502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.10.2


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 14
2004

Джаз в Нижневартовске: жизнь есть!
Не припомню, чтобы у нижневартовского рояля Steinway - жителя сцены Дворца искусств - когда-нибудь было такое великолепное настроение, как 16 марта. Инструмент пел так, что, казалось, у него есть душа. Живая душа. Способный изменять свое настроение в зависимости от того, кто прикоснулся к его клавишам, в этот раз рояль был ярым холериком, истосковавшимся по джазу - и джаз был изумительным. Незабываемой встрече провинциального рояля с композитором и пианистом Давидом Газаровым, приехавшим из Германии, зал аплодировал стоя...
На днях Геннадий Калинин - главное действующее лицо джаза в Нижневартовске - представил местной публике джазовый биг-бэнд "Югра". Месяца два назад музыканты-поклонники джаза создали этот профессиональный коллектив, и его самопрезентация открыла праздник джаза. 
Первая пара мажорных композиций завела зал, настроила на непредсказуемый джаз-лад, - и вот тут вышла Ирина Горшкова. Ее появление на мгновение оживило и тут же угомонило публику. Зал буквально вымер - в ожидании голоса. Английский язык - не препятствие для понимания джаза, потому что не он - козырь жанра. Эта музыка универсальна и всемирна. Зародившись в Америке, джаз стал доступным для всех. Потому что все мы чуть-чуть американцы: любим быть демократичными, зависим от настроения и предпочитаем рискованность - размеренности... А потом заиграл классический состав музыкантов: фортепиано, барабаны, перкуссия, контрабас, саксофон и труба. Первый акт концерта завершил долгий блюз. Сольные импровизации трубача Геннадия Калинина и саксофониста Владимира Панфилова взрывали зал. Наверное, только эти духовые инструменты способны так воодушевлять: матовый тон трубы, перекликающийся с голосом саксофона - он чуть с хрипотцой, словно прокуренный... Под пальцами Давида Газарова, способного подчинить себе любой инструмент, соло запел рояль: то по-немецки четко, точно, то по-русски задумчиво, выжидательно. В последний момент, когда, кажется, музыка потухла и более не воскреснет, - барабаны иркутского музыканта Сергея Кушилкина вступают в битву за жизнь ритма. Начиная постепенно, по чуть-чуть, дробные удары заставляют подать голос контрабас томского музыканта Асхата Сайфуллина; рояль звучит громче, жестче; фоном звучит перкуссия еще одного томича, Андрея Бирюкова - и вот знакомый мотив воскрес, возродился. Музыка возвращается: чуть сентиментальная и столь непредсказуемая. Секунду назад державшая зал в напряжении, она входит в изначальное свое грубовато-ласковое состояние и расслабляет. Саксофон и труба - как будто не они стали первопричиной исступления публики, ее жажды умиротворения и покоя - снова начинают свою перекличку. Включается весь оркестр, звук нарастает - и бьется в агонии... И вот - заключительный аккорд джазовой мелодии, который никогда не бывает ее логическим завершением. Но это не смерть, а, скорее, рождение. Начало. Новой песни, новой мелодии. И предпосылка для того, чтобы пригласить изможденную, но удовлетворенную публику на новый концерт - дослушать джаз.
(С любезного разрешения Геннадия Калинина, фрагмент концерта - 192kbit, 3,5 мин, 4,5 Мб - доступен для скачивания).

- Интересно, а про "мурку в кожаной тужурке" они могут сыграть так же классно? - глупо улыбаясь, спросил парень лет двадцати двух у своей спутницы, расплачиваясь за пиво в баре.
Дурацкая и, казалось бы, безобидная шутка меня почему-то задела. 
Наверное, потому, что мартовского джазового концерта в Нижневартовске я ждала целый год. Давно хотела услышать игру на фортепиано знаменитого во всем мире Давида Газарова, а также игру наших звезд - трубача Геннадия Калинина и саксофониста Владимира Панфилова. 
Однако услышанная мною реплика, да и некоторые другие, которые не хочется вспоминать, привели к пугающей мысли: этих моих любимцев наша провинциальная публика - в большинстве своем - воспринимает как экзотику, что ли, нечто неземное и непонятное, которое легче охаять, чем воспринять всей душой... 
Вместо того чтобы расслабиться, раскрыться, многие из тех, кого "притащили" на тот концерт из благих намерений, скептично делали замечания. И лишь когда ансамбль вышел сыграть на бис, зааплодировали так, словно они - ярые поклонники джаза.
...Об этих своих наблюдениях я не осмелилась рассказать Геннадию Калинину, когда мы встретились с ним после концерта. Цель нашей встречи была другая: поговорить о новом явлении в Нижневартовске - джазовом биг-бэнде "Югра". 

Геннадий Алексеевич, насколько я знаю, в Тюменской области есть джазовые коллективы, но именно биг-бэнда - нет. Вы - первый, кто организовал такой большой коллектив в нашем небольшом городе. С какой целью?

- То, что Тюмень никогда не была джазовым городом, и в Тюменской области практически нет достойных оркестров, - это правда. Зато в Новосибирске есть профессиональный биг-бэнд (оркестр Владимира Толкачева - ред.) - пожалуй, лучший в России. Мы хотим равняться именно на этот город. Конечно, нельзя не учитывать, что в Новосибирске есть база: консерватория, музыкальное училище, симфонический оркестр, оперный театр и прочее. 
Но, надо сказать, у нас тоже есть, во-первых - профессионализм, а во-вторых - желание играть. Владимир Панфилов и я работали в профессиональных оркестрах. Сейчас нас окружают нижневартовские музыканты, которые могут - пусть и на среднем уровне - играть вместе с нами. 

Вы играете вместе уже третий месяц. Как думаете, осуществятся ли ваши задумки и сможете ли вы из имеющегося коллектива сделать достойный биг-бэнд?

- Вообще-то в оркестре профессиональных музыкантов мало. Да если бы даже все играли на инструментах профессионально - все-таки нужно иметь опыт работы в оркестрах. Только играя в оркестре, джазовые музыканты могут получить необходимые навыки, умения, знания - то, что в конечном итоге называется профессионализмом. Но специальной их подготовкой учебные заведения в России практически не занимаются. Я слышал, есть отделение при "Гнесинке" в Москве, но ведь этого мало (на самом деле, эстрадно-джазовых отделений в средних специальных и высших учебных заведениях России не так уж и мало, и уровень некоторых вполне неплох - ред.). Что касается Нижневартовска - здесь даже музыкального училища нет. В музыкальных школах, быть может, готовят хороших баянистов, пианистов, домбристов, но игре на духовых инструментах не учат.
Но, возвращаясь к нашей теме, скажу: я думаю, со временем у нас будет полноценный биг-бэнд. 

А что будет с вашим джаз-ансамблем "Модус"?

- Создавая оркестр, мы объединили уже имеющийся духовой оркестр и "Модус". Именно поэтому у оркестра как такового сейчас нет финансовой базы, нет ставок. Можно сказать, музыканты работают лишь на энтузиазме. 
Но, организовывая новый коллектив, я прекрасно знал, какая сложная работа мне предстоит, так что нынешние трудности меня не слишком пугают. Начав со "взрослого" оркестра, я хочу создать еще "ученический", молодежный, чтобы уходящих по каким-то причинам музыкантов было кем заменить. 
...Вы понимаете, я долго шел к этому. Меня приглашали в другие города, за рубеж, но я хочу сделать что-то значимое именно здесь. Я не умею работать просто так, за зарплату.

Заявляя на городском уровне о своих планах, вы чаще встречаете препятствия или понимание?

- Препятствия, конечно, встречаются часто. Один из запомнившихся случаев: однажды нам запретили покупать обувь для оркестра, мол, не положено. Позже выяснилось, что и можно, и положено. 
Но дело не в этом. Чтобы сформировать хороший оркестр, нужно приглашать на работу музыкантов из других городов. Например, из того же Новосибирска, где есть много талантливых, но не востребованных джазовых музыкантов. Пока, к сожалению, такой возможности нет.

Потому что нет денег или... заинтересованности? 

- Насчет денег пока не буду говорить. Конечно, развивать финансовую базу необходимо: закупать инструменты, ноты, партитуры. Но я надеюсь это обсудить лично с главой города...

Я знаю, что один музыкант биг-бэнда купил себе саксофон за 140 тысяч рублей...

- Если человек решился на это, значит, не мыслит своей жизни без музыки. Поэтому такой - истинно душевный - порыв вполне понятен. Владеют столь дорогими инструментами у нас два человека: Геннадий Кисляков и Владимир Панфилов. 
Но это ведь единицы. В общем же и целом инструменты должны помогать покупать городские власти, окружные - если они заинтересованы в том, чтобы развивалась культура. Хотелось бы узнать у главы города Бориса Хохрякова его мнение: нужен ли вообще Нижневартовску джазовый биг-бэнд? Профессиональный и солидный?

Почему бы и нет?

- Джаз - это такая музыка... Он стоит на вершине музыкального Олимпа: по сложности исполнения, по восприятию. Джаз почему-то считается элитарной музыкой. На самом деле это не так, хотя и понять джаз - непросто. 
Доказательство тому - прошедший в марте в рамках проекта "Hot Siberian Jazz" концерт. Ну кто там из зрителей особо понял эту музыку? Но ведь на эмоциональном уровне они восприняли ее очень здорово. 

А вы готовы работать на публику, которая способна воспринять вашу музыку лишь эмоционально?

- Конечно. Потому что уверен, что культуру надо прививать - постоянно. Именно хорошую культуру с многолетними традициями, а не такое недолговечное явление, как попса - впрочем, большинство людей уже и так на ней прочно "сидят", как на наркотике. 
Самое страшное, что попса отнюдь не отражает музыкальные и интеллектуальные пристрастия россиян. Наша попса - это когда не совсем духовные люди, имея много денег, навязывают свои вкусы - например, посредством телевидения. Именно поэтому мы имеем сейчас неконкурентоспособную пресквернейшую музыку, которую без задней мысли поглощает масса людей, в первую очередь - молодежь. А ведь у нас есть хорошие музыканты!.. Честное слово, меня лично это так угнетает, что я даже телевизор уже не включаю...

Почему? Есть один хороший кабельный канал...

- Вы говорите о "Mezzo"? Было бы преступлением поменять его на канал, подобный "Романтике"! Это ведь лучший европейский культурный канал! Там звучат самые лучшие симфонические, классические произведения, оперы, а по ночам - джазовые концерты. Впрочем, у многих россиян с классической музыкой почему-то ассоциируются похороны именитых особ. Помню, когда умерли Брежнев, Андропов, Черненко, крутили именно классику... 
В Европе, в отличие от провинциальной России, все-таки в областных центрах, столице все по-другому - классика, да и просто хорошая музыка, гораздо более популярна. Например, я в течение полугода жил в Норвегии, так там в городке с населением 25 тысяч есть 15 духовых оркестров, причем с отличнейшей материальной базой. Как какой-то праздник - они играют везде и буквально все: от Брайана Адамса до той же классики.
А в Америке, на родине джаза, люди прекрасно разбираются в формах, стандартах джазовых произведений, потому что джаз постоянно звучит по радио. 
Может быть, сейчас его не так часто крутят, но, помню, когда я там был, эта музыка звучала почти постоянно. В это время у нас, в СССР, был "занавес", и поэтому массовости ни у джаза, ни, к примеру, у латиноамериканских танцев не было. Подпольно звучал "Голос Америки", на этом радио была передача "Час джаза" - грязный эфир энтузиасты, в том числе и я, ловили, записывали, разучивали дома... 

Вы так говорите о российской публике и зарубежной... Я не думаю, что все так плохо. В Нижневартовске, конечно, этого нет, но в Екатеринбурге, например, все театральные и оперные премьеры, да и просто спектакли, концерты в филармонии собирают немало истинных ценителей хорошей музыки. Иногда, приезжая в Екатеринбург, я не могу купить билет на концерт "с рук" даже за десять минут до его начала - как это принято в больших городах. Потому что билеты раскупаются за 20-30 дней и такие концерты, разумеется, проходят при полном аншлаге... А вы, Геннадий Алексеевич, пессимист?

- Нет, скорее - реалист, удрученный действительностью.

Насколько я знаю, в мае у вас юбилей...

- Да. Мне исполняется двадцать пять (смеется). На самом деле мне исполнится 55 лет. Конечно, к юбилею мы подготовим отличный концерт для горожан - он состоится в конце мая.

Эвелина Осипян,
студентка УРГУ (Екатеринбург), 
г. Нижневартовск

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service