ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 21
2004

Челябинск: воплотить Мэтини
Валерий Сундарев16 мая в Челябинске в муниципальном центре "Театр+кино" состоялся концерт нового коллектива известного челябинского гитариста Валерия Сундарева "Play". Местная джазовая тусовка с трепетом ждала этого музыкального события, поскольку Сундарев сотоварищи решился воплотить в жизнь то, чего еще ни разу не делал ни один российский и даже европейский джазовый коллектив. Для этого Валерий Сундарев и собрал новую команду. В нее были приглашены "первые лица" челябинского джаза - барабанщик Виктор Риккер, басист Максим Кореневский, пианисты Константин Щеглов и Леонард Спадавеки, еще один гитарист Игорь Петров и перкуссионист Игорь Борискин. 
Челябинцы подготовили трибьют звездe американского современного джаза, композитору и гитаристу-виртуозу Пэта Мэтини. Он посвящался его 50-летнему юбилею, который сам композитор, а вместе с ним и вся "музыкальная общественность", отметят в этом году. Уникальность мероприятия состояла в том, чтобы одним составом на одной площадке исполнить произведения Мэтини, написанные им в разные периоды его творчества. Почти чудом к челябинским музыкантам попали авторские партитуры Пэта Мэтини. 
Сложность задачи состояла в том, чтобы сохранить ту кажущуюся легкость и воздушность, которой наполнены его произведения, воспроизвести их неповторимое полифоническое звучание, сыграть так, как это делают музыканты Pat Metheny Group (проще говоря, не ударить в грязь лицом) и в тоже время отразить свое отношение к этой музыке.
Кто-то скептически замечал, узнав об этом проекте, что это Сизифов труд. Однако, как заметил Виктор Риккер, каждый из участников группы "Play" не только являлся поклонником творчества Мэтини, но и многие годы мечтал сыграть его произведения на сцене. К осуществлению "мечты" Сундарев со своим коллективом подошли очень основательно. Во- первых, предстояло решить чисто техническую проблему - воплотить "голыми руками" то, что Мэтини на концертах делает при помощи секвенсоров. К огромному сожалению, большого опыта работы с таким оборудованием на живых сценических площадках в столице Южного Урала пока нет (хотя в студиях каждый участник коллектива общается с секвенсорами и компьютерными сэмплами на "ты"). А во-вторых, каждый должен был освоить партии сопутствующих ударных инструментов. Музыканты группы "Play" , подобно участникам Pat Metheny Group, вмиг превратились в мультиинструменталистов. Так, к примеру, Игорь Петров, исполнял партии ритм-гитары, играл на мелких ударных и пел.
Но главное - почти неповторимый гитарный тембр Мэтини. Его Валерий Сундарев воспроизвел с помощью гитарного синтезатора и комплекта аналоговых педалей (огромное спасибо самому юбиляру, который на своем сайте раскрывает секреты звука в полной мере; еще бы иметь возможности по приобретению оборудования!). Кстати, технический инструментарий челябинцев повлиял и на компиляцию композиций в концерте. А она оказалась на удивление удачной. Впрочем, те, кто пришел на концерт в Муниципальный центр "Театр +кино", творчество Мэтини явно любили и знали, потому как с восторгом встречали каждую пьесу. А любителей американского гения гитары в Челябинске оказалось предостаточно: зал был переполнен. Не помешал даже курьез, случившийся с афишами концерта. Имя Мэтини было напечатано по-английски на кириллице. Но челябинские меломаны догадались, что Рат Метнепу - тот, кто он (Pat Metheny) есть, и никто иной. 
"На мой взгляд", говорит Валерий Сундарев, "программа была выстроена для неподготовленной публики, которая могла бы соотнести ранние композиционные опыты с последними изысками Мастера". 
Откровением для публики явилось начало второго отделения, когда Валерий Сундарев в течении трех с половиной минут исполнял авторскую интродукцию, которая постепенно переросла в пьесу Мэтини под названием "If I Could", посвященную Уэсу Монтгомери. Исполнение"If I Could" и "Spring Ain't Here" явилось кульминационным моментом концерта. Хотя, на мой взгляд, задача, поставленная композитором (cm 11 - fm 11), была более интересна для импровизатора, чем для слушателей. 
Сундарев лил слезы на глазах у изумленной публики, исполняя не очень известную тему юбиляра, а после того как она (тема) незатейливо перешла в совершенно другую по настроению и ритму "Spring Ain't Here", присутствующие в зале были эмоционально глубоко тронуты.
Пьеса "Are You Goin' With Me" в своем оригинальном звучании с прекрасным соло Леонарда Спадавекки на духовой гармонике и завораживающей импровизацией на гитарном синтезаторе привела публику в состояние массовой медитации, что явилoсь, на мой взгляд, показателем класса исполнителей.
Виктор Риккер и Игорь Борискин поставили завершающую точку в первом отделении, блестяще исполнив соло на барабанах и перкашн в пьесе "Straight On Red". 
Естественно, сложность материала не позволяла исполнителям чувствовать себя настолько свободно, насколько они бы могли позволить себе в рамках традиционного репертуара . Это было отчасти заметно в пьесе "Have You Heard". 
И что удивительно, музыкантам "Play" удалось достичь такого результата, когда не хотелось сравнивать - как тот или иной фрагмент сыграли в оригинале Пэт Мэтини, Лайл Мэйс и прочие. Снимаем шляпу перед их талантом, но в тот момент вашему покорному слуге хотелось просто слушать музыку. А она была прекрасна. Думаю, что многие слушатели ушли с концерта группы "Play" в состоянии глубокого катарсиса. Более того, этот концерт патриархи челябинского джаза Станислав Бережнов и Георгий Анохин назвали одним из главных событий челябинского джазового года. 
Сами музыканты после концерта говорили, что сбылась их мечта. Приятно сознавать, что этот проект не будет разовым. Коллектив намерен полноценно выступить на международном джазовом фестивале "Какой удивительный мир!", который проходит в Челябинске с 4 по 6 июня. Кроме того, у музыкантов уже имеется ряд приглашений с гастролями по городам Челябинской области. 
Огромное спасибо компании "U-Sound" и лично Валерию Беспалову, предоставившему все звуковое оборудование, и Сергею Спиридонову (Репе) за мучения за пультом . 

Наталья Риккер
"Студия 1", Челябинск

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service