderna".
В 1999-2003 гг. продюсирует несколько крупных новомузыкальных и мультимедиальных проектов, среди которых "Вальпургиева Ночь" (МТЮЗ, май 1999 г.), нашумевшие юбилейные баховские "Страсти по Матфею 2000" (собор Св. Андрея, июнь 2000 г.), "Вертеп" (Концертный зал им. П.И. Чайковского, январь 2002 г.) и другие.

Источник: gif.ru

Николай ДмитриевНе стало Николая Дмитриева, легендарной фигуры московского музыкального андеграунда. Он умер в реанимационной палате Склифа в половине второго ночи в субботу, 10 апреля. Диагноз - обширный инсульт головного мозга. Было ему 49 лет.
Осталась жена Людмила и дети Ваня и Таня.
Все небывалое-новое, молодое-дерзкое, яркое-талантливое, что есть в современном профессиональном или концептуальном музицировании, музыкальном перформансе, что каким-либо образом связано с джазом, этникой, с экзотическими фольклорами или экспериментальной импровизационной музыкой, - все было либо инициировано им, либо прошло так или иначе через его добрые руки, щедрое сердце и почти неуловимую обаятельную иронию. Он олицетворял всю ошеломляющую всемирным размахом и безграничной фантазией программу ДОМа, где он был арт-директором, генератором идей, душой и мотором, хотя наверняка к этому было причастно много и других творческих сил. 
Не будучи практикующим музыкантом, он был одним из немногих, кого можно было назвать образцовым Музыкальным Гражданином Мира.

Алексей Баташев

В Москве его знали все. Еще бы: с такой активностью и с такой неистощимой фантазией. Так что я - не исключение. Хотя знакомы мы были совсем немного, но как-то так получилось, что мои последние годы в Москве, да и после, во все приезды туда погостить, мы пересекались. Всегда открытый к общению, именно он был первым и единственным, кто отреагировал в 97-ом на мои попытки сделать веб-сайт о джазе. С этого начался jazz.ru, и с этого началось наше знакомство.
Потом были многократные встречи с ним в ЦДХ, а позже в его ДОМе, куда я попадал всякий раз, как приезжал в гости домой. Встречи с обязательным веселым разговором обо всем и ни о чем. Как-то раз на свадьбе наших общих друзей мы часа два обсуждали московскую полуподпольную музыкальную жизнь.
После многих лет работы с западными, в том числе американскими, музыкантами он, наконец, попал в Нью-Йорк. Времени ни на что не было, и потому мы не встречались, но час проговорили по телефону. В основном спорили: что лучше - ДОМ или "Тоник". В последний мой московский визит прямо перед отъездом я заскочил к нему за новым, еще нигде не появившимся диском "Вежливого Отказа". А еще год спустя мы встретились все в том же "Тонике". Я торопился домой, и потому долгого разговора не получилось. Зато я обещал заехать к нему в ДОМ, когда снова окажусь в Москве.
Ну что ж, заехать я, наверно, заеду. Но его там больше нет. В субботу он умер. Ему было 49 лет.

Петр Ганнушкин, основатель портала "Джаз.Ру"
DowntownMusic.Net

От инсульта скоропостижно скончался Николай Дмитриев - арт-директор столичного культурного центра "Дом", продюсер множества фестивалей альтернативной музыки. Ему было 49 лет. Несмотря на то что Дмитриев, в сущности, никогда не занимал никаких официальных постов (хотя и состоял членом многих разных художественных советов - от питерского Pro Arte до немецкого Avantart), без него в нашей культуре не состоялось бы многое из того, чем она по справедливости гордится. Причем вполне официально: в прошлом году лауреатом Государственной премии стала Татьяна Гринденко - "за создание и исполнение произведений композитора Владимира Мартынова". Фактически номинировал Гринденко - Мартынова центр "Дом". 
"Дар человеческого общения позволял Дмитриеву сводить вместе творцов, которые вроде бы и не находили общего языка, но прекрасно уживались и творили вместе в новом и неповторимом художественном пространстве", - сказал композитор Владимир Мартынов. Это новое пространство материализовалось в 1999 году в виде культурного центра "Дом" - небольшого двухэтажного особнячка в Замоскворечье, где фактически был создан до этого не существовавший в столице России ареал альтернативной культуры, тот, что на Западе называют вслед за нью-йоркцами Даунтауном. В наших досуговых органах печати так и не нашлось для "Дома" соответствующей рубрики: прочитавшие о его программах в разделе "Концерты" удивлялись тому, что прямо в зале работает бар (правда, по особой просьбе артистов его закрывали), а клубная молодежь удивлялась, что в 11 вечера "Дом" уже закрывается и вообще там не принято пить, курить и болтать по мобильнику во время концерта. Поразительно: формальное образование у человека, придумавшего и осуществившего концепцию российского Даунтауна и активнее других способствовавшего продвижению самых радикальных форм и жанров искусства культуры, было каким-то по-чеховски старосветским. До того как полностью заняться искусством, Дмитриев преподавал начертательную геометрию. Потом он занимался джазом в студии "Москворечье" (формально - в профсоюзной самодеятельности). Перестройка и гласность еще не были официально объявлены, а Дмитриев уже организовывал в ДК ЗИЛа фестиваль джазового авангарда. А в 1986 году многие музыкальные деятели стали находить в своих почтовых ящиках конверты с анонимным самиздатовским журналом "Дело", который Дмитриев сочинял и изготовлял на фотобумаге почтового формата вместе с философом и позднее музыкантом группы "Вежливый отказ" Андреем Соловьевым. 
В начале 90-х годов он становится куратором музыкальных проектов Центра современного искусства на Якиманке, где, собственно, и зародилась концепция будущего "Дома" (между прочим, первоначально - это всего-навсего сокращение от "Дом самодеятельного творчества", юридической крыши культурного центра, средства на который дал бизнесмен-меломан Рустам Сулейменов). 
"Он нес в себе гигантский заряд радостной энергии и доброты. С его уходом количество солнечного света в нашем мире резко и непоправимо уменьшилось", - говорит Антон Батагов, пианист и композитор. Дмитриев был по-настоящему амбициозен, стремился быть первым в каждом проекте. И не из-за тщеславия или эгоцентризма, а просто потому, что ему было интересно - так же, как было интересно безвозмездно делать и распространять самиздатовское "Дело" - с жаром любителя-энтузиаста и сметливостью крепкого ремесленника-профессионала. Собственно, со временем он и стал профессионалом - продюсером в лучшем смысле этого слова, не просто антрепренером или менеджером, а, как до него Сергей Дягилев, генератором идей, которые сами музыканты, может быть, никогда бы и не смогли четко сформулировать, а уж тем более реализовать. Открывшийся в конце мая 1999 года первым российским фестивалем музыкального авангарда "Альтернатива", "Дом" фактически начал свою деятельность в 1996 году с фирмы компакт-дисков "Длинные руки", которую Дмитриев основал по завещанию Сергея Курехина. Первым релизом стал дуэт Курехина и американца Кешавана Маслака. К настоящему времени "Длинные руки" выпустили уже полсотни безупречных по качеству музыки и оформления дисков из области музыкального авангарда - от вокальных импровизаций тувинки Саинхо и коллектива новоджазовых импровизаторов русской диаспоры (с названием "Оркестр московских композиторов") до минималистского авангарда наших мэтров - Алексея Любимова, Антона Батагова, Сергея Загния, камерных ансамблей с мировым именем - Opus Posth, Kremerata Baltica. Параллельно Дмитриев придумал и фестиваль вокального авангарда "Глубокая глотка", и "Кубок Ориона" - концептуальный смотр мировой музыки, замаскированный под культурную программу теннисного турнира. При его непосредственном участии осуществлялись такие, казалось бы, неподъемные коллективные проекты, как нашумевшие "Страсти по Матфею 2000" (собор Святого Андрея, июнь 2000-го), "Рождественские программы" в Концертном зале имени Чайковского, на которых, например, вместе музицировали питерский "АукцЫон" и московская Академия старинной музыки (январь 2004-го). А сколько Коля всего успел подготовить, и это состоится уже посмертно. На днях в "Доме" начинается московская программа СКИФа - питерского фестиваля памяти Сергея Курехина. Готовы программы майской "Альтернативы", Этнического фестиваля в саду "Эрмитаж" и давней мечты Николая Дмитриева - фестиваля Центра развития и поддержки новой музыки Devotio Moderna, которую Николай помог учредить Татьяне Гринденко и Владимиру Мартынову. Теперь он пройдет уже как дань его памяти под знаковым названием "Длинные руки"... Когда Колю увезла "скорая помощь", на его столе остался включенный компьютер: он монтировал мегамикс из более чем 80 кратких (по минуте) эпизодов из самых запомнившихся выступлений в "Доме", который должен был выйти к пятилетию центра 22 мая.

Дмитрий Ухов
первая публикация - "Известия"

Узнал о смерти Коли Дмитриева и даже не знаю, что и сказать. Какой день не могу успокоиться, потому что искренне любил Колю как человека - и за его дела. Поднять московский музыкальный авангард до уровня ДОМа - это почти что подвиг, это не то, что организовать мэйнстрим, где не надо преодолевать рутину. При всех неизбежных издержках - личных и музыкальных- Коля постоянно это делал, т.е. преодолевал рутину - сначала в себе (я познакомился с ним у Тани Диденко лет 20 тому назад - он только начинал интересоваться музыкой), а затем в других. Я думаю, что Коля стимулировал и развивал у многих людей не любовь, нет - уважение и интерес к современной музыке, к этнической музыке, к авант-фолку и т.д., а если шире - к современной культуре. Среди моих знакомых есть несколько человек, которые, приезжая в Москву, сразу бежали в ДОМ "к Коле Дмитриеву". А теперь куда? И без того сиротливый авангард еще больше осиротел. Да и то сказать, какой-то мор на него: Курехин - Таня Диденко - Резицкий - и вот теперь Коля...

Геннадий Сахаров,
Екатеринбург 

Как это было
в Москве
Марк СоскинС 6 по 10 апреля в "Ле Клубе" играл американский пианист Марк Соскин. Неджазовой публике он если и известен, то в первую очередь как автор саундтрека к сериалу "Секс в большом городе". Однако сам Марк не считает это своей самой большой заслугой (тем более, что он не видел ни одной серии этого фильма). "Мне нравится пробовать себя во многих областях", говорит Марк. "Мне нравится постоянно пробовать что-то новое, не только в джазе". 
Марк Соскин И действительно, несмотря на солидный возраст, у музыканта хватает энергии писать музыку к сериалам, исполнять чужую музыку в кинофильмах, сочинять свою, играть джаз... да и на многое другое. На мой вопрос, не устает ли он от такого объема работы, Марк радостно заявил, что "молодость не в теле, молодость - в голове". Трудно с ним не согласиться.
Марк СоскинМарк Соскин считает, что в России ему очень повезло с музыкантами: вылет из Нью-Йорка задержали, и пианист приехал в день первого концерта фактически сразу на выступление, не успев толком отрепетировать с российским составом. Но они настолько быстро сыгрались, что у Марка создалось впечатление, будто бы он играл с ними очень долгое время. Его восторг можно было заметить и публике: музыкант махал руками, свистел, вскакивал из-за рояля и аплодировал своим коллегам - Александру Машину (барабаны), Дмитрию Мосьпану (тенор-саксофон) и Сергею Хутасу (контрабас). Присоединился к ансамблю и арт-директор клуба - тенор-саксофонист Игорь Бутман.
Марк Соскин, Дмитрий Мосьпан, Игорь Бутман
В начале выступления Марк Соскин обещал публике много джазовых стандартов, помимо собственной программы, и аудитория с удовольствием приняла исполнение "St.Thomas", "Love For Sale", "I Love Portland" и др. 
Музыкант уже не первый раз в России и, как оказалось, его прадед жил в России. "В это трудно поверить, но я практически русский, - смеется Марк, - Так что можно сказать, что я приехал домой".

Гульнара Хаматова
фото автора

Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем выдающегося польского музыканта, который со своим квартетом играет в Москве 16 апреля - трубача Томаша Станько, звезду ведущего европейского лейбла ECM. В преддверии московского концерта пан Томаш дал интервью минской журналистке Анастасии Костюкович...>>>>
Москва - это вам 
еще не все 
23 марта в новом пространстве санкт-петербургской Галереи Дизайна/bulthaup (Санкт-Петербург) легендарный барабанщик Владимир Тарасов вместе с петербургскими музыкантами Вячеславом Гайворонским, Андреем Кондаковым и Владимиром Волковым представили проект "Четыре угла одной комнаты". 
Главная интрига программы квартета заключалась в спонтанном импровизационном поиске четырех инструментов: случайное взаимодействие звуков заставляет забыть личные пристрастия и навыки участников. 
Владимир Тарасов - личность многогранная - барабанщик, композитор, художник, много десятилетий живет в Вильнюсе и не балует питерскую публику своими визитами. Последний раз он представлял свою инсталляцию "Звуковые игры Владимира Тарасова" в Мраморном Дворце весной прошлого года.
Концерт 23 марта - это не первое выступление квартета Т-Г-К-В. По словам музыкантов, готов к изданию альбом, записанный год назад во время концерта в "JFC джаз-клубе".
Часовая программа в Галерее Дизайна состояла из пяти композиций, прозвучавших нон-стоп. В первой, абсолютно спонтанной пьесе угадывались испанские настроения, здесь все четверо балансировали между созиданием и разрушением, экспрессией и тишиной, не нарушая при этом форму.
Вторая носила созерцательный характер. Это было своеобразное исследование тонического мажора и минора. Минорный мотив накладывался на мажорный аккорд и наоборот. Третья композиция началась со всевозможных гамм и арпеджио. Постепенно на их фоне появилась тема Майлса Дэйвиса "So What".
Импровизационный поток перерос в целую гамму противоречивых состояний от задумчивости до игривости. Четвертая композиция Вячеслава Гайворонского "Шарманка" с явными фольклорными элементами звучала в дуэте Гайворонский-Волков и выглядела бы вполне самодостаточной, если бы в ее кульминации провокационно (вполне в стиле участников квартета) не подключились Владимир Тарасов и Андрей Кондаков. Вскоре все уступило место барабанному соло, и уже из него родилась пятая композиция, в которой угадывались фразы из композиций Владимира Волкова.
Снова хаос, поиск чего-то ускользающего, недостижимого - и вдруг, как подарок марш, поставивший оптимистичную и ироничную точку.
Концерт 23 марта - это еще одна совместная акция Галереи Дизайна/ bulthaup и петербургского объединения music design в новом пространстве Галереи. Видимо, не последняя.

Яна Кобзева

Давид ГолощекинСледующий материал - фоторепортаж - наш новый постоянный автор Гульнара Хаматова прислала не из Москвы, как обычно, а из Казани, где 3 апреля сезон весенних джазовых концертов открыл один из самых популярных джазовых артистов России - петербуржец Давид Голощекин...>>>>

 

Всегда приятно втыкать в обширную карту России новые флажки, отображая появление на ней новых джазовых регионов. Как выясняется, есть, например, джазовая жизнь в далеком нефтяном сибирском Нижневартовске, положение которого на этой карте России отмечает крохотная красная точка...>>>>
Что намечается:
московские анонсы
В цикле "Европейский джаз - XXI век": 16 мая, Театральный зал Московского Международного Дома музыки - Ganelin Trio Priority (Израиль - Литва - Германия) и Dainius Pulauskas Project (Литва) в концерте "Три Времени". 

Ganelin Trio Priority 
Vyacheslav Ganelin - piano, synthesizer, percussion Petras Vysniauskas - soprano saxophone Klaus Kugel - drums, percussion 
Ganelin Trio Priority - один из множества возможных ансамблей израильского подданного, но остающегося настоящей легендой советского джаза композитора и музыканта Вячеслава Ганелина. Ансамбль существует с 1999 года, в него входит представитель второго литовского джазового поколения - саксофонист Пятрас Вишняускас и немецкий ударник Клаус Кугель. Эти три музыканты обладают ярко выраженным индивидуальным почерком, но вместе на сцене легко превращаются в единое целое. Человек, который помнит полтора десятилетия эмоционального шока от программ трио Ганелин-Тарасов-Чекасин, невольно будет проводить аналогии Priority со старым ГТЧ, вспомнив тот же список инструментов. Нет, в одну музыкальную реку художник дважды не войдет. Однако стоит напомнить историю Вячеслава Ганелина и его трио с Владимиром Тарасовым и Владимиром Чекасиным. Критик "Вашингтон Пост" в статье "Джаз, который нужно сослать в Сибирь" писал о концерте ГТЧ во время феерических гастролей в США в 1986 году примерно так: какое странное эти русские имеют представление о джазе - под их музыку невозможно даже танцевать! Вячеслав Ганелин родился 17 декабря 1944 г. в поселке Красково под Москвой. Еще в детстве он оказался в Вильнюсе. В 1968-м окончил Литовскую консерваторию по классу композиции, но уже с середины 60-х он выступает на джазовых фестивалях со своим трио. В 1969 начались выступления дуэта Ганелина с приехавшим из Архангельска барабанщиком Владимиром Тарасовым, а в 1971 музыканты обнаружили в Свердловске (ныне Екатеринбурге) талантливого кларнетиста (по переезду в Вильнюс ставшего саксофонистом) Владимира Чекасина. В 70-80-е годы трио (сокращенно именуемое ГТЧ) выступало почти на всех отечественных фестивалях, появляясь всякий раз с новыми "программами" (так они называли свои цельные концертные сюиты - Ad Libitum, Ex Libris, Con Anima, Poco A Poco, Concerto Grosso, "Альбом для юношества", "Каталог" и др.). Прекрасное знание как академического, так и джазового авангарда XX века, свободное художественное мышление позволяло им создавать музыкальные картины, основанные на оригинальном переплетении фри-джаза, фольклора, модального джаза и камерной музыки. Трио ГТЧ стало первой советской группой, покорившей Западную Европу музыкой, не подражавшей известным американским образцам. После Берлинского фестиваля 1980 года немецкий джазовый критик Эрнст-Иоахим Берендт написал: "Огромным сюрпризом было трио Ганелина из Советской Литвы. Три музыканта с захватывающей интенсивностью играют примерно на пятнадцати инструментах и доводят свое выступление до эйфории. Они показали самый необузданный и одновременно самый организованный фри-джаз, какой мне когда-либо приходилось слышать". Программы, короткие композиции для исполнения на бис Ганелинского трио были изданы на 43 пластинках, позже многие из них переизданы на компакт-дисках. Постепенно творческие пути Владимира Тарасова, Владимира Чекасина приобретали все большие черты самостоятельности. Их деятельность не укладывалась в рамки ГТЧ. Ганелин преподавал композицию в Вильнюсской Государственной Консерватории, и впоследствии стал музыкальным руководителем Вильнюсского Русского Драматического Театра. Им написана оригинальная музыка более чем для 30 фильмов, он - автор нескольких концертов для отдельных инструментов, более 50 песен, музыки для театра и кино (наиболее известны первая литовская "ритм-опера" "Мельница Балтарагиса" и опера "Рыжая лгунья и солдат"). В 1987 Ганелин переехал в Израиль, впоследствии неоднократно приезжал в Россию с сольными концертами, с контрабасистом Виктором Фонаревым и ударником Микой Марковичем, выступал на европейских фестивалях в дуэте или трио (с саксофонистом Пятрасом Вишняускасом, барабанщиком Аркадием Готесманом, с израильскими музыкантами). В 90-е годы он много занимается композицией, активно используя компьютерные средства, преподает в консерватории в Иерусалиме.
Саксофонист Пятрас Вишняускас принадлежит к счастливому поколению восокопрофессиональных музыкантов, которыми славится Литва в последние два десятилетия. Несомненно важную роль в становлении джаза в бывшей советской республике сыграли участники трио ГТЧ, в частности - Владимир Чекасин, наладивший обучение импровизационному искусству в Вильнюсе на всех уровнях музыкального образования. В 1981 году он представил на "всесоюзной" сцене своих учеников - Пятраса Вишняускаса и Витаутаса Лабутиса. Теперь, спустя более чем два десятилетия оба музыканта - мэтры, признанные в Европе и мире.
Берт Ноглик: "Для меня музыка Пятраса Вишняускаса остается незабываемой благодаря его ясной, индивидуальной концепции. Использование мелодики традиционной народной музыки - характерная черта этого саксофониста, отражающая главные идеи современного джаза, воплощающего композиторский подход к новой импровизационной музыке. Сам он говорит, что его чувство народной музыки - часть его музыкальной индивидуальности. И добавляет: "В Литовских народных песнях я слышу эхо Джона Колтрейна; я пробую объединить это со свободной формой выражения, предлагаемый современным джазом".
Пятраса Вишняускаса можно слышать на большинстве джазовых фестивалей во всем мире. Он выступал со Стивом Лейси, Ханом Беннинком, Йоном Христенсеном, Томашем Станько, с биг-бэндом Владимира Чекасина, с Кентом Картером, Тео Йоргенсманном, Джимми Оуэнсом, Эллиотом Шарпом, с РОВА квартетом , Чарли Мариано и многими другими. Кроме того, его можно слышать в дуэте с выдающейся исполнительницей литовской народной музыки - певицей Вероникой Повилионине. Для него пишут симфоническую и камерную музыку современные академические композиторы.
Клаус Кугель удачно объединяет в себе качества высокопрофессионального барабанщика, мыслящего в русле современного джаза, и активного менеджера. Его партнерами в разное время были Томаш Станько, Збигнев Намысловский, Кенни Уилер, Чарли Мариано, Карл Бергер, Кент Картер, Джон Чикаи, Ли Кониц, Анатолий Вапиров, Энвер Измайлов, Корнел Хорват, Гленн Мур, Бобо Стенсон, Владимир Волков и многие другие. С 1986 года Клаус регулярно выступает в составе квартета Мишеля Пилька, с 1989 - с Пятрасом Вишняускасом, с 1994 - с Тео Йоргенсманном. С 1986 он был участником многих десятков джазовых фестивалей мирового значения, в том числе в Кельне, Констанце, Лейпциге, Вильнюсе, Йокогаме, Амстердаме, Ванкувере, Монреале, Мюнстере, Варне, Дамаске, Ганновере, Сан-Франциско, Москве.

Dainius Pulauskas ProjectDainius Pulauskas Project
Дэйнюс Пулаускас - lead, keyb, Валериюс Рамошка - tp, Витаутас Лабутис - sax, Владислав Борковский - bg, Линас Буда - dr, Аркадий Готесман - perc
Дэйнюс Пулаускас окончил Литовскую академию музыки по классу фортепиано. С 1981 года выступал в составе группы "Oktava", лидером которой стал в 1990 году. В том же году на фирме "Мелодия" вышел первый виниловый диск Пулаускаса - "Viltis" ("Надежда"). Первый настоящий джазовый опыт пришел к Дэйнюсу в годы сотрудничества со "Skirmantas Sasnauskas Quartet". Покинув в 1995 году этот коллектив, уже через год, в 1996, по инициативе Дэйнюса был сформирован первый состав джазовой группы, носящей его имя. Сразу же после появления на свет в 1997 году дебютного альбома "Penetration" группа начала активное вторжение на фестивальные площадки мира: "Kaamos Jazz", "Linna Jazz" (Финляндия), "Jazz In Marciac", "Rive de Gier" (Франция),"Jazz Baltica", "Gotingen Jazz" (Германия), "Controindicationi 4" (Италия), "Jazz At The Baltic" (Швеция), "Varna Jazz" (Болгария), "Willisau Jazz" (Швейцария), "Kongsberg's Jazz" (Норвегия). Когда в 1998 году для записи второго диска "1999" к группе присоединился известный литовский саксофонист Витаутас Лабутис, в их музыке стало еще больше импровизации. Так родился секстет и новое прочтение свободы. До них в литовском джазе было все, кроме этого: стильного и тонко сделанного фьюжн с этническим налетом. Для своих композиций, ставших музыкальным базисом группы, Дэйнюс Пулаускас черпал вдохновение и в литовских пейзажах и в творчестве "The Zawinul Syndicate" и "Chick Corea Elektric Band". Музыканты группы - высочайшего уровня инструменталисты. Им подвластно все: от классического джаза до авангарда, от фьюжн до джаз-рока. И, главное, им подвластна музыка Пулаускаса: гармония цепного ритма и спиралей ностальгии, романтизма и новаторского азарта. Она чрезвычайно ритмична и ярка (мелодия запоминается практически после первого же прослушивания), выверена и проста так, как бывают просты только самые гениальные вещи: ни убавить, ни отнять. То же, кажется, касается и самого состава группы. 
Главная личность бэнда - лидер Дэйнюс Пулаускас. Как клавишник, он отрадно выделяется из массы подобных инструменталистов. Бесконечные возможности звуков электронных инструментов часто завораживают музыкантов, которые закапываются в технологии, в искусственной красивости. Здесь нет этого и в помине. На первом плане Музыка, а электроника служит лишь для выполнения художественной задачи. Пулаускас принадлежит второму поколению литовских джазменов (после ветеранов времен ГТЧ), он великолепно образован в композиторском отношении и лишен комплекса борьбы. Ему не нужно самоутверждаться - он занят музыкой. Кроме того, Дэйнюс имеет богатый опыт работы на поп-сцене, так что теперь он может сосредоточиться в самовыражении. Этот состав объездил всю Европу, заслужил самые лестные оценки; тем не менее отдача российской публики для него важна и значима.
Концертные программы представляет художественный руководитель проекта, джазовый обозреватель Михаил Митропольский

Сергей Мазаев, Андрей и Михаил Ивановы15 и 21-23 апреля в клубе "Марика" состоится фестиваль "Jazz in Time", который проводят братья Михаил (фортепиано) и Андрей (контрабас) Ивановы. 15 апреля в рамках фестиваля - премьера новой совместной программы братьев Ивановых и выдающегося российского вокалиста, солиста рок-группы "Моральный кодекс" Сергея Мазаева - "Мазай и Братия", в которой Мазай раскрывается не как рок-певец, а как исполнитель джазовых стандартов и хитов XX века (в настоящее время готовится запись альбома с этой программой). 21-23 апреля в фестивале принимают участие Георгий Гаранян, Виктория Пьер-Мари, Юрий Цаллер, Сергей Манукян, Дмитрий Севастьянов, Юрий Генбачев и инструментальный ансамбль "Мелодия" п/у Георгия Гараняна.
Начало концертов в 20-00. Адрес: Петровка, 21, тел. 921-6925.

Евгения Браганцева18 апреля в помещении Еврейского центра на Б.Никитской ул. (д. 47/3) в 14.00 в рамках "Рок-кабаре Алексея Дидурова" состоится концерт "Творческий портрет Евгении Браганцевой - Гитарледи", который будет вести сам Дидуров, регулярно проводящий эту уникальную творческую мастерскую со второй половины 1980-х. Евгения, лауреат конкурса джазового вокала в литовском Паневежисе, известна как лидер московских клубных проектов "ТуБас Грув" и "Дубль", работающих над соединением джаза и русского поэтического слова; завсегдатаи чата на портале "Джаз.Ру" знают ее как одного из старожилов этого уникального сетевого сообщества - Я-ЖЕ_тЭ. В "Портрете" примут участие музыканты обоих проектов Евгении.
Новые релизы
В продаже 
с 13 апреля (США)
  • Rabih Abou-Khalil: Morton's Foot, Enja Justin Time 3316 
  • Analysis: Nightlife, Q & W 1015 
  • Daniel Austin: Confidence in You, Orchard 804211 
  • Earl Bostic: Very Best of Earl Bostic - переиздание, Collectables 2886 
  • Gary Burton: Generations, Concord Jazz 2217 
  • Paquito D'Rivera with Arturo Sandoval: Reunion - переиздание, Universal Latino 360610 
  • George Duke: 1976 Solo Keyboard Album - переиздание, Wounded Bird 8208 
  • Frank Gambale: Raison d'Etre, Wombat 7014 
  • Gutbucket: Dry Humping the American Dream, Cantaloupe 21021 
  • Charlie Kunz: His Own Inimitable Style, Memoir 583 
  • Bruce McKenzie: Aesthetic Melodology, Orchard 803575 
  • Memphis Nighthawks/Chicago Rhythm Kings: Memphis Nighthawks & Chicago Rhythm Kings, Cygnet 1001 
  • Charles Mingus: Tonight at Noon - переиздание, Water 129 
  • Anna Montgomery: Lyin' in the Face of Love, DJM 505 
  • The New Quintette du Hot Club de France: New Quintette du Hot Club de France - переиздание, Iris 3001811 
  • Paal Nilssen-Love/Hakon Kornstad: Schlinger, Smalltown Supersound 77 
  • Red Hawk/Nine Reyos: Songs Remember, Orchard 803574 
  • Sebastian Schunke: Mouvement, Universal Latino 360609 
  • Cal Tjader: Best of the Concord Years - переиздание, Concord Jazz 2228 
  • Various Artists: Jazz Lounge, Vol. 2, Water Music 060409  

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2004
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Дмитрий Ухов,
Петр Ганнушкин,
Алексей Баташев,
Геннадий Сахаров,
Гульнара Хаматова,
Эвелина Осипян,
Яна Кобзева,
Анастасия Костюкович,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AMG,
соб.инф.

Фото:
Гульнара Хаматова,
Кирилл Мошков,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service