ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 19-20
2004

Би Би Кинг: прощальная гастроль Короля
Итак, прощальный концерт Би Би Кинга в Москве, Кремль, 18 мая. Король постарел, и здоровье вынуждает его уйти на покой. Большую часть теперешних своих дорог Би Би Кинг преодолевает в кресле-каталке, но он Артист, - и на сцену, к публике, мужественно выходит на ногах. "Моя группа разрешила мне играть сидя, если захочу", - извиняется он за то, что не может, как пять лет назад, отыграть весь концерт стоя.
Он вообще много разговаривает с публикой. Шутит, разыгрывает сценки с музыкантами из группы, немного паясничает. Это старая школа, она старше, чем сам Би Би Кинг - это наследие негритянских водевильных шоу, тех, что катались по городам и весям Североамериканских Соединенных Штатов больше сотни лет назад, когда артист должен был быть универсален - и спеть, и станцевать, и сыграть гэг, и прочревовещать. Это устаревшая традиция; в наше динамичное время заводных попрыгуний она выглядит немного нелепо; но это прикосновение к истории. Как и сам Би Би Кинг: он видел великих блюзовых корифеев прошлого; он творил блюзовое настоящее; его наследие, несомненно, ляжет в фундамент блюзового будущего, - если таковое будущее состоится. А в этот вечер он играл для нас.
Он исполнил многое из того, что считается его золотым репертуаром: "Bad Case of Love", "Please Accept My Love", "Paying the Cost to Be the Boss", "The Thrill Is Gone", сентиментальную "I Need You So" со своего последнего альбома, старый хит Биг Билла Брунзи "Key to the Highway", потрясающий блюз "Downhearted (How Blue Can You Get)", - который так ждал лично я... И только обычный свой открывающий номер "Everyday I Have the Blues" он заменил в новой программе на песню с говорящим названием "I Will Survive".
Как выступающий артист, впрочем, Би Би Кинг, кажется, все тот же, - разве что играет сидя. Все так же мощен его блюзовый рык, так же блестящи сольные проходы, которые он извлекает из своей неизменной подруги - гитары по имени "Lucille" (на самом деле это уже шестнадцатая ее копия), так же выразительны мимика и жестикуляция. Разве что, наверное, прибавилось стариковской сентиментальности, которая настолько ярко окрашивала лирические номера, что начинало щипать в глазах. Возможно, он немного выдохся к концу двухчасового (!) шоу, но я этого не заметил. Человек, у которого, согласно сообщению прессы, 76 приемных детей - он общается с залом, как любящий дедушка с выводком любимых внуков, и произвольно изменяет слова любовной баллады так, что она начинает относиться к каждому в зале: "I don't even know your names... But I love you just the same", - и широким жестом обводит лежащий перед ним в темноте зал. Древняя традиция шоу, замечательная музыка, великое исполнительское мастерство и умение наладить персональный контакт со зрителем; Би Би Кинг - это потрясающе эффектный коктейль, он действует безотказно.
Приближался момент прощания, и одним из последних номеров концерта было посвящение другу - Луи Армстронгу. "Я верю в иную жизнь, - сказал, предваряя ее исполнение, Король, - И я верю, что когда меня уже не будет с Вами, мы будем - там - играть с ним джем". И, указуя перстом на небеса, он запел старый нью-орлеанский стандарт: "When the Saints go marching in - yes, I wanna be in that number, when the Saints go marching in"...
И пусть не в моей, и вообще не в человеческой компетенции решать этот вопрос, но и я бы желал, чтобы, когда придет тот самый им упомянутый день, для старины Райли Би Кинга, всю жизнь дарящего людям добро и радость, нашлось бы место в колонне Святых, идущих в рай.

Михаил Бирюков
фото: Анатолий Морковкин ("Новые известия")

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service